Как выглядит опора шаровая: признаки неисправности, диагностика и причины выхода из строя
что это, как устроена, неисправности, как проверить :: Autonews
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
Autonews
Телеканал
Газета
Pro
Инвестиции
+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Конференции
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
www.
Фото: Shutterstock
www.adv.rbc.ru
Читайте также
Какую же функцию в подвеске выполняет шаровая опора и как определить, что она требует замены?
- Что это
- Устройство
- Чем опасна неисправная
- Признаки неисправности
- Причины неисправности
- Как продлить срок службы
www.adv.rbc.ru
Что такое шаровая опора
Шаровая опора (или просто шаровая) — это шарнир, который может использоваться в разных узлах автомобиля. Здесь речь пойдет о шаровой в качестве соединительного элемента рычага подвески и ступицы управляемого колеса. Шаровая позволяет колесу в определенных пределах свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости, но препятствует его отклонению от заданного положения в вертикальной плоскости. Количество шаровых опор зависит от типа подвески и может варьироваться от одной до пяти с каждой стороны, в том числе в задней многорычажной.
Предшественниками шаровых были шкворни, перекочевавшие на автомобили с конных экипажей. Шкворни представляли собой ось из закаленной стали, вращающуюся в бронзовых втулках либо роликовых или игольчатых подшипниках. С помощью такой оси поворотный кулак, который нес ступицу и колесо, крепился к подвеске. Конструкция не позволяла рычагам перемещаться по вертикали настолько, чтобы подвеска была достаточно комфортной.
Попытки сделать шкворневую подвеску мягче с помощью дополнительных тяг с подшипниками привели к усложнению конструкции и сделали ее обслуживание и ремонт очень трудоемкими. Появление шаровых опор в начале 1950-х годов решило сразу обе проблемы. Простота устройства сочеталась у таких шарниров с двумя степенями свободы, что позволило обеспечить требуемый уровень комфорта подвески. Уже к середине 1960-х годов большинство легковых автомобилей оснащались шаровыми, тогда как более выносливая шкворневая подвеска осталась уделом внедорожников и коммерческого транспорта.
Используемые в конструкции подвески управляемых колес шаровые опоры — в числе важнейших элементов, от которых зависит управляемость автомобиля.
Устройство шаровой опоры
Устройство шаровой опоры (Фото: autoepoch.ru)
Встречается несколько разновидностей шаровых опор, но сегодня канонической является конструкция, в которой присутствуют следующие компоненты:
- Корпус. Выполненная из кованой стали оболочка.
- «Яблоко». Металлический шаровидный элемент внутри корпуса, воспринимающий основную нагрузку.
- Стопор. Кольцеобразный зажим, фиксирующий «яблоко» в корпусе.
- Полимерный вкладыш внутри корпуса. Своеобразная обойма, в которой вращается «яблоко».
- «Палец». Приваренный к «яблоку» стержень с резьбой в верхней части, с помощью которого шаровая опора соединяется со ступицей.
- Пыльник. Резиновый чехол, защищающий начинку шаровой опоры от попадания воды и грязи. Под пыльником находится специальная смазка для дополнительной герметизации шарнира.
- Фланец. Пластина с отверстиями для крепления шаровой к рычагу. Однако в последние 20 лет получили распространение рычаги подвески с интегрированными шаровыми опорами без фланца.
Чем опасна неисправная шаровая опора
Поскольку шаровые опоры отвечают за крепление колеса, то их сильный износ или обрыв может иметь тяжелые последствия, вплоть до переворота автомобиля. Знание способов диагностики неисправности шаровых позволит сохранить здоровье и даже жизнь, не говоря уже о деньгах.
Признаки неисправности шаровых опор
Стандартной величины срока службы шаровых опор не существует. Мало того что не одинаково качество самих шарниров от различных производителей, так и любая «внеплановая» ударная нагрузка на подвеску способна натворить бед. Конечно, для проверки состояния шаровых опор лучше обратиться в сервис, но есть симптомы, которые говорят о возможных проблемах:
- Стук в подвеске при проезде неровностей.
- Скрип или скрежет при повороте руля.
- Неравномерный износ шин.
- Раскачка колеса из стороны в сторону при движении. В отличие от вышеназванных симптомов этот со 100%-й гарантией указывает на сильный износ шаровых. Промедление с ремонтом недопустимо!
Шаровые опоры лучше менять парами (Фото: Shutterstock)
Причины неисправности шаровых опор
Шаровые опоры находятся практически «на передовой» борьбы за надежную управляемость и безопасность автомобиля, и в этой борьбе им приходится нелегко. Что способно вывести эти шарниры из строя:
- Сильные нагрузки при проезде неровностей на высокой скорости могут повредить вкладыш опоры, что приведет к возникновению в ней люфта, а это нарушит оптимальный контакт колеса с дорогой.
- Попадание внутрь шарнира воды и грязи из-за порвавшегося пыльника вызывает абразивный эффект и коррозию «яблока», что ведет к быстрому срабатыванию вкладыша и появлению люфта в опоре.
В запущенных случаях «яблоко» способно проточить верхнюю часть корпуса и выскочить из него.
- Естественный износ вкладыша и «яблока» с теми же последствиями.
Как продлить срок службы шаровых опор
Невнимание к состоянию шаровых опор может обойтись очень дорого, поэтому меры профилактического характера здесь просто необходимы. О чем речь?
- Периодически проверять пыльники шаровых на предмет различных повреждений. Если они выявлены, пыльник необходимо заменить и при необходимости добавить герметизирующей смазки того типа, который предусмотрен производителем.
- После поездок по плохим дорогам и бездорожью периодически проверять шаровые на наличие люфтов. Для этого нужно вывесить колесо, взяться за него сверху и снизу руками и попытаться покачать в вертикальной плоскости. Операцию лучше проделать несколько раз, поворачивая руль на разные углы.
Проверку можно выполнить и другим способом. Для этого потребуется вывесить колесо, между нижним рычагом и поворотным кулаком вставить монтировку плоским концом, а затем надавить на рукоять. Износ опоры выдаст себя люфтом и/или щелчками.
Специалисты советуют менять шаровые опоры парами, а затем проверить развал/схождение колес и при необходимости отрегулировать.
Проверить работу шаровых опор можно самостоятельно или в автосервисе (Фото: Shutterstock)
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
Три ошибки водителей, убивающих шаровые опоры автомобиля — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Фото: www.tishiergeenhotel.nl
Немногие автомобилисты уделяют должное внимание такому уязвимому элементу подвески, как шаровая опора. Мало того, что водители не следят за состоянием этих условных расходников, так они еще и ежедневно сокращают их ресурс, допуская грубые ошибки. Как избежать преждевременной поломки деталей, выяснил портал «АвтоВзгляд».
Кристина Извекова
Как известно, в различных автомобилях применяются разные конструкции подвесок, следовательно у моделей отличается и количество шаровых опор. Так, к примеру, в современных машинах с «ходовыми» типа McPherson опора всего одна, в то время как на стареньких «Жигулях» их две — верхняя и нижняя.
Сегодня автостроители по большей части используют неразборные шаровые опоры — после установки конусообразного пальца со сферическим или грибообразным наконечником корпус из двух половинок, скрепленных точечной сваркой, завальцовывают. Между ними чаще всего вставляют пластиковые вкладыши, выполняющие роль подшипников скольжения.
clearmechanic.com
Не трудно догадаться, что шаровые опоры в процессе эксплуатации автомобиля подвергаются серьезной нагрузке. Им, фактически «несущим» на себе массу транспортного средства, приходится стойко выдерживать регулярные удары, когда колеса машины заскакивают в яму или «подпрыгивают» на очередной кочке.
В среднем срок службы «родной» — то есть установленной на заводе — шаровой опоры составляет до 150 000 километров. Правда, это относится лишь к тем автомобилям, что по счастливой случайности оказались в руках бережливого хозяина. Водители, которым до собственной машины особого дела нет, допускают массу грубых ошибок, преждевременно выводящих из строя эти элементы подвески.
1186093
Фото:gaibrest.by
227457
Многие автомобилисты забывают о том, что время от времени необходимо инспектировать состояние пыльников шаровой опоры, а ведь именно с них, как правило, и начинаются проблемы с шарнирами. Важно не только вовремя менять порванные пыльники на новые, но и следить за наличием смазки в еще «живых».
«Подуставший» расходник может сигнализировать водителю о неисправности характерным стуком при прохождении поворота, «уводом» машины в сторону при торможении, биением руля или колеса. Зачастую автомобилисты не принимают во внимание эти признаки, откладывая визит в сервис до лучших времен. А ведь своевременная диагностика, как известно, способна уберечь как кошелек, так и жизнь шофера и пассажиров.
Недаром курсантов автошкол учат аккуратнее проходить «лежачих полицейских», ямы и выбоины. Помимо прочих деталей автомобиля, во время скоростных пролетов над неровностями сильно страдают и шаровые опоры. Чем дальше «лежит» стрелка спидометра, тем быстрее шарниры изнашиваются. Если вы не хотите проводить ремонт раньше времени — не гоните лошадей.
- Автомобили
- Тест-драйв
Все плюсы и минусы дизельной комплектации лимитированной версии французского кроссовера
30152
- Автомобили
- Тест-драйв
Все плюсы и минусы дизельной комплектации лимитированной версии французского кроссовера
30152
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
автосервис, ремонт, запчасти, комплектующие, техническое обслуживание
Изношены шаровые опоры? Вот как это проверить
К ним относятся:
- Неуклюжий или скрипучий шум
- Дрейф в сторону
- Ослабление или шаткость рулевого управления
- Неравномерный износ шин
Как проверить шаровые опоры на износ?
Возможно, симптомы износа шаровых шарниров развиваются медленно, поэтому какое-то время вы их не замечаете. Но если вы заметили какой-либо из вышеперечисленных симптомов или просто хотели бы перепроверить шаровые опоры, лучше сначала проверить шаровые опоры во время вождения, прежде чем проводить визуальный осмотр.
Как проверить шаровые опоры во время вождения
Проверить шаровые опоры во время вождения очень просто:
1. Выведите машину на прогулку
Проедьте на автомобиле по дороге общего пользования, соблюдайте ограничение скорости и платите близко внимание к двигателю, рулевому управлению и общим характеристикам автомобиля.
На что обратить внимание
Вибрации – когда шаровой шарнир изнашивается, он расшатывается, что может создавать вибрацию, которую вы можете почувствовать сквозь пол или рулевое колесо во время движения.
Рулевое колесо отклоняется влево или вправо – изношенные шаровые опоры приводят к тому, что рулевое колесо само тянет слева направо. Это также может привести к неравномерному износу шин.
2. Проезжайте лежачих полицейских
После проезда на предельной скорости отведите его в место с лежачими полицейскими и проедьте на малой скорости. Остановитесь и пройдите несколько раз, и несколько раз повернитесь.
На что обратить внимание
Шум – это может быть лязг или скрип. Стук возникает из-за того, что изношенные шаровые шарниры гремят, когда подвеска перемещается вверх и вниз по дороге. Скрип вызван повреждением резинового чехла, защищающего смазку внутри шарового шарнира, шаровой шарнир начнет скрипеть. Эти шумы становятся тем громче, чем больше изнашиваются шаровые опоры.
3. Поверните рулевое колесо
Последний шаг – припарковать автомобиль и несколько раз повернуть колеса вперед-назад, прислушиваясь к шуму шаровых опор.
Как визуально проверить шаровые опоры
После проверки шаровых опор во время вождения пришло время для визуальной и физической проверки. Прежде чем начать, подготовьте следующие инструменты:
- Домкрат
- Подставки для домкрата
- Фонарик
- Монтировка
- Ключ для гаек
- Деревянные блоки или противооткатные упоры
Визуальный и физический осмотр состоит из следующих этапов:
1.

Ослабленные шаровые шарниры не могут поддерживать выравнивание подвески во время движения. Это ускоряет износ шин, поскольку резиновый протектор неравномерно касается земли. Если вы заметили размытие (т. е. неравномерные пятна износа на шине) или то, что передняя часть колес указывает (т. е. схождение наружу), велика вероятность того, что ваши шаровые опоры потребуют дальнейшего обследования. Однако, если износ шин одинаковый с обеих сторон, то проблема, вероятно, не в ваших шаровых опорах, а в недостаточном накачивании шин.
2. Ослабьте зажимные гайки
Ослабьте зажимные гайки, чтобы они были затянуты вручную. Это позволит вам перемещать колесо вокруг своей оси, не снимая его полностью.
3. Поднимите автомобиль домкратом и установите противооткатные упоры под колеса
Поддомкратьте переднюю часть автомобиля и закрепите его на домкратах. Поместите противооткатные упоры или деревянные бруски под задние колеса, чтобы автомобиль не катился. Это облегчит проверку шаровых опор.
4. Покачайте шину вокруг своей оси
Возьмитесь за верхнюю и нижнюю часть шины и покачивайте ее вдоль оси автомобиля. Если шаровые шарниры работают хорошо, в этом движении не должно быть люфта.
На что обращать внимание
Шум и люфт сверху – указывает на проблему с верхним шаровым шарниром.
Шум и люфт снизу – это говорит о проблеме с нижней шаровой опорой.
5. Снимите колесо
Снимите колесо и с помощью фонарика осмотрите верхний и нижний шаровые шарниры.
На что обращать внимание
Видите ли вы какие-либо признаки ржавчины, повреждения пылезащитного чехла, утечки смазки или любые другие потенциальные проблемы? Если это так, вероятно, пришло время заменить шаровую опору.
6. Подденьте шаровой шарнир
Используйте монтировку и попытайтесь поддеть нижний рычаг подвески и поворотный кулак (два компонента, соединенные шаровым шарниром).
На что обратить внимание
Чрезмерный люфт и движение или щелкающие звуки являются признаком того, что ваши шаровые шарниры слишком ослаблены.
7. Установите колесо обратно.
После визуального осмотра и проверки шарового шарнира установите колесо на место, опустите автомобиль и затяните гайки.
8. Повторите с другими колесами
После того, как вы закончите с первым колесом, вам нужно проверить остальные три, выполнив шаги 2-7.
4 признака того, что вашему автомобилю требуется замена шаровых опор
Перейти к основному содержанию
Подвеска вашего автомобиля спроектирована таким образом, чтобы ваша поездка в салоне была плавной и комфортной, даже при движении по неровностям и трещинам на дороге. Для этого шарниры, такие как шаровые шарниры в подвеске, позволяют колесам сочленяться, не передавая это движение кабине. Однако со временем эти соединения могут изнашиваться. Они могут потерять смазку, расшататься или полностью заклинить. Это отрицательно скажется на качестве вашей езды! Ниже мы определили четыре важных признака, на которые следует обратить внимание, которые указывают на проблемы с подвеской вашего автомобиля, такие как ослабленные или изношенные шаровые опоры.
4. Неравномерный износ передних шин
Ослабленный шаровой шарнир в передней подвеске создает некоторый «люфт», который позволяет одному из передних колес выйти из соосности с другим. Со временем это может привести к неравномерному износу шин, при этом одна шина изнашивается гораздо быстрее, чем другая. Вы можете заметить чрезмерный износ шины на внутреннем или внешнем краю одной шины или на неровных участках на поверхности шины. Если обе передние шины быстро изнашиваются, у вас может быть другая проблема, например неправильное давление в шинах. Однако, если только одна передняя шина быстро изнашивается, наряду с другими проблемами, перечисленными ниже, возможно, настало время для замены шаровых опор в вашей поездке.
3. Сильная вибрация в салоне
Изношенные шаровые шарниры могут быть ослаблены, что может привести к тому, что подвеска немного дребезжит во время движения. При достаточной скорости это может вызвать ощущение вибрации или грохота в салоне. Подобные вибрации могут быть вызваны другими деталями подвески и даже неотбалансированными колесами, осями и карданными валами. Тем не менее, шаровой шарнир изнашивается при обычном вождении с гораздо большей вероятностью, чем карданный вал или основная тяга подвески. Шаровые шарниры относительно недороги и легко заменяются.
2. Ослабленное, шатающееся ощущение руля
Поскольку изношенный шаровой шарнир создает люфт в системе подвески автомобиля, это может повлиять на ощущение автомобиля в целом. Если вы обнаружите, что транспортное средство бродит по вашей полосе во время движения, его трудно держать прямо или он просто чувствует себя отсоединенным от рулевого управления, одной из возможных причин являются изношенные шаровые опоры. Подобные симптомы также могут быть вызваны плохими наконечниками рулевых тяг, неправильным выравниванием передней части и многим другим, но проверка шаровых шарниров, безусловно, является хорошим местом для начала диагностики этой проблемы.
1. Стук, дребезжание
Каждый раз, когда вы слышите нерегулярный лязг, дребезжание или щелчки, исходящие из-под автомобиля, вы можете сделать ставку на незакрепленный компонент где-то в подвеске. Шаровые опоры являются распространенной причиной. Если дребезжание становится более выраженным при движении по неровностям и провалам дороги, то это почти наверняка связано с проблемой подвески. Со временем звук может стать громче, так как шаровой шарнир изнашивается и становится еще слабее во время движения.
Поскольку неисправность шаровых шарниров во многом похожа на другие распространенные проблемы, трудно быть уверенным в том, что пошло не так в вашем автомобиле, пока вы не получите профессиональную диагностику от квалифицированного специалиста.