Как пользоваться динамометрическим ключом со стрелкой: Как правильно пользоваться динамометрическим ключом? Использование, применение и затягивание динамометрическим ключом
Как правильно пользоваться динамометрическим ключом? Использование, применение и затягивание динамометрическим ключом
Сегодня динамометрический ключ является одним из самых распространенных приспособлений в сфере ремонта различной техники. Для чего предназначен динамометрический ключ? Инструмент нужен для того, чтобы передать на крепеж необходимое усилие, которое обеспечивает надежную фиксацию скрепляемых деталей. Несмотря на то, что это приспособление применяется уже около 100 лет в различных сферах деятельности, где встречаются резьбовые соединения, у некоторых возникает вопрос, как же правильно пользоваться динамометрическим ключом.
Инструкция по эксплуатации и применению динамометрического ключа
Чтобы передать на резьбовое соединение необходимое усилие, нужно правильно использовать любой динамометрический ключ. При применении инструмента необходимо соблюдать основные рекомендации и правила пользования динамометрическим ключом:
- Использование ключа в качестве обычного воротка или трещотки увеличит износ инструмента, поэтому ключ нужно применять только по назначению;
- Для обеспечения точности передаваемого усилия рекомендуется использовать только один переход сборного инструмента, т.
е одну торцевую головку между затягиваемым крепежом и присоединительным квадратом ключа;
- Запрещается увеличение плеча рычага с помощью разнообразных удлинителей, например, трубы;
- Не рекомендуется бросать или стучать по инструменту;
- Если ключ был только купленили давно не использовался, то для того чтобы внутренние механизмы инструмента смазались, необходимо сделать несколько нагружений на минимальном значении диапазона крутящего момента;
- После работы ключ лучше хранить в чистом и сухом месте. А при долгом хранении лучше произвести процедуру консервации, смазав корпус ключа тонким слоем масла;
- После измерений инструмент необходимо выставлять на начальное нулевое значение, чтобы пружина механизма не растягивалась, сохраняя точность измерений инструмента;
- Впоследствии пружина в ключах все равно ослабевает. Поэтому ежегодно или чаще необходимо производить проверку и регулировку (калибровку/поверку) инструмента на специальном стенде, чтобы повысить точность инструмента.
Ознакомившись с основными инструкциями по применению динамометрических ключей, предлагаем разобраться, как правильно затягивать болты динамометрическим ключом разных видов этого инструмента. В предыдущей статье мы рассматривали основные виды динамометрических ключей, их особенности, преимущества и недостатки.
Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа?
Данный вид ключей является самым распространенным и популярным инструментом среди профессионалов и любителей. Во время работы не нужно контролировать значения усилия. Принцип работы динамометрического ключа заключается в следующем: при достижении заранее выставленного значения силы, ключ издаст щелчок, который означает о завершении работы и инструмент, проскальзывая, не будет передавать на крепеж большее усилие, чем было установлено на шкалах инструмента.
Для того, чтобы правильно пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа необходимо знать, как выставляется нужное значение с помощью основной и вспомогательной шкалы.
Руководство по эксплуатации динамометрического ключа щелчкового типа:
- Раскрутить стопорную гайку внизу рукоятки ключа;
- Выставить значение нагрузки на основной вертикальной шкале с помощью вращающейся рукояти. И если необходимо, то нужно выставить значение крутящего момента на дополнительной круговой шкале внизу ручки, чтобы получить требуемое значение силы. Получается, что значение складываются с обеих шкал, фиксируя итоговое усилие;
- Закручиваем стопорную гайку внизу рукоятки ключа, чтобы зафиксировать выставленное усилие;
Теперь Вы знаете, как выставить момент затяжки на динамометрическом ключе. В зависимости от варианта ключа, шкалы могут иметь определенные отличия, например, различные цены делений, вид исполнения шкал или обозначение усилия в различных системах измерений (Н/м, Кг/м или в Футофунты lbf/ft). В каталоге AIST представлены различные щелчковые предельные ключи.
Закручивать резьбовое соединение необходимо до характерного звука ключа, который оповещает о достижении выставленного усилия.
Предлагаем посмотреть видео инструкцию: “Как пользоваться щелчковым динамометрическим ключом”
Подобные модели динамометрических ключей для автомобиля являются самыми востребованными на рынке. Имея небольшую стоимость инструмент удобен в работе, обеспечивает необходимую точность и прост в использовании.
Динамометрический ключ стрелочный: как пользоваться правильно?
В отличие от предыдущего вида инструмента, стрелочный ключ не имеет возможности выставить усилие заранее.
Как работает динамометрический ключ данного вида? Принцип действия довольно прост. Во время работы на определенный угол смещается рукоятка со шкалой значений, а указатель остается неподвижным.
Перед тем как пользоваться динамометрическим ключом подобного исполнения, необходимо изучить значения измерений шкалы и определить то положение указателя, при котором необходимо закончить работу. Шкала ключа может иметь различные значения измерений усилия. Это могут быть не только привычные Н/м, но и Кг/м или в Футофунты (lbf/ft), поэтому перед затяжкой необходимо точно определить, на каком значении шкалы необходимо закончить прикладывать усилие.
- 1 Кг/м ~ 10 Н/м;
- 1 Кг/м ~ 7,2 lbf/ft (Футофунты).
Как пользоваться динамометрическим ключом со стрелкой:
- Точно определить необходимое значение на шкале;
- Плавно, без резких движений производить затягивание резьбового соединения, контролируя показания указателя по шкале;
- Закончить работу при достижении необходимого усилия.
После просмотра видео станет понятно, как правильно пользоваться стрелочным динамометрическим ключом.
Первые два варианта инструмента относятся к шкальным динамометрическим ключам. В первом случае усилие устанавливается с помощью шкал, а во втором — контролируется по шкале.
Как затягивать цифровым динамометрическим ключом?
Подобный вид инструмента похож на предельный ключ, только вместо пружинного механизма, цифровой ключ использует электронную “начинку”, благодаря которой измеряется усилие. Принцип работы электронного динамометрического ключа: необходимое значение выставляется также заранее, а при его достижении ключ издает звуковой сигнал, оповещающий о завершении работы. На цифровом дисплее можно контролировать изменения прилагаемого усилия в конкретную точку времени.
Вся номенклатура данного инструмента является измерительными приборами, поэтому ключи требуют бережного хранения и должны использоваться строго по назначению.
Перед приобретением инструмента рекомендуем ознакомиться с материалом — Рекомендации по выбору динамометрических ключей
Динамометрические ключи — щелчковые, стрелочные, электронные
Необходимость применения динамометрических ключей.

Большинство технических устройств содержат в своей конструкции резьбовые соединения и в некоторых из них крайне важно контролировать усилие их затягивания.
Что будет с деталями которые плохо сжаты? В зависимости от условий эксплуатации они могут раскручиваться от вибрации, люфтить, а если соединены детали трубопровода, то образуется течь.
А что если затягивать с максимальной силой, без использования динамометрического ключа, а просто одев трубу-удлинитель на гаечный ключ?
В случае с легкими материалами, у которых низкий предел текучести, мы их просто продавим.
При сжатии стальных пластин наступит такой момент, когда болт перестанет вкручиваться в резьбу или гайку и если усилие не остановить, то ближайшие к опорной поверхности витки резьбы будут сорваны.
Поэтому нужен такой инструмент с помощью которого можно дозировать момент затягивания.
Самые популярные типы: стрелочные и щелчковые.
Стрелочный динамометрический ключ — самый дешевый среди всех видов.
В месте перехода рукоятки в присоединительный квадрат, у него установлена длинная стрелка-указатель, кончик которой базируется напротив нулевой отметки шкалы. При работе с ним специалист прикладывает усилие к рукоятке, из-за чего корпус (выполненный из упругой пружинящей стали) изгибается и вместе со шкалой отходит от базового положения. Всё просто, но одновременно не очень точно и погрешность, в зависимости от модели может достигать тридцати процентов. К тому же использование стрелочных моделей требует постоянного визуального контроля оператора, а это значит, что в узких стесненных пространствах применять динамометрический ключ, шкала которого может быть не в поле доступа и скрыта от глаз, уже не получится.
Их использование может быть оправдано только для грубых работ, где не нужна высокая точность. Хорошим примером недорого, но качественного инструмента является: Yato YT-07641, Vorel 57450 и 57451.
Более точными являются стрелочные динамометрические ключи индикаторного типа, у которых замкнутая цифровая шкала выполнена в круглом защитном корпусе. Погрешность у них гораздо ниже, а в случае необходимости выполнения работы в положении, когда циферблат не виден, на круговой шкале некоторых моделей (помимо основной индикаторной стрелки) имеется фиксирующая стрелка. Перед затягиванием, фиксирующую стрелку, имеющую загнутый кончик, выставляют перед индикаторной; после приложения усилия индикаторная возвращается назад, а фиксирующая остаётся напротив максимального значения приложенной силы.
Шкальные стрелочные динамометрические ключи, которые могут иметь крутящий момент в несколько тысяч Нм, довольно часто используются в промышленности, во время установки различного технологического оборудования, при работе с крупными болтами и гайками.
Щелчковые динамометрические ключи являются самыми популярными из всех видов и напоминают трещоточный ключ с разметочной шкалой у основания рукоятки. Модели разных производителей могут иметь незначительные конструктивные отличие, но в целом, у большинства ключей данного типа выставление параметров затягивания осуществляется при помощи вращения рукоятки.
Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа.
Корпус инструмента имеет шкалу с высеченными метками. Определившись по таблице с необходимым усилием затяжки болтов, нужно прокрутить рукоятку и совместить её верхний обрез с необходимым значением (более точная установка выполняется вращением дополнительной кольцевой шкалы). Затем закручиваем торцевой фиксатор и инструмент готов к работе.
Теперь одеваем на присоединительный квадрат торцевую головку (если шпилька или болт утоплены в корпусе, то применяем удлинитель) и насаживаем её на крепёж. Начинаем крутить пока не услышим характерный щелчок (смотреть на инструмент, как, например, на стрелочный ключ, не обязательно). Щелчок не только слышен, но и ощущается на корпусе.
Заданное усилие достигнуто.
Опытные автомеханики советуют выполнять закручивание в два – три подхода (это особенно актуально для тех ключей у которых звук щелчка не очень явный или при работе с дорогими деталями и ответственными узлами). Например, если необходимое усилие должно быть в пределах от 80 до 90 Нм, то вначале устанавливают показатель равный 60 Нм, затем 70 Нм, а затем уже окончательный 80-85 Нм.
Если щелчковый динамометрический ключ длительный период времени пролежал без работы, то перед применением желательно пару раз «прогнать» его с минимального показателя на минимальный и наоборот.
Какой динамометрический ключ лучше.
Если советовать с точки зрения производителя, то оптимальным по цене/качеству является Yato.
Динамометрический ключ – с одной стороны, является измерительным прибором, а с другой стороны силовым инструментом и даже внешне напоминает трещоточный ключ для работы с торцевыми головками, поэтому прочность его «нагружаемых» в процессе выполнения затяжки деталей (а к ним относятся: квадрат для присоединения головок и удлинителей; храповое колесо и корпус) не менее важна, чем показываемая точность. У Yato и твердость нагруженных деталей лежит в пределах 46,5–51,5 HRC и точность на высоте.
Для работ с автомобилем хорошо показал себя Proxxon MicroClick MC200 Proxxon 23353. Он имеет присоединительный квадрат 1/2″ и усилие затяжки от 40 Нм до 200 Нм, которые чаще всего используют при ремонте подвески и двигателя. На нем очень удобно, в вырезах рукоятки, просматриваются значения, в отличие от тех ключей, где она просто выбита.
В остальном мастер просто “примеряет” инструмент под себя. Он может выбрать модель с: минимальной погрешностью, возможностью быстро выставлять значения или с дополнительными “девайсами”. Например, с кнопкой-сигнализатором, которая, выскакивая при щелчке «подсказывает» специалисту, что установленное значение достигнуто. Такая возможность — удобная функция для работников крупных СТО, где постоянно стоит шум и щелчок можно просто не услышать.
Электронные динамометрические ключи с цифровой индикацией создаваемого усилия не только самые точные; встроенный микропроцессор и разъём (у некоторых моделей) позволяют подключиться к компьютеру.
Некоторые из них имеют на корпусе ряд светодиодов (обычно зелёного цвета) которые «вспыхивают» по очереди, по мере приближения к пороговому значению. Когда предел достигнут загорается красный светодиод, а звуковая индикация из пикающей становится непрерывной. К тому же у устройств с электронной начинкой можно выбрать показания любых единиц измерения момента, а кнопки переключения позволяют очень быстро произвести изменения параметров.
Однако несмотря на огромное количество плюсов электронные версии не получили массового распространения.
Во первых, цена цифрового динамометрического ключа, по сравнению со щелчковым очень высока и он недоступен для самого массового частного потребителя.
Во вторых, хрупкость его конструкции (невысокая механическая надёжность и необходимость бережной и аккуратной эксплуатации) в условиях работы СТО, где инструмент зачастую падает, также снижает вероятность покупки.
Дополнительные возможности.

Каждый производитель инструмента пытается привлечь потенциальных покупателей какими-то техническими новшествами или особенностями конструкции, выделяющими модель от конкурирующих.
Функция быстрой настройки усилия; шкала с градусами (на головке ключа) для доворачивания на определенный угол после затягивания; отсутствие необходимости переставлять в минимальное положение в случае не использования (у некоторых щелчковых моделей уже есть такая возможность).
Отличия проявляются в мелкой накатке на рукоятке для лучшего удержания руками, испачканными в масле или в наличии резиновой вставки с рельефной поверхностью.
Это может быть: функция двухстороннего применения присоединительного квадрата; корпус, выполненный в ярких цветах для быстрой идентификации среди других инструментов; несколько шкал измерения момента на корпусе; возможность измерения усилия как по ходу, так и против хода часовой стрелки; автоматизированный сброс усилия по достижению заданного порогового значения.
Динамометрические ключи Intertool показывают лучшее соотношение цены и качества, однако стоимость часто, но не всегда, является решающим для покупки фактором.
Кому-то важно кто является производителем изделия; а кто-то принимает решение купить только в случае подходящей комплектации изделия. Поскольку данный инструмент в целом не дешёвый и требует определённых условий хранения, практически, все модели поставляются в пластиковых футлярах; бывает когда в комплекте с динамометрическим ключом идут удлинители, переходники или комплекты насадок, которые могут быть накидными (кольцевыми или разрезными), рожковыми, радиусными и других форм.
Например, динамометрический ключ щелчкового типа Proxxon MicroClick MC 200-Multi поставляется с набором из десяти сменных рожковых насадок и одной трещоточной с флажковым переключателем для подсоединения торцевых головок. Рожковые вставки быстро и надежно вставляются в корпус и позволяют использовать инструмент в ситуациях когда накинуть сверху торцевую головку невозможно и единственным решением служит боковой доступ например, на соединения гидравлических или пневматических систем, на гайки резьбовых шпилек.
Как пользоваться динамометрическим ключом
Компания Drive и ее партнеры могут получить комиссию, если вы приобретете продукт по одной из наших ссылок. Подробнее.
Сотни гаек и болтов скрепляют ваш автомобиль, и многие из этих болтов имеют точную настройку крутящего момента. Выворачивание этих чувствительных деталей за пределы их спецификаций может привести к гибели, и по этой причине существуют динамометрические ключи.
Динамометрические ключи предназначены для облегчения затяжки гаек и болтов догадками и предотвращения повторного закручивания сорванных болтов глубоко внутри двигателя. Они являются одним из основных продуктов каждого механика и мастера Garage God DIYer. Однако, несмотря на их исключительную важность, некоторые до сих пор не знают, как их использовать.
Не бойтесь, Информационная группа The Drive всегда готова помочь! Следуйте инструкциям, пока мы покажем вам, как именно пользоваться динамометрическим ключом.
Давайте закрутим это место!
Набор динамометрических ключей. , DepositphotosЧто такое динамометрический ключ
Динамометрический ключ — это специализированный инструмент, похожий на торцевой ключ, который позволяет пользователю указать рейтинг крутящего момента, который инструмент затем помогает не превышать. Это гарантирует, что ваши болты и гайки будут правильно затянуты, но не перетянуты.
Динамометрический ключ., DepositphotosКакие бывают типы динамометрических ключей?
Существует три типа динамометрических ключей, вот чем они отличаются.
С индикацией давления
Динамометрические ключи с индикацией давления напоминают торцевой ключ и имеют головку с отверткой, длинный стержень и рукоятку. В голове есть аналоговый дисплей, основанный на давлении, который сообщает, что вам нужно давление, в котором вы находитесь.
Click-Type
Динамометрические ключи Click-Type напоминают торцевые ключи и имеют головку с отверткой, длинный стержень и рукоятку, которую нужно вращать, чтобы получить заданный момент затяжки.
Цифровой
Цифровой динамометрический ключ, опять же, напоминает торцевой ключ, но оснащен цифровым дисплеем вдоль вала, который используется для ввода заданного значения крутящего момента. Они также оснащены дисплеями с подсветкой, звуковыми сигналами и вибрацией, когда вы приближаетесь к настройке крутящего момента и питаются от батареи.
Безопасность динамометрического ключа
Работа с динамометрическим ключом не слишком опасна, но лучше принять меры предосторожности, например, надеть перчатки механика, чтобы не повредить костяшки пальцев, — вы должны увидеть автора. Вот как можно безопасно использовать динамометрический ключ и не покалечиться и не потерять палец— надеюсь .
Динамометрический ключ щелчкового типа., DepositphotosВот как использовать динамометрический ключ
Давайте сделаем это!
- Достаньте динамометрический ключ и требуемую головку.
- Определите требуемый крутящий момент для болта.
- Если вы используете динамометрический ключ с защелкой, установите указанное значение крутящего момента, вращая рукоятку. Если вы используете цифровой динамометрический ключ, введите заданное значение крутящего момента на дисплее.
- Присоедините головку с внутренним шестигранником к болту.
- Затяните болт до указанного крутящего момента.
Готово! Разве это не было легко?
Вы сделали это! Вы использовали динамометрический ключ!, DepositphotosЧасто задаваемые вопросы о динамометрическом ключе
У вас есть вопросы, Информационная группа The Drive найдет ответы!
Стоит ли покупать динамометрический ключ?
Да. Существует множество гаек и болтов, которые требуют очень специфических настроек крутящего момента. Если вы перетянете любой из них, их структурная целостность может быть нарушена. Динамометрический ключ гарантирует, что все соответствует спецификациям производителя.
Сколько стоит динамометрический ключ?
Стоимость динамометрического ключа зависит от производителя, от того, приобретете ли вы цифровой динамометрический ключ, а также от размера. Стандартные динамометрические ключи стоят от 40 до 80 долларов, в то время как более крупные динамометрические ключи могут стоить от 150 до 300 долларов. Цифровые динамометрические ключи могут стоить от 70 до 150 долларов.
Где можно купить динамометрический ключ?
Поскольку динамометрические ключи являются такими полезными инструментами, вы можете купить их практически везде, где продаются инструменты и оборудование, включая Amazon, Home Depot, Northern Tool или Walmart.
Цифровые динамометрические ключи более точны?
На самом деле это не так. Привлекательность цифрового динамометрического ключа заключается в том, что он имеет несколько дополнительных наворотов по сравнению с динамометрическим ключом щелчкового типа. Он будет оснащен экраном с подсветкой для ситуаций с низким освещением, предупреждающими звуковыми сигналами, когда вы приближаетесь к предписанному крутящему моменту, и дисплеем с цифровой регулировкой, чтобы вы могли легко изменять крутящий момент на лету.
Как хранить динамометрический ключ?
Стандартный динамометрический ключ с защелкой можно хранить вместе с вашими обычными инструментами. Однако, если у вас есть цифровой динамометрический ключ, вам придется хранить его в футляре, так как это более тонкий инструмент, на который могут воздействовать холод и тепло.
Рекомендуемые товары
Есть вопрос? Есть профессиональный совет? Отправьте нам сообщение: [email protected]
Как пользоваться динамометрическим ключом
Вот как я понял, что мне нужно научиться пользоваться динамометрическим ключом: Это был канун Рождества, и я избегал своей семьи, работая на моем джипе.
Стекло на задней двери открывалось каждый раз, когда я наезжал на кочку, заклинивал стеклоочиститель, пропускал воду, а в сухие дни издавал скрип стекла по пластику, заставляющий меня молиться о дожде. Я искал проблему в Интернете, и оказалось, что все, что мне нужно было сделать, это ослабить болты, крепящие стекло к петлям, сдвинуть стекло на крошечную долю дюйма вниз и снова затянуть их.
Когда стекло висит чуть ниже, оно не выскочит. Достаточно просто. И я прошел весь путь до повторной затяжки без происшествий.
Но потом, когда я стоял под поднятым стеклом, рассеянно наблюдая за людьми, прогуливающимися по парку через улицу, я крутил гаечный ключ на один раз больше, чем нужно. Раздался громкий треск, и в мгновение ока на месте стекла стало небо, а меня покрыло миллионом крошечных осколков. Пришлось звать на помощь своих. Карма.
Прочитать это
- Как я построил машину своей мечты
Моя ошибка? Я должен был использовать динамометрический ключ, тип гаечного ключа, который точно показывает, какое усилие вы прикладываете к застежке, чтобы вы не затягивали чрезмерно (или недостаточно). В моей ситуации не было стереотипного использования — динамометрические ключи гораздо чаще применяются для затягивания гаек. Но дело в том, что они являются незаменимыми инструментами для механиков, потому что каждый крепеж в вашем автомобиле, в том числе, да, на стекле двери багажного отделения, имеет определенный номинальный крутящий момент. Вот как использовать динамометрический ключ.
Слишком много значит слишком много
Производители автомобилей указывают надлежащий уровень затяжки, значение крутящего момента, выраженное в футо-фунтах, которое обычно можно найти в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Крутящий момент — это сила вращения, приложенная к точке или, в данном случае, к гайке. Наденьте на гайку гаечный ключ длиной 1 фут и приложите усилие 10 фунтов к противоположному концу. Теперь вы крутите эту гайку с 10 ft-lb (расстояние, умноженное на силу, или 1 фут, умноженный на 10 фунтов). Используйте гаечный ключ длиной 2 фута и приложите 50 фунтов силы, и вы получите 100 футо-фунтов, что, к счастью, примерно столько же, сколько у большинства гаечных ключей, и столько силы, сколько большинство локтей счастливы провернуть. .
В то время как большинство механиков полагаются на хорошо откалиброванное колено, чтобы затянуть вещи, жизненно важно, чтобы затяжка застежки находилась в довольно узком диапазоне. Слишком слабо, и есть опасность самопроизвольного откручивания гайки или болта по дороге. Или, возможно, протечет прокладка или уплотнительное кольцо, зажатое этим болтом. Слишком затянуты и есть другие риски: скрепленная болтами часть может быть сжата, согнута или повреждена иным образом. Стержень болта может сломаться, или резьба может сорваться, что приведет к полному отсутствию зажимного усилия. Лучше всего затягивать крепеж с помощью устройства, называемого динамометрическим ключом.
Основы
Почему бы нам просто не затянуть каждый крепеж любого размера с одинаковым значением крутящего момента? Зачем нам руководство по ремонту, чтобы сказать нам, что один 5/16-дюймовый болт, удерживающий крышку клапана, требует 11 футо-фунтов, а 5/16-дюймовая шпилька на амортизаторе требует 20?
Давайте обсудим, что происходит, когда вы поворачиваете головку гайки или болта. Резьба представляет собой форму наклонной плоскости или клина, самый простой тип инструмента. Поскольку наклонная плоскость вклинивается (поворачивается) в резьбу, она прикладывает усилие по длине болта, фактически превращая болт в пружину растяжения. Это напряжение в стержне болта скрепляет две детали вместе. Если сила зажима больше, чем нагрузка, действующая, скажем, между головкой и блоком, эти две детали никогда не ослабнут самопроизвольно.
И чем большее усилие закручивания вы прикладываете к головке болта или гайки, тем больше усилие зажима в соединении. Так что просто затяните его, пока он не ослабнет, верно?
Похожие статьи
- Лучшие аккумуляторные ударные гайковерты
Неправильно. Различия в общей длине болта, материале зажимаемых частей, наличии прокладки между двумя частями и даже сплаве самого болта влияют на правильный крутящий момент.
Кроме того, правильное значение крутящего момента учитывает трение между резьбами, которое является самой большой переменной, влияющей на взаимосвязь между крутящим моментом, прикладываемым к головке болта, и усилием зажима. Трение возникает из-за резьбы, а также из-за того, что вращающаяся поверхность болта царапает неподвижную заготовку.
Преодоление трения может составлять от нескольких процентов до 50 процентов усилия, необходимого при затягивании гайки или болта. А это значит, что усилие зажима может варьироваться в широких пределах, что не очень хорошо, когда вы устанавливаете головку блока цилиндров или впускной коллектор.
Ящик для инструментов: типы динамометрических ключей
Ben Kleiman
Bending-Beam
Это ключ для тех, кому динамометрический ключ не требуется регулярно. Большая центральная балка сгибается при приложении крутящего момента, а несгибаемая стрела указателя позволяет напрямую считывать крутящий момент. Если он выходит из калибровки, просто согните указатель обратно до нуля с помощью плоскогубцев. Единственным самым большим недостатком является то, что ваше глазное яблоко должно быть припарковано прямо над указателем, пока вы читаете шкалу, что сложно в труднодоступных местах.
Микрометр «Clicker»
Этот профессиональный инструмент настроен на правильный крутящий момент и будет издавать тактильный и звуковой щелчок при достижении правильного крутящего момента. Он очень воспроизводим и точен, но его следует сбрасывать на ноль после каждого использования. Тем не менее, его следует регулярно калибровать, если он используется для критически важных деталей, таких как подвеска и внутренние крепления двигателя. Не используйте динамометрический ключ как храповик для разборки — сохраните его для окончательной сборки.
Бен Клейман
Ben Kleiman
Смазывать или нет
В большинстве случаев указанное значение крутящего момента предполагает наличие чистых и сухих деталей. Чистота означает отсутствие грязи, ржавчины, высохшего герметика или чего-либо, кроме блестящего металла.
Очистка резьбы проволочной щеткой поможет удалить ржавчину или герметик. Крепежные детали двигателя, такие как болты с головкой или болты с головкой, часто рекомендуется затягивать моторным маслом с вязкостью 30, смачивающим резьбу и шайбу. Если вы устанавливаете крепеж, который имеет спецификацию крутящего момента всухую, а резьба и поверхность болта смазаны маслом, вам нужно уменьшить крутящий момент на 15-25 процентов, потому что более скользкие поверхности уменьшат трение.
Смазочные материалы с тефлоновыми подшипниками или смазочные материалы на основе сульфида молибдена могут снизить трение настолько, что потребуется 50-процентное снижение момента затяжки. Даже небрежная замена болта или шайбы без покрытия болтом или шайбой с цинковым или кадированным покрытием требует, соответственно, снижения прилагаемого крутящего момента на 15 или 25 процентов, поскольку покрытие действует как смазка. Не прислушайтесь к этому совету, и застежка будет серьезно перетянута. Вы либо сломаете его, либо раздавите прокладку до точки, где она протекает.
Связанная история
- Как восстановить заржавевшие старые инструменты
С другой стороны, ржавчина или заусенцы на резьбе могут увеличить трение настолько, что крепеж, затянутый до указанного значения, не будет обеспечивать достаточного зажимного усилия. В инструкции по ремонту будет указано, должна ли застежка быть сухой или смазанной. В любом случае подготовьте болты. Не забывайте, что в остатках от мойки деталей или в банке с керосином, которую вы используете для очистки деталей, есть масло.
Даже быстрая струя сжатого воздуха для просушки крепежа оставит после себя маслянистую пленку, что повлияет на предельный крутящий момент. Если вы действительно привередливы, очистите аэрозольным карбюраторным или тормозным очистителем, а затем еще воздухом. Если вы использовали консистентную смазку или противозадирный состав, чтобы предотвратить заедание тормозных дисков ступицами, следите за тем, чтобы не загрязнить шпильки или зажимные гайки.
Момент-плюс-угол
Все более важные крепежные детали, такие как болты головки блока цилиндров, крепежные детали крепления двигателя и болты впускного коллектора, требуют так называемой затяжки с моментом плюс угол. Из-за непостоянства трения между резьбой и поверхностью болта обычная затяжка крепежной детали недостаточно постоянна.
Разница в трении на несколько процентов из-за неровностей резьбы, заусенцев, ржавчины или старого резьбового герметика может привести к огромным колебаниям натяжения крепежа. Это может привести к самопроизвольному демонтажу соединения. Спецификация затяжки для этих креплений требует двух этапов.
Головка болта или гайка сначала затягивается — в обычной последовательности штриховки, если их больше двух — до предписанного значения крутящего момента; затем, снова начиная с первого болта, до второго, более высокого значения. Только после этого его следует повернуть одним плавным движением еще на несколько градусов. Единственный способ сделать это точно — использовать приспособление «крутящий момент плюс угол».
EPAUTO 1/2-дюймовый динамометрический ключ Click
EPAUTO 1/2-дюймовый динамометрический ключ Click
Скидка 36% чтобы закрепить циферблат транспортира, который должен быть возвращен к нулю после приложения начального крутящего момента. Затем ключ поворачивают на заданный дополнительный оборот. Опять же, это должно происходить в обычной последовательности для нескольких креплений.
Критически важные крепежные детали — болты с головкой цилиндра — дети с плакатов — настолько сложно правильно затянуть, что производитель не только указывает затяжку с усилием плюс угол, но и является одноразовым элементом, который необходимо выбросить. если он когда-либо будет удален. Эти болты с пределом текучести обычно имеют суженный прямой участок между резьбой и головкой болта.
При начальной затяжке болт растягивается по всей длине почти до предела упругой деформации. Если вы отвинтите болт в этот момент, он вернется к своей первоначальной длине. Приложите дополнительное вращение, и болт растянется до области пластической деформации, где дополнительное растяжение болта не дает дополнительной силы зажима, но позже болт не вернется к своей первоначальной длине.
Этот метод гарантирует, что все болты скрепят две детали вместе с почти одинаковым усилием, поэтому такие важные элементы, как прокладки головки блока цилиндров, не будут протекать. Вам, наверное, интересно, почему инженеры просто не используют болты большего размера, которые могут прикладывать достаточную силу без необратимой деформации. Эти большие болты могут быть перетянуты, а слишком сильное затягивание так же плохо или даже хуже, чем слишком легкое.
Закончили затяжку колес или ГБЦ? Не забудьте сохранить калибровку динамометрических ключей, установив микрометрическую шкалу на ноль, прежде чем спрятать ее в ящике для инструментов.
Магазинная техника: схемы затяжки
Если деталь крепится более чем двумя застежками, важно чередовать затяжку между ними. Вот правильная процедура: закрутите все болты или гайки на несколько витков, а затем затяните их от руки. Часто в руководстве по ремонту указывается конкретная последовательность затяжки. Слегка затяните вручную, затем до момента затяжки 9.0007
1. Болты по кругу, как правило, зажимные гайки на колесах, следует затягивать не по кругу, а крест-накрест или по схеме «звезда».
2. Более крупные, продолговатые детали, такие как головки цилиндров, часто имеют определенную последовательность для надлежащей затяжки, обычно начиная с середины и по кругу.
Знакомство с болтами
Ben Kleiman
Маркировка на головках болтов обозначает класс прочности болта. Никогда не используйте неклассифицированный болт с глухой головкой для чего-либо, подвергающегося более высоким нагрузкам, чем барбекю. Болты SAE класса 5/DIN 8.8 подходят для большинства применений, а болты SAE класса 8/DIN 10.