Где шипуют шины toyo: Какие зимние шины лучше: с шипами или без? | TOYO TIRES

Какие зимние шины лучше: с шипами или без? | TOYO TIRES

Когда речь заходит о зимних шинах, люди непременно делятся на приверженцев шипов и тех, кто предпочитает фрикционные шины. Спорить о том, что же лучше, можно долго, но в конечном итоге каждый принимает решение для себя. Если вы стоите перед таким выбором, предлагаем прочитать статью, опубликованную в журнале «5 Колесо», в которой подробно описаны все плюсы, минусы и особенности тех и других шин. Возможно, этот текст поможет вам сделать свой выбор.


 

Я хорошо помню времена, когда возможность приобрести новые шины считалась большой удачей. Чуть позже можно было заказать друзьям и знакомым, отправляющимся в Финляндию, «бэушные» шины с местных свалок. Сегодня на российском рынке большой выбор шин от разных производителей, с разнообразием характеристик и цен. И именно это сейчас осложняет выбор. Но когда речь заходит о зимних шинах, то нередко одним из основополагающих критериев выбора становится шипованный или фрикционный тип шины

ОПТИМИСТЫ, ПРАГМАТИКИ И «БЫВАЛЫЕ»

По статистике, около 70 % жителей мегаполисов предпочитают шины нешипованные. И их я бы отнес к прагматично-оптимистичной категории водителей. Действительно, в большинстве крупных городов России зимние дороги представляют собой смесь мокрого асфальта, снежной каши вперемешку с реагентами и утренней наледи. С первыми двумя факторами фрикционная шина должна справляться без особого труда. Кроме того, многие отмечают удобство использования фрикционных шин в пограничный период, когда уже преобладает сухой асфальт, но нет-нет, да и выпадет снег, а утренняя температура нередко опускается ниже нуля. При эксплуатации в таких условиях шипованной шины многие боятся снижения ее характеристик (особенно показателей торможения на сухом асфальте), потери шипов (что, естественно, сокращает срок службы шины) и снижения акустического комфорта. И последнее нередко является решающим при выборе: от шипованных шин отказываются лишь потому, что цоканье шин по асфальту является сильным раздражающим фактором, а посему все остальные положительные свойства и высокие характеристики «шиповки» даже не рассматриваются. Но если мы говорим о движении в условиях гололеда, то лучшего оружия, нежели шипы, для этих условий пока не придумано. Поэтому стоит реально оценить, сколько раз за зиму вы попадете в меняющиеся погодные условия, как часто придется выезжать на загородные дороги и насколько реальна эксплуатация автомобиля там, где уборочная техника является нечастым гостем. И, разумеется, рано или поздно вы попадете в категорию «бывалых», попробовавших ту и другую категории шин и сделавших свой выбор. Но, определившись в своих пристрастиях, не стоит забывать все, о чем сказано выше. А теперь о том, как работают разные по концепции шины на зимней дороге и какие все же шины лучше выбрать.

ЧТОБЫ ЦЕПЛЯЛА — ЗИМНИЕ ШИПОВАННЫЕ ШИНЫ

Зима бывает разной. Фраза банальная, но именно по этому принципу инженеры шинных компаний и разрабатывают свои продукты. И зимние шины, предназначенные для рынков Центральной Европы, отличаются от шин для Скандинавии и России. Но сейчас мы будем говорить о шинах шипованных , использование которых в странах Центральной Европы запрещено законодательно. И отнюдь не потому, что характеристики этой категории в чем-то нехороши: мягкая зима в регионах позволяет обходиться шинами фрикционными и не думать о разрушительном воздействии шипов на дорожное покрытие. А в горных районах Италии, Франции или Австрии обязательно использование цепей противоскольжения. Но вернемся к шипованным шинам и рассмотрим использованные при их производстве технологии на примере модели Observe G3-IСЕ, продукта компании Toyo Tires.

Расположение шипов на предыдущей модели Observe G2S (слева) и шине Observe G3-ICE

Характеристики Observe G3-ICE, улучшенные благодаря оптимизированному распределению шипов

Частицы скорлупы грецкого ореха в смеси протектора шины, врезающиеся в поверхность льда (технология Toyo Microbit)

 

Дизайн рисунка протектора. A — V-образный дизайн: улучшенный дренаж. B — 3D-мультиконтурные ламели способствуют сохранению формы блоков протектора при прямолинейном движении и в поворотах. C — Пилообразные края блоков протектора цепляются за снежную поверхность и обеспечивают уверенное торможение и сцепление на льду и снегу. D — Специальный выступ в плечевой зоне усиливает сцепление на снегу. E — Рифленые боковые блоки увеличивают сцепление при движении в глубоком снегу и колее.

Сначала о шипе, который, собственно говоря, и является визитной карточкой этой категории шин. В его конструкции используются или стальной, или алюминиевый корпус и твердосплавная вставка. Но это общая схема, а форма, дизайн и материал, из которого изготовлен шип, — особая тема для разработчиков. Это касается и отверстия в слое протектора, в котором шип крепится. Так, в конструкции Observe G3-IСЕ отверстие призвано не только надежно удерживать шип, но и помогать его работе на ледяной поверхности — для этого края отверстия снабжены лучами с острыми кромками. И здесь нужно помнить еще об одной особенности шипованных шин. Она касается «скандинавского» законодательства, регламентирующего количество шипов на погонный метр беговой дорожки шины, которое не должно превышать 50 штук. Таким образом, сцепные свойства шины во многом зависят от того, каким образом шипы расположены на площади беговой дорожки. На предыдущей модели Toyo Tires, шине Observe G2S, ошиповка была произведена таким образом, что со льдом контактировало 12 рядов шипов. В модели Observe G3-IСЕ расположение шипов было оптимизировано, и теперь в непосредственном контакте со льдом находится 20 рядов шипов. Но важно не только число шипов в пятне контакта шины с дорогой, но и сила их воздействия на лед в разных режимах движения. Шипы в протекторе Observe G3-IСЕ расположены так, что при разгоне, когда увеличивается давление в центральной части беговой дорожки, активнее работают шипы этого сегмента шины. При торможении давление выше в жестких плечевых зонах, и за его эффективность «отвечают» шипы этой части шины. Оптимизируя расположение шипов, разработчики Observe G3-ICE не забыли и об улучшении того самого звукового комфорта, о котором мы говорили выше, и по сравнению с моделью Observe G2S уровень шума, издаваемого шиной Observe G3-ICE, был значительно снижен. Кстати, несмотря на то, что основная заслуга высокого уровня шума в шипованной шине принадлежит именно шипам, разработчики модели Observe G3-ICE сумели снизить (также в сравнении с Observe G2S) и уровень шума, издаваемого протектором, оптимизировав его рисунок с помощью компьютерного моделирования.

 

Большинство принципов, применяемых при разработке зимних шин, одинаковы как для шипованных, так и для нешипованных моделей. И разница здесь лишь в нюансах. К примеру, резиновая смесь, из которой изготавливается протектор. Одно из главных его свойств — это сохранение эластичности (а значит, и стабильности характеристик шины) при низких температурах. Наверняка вам доводилось слышать выражение «шина задубела». А значит, потеряла эластичность и возможность оптимально работать на скользкой поверхности. Сохранение эластичности при низких температурах обеспечивается правильным соотношением натурального и искусственного каучука, диоксида кремния, полимеров и прочих материалов в составе резиновой смеси протектора. Но в шипованной шине важна еще и способность резиновой смеси протектора надежно удерживать шип.

Как известно, идеальной шины не существует, поэтому разработчикам важно оптимизировать ее характеристики, сделать ее, насколько это возможно, универсальной на любом виде зимнего покрытия. И в случае с моделью Observe G3-ICE нужно обратить внимание на особенности дизайна ее протектора. Это V-образный симметричный и достаточно агрессивный рисунок — решение, при котором центральные канавки, соединяясь с теми, что расположены в плечевых зонах, обеспечивают хороший дренаж, осушая пятно контакта от воды и выводя из него снежную кашу. Поверхность протектора Observe G3-ICE испещрена тонкими зигзагообразными линиями — это мультиконтурные 3D-ламели, поддерживающие жесткость блоков протектора. Чем меньше смещение блоков, тем лучшую стабильность обретает шина при движении в повороте. А сцепление на укатанном снегу обеспечивают края блоков, выполненные в виде зубьев пилы. Помогают при движении по снегу и специальные выступы в канавках плечевой зоны.

ПО ЛЬДУ БЕЗ ШИПОВ

Какие же нешипованные зимние шины лучше? Презентуя модель Observe GSi-5, разработчики Toyo Tires говорили о том, что эта нешипованная модель должна совмещать как сцепные характеристики на льду шипованных шин, так и звуковой комфорт так называемой «липучки». И для решения этой задачи особое внимание было обращено на состав резиновой смеси. В первую очередь это стабильные характеристики компаунда при значительных перепадах температуры в различных дорожных условиях. А так как на помощь шипов в случае с моделью Observe GSi-5 при движении по льду рассчитывать не приходилось, то в состав резиновой смеси были внедрены микрочастицы скорлупы грецкого ореха (технология Microbit), улучшающие фрикционные свойства шины на ледяной поверхности. Кстати, подобное оригинальное решение было использовано и в шипованной модели Observe G3-ICE. Что же касается движения зимней шины по ледяной поверхности, то основной проблемой, препятствующей сцеплению, является тонкая водяная пленка, образующаяся в пятне контакта шины со льдом. В составе компаунда Observe GSi-5 для этой цели использован порошок бамбукового угля, выполняющий роль абсорбента, осушающий поверхность дороги в пятне контакта. В свою очередь, постоянную площадь пятна контакта обеспечивают мультиконтурные ламели, конструкция которых также придает жесткость блокам протектора. Это очень важно, так как чем меньше сдвиг блоков при движении, тем стабильнее поведение шины на всех видах покрытия, как при прохождении поворотов, так и при торможении. В шине также использована технология паукообразных ламелей, которые усиливают сцепление во всех направлениях. Что касается дизайна протектора, то четыре широкие продольные канавки эффективно отводят воду и снежную кашу из пятна контакта зимней шины с дорогой. Сцепление на укатанном снегу обеспечивают «фирменные», характерные для зимних шин Toyo, зубчатые края блоков протектора.

1 — Широкие продольные канавки способствуют эффективному отводу снежной каши и воды из пятна контакта шины с дорогой. 2 — Мультиконтурные ламели увеличивают жесткость блока протектора и обеспечивают стабильное пятно контакта, а также улучшают торможение на льду, снегу и влажном покрытии. 3 — Центральное ребро обеспечивает курсовую устойчивость, а волнообразные ламели улучшают сцепление при движении во всех направлениях. 4 — Большие блоки протектора с зубчатыми краями улучшают характеристики при торможении или ускорении на снегу и слякоти. 5 — Технология «Паукообразная ламель» максимально увеличивает сцепление при поворотах, ускорении и торможении. 6 — Стреловидные ламели плечевой зоны улучшают сцепление при движении по снегу. 7 — Технология начальных ламелей обеспечивает улучшенное сцепление при начальной обкатке шины. 8 — Повышенное содержание силики в резиновой смеси протектора обеспечивает высокое сцепление на льду, снегу и мокрой дороге. 9 — Бесшовный опоясывающий слой обеспечивает стабильность формы шины на высоких скоростях и высокие скоростные характеристики. 10 — Сверхпрочный брекер способствует хорошей управляемости и курсовой устойчивости. 11 — Высокопрочный каркас из полиэстера обеспечивает хорошую управляемость и стабильное прохождение поворотов. 12 — Сверхжесткий бортовой наполнитель обеспечивает точное рулевое управление.

БЕЗ РЕВОЛЮЦИЙ

Все, о чем говорилось выше, — это некий «рентген» конструкций и технологий, применяющихся при разработке зимних шин. Для этого продукта характерен очень быстрый прогресс. Да, проходит он без революционных изменений, но эволюционирует постоянно. Так, к примеру, в этом сезоне линейка зимних шин Toyo Tires обновилась моделью Observe Garit GIZ, в которой использованы технологии шины Observe GSi-5 и применены новые решения. В качестве «средств противоскольжения» здесь также использована скорлупа грецких орехов, но вместо порошка бамбукового угля роль абсорбента выполняют углеродные микропоры. Серьезно изменился и дизайн протектора. И это не единственные изменения, позволившие улучшить характеристики новинки. Эти-то характеристики, которые определяют поведение шины в условиях зимней дороги, и стоит учитывать при выборе шин. А с шипами они или без — дело частное.

 

Вышеприведенная статья опубликована на сайте журнала «5 Колесо» 05.10.2016 г. Ссылка на источник: http://5koleso.ru/articles/shiny/kakie-zimnie-shiny-luchshe-s-shipami-ili-bez

 

Японским шинам русская зима не страшна

 

5 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ЯПОНСКИМ ШИНАМ РУССКАЯ ЗИМНЯЯ ДОРОГА НЕ СТРАШНА

 

Фото сделано во время путешествия в Хибины, организованного журналом «Автомобили».

Вопреки распространенному мнению о том, что Япония — теплая страна, на северных островах государства выпадает довольно много снега, а гололед, метели и заносы не являются экзотикой для японцев. Поэтому в линейке TOYO представлены шины, рассчитанные на экстремальные зимние условия.

 

Зимние шины TOYO рассчитаны на эксплуатацию в суровых российских погодных условиях.

Новая шипованная шина OBSERVE G3-IСЕ была специально разработана для оптимального сцепления и торможения на льду и снегу. Благодаря более мягкому составу резиновой смеси протектор отлично сохраняет свои свойства при низкой температуре, при этом свойства удержания шипов не ухудшаются. Зубчатые края блоков протектора обеспечивают улучшенную управляемость на скользкой дороге, а рифленые боковые блоки незаменимы при движении в глубоком снегу и колее. Кроме того, OBSERVE G3-IСЕ отличается усовершенствованным распределением шипов по поверхности шины: во-первых, теперь шипы образуют 20 рядов для превосходного сцепления со скользкой дорожной поверхностью, а во вторых, шипы расположены так, чтобы снизить уровень шума при движении.

Фото сделано во время экспедиции в заполярье, организованной журналом «Автомобили»

 

 

Зимние шины TOYO разработаны с помощью компьютерного моделирования “TMODE”.

 

При создании шин в компании TOYO TIRES используют собственное программное обеспечение, которое еще на этапе разработки моделирует реальное поведение автомобиля на дороге.

Слалом-моделирование позволяет, зная точную траекторию движения автомобиля и распределение давления в пятне контакта, усовершенствовать сцепные характеристики шин во время поворотов и повысить износостойкость.

А благодаря моделированию эффекта аквапланирования инженеры TOYO TIRES досконально исследовали поведение шины в условиях слякоти и значительно улучшили характеристики отведения воды из пятна контакта.

 

 

Слалом-моделирование

 

Шины TOYO воплощают новаторские технологические решения

В компании TOYO TIRES не боятся экспериментировать — и в результате создают уникальные зимние шины. Например, разрабатывая шипованные шины OBSERVE G3-IСЕ и нешипованные OBSERVE GSI-5, инженеры TOYO TIRES использовали уникальную технологию 

TOYO Microbit: натуральные микрошипы из мелкораздробленной скорлупы грецкого ореха. Эти крошечные шипы вонзаются в лед, увеличивая сцепление со скользкой дорогой.

Они не стираются со временем: ведь скорлупа грецкого ореха добавлена в саму резиновую смесь. Поэтому шины, созданные с использованием технологии TOYO Microbit, обеспечивают надежное сцепление и торможение на снегу и льду на протяжении всего срока службы в суровых зимних условиях.

 

Использование уникальных природных материалов

Японские инженеры — непревзойденные специалисты в сочетании современных синтетических и природных материалов. В TOYО TIRES исследуют свойства природных материалов и, используя их уникальные характеристики, создают качественные зимние шины. Например, абсорбент влаги, полученный из порошка бамбукового угля, позволил значительно улучшить сцепление в нешипованных шинах 

OBSERVE GSI-5. Дело в том, что порошок из бамбукового угля является хорошим абсорбентом и позволяет убрать слой воды, образующийся при трении шины о ледяную поверхность, а это значит, что даже нешипованные шины с использованием такого абсорбента обеспечивают комфорт и безопасность на зимней дороге.

Частичка порошка из бамбукового угля в резиновой смеси под микроскопом

 

Все зимние шины TOYO проходят испытания в реальных условиях


Несмотря на то, что технический центр компании TOYO TIRES оснащен ультрасовре менным стендом для испытания шин Flat-Тrас II, все шины TOYO обязательно тестируются в реальных условиях на испытательном полигоне в Сароме, на севере Японии. Для этого региона характерны довольно холодные и снежные зимы, что позволяет сделать точные замеры силы сцепления, торможения и управляемости в реальных зимних условиях. Кроме того, компания TOYO TIRES регулярно проводит комплексные испытания в Финляндии, России и других странах, на рынках которых представлены шины TOYO.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Испытательный полигон TOYO в Сароме, Хоккайдо.

 

Тест-драйв шин Observe G3-Ice на полигоне в Ивало, Финляндия.

 

Подбор по автомобилю или типоразмеру

Найти ближайшего дилера

Перейти в каталог зимних шин

 

«…к счастью, мои партнеры – Toyo Tires, а значит, я езжу на отличных шинах с высокими характеристиками.

Шины, которые мы используем для трюков с управляемым заносом, довольно хорошо работают с момента установки и до полного износа, они стабильны при любых температурах.

Когда я выполняю все эти трюки, для меня очень важно, чтобы шины подо мной были управляемыми, чтобы они обеспечивали стабильно высокие характеристики при любой температуре и разной степени износа, и

я в восторге от того, что для съемки Climbhana мы использовали именно Toyo».

— Кен Блок, пилот WRC, создатель легендарной франшизы Gymkhana.

«Сложно поверить, что шины могут показывать такие высокие характеристики по всем параметрам, по которым вам хотелось бы. И все же именно эти внедорожные шины отвечают всем моим требованиям по проходимости и прочности. С шинами Toyo я способен достичь высоких результатов — поверьте моему опыту. Эти шины помогли мне завоевать несколько чемпионских титулов, и я – единственный пилот, дважды подряд победивший в Baja 1000».

— Би Джей Болдуин, пилот, выступающий в гонках по бездорожью, двухкратный победитель гонки Baja 1000

© Toyo Tire Corporation. 2023

Надежные и долговечные шины премиум-класса для грузовиков, легковых автомобилей, внедорожников и кроссоверов.

Шина повышенной проходимости Open Country R/T Trail обеспечивает лучшее сцепление на бездорожье, чем традиционная вездеходная шина, что особенно заметно на песке, грязи и глубоком снегу.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Представляем Celsius II. Наша новейшая всесезонная туристическая шина обеспечивает надежное сцепление в любое время года. От лета до зимы он обеспечивает комфорт при вождении, сцепление с влажной погодой и тягу на легком снегу, обеспечивая по-настоящему круглогодичную работу.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Celsius Sport разработан для обеспечения превосходной тяги высокопроизводительных роскошных автомобилей, внедорожников и кроссоверов. Он отмечен символом «Снежинка с тремя вершинами горы», обозначающим его способность работать в снегу, слякоти и льду для настоящей всепогодной работы.

Подробнее

Наша лучшая внедорожная шина для легких грузовиков, внедорожников и внедорожников с гарантией износа протектора до 65 000 миль.

Подробнее

ТИП ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

  • Легкий грузовик
  • внедорожник/кроссовер
  • Автомобиль
  • Грузовой фургон/грузовик
  • Коммерческий
  • Оригинальное оборудование
  • Коммерческий легкий грузовик

ЛИНИЯ ПРОДУКЦИИ

  • Открытая страна
  • Прокси
  • Экстенза
  • Цельсия
  • Соблюдайте
  • H-линия
  • M-линия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШИН

  • Лето
  • Всесезонный
  • Всепогодный
  • Зима
  • Шоссе
  • Вездеход
  • Внедорожник
  • Производительность
  • Конкурс

НАИМЕНОВАНИЕ ШИНЫ

  • Открытая местность
  • Открытая страна М/Т
  • Открытая страна Р/Т
  • Тропа открытой местности R/T
  • Открытая страна C/T
  • Открытая страна A/T III
  • Открытая страна A/T II
  • Открытый Кантри H/T II
  • Открытая страна Q/T
  • Открытая страна WLT1
  • Открытая страна SxS
  • Открытая местность M/T-R
  • Прокси
  • Проксес Спорт А/С
  • Прокс Спорт
  • Прокси R1R
  • Прокси ST III
  • Прокс R888R
  • Прокс R888
  • Прокси руб.
  • Прокси RA1
  • Прокси RS1
  • Прокси TQ
  • Расширение
  • Экстенса А/С II
  • Extensa HP II
  • Цельсия
  • Цельсий Спорт
  • Цельсия II
  • Цельсия
  • Цельсия CUV
  • Цельсий Груз
  • Соблюдать
  • Обратите внимание на GSi-6
  • Наблюдайте за G3-Ice
  • H-Line
  • Н08+
  • M-Line
  • М-55
Без сомнения, это были лучшие шины, которые у меня когда-либо были! SilverF150 на Open Country A/T II
Все просто и ясно: одни из лучших высокопроизводительных всесезонных шин, которые можно купить за деньги Уэйн на Proxes 4 Plus
Дождь, грязь, песок, гравий, каменистая местность, небольшие ручьи и т. д. и никогда не теряйте сцепление с дорогой или контроль WhiteHorse2015 на Open Country R/T
Отличное сцепление с трассы и в поворотах mcfrandon на проксах RA1
Я подверг эти шины всем возможным злоупотреблениям!!! cumminsman66 на открытой местности M/T
Особенно для дальней поездки. .. удивительный комфорт Fcardona91 на Versado Noir
Отличная уборка в грязи и хорошее сцепление с дорогой Den4537 на открытой местности C/T
Они держат дорогу мокрой или сухой, как сон AnthonyG0 на Proxes T1 Sport
рекомендую всем, кто не хочет каждую зиму переходить на зимние шины yso1964 по Цельсию

Прыжок Ухова на 2,41 м устанавливает планку жаркого лета

10 мая 2014 12:00

Вскоре после лучшего прыжка в высоту на открытом воздухе в своей жизни, не говоря уже о попытке побить европейский рекорд, россиянин Иван Ухов вернулся в свой гостиничный номер в Дохе, собирая вещи и готовясь к следующему испытанию.

Ему не приходится долго ждать, потому что в воскресенье в Японии он встречается лицом к лицу с человеком, с которым он мог бы обменяться ударами до конца лета.

Олимпийский чемпион Ухов стал звездой шоу на первой встрече Бриллиантовой лиги ИААФ в пятницу вечером с блестящим результатом 2,41 метра. Это был его самый дальний рост на открытом воздухе на два сантиметра и сенсационный способ начать сезон.

Следующая остановка Токио и противостояние с Богданом Бондаренко, чемпионом мира и конкурирующим прыгуном, который постоянно угрожал самому мировому рекорду в 2013 году. бросив вызов Бондаренко и остальным с типом выступления, которое обычно приберегается для пика лета, а не для первого соревнования, когда техника нуждается в настройке, а тело еще не в лучшей форме.

Когда пара встретилась на чемпионате мира в Москве, это был день Бондаренко, поскольку он одержал победу с рекордом чемпионата и сравнялся с национальным рекордом, по иронии судьбы, 2,41 м.

Ухов вернулся на четвертое место с результатом 2,35 м, но россиянин завершил этот сезон в закрытых помещениях с потрясающими 2,42 м, лучшим в мире, а его украинский коллега не участвовал в соревнованиях.

И вот таким образом начался главный летний сезон – мировой рекорд Хавьера Сотамайора в беге на 2,45 м с 1993 и европейский рекорд Патрика Шоберга в 2,43 метра с 1987 года находятся под угрозой.

Одним из наиболее показательных факторов 2,41 м Ухова (его предыдущий лучший результат 2,39 м был в Чебоксарах в 2012 году) было то, как он ловко выполнил его; штанга почти не качалась, даже если его разбег не выглядел чересчур убедительно.

Когда он приземлился, он криво улыбнулся и быстро сжал правый кулак, и сообщение стало ясным: многое еще впереди.

Не совсем в этот вечер, так как вся его энергия была израсходована, и он потерпел неудачу в своей единственной попытке побить отметку Шоберга, когда планка была поднята до 2,43 м, но он выиграл стильно, опередив канадца Дерека Друэна и Эрика Кинарда из США, занявшие второе место с результатом 2,37 м, и катарец Мутаз Баршим, обыгравший Ухова и завоевавший золото на чемпионате мира в помещении в Сопоте в марте, занял четвертое место по обратному отсчету.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *