Как поставить на ваз 2112 гур: Установка гидроусилителя руля на ВАЗ 2110
Как установить гидроусилитель руля на ВАЗ-2107
Система успешно прошла испытания и разрешена к эксплуатации. Рассмотрим, как установить гидроусилитель руля на ВАЗ-2107.
Данная модель относится к автомобилям с задним приводом. Рулевое управление ВАЗ-2107 в стандартной комплектации без ГУР имеет следующее устройство:
- конструкция из трех тяг с наконечниками;
- маятник;
- рулевая машинка;
- поворотные цапфы с тягами.
Рулевая машинка оборудована редуктором с червячной передачей, сошка ее соединяется с такой же деталью маятника промежуточной тягой. Она обеспечивает синхронный поворот на определенный угол обоих узлов наружной тяги, которые перенаправляют усилие на состоящие из двух частей цапфы колес. С их помощью устанавливается угол схождения передних колес.
Модернизация системы
Установка сертифицированного ГУР позволяет сделать управление автомобилем более удобным и комфортным для пожилых водителей и женщин. Усилия при повороте руля для них, несомненно, избыточны, особенно при движении на небольшой скорости и при маневрах на поворотах.
Монтаж системы дополнительного оборудования позволяет успешно справиться с данной проблемой. Купить устройство можно через Интернет или в торговой сети.
Приобретая механизмы, необходимо удостовериться, что выбранный комплект имеет технический паспорт, который заверен мокрой печатью производителя, и специальный сертификат.
Приобретая гидроусилитель руля для автомобиля ВАЗ-2107, нужно проверить наличие узлов и деталей согласно следующему списку:
- расширительный бачок;
- насос гидроусилителя со шкивом;
- гидроцилиндр;
- редуктор с исполнительным устройством;
- комплект трубопроводов и шлангов высокого давления.
Дополнительно нужно купить специальную жидкость для гидравлических систем, например, с маркировкой ATF. Использование не предназначенных для данной марки ГУР масел может привести к быстрой поломке оборудования.
Читайте также: Установка гидрокомпенсаторов на ВАЗ-2107
Установка гидроусилителя руля на ВАЗ-2107
Монтаж системы ГУР должен осуществляться специалистами автосервиса, а владельцу выдается на руки специальный документ. Акт выполненных работ предоставляется в регистрационно-экзаменационное отделение дорожной полиции, и на его основании вносятся изменения в ПТС. В ходе проведения установки необходимо строго соблюдать инструкцию, прилагаемую к оборудованию.
Пошаговое проведение работ по монтажу гидроусилителя руля на ВАЗ-2107:
- автомобиль загоняется на смотровую яму или подъемник, передняя часть подвешивается, демонтируются колеса;
- с помощью специального оборудования от сошки рулевой машинки отсоединяются наконечники тяг;
- в салоне машины раскручивается шлицевое стыкование и извлекается вал, на котором установлено рулевое колесо;
- болты, фиксирующие машинку к лонжерону, отпускаются, и механизм снимается;
- на освободившееся место крепится новый редуктор с исполнительным гидроцилиндром;
- на блоке цилиндров двигателя устанавливается насос, обеспечивающий нужное давление масла в конструкции. Через шкив коленчатого вала перекидывается приводной ремень и натягивается, как указано в инструкции;
- на следующем этапе осуществляется монтаж шлангов высокого давления и трубопроводов, их подключение к исполнительному механизму и компрессору;
- в систему заливается эксплуатационная жидкость (1,8 литра), и оборудование проверяется на герметичность соединений
В заключение процесса гидравлический корпус нужно прокачать, чтобы удалить из него оставшийся воздух. Для этого требуется несколько раз вывернуть руль до упора в обе стороны. После этих действий осуществляется пробный первый запуск двигателя и проверка системы на предмет работоспособности. Усилие на руле должно резко начать уменьшаться почти сразу после пуска.
Для дальнейшей эксплуатации модели ВАЗ-2107 проводится проверка углов установки колес на специальном стенде. При необходимости развал и схождение регулируются и приводятся к характеристикам, установленным технически паспортом. Следует помнить о том, что гидроусилитель руля дает возможность совершать маневры при малой скорости и проворачивать рулевое колесо даже на месте без особых усилий.
https://www.youtube.com/watch?v=IY7EtU6DLkY
Как вам статья?
ВАЗ 21124, двигатель: особенности и характеристики
Двигатель ВАЗ-21124 – 16-клапанный представитель линейки силовых агрегатов, выпускаемых ОАО «АвтоВАЗ» с 2004 года. Фактически данная модель стала результатом очередного усовершенствования ВАЗ- 2112 и устанавливался на серийные автомобили: ВАЗ-21104, 21114, 21123 «Купе», 21124, 211440-24. Позже его использовали для создания более мощных установок: двигателей ВАЗ-21126 и ВАЗ-21128 производственного предприятия «Супер-авто».
Технические характеристики двигателя 21124
В целом силовой агрегат остался вполне традиционным, т.е. четырехтактным, с одним рядом цилиндров, верхним расположением распределительного вала и распределенным впрыском топлива (инжектор).
- Охлаждение — принудительное, воздушно-жидкостное.
- Объем баллонов 1599 см 3 .
- Работа цилиндров стандартная — 1-3-4-2.
- Мощность при 3800 об/мин. — 98 л/сек.
- Количество клапанов 16 (по четыре на каждый цилиндр).
- Диаметр дна цилиндра 82 мм.
- Длина хода поршня 75,6 мм.
- Степень сжатия смеси 10,3.
- Минимальная скорость вращения коленчатого вала 800-850 об/мин.
- Рекомендуемая марка бензина АИ-95.
- Расход топлива: по городу — 8,9 л, по трассе — 6,4 л, в смешанном режиме — 7,5 л (расстояние 100 км).
- Рабочий объем масляного картера 3,5 литра.
- Вес — 121 кг.
- Технический ресурс двигателя 21124 до первого капитального ремонта, заявленный автозаводом — 150 тыс. км (почти машина может пройти на 100 тыс. км больше).
Блок цилиндров силового агрегата 21124 и его особенности
В первую очередь обновленный блок цилиндров отличается от предшественника своей высотой (расстоянием между осью вращения коленчатого вала и высшей точкой блока) : на ВАЗ-2112 было 194,8 мм, у 21124 было 197,1 мм. За счет этого увеличился объем цилиндров (до 1,6 см 3 ).
Для крепления головки изменены диаметры отверстий под болты, теперь их резьба должна соответствовать размерам М10 х 1,25.
Еще одной особенностью усовершенствованного узла являются специальные патрубки, встроенные в опоры коренных подшипников (2, 3, 4 и 5). Во время работы мотора через них подается масло, которое охлаждает головку поршня.
Двигатель 21124 имеет коленчатый вал, кривошип которого (R=37,8 мм) обеспечивает увеличенный ход поршня. Такой же коленчатый вал с маркировкой «11183», отлитый на его шестом противовесе, устанавливается на силовые агрегаты 21126 и 11194.
Шкив привода газораспределительного механизма имеет маркировку «2110-1005030». А поперечный профиль его зубов имеет параболическую форму.
Демпфер, через который приводится привод генератора поликлиновым ремнем, а также дополнительные узлы, не предусмотренные в базовой комплектации, благодаря особому расположению его шкива значительно уменьшают возникающие на валу крутильные колебания демпфированный. А задающий диск, входящий в конструкцию демпфера, позволяет специальному датчику считывать угол поворота коленчатого вала.
Приводные ремни, применяемые в двигателе, и их маркировка
Для работы механизма ГРМ в конструкции 16-клапанного двигателя 21124 используется ремень шириной 25,4 мм, который имеет 136 параболических зубьев и имеет маркировку «2112- 1006040″. Ресурс до возможной замены 45 тыс. км.
Если на мотор не устанавливаются дополнительные навесные агрегаты, а именно насос СУР и компрессор кондиционера, то ремень с маркировкой «2110-3701720 6 ПК 742» (рабочая длина — 742 мм) используется в привод генератора.
При установке насоса ГУР для привода генератора устанавливается ремень другого размера, 1115 мм. Его маркировка «2110-1041020 6 ПК 1115».
Модель с компрессором кондиционера имеет еще более длинный ремень генератора — 1125 мм, с маркировкой — «2110-8114096 6 ПК 1125».
Особенности поршневой группы
Обновленный двигатель также получил новые поршни, с клапанными отверстиями в днище: в каждом поршне выполнено по четыре поршня глубиной 5,53 мм, которые предназначены для предотвращения коробления (обрыва) клапанов при перемотке ремня ГРМ. сломан.
Раньше, если это происходило, связь клапанов с коленчатым валом терялась, их движение прекращалось, но вал, увлекаемый маховиком, продолжал вращаться по инерции, а соответственно поршни тоже двигались. В результате они столкнулись с клапанами. Результат — погнули, сломали или даже пробили дно поршня.
Размеры поршневых колец, которые могут быть как чугунными, так и стальными, остались прежними: 82 мм.
Поршневой палец имеет плавающую посадку, а его осевая фиксация обеспечивается стопорными кольцами. Длина пальца 60,5 мм, диаметр 22 мм.
Шатуны двигателя 21124 взаимозаменяемы с шатунами 2112.
Головка блока цилиндров
16-клапанная ГБЦ отличается от устанавливаемой на 2112 только увеличенной площадью поверхности, отведенной под установку фланцев впускного коллектора.
Для управления клапанами в верхней части ГБЦ установлены два распределительных вала: один на впускную группу, другой на выпускной коллектор. Чтобы их различать, производитель ставит клейма, которые находятся на шейках валов за вторым кулачком. Если последняя цифра 14, то вал выпускной, если 15, то соответственно впускной. Кроме того, впускной распределительный вал рядом с первым кулачком имеет необработанную металлическую полосу.
Так как головка снабжена гидротолкателями, это избавляет автовладельца от регулировки тепловых зазоров между кулачками и клапанами.
Однако это удобство вынуждает водителя внимательно следить за чистотой и качеством масла, так как механизм гидротолкателя очень чувствителен к посторонним примесям в смазке, наличие которых может привести к его выходу из строя, и его ремонту не подлежит, только полная замена.
Клапаны клапанов шестнадцатиклапанного мотора имеют диаметр 7 мм, у восьмиклапанного они больше на 1 мм.
Как уже было сказано выше, распредвалы вращаются за счет ременной передачи, идущей от коленчатого вала. Метки правильной установки рабочих фаз мотора на шкивах 21124 смещены на два градуса относительно таких же меток, нанесенных на шкивах силового агрегата 2112.
Зубчатые колеса впускного и выпускного валов отличаются друг от друга и маркируются своей маркировкой: впускной — «21124-1006019», выпускной — «21124-100606020». Кроме того, впускной шкив имеет окружность возле ступицы и шторку с внутренней стороны, на выпуске такой шторки нет.
Система впуска-выпуска
В конструкции системы впуска использован пластиковый трубопровод, выполняющий одновременно функции и впускного коллектора, и ресивера.
В качестве элемента выпуска конструкторы двигателя применили уловитель коллектора, ранее не применявшийся в моделях ВАЗ узел, представляющий собой нейтрализатор, выполненный за одно целое с впускным патрубком.
Особенности топливной системы и системы зажигания
В первую очередь следует отметить, что на ВАЗ-21124 используется топливная рампа нового типа, изготовленная из нержавеющего сплава и отличная от той, что стояла на ВАЗ-2112, в первую очередь из-за того, что в топливной системе нет сливной магистрали. Необходимое давление бензина в трубопроводе поддерживается с помощью специального клапана, установленного в топливном насосе.
Что касается системы зажигания, то особенностью ее является то, что из ее конструкции исключены высоковольтные провода. Дело в том, что на двигателе 21124 каждая свеча получила отдельную катушку зажигания.
Катушки крепятся непосредственно к свечам и, кроме того, имеют дополнительное крепление к крышке ГБЦ. Благодаря этому новшеству в разы возросла надежность и экономичность системы зажигания.
Рабочая температура двигателя 21124
Многие автовладельцы автомобилей ВАЗ знают, что рабочая температура двигателя составляет 90 градусов Цельсия. Однако с появлением 16-клапанных двигателей серии ВАЗ-2112 эта норма стала не столь однозначной. Дело в том, что с введением экологических требований двигатели были модернизированы, и в связи с этим производитель изменил для них температурный диапазон. Сейчас нормой считается колебание температуры двигателя в пределах 87-103 градусов.
В заключение следует отметить, что моторное масло 21124 должно соответствовать вязкости 5w30, 5w40, 10w-40 или 15w-40. Сухой двигатель включает 3,5 литра смазывающей жидкости, но после слива около 800 грамм остается в картере, соответственно при повторной замене заливаемый объем уменьшится.
сравнение ГУР. Видео гидроусилителя руля
Современные автомобили даже в базовой комплектации оснащены гидроусилителем руля. Эта система значительно упрощает управление автомобилем. Для выполнения маневра достаточно приложить минимальное усилие к рулю. Давайте посмотрим, как работает этот механизм, как обслуживать и ремонтировать ГУР, что это такое в автомобиле.
Как создавался усилитель руля
Первым легковым автомобилем с такой опцией был Rolls-Royce Phantom в середине 1920-х годов. Но он остался в единственном экземпляре.
В массовое производство гидроусилитель руля попал во время Второй мировой войны.
Армии Великобритании и США установили системы на тяжелые бронеавтомобили. Тогда, в 50-х годах, эта опция была доступна на Chrysler и Citroen.
Устройство и принцип действия
Устраните неисправность, долив жидкость, устранив утечку, удалив воздух, заменив изношенные детали. Это простая проблема с гидроусилителем руля. Ремонт в этом случае можно выполнить своими руками.
Если для поворота руля в среднее положение приходится прикладывать большое усилие, то проблема в насосе или поломка рулевой механики. Необходимо проверить и заменить насос, а также продиагностировать всю систему.
Быстрый маневр требует больших усилий — слабое натяжение приводного ремня, низкие обороты двигателя, механическая неисправность. Самолет страдает от гидроусилителя руля Renault Kengo.
Сервис
Чтобы механизм долгое время оставался в рабочем состоянии, необходимо соблюдать правила эксплуатации. Гидравлическую жидкость следует периодически менять в соответствии с правилами. Старое и грязное масло подвергает компоненты системы износу.
Постоянно контролировать уровни жидкостей в системе автомобиля. Если они упадут, то механизмы будут быстрее изнашиваться, что повлечет за собой дорогостоящий ремонт. Используйте только те жидкости, которые рекомендованы производителем автомобиля.
Итак, мы выяснили, для чего он нужен и как работает гидроусилитель руля автомобиля.
Чтение 4 мин.
Гидроусилитель ВАЗ 2112, кроме достоинств, имеет ряд недостатков, из-за которых не теряет часть своей стоимости.
В городских условиях часто приходится выполнять многочисленные парковочные маневры. Достаточно легкое рулевое управление ВАЗ 2112 в таких случаях становится намного тяжелее.
Необходимость гидроусилителя руля
Автомобили ВАЗ 2112, сходящие с заводского конвейера, не содержат гидроусилителя руля. Этот факт может свидетельствовать о том, что машина просто не нуждается в подобном устройстве. Однако в продаже можно найти и самостоятельно установить ГУР. Прежде чем что-то покупать, тратя время и силы, целесообразно будет взвесить все факты.
Аргументы в пользу ГУР
Аспекты указывающие на необходимость установки данного устройства следующие:
- Облегчение парковки;
- Уменьшенное усилие на длинных поворотах;
- Улучшение управляемости на дороге.
Как видно из списка аргументов немного. Но для некоторых водителей они очень привлекательны.
Удобство парковки
Гидроусилитель руля ВАЗ 2112 своей основной задачей является снижение усилия при повороте колес. Зимой, когда поверхность скользкая, повернуть руль неподвижного автомобиля довольно легко. Но если представить, что под машиной асфальт с торчащими в покрышку мелкими камешками, то для совершения нужного маневра придется приложить немало усилий.
В такие моменты лучше начинать поворачивать колеса, как только вы начинаете движение, так как это помогает снизить нагрузку на рулевой механизм. Если процесс парковки доставляет массу неудобств водителю, то стоит задуматься об установке гидроусилителя руля. Часто это случается с женщинами-водителями.
Уменьшенное усилие в движении
Двигаясь по прямой траектории и ровной поверхности, управление ВАЗ 2112 не доставляет особых хлопот. Но при входе в крутой поворот изменение траектории движения автомобиля требует усилий.
Это связано с тем, что на него действует центростремительное ускорение, вектор которого направлен перпендикулярно машине. В такие моменты электроусилитель руля будет очень кстати.
Аргументы против усилителя
Проанализировав положительные факторы, водитель сразу же захочет установить себе усилитель. Но кроме положительных, есть и отрицательные стороны. К ним относятся:
- Затраты на ремонт;
- Трудоемкость процесса монтажа;
- Изменения в конструкции кузова.
Механизм гидроусилителя руля ВАЗ 2112 имеет существенные недостатки. Степень их важности для водителя определяет дальнейшее решение. Имеющиеся аспекты следует оценивать максимально объективно.
Стоимость ремонта
Со временем любой механизм изнашивается и требует ремонта. Понятно, что увеличение количества механизмов неизбежно ведет к удорожанию их обслуживания и ремонта.
При установке усилителя могут возникнуть следующие проблемы:
- Потеря герметичности системы;
- Порванный или ослабленный ремень насоса;
- Неисправность распределителя;
- Разрушение резиновых деталей;
- Засорение системы.
- Износ и выход из строя рабочего цилиндра.
В зависимости от неисправности возникает потребность в определенных покупках и связанных с этим затратах. В таких ситуациях понадобятся не только денежные затраты, но и время.
Сложность процесса установки
По мере внедрения усилителя будут сложности связанные со сменой корпуса, поэтому нужно быть к этому готовым. Необходимые предметы приобретаются самостоятельно. Процесс установки будет сопровождаться добавлением насоса с его креплением и ремнем, бачка для рабочей жидкости, распределителя, шлангов, патрубков, привода. Все детали должны быть правильно закреплены. В качестве рабочей жидкости часто используется ATF. Но есть и другие варианты, в том числе указанные в инструкции, прилагаемой к покупаемым деталям.
выводы
Стремление к дополнительному удобству приводит к усложнению автомобиля. Это, в свою очередь, чревато снижением надежности и затрат. Кроме того, люди становятся слабее физически.
Когда мы хотим как-то упростить себе жизнь, получается, что мы, наоборот, ее усложняем. Устанавливать гидроусилитель руля на ВАЗ 2112 целесообразно тогда, когда в этом есть неподдельная необходимость, во всех остальных случаях это будет лишь дополнительным удобством.
Утечка жидкости из системы в пути приведет к сбою в работе усилителя. Зимой из-за низких температур при работе устройства может возникать шум. Это доставляет некоторый дискомфорт, так как процесс вождения может быть нарушен.
В последнее время почти все автомобили оснащаются гидроусилителем руля. Усилитель руля (ГУР) изначально предназначался для грузовых автомобилей, а также множества различных видов различной сельскохозяйственной техники. В то время это устройство вообще не предназначалось для повышения комфорта. Это связано с тем, что рулевое колесо многих грузовиков практически невозможно повернуть без гидроусилителя руля. Теперь стало легче поворачивать колеса и машины за счет уменьшения механизма и диаметра руля. Что такое гидроусилитель руля и как он работает, а также рассмотрим его преимущества и недостатки.
Гидроусилитель — что это такое и зачем
Как вы уже поняли, изначально он создавался для упрощения поворота руля на спецтехнике, где это затруднено из-за большого передаточного числа рулевого механизма. Сейчас это устройство с успехом используется практически на всех автомобилях, делая их более маневренными и отзывчивыми на повороты руля.
Практика показала, что использование гидроусилителя снижает количество оборотов руля и помогает избежать многих аварийных ситуаций, совершая резкий маневр в обратном направлении. Сделать это при обычном рулевом механизме, даже реечного типа, достаточно проблематично.
Схема устройства ГУР
Всего существует два типа ГУР: стандартный и ЭГУР, который комплектуется специальным электронным блоком управления и электромагнитным клапаном. В целом их конструкция схожа и они прекрасно впишутся в любой рулевой механизм. Сейчас большая часть автомобилей оборудована рулевой рейкой, поэтому гидроусилитель руля и устройство ЭГУР мы рассмотрим на ее примере.
К основным частям гидроусилителя относятся:
- Клапан золотникового типа
- Специальный насос
- Резервуар, в котором хранится рабочая жидкость
- Рабочий цилиндр
- Система шлангов для перекачки жидкости
ЭГУР может быть дополнительно укомплектован датчиком скорости, электромагнитным клапаном и специальным блоком управления.
Рабочий цилиндр и распределитель устанавливаются на рулевой рейке и составляют с ней единое целое. Насос предназначен для создания необходимого давления жидкости и приводится в действие ременной передачей от коленчатого вала двигателя.
Как работает гидроусилитель руля + видео
После запуска двигателя масляный насос начинает вращаться и создает давление внутри системы. Если руль стоит прямо, то жидкость просто циркулирует по системе, минуя золотниковую часть устройства. Однако после поворота руля в любую сторону на рулевой вал воздействует специальный торсион, открывающий золотник в любую сторону. Таким образом, в работу начинает вступать одна из полостей рабочего цилиндра, что упрощает усилие, прикладываемое к рулю, колеса начинают вращаться быстрее.
Как только руль вывернут до упора, давление масла в рабочем цилиндре достигает максимального значения. В этом случае во избежание поломки срабатывает специальный клапан, который открывается и выпускает всю рабочую жидкость в свободную циркуляцию внутри системы. После возвращения руля в исходное положение клапан блокируется, а рабочий цилиндр вдавливается в другую полость, заставляя руль поворачиваться быстрее.
Отличие электрогидроусилителя в том, что он оснащен системой, позволяющей изменять давление рабочей жидкости внутри системы в зависимости от скорости движения автомобиля. Это делается с помощью датчика скорости, коленчатого вала или угла поворота рулевого колеса. Это нововведение позволяет отключать ЭГУР при движении на высокой скорости, чтобы избежать слишком резких маневров и сделать руль более информативным при любых отклонениях. При нулевой или слишком низкой скорости движения автомобиля ЭГУР начинает работать в полную силу, создавая максимально допустимое давление в системе. Контроллер нужен для более плавного или более резкого открытия клапанов в зависимости от скорости автомобиля.
недостатки
Несмотря на все удобства, такое устройство имеет ряд недостатков. Прежде всего, это ременная передача, которая забирает у двигателя определенную мощность и часть его КПД тратится на привод насоса. Таким образом, гидроусилитель руля увеличивает расход топлива автомобиля и снижает его мощность.
Кроме того, гидроусилитель руля нуждается в тщательном уходе, т. к. его неожиданный выход из строя воспринимается водителем как клин в руле. Не сразу сообразив это, неопытные водители впадают в панику и допускают случайные столкновения с теми или иными препятствиями. Во-первых, нужно поддерживать постоянную затяжку хомутов гидросистемы, а, во-вторых, два раза в год следить за состоянием гидронасоса.
Резервуар с рабочей жидкостью должен быть заполнен ею до необходимого уровня, иначе давление будет слишком избыточным или недостаточным.
Те, кто постиг азы вождения за рулем какой-нибудь «копейки» или «Москвича», наверняка еще помнят, как сложно было управлять рулем этих автомобилей. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня редко встретишь модель автомобиля, которая не оборудована гидроусилителем руля, значительно упрощающим управление. Какие бывают усилители, в чем их преимущества и недостатки — об этом пойдет речь в этой статье.
Усилитель к усилителю — рознь
Первыми, кто задумался об облегчении управления рулем автомобиля, были производители грузовиков. Конструкторы разработали специальный гидравлический механизм, который устанавливался в рулевую систему и упрощал поворот штурвала. Но не только в этом была польза придуманного узла: в ущерб качеству «обратной связи» он помогал поглощать неровности дорожного покрытия (уменьшалась вибрация на руле), что, в свою очередь, делало его возможность продления срока службы деталей рулевого механизма. Кроме того, использование гидроусилителя руля помогло повысить безопасность автомобиля при повреждении шин передних колес: гидроусилитель помогает удерживать руль на заданной водителем траектории движения.
Примечательно, что подобный механизм, называемый гидроусилителем руля (ГУР), впервые появился в советском автопроме на легковом автомобиле — ГАЗ «Чайка».
ГАЗ 14 Чайка с гидроусилителем руля
С тех пор прошло не один десяток лет, прежде чем серийные модели российского производства стали оснащать гидроусилителями. Однако легковые автомобили зарубежных марок уже давно оснащаются гидроусилителем руля. Со временем инженеры убедились в несовершенстве конструкции гидропривода усилителя руля и стали искать пути усовершенствования этого узла. Эволюционным шагом в этом направлении стало использование не гидравлики, а электрики — конструкторы изобрели электроусилитель руля (ЭУР), который сейчас устанавливается на различные модели, бюджетных и дорогих автомобилей. Каковы конструктивные особенности гидравлического и электроусилителя руля?
ГУР представляет собой систему соединительных трубопроводов низкого и высокого давления, в которой циркулирует специальная жидкость, которая с помощью насоса закачивается в систему. находится в баке, соединенном с насосом. При повороте руля жидкость под давлением подается к рулевому механизму через распределитель. Жидкость закачивается в гидроцилиндр, где создает давление на поршень, смещает его, тем самым снимая усилие при повороте руля. При прямолинейном движении автомобиля жидкость из рулевого механизма поступает в бачок системы гидроусилителя руля.
EUR
Электроусилитель руля представляет собой систему из электродвигателя, электронного блока управления (ЭБУ) и двух датчиков — и угла поворота рулевого колеса. В отличие от гидроусилителя, ЭУР устанавливается непосредственно на рулевую колонку или рулевую рейку, а передача крутящего момента происходит через торсион, встроенный в рулевую систему. Если гидроусилитель руля изменяет усилие на руле с помощью жидкости, циркулирующей в системе, то электроусилитель делает это с помощью тока. Например, при повороте руля усилие передается на рулевой механизм через торсион. Датчик крутящего момента электроусилителя руля «улавливает» это действие и передает на блок управления.
Там информация анализируется и ЭБУ определяет, какой ток нужно подавать на электродвигатель, чтобы облегчить вращение руля. Причем это усилие рассчитывается в зависимости от скорости автомобиля и угла поворота руля: если водитель крутит руль на месте или при парковке на малой скорости, привод ЭУР работает на максимум, обеспечивая максимально легкий поворот руля . Если руль поворачивается на высокой скорости, электроусилитель руля снижает крутящий момент, что делает рулевое управление более острым.
Что лучше: ГУР или ЭУР?
Каждая из этих систем имеет свои преимущества и недостатки.
ГУР — более громоздкая, но в то же время более дешевая в производстве система, что в итоге сказывается на стоимости автомобиля, оборудованного ГУР. Сегодня гидроусилитель руля используется в основном в автомобилях бюджетного класса и мощных внедорожниках. Однако в случае с автомобилями повышенной проходимости применение гидроусилителя руля объясняется тем, что такая система обладает большей мощностью, чем электроусилитель, для передачи крутящего момента на рулевой механизм. Это главное преимущество гидроусилителя руля.
Этот механизм имеет больше недостатков. Во-первых, в автомобиле с ГУР нельзя держать руль в крайнем положении более пяти секунд, иначе масло в системе перегреется, что приведет к поломке ГУР. Во-вторых, гидроусилитель нуждается в периодическом обслуживании (раз в один-два года): необходимо менять, следить за уровнем масла в системе, проверять состояние приводов, целостность шлангов и помпы усилителя.
В-третьих, работа насоса ГУР напрямую связана с двигателем, поэтому насос постоянно отбирает у мотора часть мощности, которая тратится впустую при прямолинейном движении, когда ГУР не задействован.
В-четвертых, в гидроусилителе невозможно регулировать режимы работы механизма в зависимости от условий движения. В-пятых, гидроусилитель руля обеспечивает хорошую управляемость на малых скоростях, но на высоких «обратная связь» значительно ослабевает. Однако конструкторы устраняют этот недостаток, применяя в рулевом механизме дополнительные узлы (рейки с переменным передаточным числом).
В отличие от гидроусилителя руля, ЭУР представляет собой более прогрессивную систему , которая, однако, имеет свои недостатки. Поскольку их меньше, чем гидроусилителя, скажем сначала о них. Во-первых, это более высокая стоимость, а во-вторых, меньшая, как было сказано выше, мощность электродвигателя, из-за чего этот тип усилителя в основном устанавливается на автомобили. Однако с каждым годом конструкция ЭУР совершенствуется, что позволяет нивелировать указанные недостатки.
К преимуществам ЭУР можно отнести, во-первых, простоту его конструкции, и, как следствие, обслуживания. Электрический усилитель не имеет жидкостей, шлангов или насоса, которые требуют периодического осмотра и обслуживания. Единственное, на что нужно обратить внимание, это состояние подшипников качения. Во-вторых, ЭУР компактнее ГУР, не занимает много места, а в некоторых моделях автомобилей устанавливается на рулевой вал в салоне, а не под капотом, что обеспечивает долговечность его работы (есть нет перепадов температур и влажности, которые приходится испытывать узлам ГУР). ..
Установил ЭУР от Приоры на ВАЗ 2109. Фото — Drive2
В-третьих, электроусилитель помогает топливу, так как его двигатель, в отличие от насоса ГУР, начинает работать только при повороте руля, к тому же он не берет мощность от двигателя. В-четвертых, через ЭБУ можно настраивать режимы работы электроусилителя в зависимости от условий, в которых эксплуатируется машина. В-пятых, электроусилитель руля можно сколько угодно держать в крайнем положении. И, наконец, управление автомобилем с ЭУР острее при движении на высоких скоростях, чем с ГУР, и легче при движении на малых скоростях.
С уважением, Александр Гилев.
Удовольствие от вождения того или иного автомобиля сложно описать словами, но можно попробовать объяснить его конструктивными особенностями. Если говорить об информативности рулевого управления, то помимо архитектуры ходовой части автомобиля в целом важную роль играет тип его усилителя.
Система отсчета представляет собой гидравлический рулевой механизм. Это так называемый механизм «винт-шариковая гайка». Часто используется в грузовиках и автобусах, но ранее устанавливался и на дорогие седаны, например, на Mercedes-Benz с индексом кузова W124. Механизм имеет минимальное внутреннее трение и дополнен гидроусилителем. При повороте руля вращается первичный вал коробки передач с винтовыми канавками. Такие же делаются на внутренней стороне закрепленной на ней гайки. Вращение вала вызывает его осевое перемещение. Наружная часть гайки соединена зубьями с выходным валом коробки передач. Таким образом, его осевое движение вновь преобразуется во вращательное движение. Трение в паре «первичный вал — гайка» снижается за счет циркуляции шариков в канавках. По сути, это подшипниковый узел.
Даже обычная механическая рулевая рейка без гидроусилителя имеет приличное внутреннее трение. Больше всего потерь, как ни странно, в зубчатой паре «первичный вал — рейка». Также присутствует трение во втулке подшипника и сухаре. В случае стойки с гидроусилителем сюда же добавляются сальники.
Дополнительное трение ухудшает самовозврат рулевого колеса и обратную связь с дорогой, делая рулевое колесо шатающимся и неинформативным. Но инженеры частично нивелировали эти моменты. На современных автомобилях увеличили кастор (продольный наклон передних стоек) и наколдовали гидравлическую часть усилителя: изменили геометрию и характеристики золотников. К счастью, здесь правит бал только механика. Однако человек, который ездил на легковом автомобиле с рулевым механизмом, все равно почувствует явную разницу.
При эксплуатации таких усилителей больше всего проблем вызывает гидравлическая часть, например: течи сальников и наружных магистралей; износ насоса гидроусилителя руля. Однако львиная доля проблемы связана с неадекватным вмешательством. При банальной замене рулевых тяг сервисмены ленятся правильно устанавливать пыльники, используя вместо штатных металлических хомутов обычные пластиковые стяжки. В результате в рельс попадает влага, вызывающая коррозию. В запущенных случаях ремонт уже будет невозможен и придется заменить узел на узел. Об этом мы подробно писали в статье про . В общем, на сегодняшний день классический ГУР доставляет меньше всего хлопот и требует вменяемых затрат на ремонт по сравнению с другими вариациями усилителя.
ЭГУР — электрогидравлический усилитель
ЭГУР — это всего лишь вариация классической схемы ГУР с теми же ощущениями от вождения и проблемами в целом. Разница лишь в том, что вместо механического насоса используется электрический. В остальном это та же гидрорейка и обводы. Однако при попытке копнуть глубже всплывает множество скрытых отличий, хороших и не очень.
Такая система имеет отдельный модуль управления. Беда в том, что он объединен в единую сборочную единицу с электродвигателем насоса и его гидравлической частью. На многих старых машинах герметичность такого бутерброда нарушается и в электронику попадает влага или даже само масло. Происходит это незаметно, а когда дело доходит до явных проблем в работе усилителя, уже поздно пытаться что-то ремонтировать. Придется менять дорогие вещи.
С другой стороны, у такой схемы с собственным блоком управления, в отличие от классического ГУР, есть важный плюс — некая «защита от дурака». Если по какой-то причине из системы произойдет большая утечка масла, то он сам отключит насос, предотвратив его внезапную гибель из-за работы всухую. Как и в случае с классическим гидроусилителем, любая кровопотеря не приводит к износу элементов самой рейки.
Электроусилитель (ЭУР), встроенный в рулевую колонку
Кроме того, большинство схем усилителя с электродвигателем также оснащены червячной передачей. В особенности это касается систем, где ЭУР встроен в рулевую колонку. Это еще больше увеличивает потери на трение. В результате информативность руля падает еще больше, чем в случае с гидроусилителем. Невозможно настроить электронику так, чтобы существенно устранить такой недостаток. Поэтому человек, переселивший с автомобиля с ГУР на ЭУР, сразу почувствует разницу и наверняка будет разочарован.
В схеме с элементами усилителя в рулевой колонке имеем обычную механическую рейку.