Какую тормозная жидкость выбрать – Тормозная жидкость класса ДОТ 4 какая она? Характеристики, отличие, совместимость с ТЖ DOT 3, DOT 5 и DOT 5.1
6 лучших тормозных жидкостей — Рейтинг 2019 (топ 6)
Хорошая тормозная жидкость должна отвечать сразу нескольким требованиям. Во-первых, она обязана иметь высокую температуру кипения. В противном случае вы будете чувствовать, как проваливается педаль тормоза. Нужно ли говорить, что ни к чему хорошему это не приведет? Во-вторых, необходима минимальная коррозионная активность. Это позволит не беспокоиться о том, что тормозная магистраль может покрыться ржавчиной. В-третьих, у тормозной жидкости должны быть хорошие смазывающие свойства. Если ваш автомобиль имеет антиблокировочную систему, то обращайте внимание только на жидкость стандарта DOT5.1. В-четвертых, изделие должно иметь высокую стабильность вязкости. Иначе же в условиях холода вы можете столкнуться с плохой работой тормозов. Итак, какие жидкости отвечают всем этим требованиям?
Тормозную жидкость какой фирмы выбрать
Условно все существующие изделия можно разделить на две группы, что мы и сделали. В первую войдут тормозные жидкости, произведенные за рубежом. Вторая же включает в себя продукты от отечественных компаний. Разница между ними на самом деле невелика.
В последние годы наши нефтеперерабатывающие предприятия были здорово модернизированы, в результате чего на свет стали появляться качественные автомобильные масла, тормозные жидкости и прочие продукты, нужные для обслуживания транспортных средств. При этом упаковка с жидкостью российского производства зачастую обойдется дешевле, о чём тоже нельзя забывать.
Наибольшую популярность на просторах нашей страны имеют тормозные жидкости под следующими брендами:
1. RosDOT
2. Castrol
3. Liqui Moly
4. Motul
5. Sintec
Не стоит считать, что качественные продукты производят только эти компании. Повторимся, их продукция просто может похвастать большей популярностью.
Рекомендации:Лучшие тормозные жидкости российского производства
Sintec Super DOT-4
Sintec — это самый популярный российский производитель автомобильных смазочных материалов. Его продукция регулярно рекламируется на телевидении и радиостанциях. Да и сами покупатели её гораздо чаще хвалят, нежели ругают. Например, не имеет серьезных недостатков тормозная жидкость Super DOT-4. Не устроит она только очень дорогой и невероятно капризный автомобиль зарубежного производства. В остальных случаях водители остаются от этой жидкости если не в восторге, то в близких к нему ощущениях.
За 455 граммов Sintec Super DOT-4 просят бувально копейки. Это делает тормозную жидкость очень дешевой. Производится она в Подмосковье, на заводе «Обнинскоргсинтез». В свежераспакованном виде жидкость начинает кипеть при температуре 240°C. Это очень хороший результат, пусть и не идеальный.
Примерно через год эксплуатации температура кипения сильно снижается — до 155°C. Но этим грешит практически любая тормозная жидкость. Именно поэтому её рекомендовано менять если не раз в год, то хотя бы раз в полтора или два года.
Что касается вязкости, то она сохраняется на неплохом уровне даже при сильном морозе. Если у вас не раллийный автомобиль, то особой разности в поведении автомобиля летом и зимой вы не почувствуете. Проблемы же у этого изделия заключаются в нестабильности качества.
Жидкость, произведенная в одно время, может достаточно сильно отличаться от изделия, выпущенного буквально спустя месяц. Это подтверждают тесты различных автомобильных изданий.
Достоинства:
- Очень низкий ценник;
- Вязкость при разных температурах почти не меняется;
- Соответствует всем требованиям заявленного стандарта;
- Достаточно высокая температура кипения в первые полгода использования.
Недостатки:
- Нестабильность качества.
RosDOT-4
Ещё один дешевый продукт, идеально укладывающийся в требования DOT4. Данная жидкость, производящаяся Дзержинским заводом, закипает только при температуре 255°C. Но, как и большинство конкурентов, спустя год использования результат становится намного хуже — температура кипения будет составлять уже всего 160°C. Зимой с тормозной жидкостью почти ничего не происходит — вязкость близка к изначальному параметру даже в сильный мороз.
Главное преимущество этого продукта заключается в широкой распространенности. Купить его можно практически в любом автомагазине России. А ещё эту жидкость используют отечественные автопроизводители. Дзержинский завод уверяет, что его творение имеет минимальные коррозийные свойства. Словом, это вполне достойный продукт отечественного производства, покупка которого совсем не сказывается на бюджете.
Достоинства:
- Стоит очень дешево;
- В свежераспакованном виде закипает при очень высокой температуре;
- Хорошие вязкостные характеристики;
- Соответствует требованиям стандарта DOT4 в полной мере.
Недостатки:
- Не лучшим образом показывает себя на машинах с АБС.
Sintec EURO DOT 6
Новейший продукт завода «Обнинскоргсинтез». Как понятно по её названию, жидкость отвечает требованиям DOT6. «Сухая» (свежераспакованная) жидкость закипает лишь при температуре 274°C. До такого параметра тормоза её будут разогревать крайне редко, если только вы не участвуете в ралли и автокроссе. Но больше всего радует тот факт, что даже спустя примерно год эксплуатации свойства жидкости падают не очень сильно — кипение возникает при 182°C.
Если вы проживаете в северном регионе нашей родины, то вам необходимо заливать именно Sintec EURO DOT 6. Дело в том, что в 40-градусный мороз вязкость изделия сохраняется на более, чем приемлемом уровне. Если быть точным, то вязкость в такой момент составляет 647,5 мм2/с. Идеальный результат, вдвое или втрое превышающий показатели подавляющего большинства находящихся на рынке продуктов. Проблема этой жидкости только в том, что производится она в минимальном количестве, в связи с чем найти её в магазинах достаточно сложно.
Достоинства:
- Идеальная вязкость в условиях мороза;
- Перекрывает нормативы DOT4;
- Кипит при чрезвычайно высокой температуре;
- Отличные смазочные свойства.
Недостатки:
- Мало распространена.
Лучшие тормозные жидкости зарубежного производства
Motul DOT 5.1 Brake Fluid
Продукт от Motul полностью соответствует стандарту DOT 5.1. При этом изготовитель уверяет, что его творение можно заливать в автомобиль, где осталась жидкость стандарта DOT3 или DOT4. То есть, полная замена жидкости не потребуется — сойдёт и, как говорится, «дозаправка». Однако лучше всё-таки ездить только на Motul DOT 5.1 Brake Fluid, не допуская смешивания. В этом случае вы точно не будете сталкиваться с плохой работой тормозов.
В первые часы и недели использования этот продукт кипит только при разогреве до 272°C. Это отличный результат, достигаемый только при очень длительном торможении, да и то не на каждом автомобиле. В «увлажненном» состоянии температура кипения традиционно падает — в данном случае до 185°C. Но и этого показателя достичь не так просто, как кажется. Жидкость разработана специально для машин, наделенных системой ABS. Также создатели добились того, что вязкость продукта при снижении температуры до -40°C не превышает 820 мм2/с. Это тоже очень хороший показатель, которому должны порадоваться все жители регионов, где господствует долгая и холодная зима.
Достоинства:
- С лихвой перекрывает требования стандарта DOT4;
- Даже в «увлажненном» состоянии кипит при высокой температуре;
- В морозы вязкость повышается незначительно.
Недостатки:
- Цена понравится не каждому автолюбителю.
Castrol React DOT4 Low Temp
Лучший выбор для жителя Норильска и любого другого северного региона России. Даже при морозе в -40°C вязкость этого изделия сохраняется на уровне 650 мм2/с. Это делает продукт соответствующим стандарту DOT5.1. Но почему же производитель указывает на упаковке и в наименовании менее требовательный стандарт? По всей видимости, это такой маркетинговый ход, позволяющий продавать изделие в более востребованном сегменте.
Что касается температуры кипения, то она у свежераспакованной жидкости составляет 265°C. Если вы не ездите по автодрому в Сочи или под Москвой, то вам этого будет вполне достаточно. Всё в порядке и с температурой кипения в «увлажненном» виде — она составляет 175°C. Это значит, что большинство автолюбителей не заметит каких-либо проблем даже спустя год эксплуатации автомобиля с этой тормозной жидкостью. Получается, что менять её нужно только каждые два года. К сожалению, жидкость не лишена недостатка. Заключается он в расфасовке продукта. По каким-то причинам изготовитель не стал пускать в продажу жидкость в литровой бутылке — существует только пол-литровая тара.
Достоинства:
- Минимальная вязкость даже в сильный мороз;
- Высокая температура кипения даже через год использования;
- Соответствует даже более жесткому стандарту;
- Идеальный вариант для автомобилей с АБС.
Недостатки:
- Существует только пол-литровая бутылка;
- Цена устроит не всех.
Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4
Эта тормозная жидкость может не понравиться по двум причинам. Во-первых, она упаковывается в бутылочку, которая внешне похожа на какое-нибудь чистящее средство. Словом, это совсем не похоже на продукт от всемирно известной компании. Во-вторых, в магазине сложно произнести название этой жидкости. Впрочем, нужно ли это делать, когда даже автомагазины сейчас создают на манер супермаркетов? В остальном же эта жидкость не имеет серьезных недостатков, она полностью соответствует стандарту, указанному на упаковке.
Свежая жидкость кипит при температуре 230°C. Если она провела в автомобиле около года — температура кипения падает до 155°C. Словом, всё очень типично. Проблема этого изделия заключается в том, что его нельзя использовать в холодную зиму, так как при минусовых температурах жидкость начинает ощутимо вязнуть. Жители Москвы и Краснодарского края вполне могут быть удовлетворены покупкой, а вот где-нибудь в Сыктывкаре о продукте от Liqui Moly лучше забыть.
Достоинства:
- Антикоррозийные свойства — на высоте;
- Не очень высокий для зарубежного продукта ценник;
- Не влияет на техническое состояние тормозных шлангов и уплотнений;
- Приличная температура кипения.
Недостатки:
- Спустя год эксплуатации жидкость рекомендуется заменить;
- При замерзании становится чересчур вязкой.
Какую тормозную жидкость купить
1. Если ваши финансы ограничены, то вам следует обратить внимание на отечественный продукт под названием Sintec Super DOT-4. Бутылочка этой жидкости стоит крайне недорого, при этом изделие если и уступает зарубежным конкурентам, то совсем чуть-чуть.
2. Ещё лучше показывает себя RosDOT-4 — продукт Дзержинского завода. Он соответствует всё тому же стандарту DOT4, закипая лишь при температуре 255°C. Вязкость зимой сохраняется на оптимальном уровне, хотя в автомобиль с АБС данную жидкость в это время года лучше не заливать.
3. Лучший отечественный вариант — это Sintec EURO DOT 6. С этой жидкостью тормоза идеально работают даже в жуткий мороз. В связи с этим продукт рекомендован для приобретения в северных регионах нашей страны.
4. Примерно схожие характеристики имеет более распространенная тормозная жидкость Motul DOT 5.1 Brake Fluid. Но не каждому водителю захочется отдавать за пол-литровую бутылочку такие деньги. И всё же на такие расходы придется пойти, если ваш автомобиль оснащён системой АБС.
5. Castrol React DOT4 Low Temp — это победитель по всем фронтам. Если у вас есть приличные деньги, то покупайте именно эту тормозную жидкость. Она и кипит при очень высокой температуре, и не становится вязкой в очень сильный мороз. Такую жидкость можно использовать даже на Северном Полюсе.
6. Если вы живете в средней полосе России или даже на Юге, и вам требуется только импортная тормозная жидкость, то обратите внимание на Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4. Она относительно недорого стоит, при этом её свойства вас вполне могут устроить. Противопоказана она только жителям северных районов страны.
Друзьям это тоже будет интересно
Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
5 лучших тормозных жидкостей
Тормозная жидкость больше влияет на состояние и эффективность тормозной системы, чем это принято считать – часто в автосервисе можно увидеть автомобиль с заклинившим суппортом, владелец которого на вопрос: «Когда Вы меняли тормозную жидкость?» удивленно отвечает: «Зачем?».
Что ж, перед обсуждением лучших представителей своего класса рассмотрим, что же такое современная тормозная жидкость.
Требования к тормозной жидкости
В процессе торможения кинетическая энергия автомобиля превращается в тепло. Нагревающиеся колодки передают тепло дальше – на поршень и тело суппорта, они уже нагревают саму тормозную жидкость. Отсюда проистекает первое требование к лучшей тормозной жидкости: как можно большая температура кипения во избежание «провалов» педали тормоза аналогично тем, что происходят при завоздушивании тормозов. Увеличение скоростей и усложнение траффика привели к тому, что старые спиртокасторовые тормозные жидкости перестали удовлетворять потребностям автомобилистов, и на свет вышел новый стандарт – DOT4, наиболее широко распространенный сейчас.
Второе требование – это минимальная коррозионная активность: всем известное закисание рабочих поршней в этом случае является лишь верхушкой айсберга, коррозия самих тормозных магистралей гораздо опаснее. Здесь произошел первый, так сказать, «конфликт интересов» – необходимость в обеспечении высокой температуры кипения потребовала использования крайне гигроскопичной полиэтиленгликолевой основы, отсюда и необходимость хранения тормозной жидкости в плотно закрытой таре. Набравшая воду жидкость не только ускоряет коррозию в тормозной системе, но и закипает при значительно более низкой температуре, что знакомо многим владельцам спортивных автомобилей и особенно мотоциклов: «провал» тормозов при агрессивной езде может стать причиной серьезной аварии.
Третье требование – хорошие смазывающие свойства, снижающие износ не только манжет тормозных цилиндров, но и гидроблока АБС. В этом плане современные тормозные жидкости DOT5 на силиконовой основе превосходят более старый стандарт DOT4, а с учетом меньшей гигроскопичности и высокой температуры кипения они станут лучшим выбором для любителей быстро ездить и вовремя останавливаться. Стандарт DOT5.1, разработанный специально для автомобилей с антиблокировочной системой, предусматривает введение увеличенного количества антифрикционных присадок в привычную гликолевую основу, и жидкости этого класса для большинства автомобилей будут предпочтительными, так как совместимы с уплотнениями, рассчитанными на жидкости старых стандартов.
И, наконец, в-четвертых от тормозной жидкости требуется высокая стабильность вязкости, позволяющая тормозам адекватно работать в условиях зимнего холода. Вновь это наиболее важно для автомобилей с АБС: застывшая жидкость может привести к нарушению работоспособности гидроблока, на автомобилях, где на антиблокировочную систему завязана курсовая стабилизация и, как на современных кроссоверах – система распределения тяги, это повлечет и изменение управляемости автомобиля.
Выбирая тормозную жидкость, можно долго перебирать тесты и списки характеристик. Но не стоит забывать, что даже самая лучшая тормозная жидкость имеет ограниченный ресурс, и менять ее нужно по регламенту, как и другие технические жидкости: экономить на собственной безопасности не стоит.
Тормозные жидкости DOT 4 — экспертиза — журнал За рулем
Все тормозные жидкости одного и того же класса совместимы между собой. А отличаются ли они друг от друга? Ответ на этот вопрос дают эксперты «За рулем».
Многие искренно верят в то, что все тормозные жидкости до расфасовки хранятся в одной бочке, а потому друг от друга не отличаются. Это мы и решили проверить. Для эксперимента закупили десяток флаконов с тормозными жидкостями заявленного класса DOT 4.
Что и зачем мерили
Материалы по теме
Температура кипения «сухой» жидкости определяет безопасную продолжительность работы тормозной жидкости, не успевшей набрать влагу извне. За два-три года эксплуатации в тормозухе скапливается в среднем 3,5% воды.
Измерения проводили в лабораторной посуде из жаропрочного стекла с использованием колбонагревателя Superheat с предельной рабочей температурой 380 °C. Температуру контролировали цифровым термометром ТР101.
Измерив температуру кипения «увлажненной» жидкости и сравнив ее с температурой кипения «сухой» жидкости, мы определяли, насколько снизились рабочие параметры тормозухи. Для «увлажнения» в каждую залитую в колбу жидкость сразу добавляли по 3,5% воды (это 2,63 мл при объеме жидкости 75 мл), после чего проверяли температуру кипения.
Предварительно температуру жидкости оцениваем пирометром. Предварительно температуру жидкости оцениваем пирометром. | Измеряем температуру кипения тормозной жидкости. Кстати, о температурах этого порядка писал Рэй Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту»… Измеряем температуру кипения тормозной жидкости. Кстати, о температурах этого порядка писал Рэй Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту»… |
Кинематическую вязкость испытываемых жидкостей при —30 °C измеряли с помощью шарикового вискозиметра: время падения стального шарика в стеклянной трубке зависит от вязкости продукта. Именно такой принцип использован в профессиональных вискозиметрах Гепплера — просто мы вместо исчисления вязкости в сантистоксах оценивали время в секундах. Больше время — выше вязкость. Гидравлическая система тормозов рассчитывается на жидкость определенной степени вязкости — ее рост сверх нормы приведет к отказу системы, педаль невозможно будет продавить. Да и системы безопасности, например ABS и ESP, тоже могут работать некорректно.
Шариковый вискозиметр покажет, с какой жидкостью легче будет нажикакую лучше жидкость заливать в авто
Выбор тормозной жидкости – это ответственное занятие, так как от её качества и характеристик зависит безопасность на дороге. Существуют различные составы, а также несколько стандартов, каждый из которых обладает своими отличительными особенностями. Фирм, производящих эти средства, очень много, поэтому автомобилисты часто задаются вопросом, какая тормозная жидкость лучше.
Функции и параметры тормозной жидкости
Главной задачей является обеспечение своевременной качественной работы тормозов. У неё есть несколько параметров, на показатели которых надо обращать внимание при покупке. К ним относятся:
- Температура закипания – у этого показателя есть два значения. Одно относится к «сухой» жидкости, другое – к «мокрой». В ходе эксплуатации тормозной состав впитывает в себя влагу, поэтому температура кипения сильно понижается. Если начнется кипение, то это повлечет за собой появление пузырьков воздуха внутри системы и отказ тормозов.
-
Вязкость при низкой температуре– этот показатель говорит о том, при какой температуре ниже нуля состав начнет густеть и будет хуже идти по трубкам. У жидкостей старого образца такая температура была около – 20 градусов Цельсия. У новых этот показатель находится примерно на отметке – 40 градусов.
- Гигроскопичность – этот параметр говорит о том, насколько сильно состав будет впитывать влагу в процессе эксплуатации. Существуют абсолютно негигроскопичные составы на силиконовой основе, однако они очень дорогие. Показатель гигроскопичности станет также подсказкой насчет периодичности замены тормозной жидкости.
Именно эти три пункта составляют основу того, как выбрать тормозную жидкость. Все составы также имеют разную основу. Это вещество также надо учитывать перед покупкой. Всего используется три разных основы:
- Бутиловый спирт и касторка – средство с такой базой обозначается БСК и используется в старых автомобилях отечественного производства. Оно не имеет в составе агрессивных к резине компонентов, однако остальные параметры далеки от лучших. Температура кипения составляет около 115-120 градусов, а застывает оно при – 20.
- Гликоль и полигликоль – это наиболее распространенные составы. Температура кипения у них в среднем 230 градусов, а замерзают они при температуре ниже – 40. Недостатком является высокая гигроскопичность. За год эксплуатации жидкость набирает около 2% воды от своего объема. За следующий год использования ещё примерно столько же. Из-за этого снижается температура закипания, поэтому такую «тормозуху» надо вовремя менять. Состав на гликолевой основе хорошо подходит для автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства. Поэтому когда встает вопрос, например, какая тормозная жидкость лучше для ВАЗ 2106, можно смело покупать именно такие составы.
- Силикон – такая база используется в продукции для спортивных автомобилей. Она отличается высокой температурой кипения, некоторые составы кипят только при 300 градусах. Влагу такие жидкости не впитывают вообще, поэтому менять их можно раз в 4-5 лет. Недостатком является высокая цена. Кроме того, для перехода с одного типа на другой придется промывать всю тормозную систему. Далеко не каждый автомобиль будет работать лучше с «тормозухой» на силиконовой основе.
Когда встает вопрос, какую тормозную жидкость выбрать, следует обратить внимание на то, что написано в руководстве к автомобилю. Как правило, испытания конкретной модели проводятся с использованием одного её типа. Она может быть обозначена только названием стандарта, или же может быть указан конкретный бренд. Отступать от рекомендаций не стоит. Лучше потратить деньги на покупку состава от заявленного производителя, чем рисковать своей безопасностью на дороге.
Стандарты тормозной жидкости
Существует несколько стандартов жидкости для тормозной системы:
- DOT 3 – используется для барабанных тормозов. Чаще всего такую жидкость применяют для американских и японских машин.
- DOT 4 – это стандарт для системы дисковых тормозов. Сейчас разные классы такого стандарта используются практически на всех машинах. Самым оптимальным вариантом является состав с маркировкой DOT 4 Class 6.
- DOT 5 – это обозначение силиконового состава. Используется она в спортивных автомобилях. Смешивать с жидкостями других стандартов её нельзя.
- DOT 5.1 – это новая смесь на гликолевой основе, которую можно смешивать с другими средствами.
Когда возникает вопрос, какая лучше тормозная жидкость ДОТ 4, то однозначный ответ дать трудно. Регулярно проводятся испытания смесей от разных производителей. На их основе можно сделать вывод о качестве продукции. Сейчас лидирующую позицию занимает фирма Castrol. Это лучшая тормозная жидкость DOT4, так как соответствует всем температурным нормам. Преимуществом является также малая гигроскопичность. Менять такую жидкость можно после 60 000 км пробега, в то время как средний показатель для гликолевых составов – 30 000 км. Продукт Castrol подходит для автомобилей разного возраста, если в них разрешено использование стандарта DOT 4.
К компаниям, чьи товары занимают ведущие места в рейтинге, относится и немецкая фирма LiquiMoly. Если важно узнать, какая тормозная жидкость DOT4 лучше, то есть смысл обратить внимание на продукцию этой фирмы. Среди составов такого же стандарта её выгодно отличает наличие различных присадок и дополнительных компонентов, которые защищают элементы гидравлической системы автомобиля. Подходят эти жидкости для торможения на высокой скорости. Ещё одним плюсом является адаптация жидкости этого производителя для современных машин с электронной системой.
Многие российские автомобилисты выбирают продукцию от фирмы Mobil. Она устойчива к низким температурам, не теряет своих свойств при попадании влаги и защищает все элементы тормозной системы от коррозии.
Модели автомобилей и жидкости для них
В руководстве к каждому автомобилю есть указание относительно типа, стандарта и, иногда, бренда жидкости, которая для него подходит. Чаще всего в современных моделях используется стандарт ДОТ 4, однако можно подробнее рассмотреть несколько наиболее популярных моделей и подходящие для них составы.
Поклонников отечественного автопрома часто волнует вопрос, какая тормозная жидкость лучше на приору. Согласно заводским рекомендациям, этому автомобилю необходимы составы стандарта ДОТ 4. Во время заводских испытаний машины использовалась продукцию от компании «РОСДОТ». Поэтому автомобилист может абсолютно спокойно приобретать именно этот продукт и не волноваться о своей безопасности.
Продукт этой марки класса 6 будет обладать наилучшим качеством среди всей линейки. Для машин отечественного производства такие товары станут наиболее оптимальным вариантом по цене и качеству.
Владельцам различных автомобилей ВАЗ тоже стоит присмотреться к продукции отечественного производства. Когда возникает вопрос, какая тормозная жидкость лучше для ВАЗ 2107, то в дополнение к заводским рекомендациям стоит оценить свой стиль езды. Для любителей агрессивного вождения хорошим вариантом станет тормозная смесь стандарта ДОТ 4 от иностранных производителей. Помимо указанных Castrol, Mobilи LiquiMoly хорошо себя зарекомендовала и фирма Shell.
По отзывам автовладельцев, лучшей тормозной жидкостью для ВАЗ 2110 является продукт от «РосDOT». Это объясняется соотношением цены и качества, а также заводской рекомендацией.
Аналогичным будет ответ и на вопрос, какая тормозная жидкость лучше для ВАЗ 2114. Машинам отечественного производства рекомендуются и жидкости того же изготовления.
У иномарок ситуация немного другая, так как при испытаниях машины используются составы абсолютно любых производителей. Как уже было сказано, при выборе состава нужно в первую очередь руководствоваться данными из заводской инструкции. Не стоит жалеть денег на дорогой бренд, который указывает производитель, так как от этого зависит безопасность водителя и пассажиров.
Некоторое водители, правда, не боятся экспериментов, поэтому среди ответов на вопрос, какая тормозная жидкость лучше для лансер 9, можно найти положительные отзывы и на отечественную продукцию. На эту модель хватает 1 литра. Провести процедуру замены можно в собственном гараже.
Продукция сегодняшних лидеров рынка часто используется на машинах иностранного производства. Для Хонды Аккорд 7 лучше тормозная жидкость, какую производит LiquiMoly стандарта ДОТ 4, так как она рассчитана на новые автомобили. При покупке надо обращать внимание и на срок годности, так как просроченную смесь заливать нельзя.
Для автомобилей Мазда часто применяется стандарт ДОТ 3, именно его заливают на заводе. При замене в Мазду 3 лучше заливать жидкость, какую изготавливает Castrol. Она прослужит дольше, поэтому менять её придется реже, чем аналогичные составы.
Лучшей тормозной жидкостью на Солярисе считается стандарт ДОТ 4. Завод поставляет машины с составом BrakeFluid, но при его замене можно использовать продукцию любой марки, соответствующую стандарту.
Покупка и замена тормозной жидкости не будет сложной для автомобилиста, если он будет следовать заводским рекомендациям и инструкции по замене. Все работы можно провести в домашних условиях. Если опыта недостаточно или у хозяина машины нет времени, то можно обратиться в сервис. Стоимость работ будет невысокой. Главное помнить, что «тормозуху» надо вовремя менять, чтобы вся система не отказала во время поездки.
« Назад
7 Лучших Тормозных Жидкостей – Рейтинг 2019 года
От качества тормозной жидкости зависит стабильность работы системы автомобиля. Она должна сохранять свои свойства в течение долгого времени, иметь высокую точку кипения и оптимальную вязкость. Соотношение присадок и основы должно соответствовать Госстандарту, также важно отсутствие негативного влияния на резиновые изделия и защита от ржавчины. Чтобы облегчить выбор, экспертами был составлен рейтинг, который рассматривает лучшие тормозные жидкости этого года. В нем детально разобраны характеристики номинантов, выявлены их достоинства и недостатки, а также изучены производители, выпускающие представленный товар.


Тормозную жидкость какой фирмы лучше выбрать
Пользователи предпочитают приобретать средства проверенных производителей — тех, кто зарекомендовал себя с хорошей стороны. Как показали опросы, в основном это популярные бренды, которые могут предоставить дополнительные гарантии на свою продукцию. В рейтинге рассмотрены лучшие фирмы, по показателям надежности и качеству выпускаемых товаров:
- Motul — известная компания из Франции, производящая смазочные материалы. Выпускает биоразлагаемые жидкости на синтетической основе, постоянно обновляя и разрабатывая новые линейки.
- Hyundai — производитель из Южной Кореи изготавливает автомобили, запчасти и масла для них с 1967 г. Занимает четвертое место в мире по производству машин.
- Vag — бренд из Германии принадлежащий концерну Volkswagen Group. Эта известная корпорация занимает лидирующие позиции по производству автомобилей, мотоциклов, спецтехники и запчастей.
- Castrol — торговая марка из Великобритании, основанная в 1899 г. Выпускает только смазочные материалы для легковой и грузовой техники.
- Eurol — независимый производитель из Нидерланд, который поставляет масла более полувека. Компания достаточно популярна, ей доверяют пользователи в 80 странах.
- Liqui Moly — еще один бренд из Германии, представляющий высококачественные тормозные жидкости. Обеспечивает маслами и является генеральным спонсором Формулы 1.
- Toyota — известная компания, производящая не только автомобили, но и смазочные материалы к ним. Предоставляет гарантию на свою продукцию, которая благодаря отличному качеству увеличивает срок службы запчастей.
Рейтинг тормозных жидкостей
Рейтинг составлен с учетом мнения экспертов и покупателей. Номинанты прошли тестирование, которое помогло определить лучшие тормозные жидкости этого года. При отборе кандидатов в рейтинг были учтены следующие критерии:
- Температура кипения;
- Антикоррозийные свойства;
- Защита узлов и механизмов;
- Устойчивость к окислению;
- Не агрессивность к резиновым деталям;
- Смазывающие свойства;
- Используемые присадки;
- Упаковка;
- Объем;
- Гарантии производителя;
- Цвет.
Цена при отборе также имела немаловажное значение, эксперты проследили, чтобы она соответствовала качеству. Все средства разделены на классификации DOT (транспортный департамент). В основе каждого продукта, кроме DOT 5, задействован полиэтилен гликоль и полиэфиры борной кислоты, а для DOT 5 за основу взят силикон. Из нескольких десятков претендентов отобраны только лучшие по совокупности показателей, в результате чего они были сгруппированы по назначению.


Лучшие тормозные жидкости DOT 3
Средства с классификацией DOT 3 достаточно гигроскопичны. Они способны выдерживать температуру в 205 градусов для сухой и 140 для увлажненной среды. Применяется такой тип преимущественно в авто с тормозами дискового или барабанного типа. В этой категории представлены два номинанта, которые прошли отбор по оценкам пользователей.
Motul DOT 3&4 Brake Fluid
Тормозная жидкость motul применима в машинах и мотоциклах с бензиновым, дизельным или газовым двигателем. Она обеспечивает эффективное торможение даже в экстремальных условиях благодаря высокой температуре кипения (245 градусов). Она наделена антикоррозийными свойствами, плюс, нейтральна к уплотнениям, используемых в тормозной системе.

Достоинства:
- Разрешено смешивать со средствами без силикона;
- Разлита в упаковки разного объема;
- Даже в «увлажненном» состоянии кипит при высоких температурных значениях;
- Недорогая.
Недостатки:
- Необходима ежегодная замена;
- Немного увеличивает вязкость при замерзании.
Покупатели в отзывах делятся, что Brake Fluid склонна к впитыванию влаги, поэтому менять ее нужно часто. Большой плюс в том, что ее можно смешивать, потому замена не составит сложностей даже у новичков.
Hyundai Brake Fluid DOT-3
Тормозная жидкость Хендай подходит для машин Hyundai и Kia. Хорошо сохраняет текучесть при очень низких температурах, применяется даже в системах с гидроприводом, плюс разрешена к смешиванию с тормозными жидкостями другого типа. Пользователи отмечают, что менять материал разрешено раз в два — три года, при пробеге до 40000 км, поэтому она относится к достаточно экономичным продуктам. При этом стоимость Brake Fluid довольно небольшая, что соответствует бюджетному классу автомо, для которых она предназначена.

Достоинства:
- Подходит для систем ABC;
- Имеет противопенные присадки;
- Есть антикоррозийные свойства;
- Высокая температура кипения;
- Практически не снижает свойства при увлажнении.
Недостатки:
- Представлена в канистрах только небольшого объема;
- Плохо выводит продукты износа системы.
Примечательно, что Хендай DOT-3 затруднительно найти в магазинах. Покупатели отмечают, что приобрести тормозную жидкость они смогли только в специализированных салонах.
Лучшие тормозные жидкости DOT 4
Жидкости с пометкой DOT 4 используются в основном в автомобилях с дисковыми тормозами в условиях городского движения. Максимальная температура кипения в них составляет 230 градусов в сухой среде и 155 в увлажненной. Благодаря универсальным свойствам эта категория наиболее распространена среди современных автомобилей. Из десятка претендентов на звание лучших жидкостей этого типа были отобраны только два, которые успешно прошли тестирования на надежность.
Vag Universal DOT-4
Вариант рекомендован для автомобилей концерна Фольцваген. Кинематическая вязкость этой жидкости достаточно высокая, присадки защищают тормозную систему от коррозии и износа, а подойдет материал как для машин с классификацией DOT 3, так и для авто с классом DOT-4. Представлена Vag Universal в небольшой, металлической тубе. Благодаря надежному материалу она защищена от негативных УФ лучей, поэтому имеет достаточно большой срок годности. Производитель предоставляет дополнительные гарантии по качеству продукта, поскольку тормозная система стабильно функционирует даже в неблагоприятных условиях.

Достоинства:
- Хорошая низкотемпературная вязкость;
- Отличные смазочные свойства;
- Не воздействует на техническое состояние уплотнений и тормозных шлангов.
Недостатки:
- Производитель не указывает совместимость с abc;
- Высокая цена.
Несмотря на то, что Vag не подтверждает возможность совмещения средства с системой ABC, благодаря тестированию этот момент удалось выявить.
Номинант определенно подходит для Antilock Brake System, поэтому при замене не возникнет сложностей.
Castrol Brake Fluid DOT4
Сравнительно дорогая, но хорошая тормозная жидкость дот 4. Кастрол представлена в компактной, непрозрачной бутыли объемом 1 л, упаковка герметична, на этикетках представлены знаки качества. Эта жидкость может смешиваться с другими продуктами категории DOT 3 или DOT4, DOT 5.1 и предназначена для применения в любых тормозных системах, даже с высокими нагрузками. Температурные показатели кипения равны 265 градусов в сухом виде, а в увлажненном достигают 175. Пользователи отмечают, что менять Кастрол нужно раз в два года, при этом характеристики позволяют использовать продукт для быстрой езды.

Достоинства:
- Защищает от коррозии;
- Подходит для любых легковых автомобилей;
- Соответствует более жестким стандартам;
- Доступна в большинстве магазинов.
Недостатки:
- Существует риск нарваться на подделку;
- Высокая цена.
Покупатели отмечают, что заказывая Brake Fluid DOT4 через интернет или покупая продукт в магазинах розничной сети, есть риск приобрести подделку. Поэтому пользователи рекомендуют проверять наличие сертификатов и гарантий от продавца.


Лучшая тормозная жидкость DOT 5
Эта категория значительно выделяется среди остальных, поскольку DOT 5 не совместима с остальными видами жидкостей. Примечательно, что она не поглощает воду и не разъедает краску при высокой температуре кипения. Этот тип DOT применяют в основном для спецтранспорта, который работает в сложных климатических условиях. Эксперты выделили только одного номинанта, который стал лучшим по всем критериям отбора.
Eurol Brakefluid DOT 5 silicone
Малотоксичная тормозная жидкость. Отзывы на Eurol Brakefluid DOT 5 silicone достаточно лестные, она имеет большой диапазон рабочих температур (от 40 до 260), хорошие смазывающие свойства и сохраняет стабильность своих качеств на протяжении всего срока службы. Она подходит для гоночных автомобилей, культовых мотоциклов и некоторых легковых машин. Имеет высокий уровень производительности и, судя по отзывам пользователей, Brakefluid DOT 5 менять нужно раз в два — три года. Также следует помнить, что этот тип не совместим с другими тормозными жидкостями.

Достоинства:
- Имеет антикоррозийные свойства;
- Не повреждает краску;
- Доступна в нескольких объемах;
- Не воздействует на резиновые детали.
Недостатки:
Примечательно, что Eurol имеет темно-фиолетовый цвет, вместо стандартного красного. Это никак не влияет на свойства жидкости, наоборот, покупатели положительно выделяют номинанта.
Лучшие тормозные жидкости DOT 5.1
Этот тип жидкостей подходит исключительно для спортивных автомобилей. Они обладают высокой температурой кипения, малой гигроскопичностью, плюс имеют хорошие показатели вязкости. В этой категории рассмотрены два номинанта, пользующиеся наибольшим спросом.
Liqui Moly Brake Fluid DOT 5.1
Тормозная жидкость dot 5.1 brake fluid подходит для систем с ABC. Она создана на основе уникальных присадок, обеспечивающих надежную защиту от коррозии и снижают процесс окисления. Эта тормозная жидкость совместима с другими, она защищает систему от возникновения паровых пробок и имеет хорошие вязкостно-температурные свойства. Покупатели отмечают, что менять ее нужно раз в год, а совместно с низкой ценой это довольно неплохой показатель. Поставляется в непрозрачных бутылках разного объема, на каждой присутствует знак качества и фирменный логотип.

Достоинства:
- Обладает отличной смазкой;
- Имеет высокий градус кипения;
- Хорошая термическая стабильность;
- Подходит для спортивных автомобилей.
Недостатки:
- Возможны отличия показателей в зависимости от партии.
В целом ряд Brake Fluid DOT 5.1 покупателям нравится, они отмечают соответствие реальных свойств заявленным производителем, плюс жидкость совместима с эластомерами. Продукт достаточно распространен, поэтому его легко найти в магазинах.
Toyota Universal DOT5.1
Сравнительно дорогое, но надежное средство для легковых автомобилей. Она обладает высоким температурным диапазоном, имеет хорошие антикоррозийные свойства, благодаря чему срок службы тормозной системы увеличивается. Подходит для смешивания с другими тормозными системами без силиконовых и минеральных основ и обладает хорошей гигроскопичностью. Пользователи отмечают, что при замене стандартных жидкостей на Тойоту торможение становится более плавным, точным. Подходит Universal DOT5.1 для машин с четырехтактным двигателем, ездящих на бензине, газу, дизеле или биотопливе.

Достоинства:
- Подходит для работы в интенсивных режимах;
- Совместима с уплотняющими материалами;
- Не агрессивна к шлангам и деталям.
Недостатки:
Температура застывания Toyota Universal равна -50, поэтому жидкость возможно использовать в суровых зимних условиях.
Кипение начинается при 280 градусах, что говорит о возможности применения жидкости в спорткарах.
Какую тормозную жидкость лучше купить
При выборе средства лучше ориентироваться на его качество, характеристики и классификацию. Чем ниже класс, тем меньше стоимость продукта, это же верно и в отношении гигроскопичности. Также стоит рассмотреть воздействие жидкости на резиновые элементы, так ДОТ 3 разъединяет их, а ДОТ 1 наоборот, совмещает.
Выбирая, какую тормозную жидкость заливать, эксперты назвали лучшими следующих номинантов:
- Hyundai Brake Fluid выделяется в категории DOT-3. Имеет противопенные присадки, антикоррозийные свойства и подходит для систем ABC.
- Castrol Brake Fluid отмечена в классе DOT-4. Применима для любых легковых автомобилей, легко смешивается с жидкостями категорий DOT 3,4 или 5.1.
- Eurol Brakefluid silicone стала лучшей по типу DOT-5. Она не воздействует на резиновые элементы, не повреждает краску и малотоксична.
- Toyota Universal выделена в категории ДОТ 5.1. Обладает хорошей гигроскопичностью, имеет высокий градус кипения и подходит для работы в интенсивных режимах.
Качество средства должно соответствовать заявленным нормативам, именно это будет влиять на стабильное функционирование тормозной системы. Необходимо вовремя менять и проверять ее, тогда автомобиль прослужит долгие годы. Также эксперты советуют обращать внимание на рекомендации производителя и неукоснительно соблюдать правила, касающиеся техники безопасности.


Как правильно выбрать тормозную жидкость
Выбор тормозной жидкости для автомобиля – дело непростое и очень важное, ведь от этого зависит работа тормозов и жизнь водителя и пассажиров. Если она загустеет от холода или, наоборот, закипит в тормозной системе, тормоза будут работать с трудом или вовсе откажут. Выясняется это, как правило, именно в тот момент, когда нужно экстренно затормозить и исправить ничего нельзя, а заканчивается в лучшем случае помятым автомобилем.

Tosol Sinteza
Опытные автолюбители знают, чем отличается одна тормозная жидкость от другой, и за годы практики выяснили, какая им лучше всего подходит. А вот новички склонны думать, что эта жидкость везде одинакова, и не имеет значения, какую залить в свою машину. Это подтверждают случаи быстрой продажи тормозной жидкости прямо на улице в 5-литровых бутылках, неизвестного происхождения и даже без этикетки. Этот странный, но дешёвый продукт раскупают, не задумываясь о возможных серьёзных последствиях.
Поэтому любой автолюбитель должен как минимум разбираться, какие самые важные характеристики есть у тормозной жидкости и ориентироваться на них. Также нужно знать, какие производители предлагают самый качественный продукт, и выбирать именно качество. Ведь стоимость отличной тормозной жидкости даже самых именитых брендов не так и велика, чтобы рисковать из-за этого своей и чужой жизнью.
Основные характеристики тормозной жидкости
Свойств у тормозной жидкости немало, и некоторые особенно важны. Именно по ним следует оценивать, какая жидкость лучше и более подходящая. Самые важные характеристики:
- Вязкость – чем гуще жидкость, тем больше с ней проблем в холодную погоду, когда она еще сильнее загустеет и педаль будет нажиматься с трудом. С другой стороны, при очень низкой вязкости могут образовываться протечки и придётся постоянно доливать жидкость и искать причину. Поэтому большая вязкость больше подходит для южных регионов, где тормозная жидкость не загустеет на морозе, а для северных регионов лучше низкая или средняя вязкость.
- Температура закипания – при резком или частом торможении тормозные колодки сильно нагреваются, и тепло передаётся тормозной жидкости. Она может даже закипеть, что вызывает выделение из неё пузырьков воздуха. Собираясь вместе, они создают воздушную пробку. При нажатии на педаль она проваливается и тормоза не работают. Поэтому, чем больше у тормозной жидкости температура закипания, тем лучше – это предотвращает появление воздуха в системе.
- Температура замерзания – аналогично предыдущему параметру, показывает, при какой температуре жидкость превращается в лёд. Чем она ниже, тем лучше, иначе есть риск разрыва трубок или соединений тормозной системы образовавшимся льдом.
- Антикоррозионные свойства – чтобы тормозная жидкость не разрушала резиновые детали и не вызывала коррозии металла, производители добавляют различные присадки. Это немалый плюс, продляющий срок службы автомобиля.
- Гигроскопичность – это способность тормозной жидкости поглощать воду. В итоге температура кипения постепенно понижается, а замерзания повышается. Качество тормозной жидкости сильно падает, поэтому потребуется её замена. Чем ниже это значение, тем лучше.
Все эти параметры перечислены на упаковке. Но их нет, или они недостоверные, на бутылках неизвестного происхождения, которые можно встретить у уличных торговцев – от таких покупок нужно категорически воздержаться. Также не надо покупать тормозную жидкость на разлив, как это иногда практикуют – вы не можете быть уверены в её соответствии хоть каким-то нормам.

LiquiMoly
Базовые основы
Химический состав современной тормозной жидкости довольно сложен, но в основе всегда лежит один или два основных компонентов, которые и определяют основные свойства.
Сейчас распространены составы на основе гликоля или полигликоля. Они имеют достаточно хорошие характеристики – кипят при температурах около 2600С, замерзают при – 400C. Этого хватает для эксплуатации почти везде, кроме местности с особо суровыми морозами. Но такой состав имеет большую гигроскопичность и за первый год впитывает 2% воды, а через два года нужна полная замена. Именно поэтому тормозную жидкость нужно полностью менять примерно через два года.
Ещё лучше продукты на основе силикона. Они совершенно не гигроскопичны, закипают при 3000C, практически не сжимаются. Но стоят они дорого, отчего применяются в основном для спортивных автомобилей, а для повседневного использования достаточно и основы на гликоле или полигликоле.
Классификация по DOT
Существует классификация тормозных жидкостей, которая называется DOT – Department Of Transportation, и при покупке нужно ориентироваться на неё. Если в инструкции указано, какого класса тормозная жидкость разрешена к использованию, то отклоняться от этого нельзя. Основные классы:
- Минеральные смеси на основе спирта и касторового масла иногда допускаются производителем автомобиля к применению. Они имеют хорошие смазочные свойства, но быстро закипают и замерзают уже при -200C. К тому же, такая тормозная жидкость разрушает медные, алюминиевые и резиновые детали тормозной системы. Лучше избегать их использования.
- DOT 3 – имеет гликолевую основу и закипает при температуре 2200С, а при насыщении водой при 1500C. Может использоваться в течении 2 лет.
- DOT 4 – самый популярный сейчас тип, тоже на гликолевой основе, как и DOT 3, но содержит комплекс присадок для улучшения смазочных свойств и снижения коррозии. Закипает при 2400C и при 1600C при насыщении водой.
- DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER – просто модификации составов DOT 4, с повышенной температурой кипения – 2600C и 1800C. В остальном отличий практически нет.
- DOT 5 – более современная и дорогая жидкость на основе силикона. Закипает при температуре 2800C и 1800С, имеет нулевую гигроскопичность и может служить без замены до 5 лет.
- DOT 5.1 – улучшенная модификация DOT 4.5 с повышенной температурой кипения до 2700C и 1800C. Требует замены раз в год.
Составы различаются и просто доливать один другим нельзя, так можно делать только для жидкостей одного типа, а еще лучше – одного производителя и одной марки. Иначе может возникнуть непредсказуемая химическая реакция, и в итоге в тормозной системе окажется совершенно непригодный состав. Приобретать следует тормозную жидкость только рекомендованного производителем типа.

Castrol React DOT 4 Low Temp
Изменяется ли жидкость в процессе эксплуатации
Некоторые автолюбители уверены, что тормозная жидкость не меняется и в замене не нуждается, достаточно доливать её и всё. Это большая ошибка – тормозную жидкость периодически нужно менять полностью, не ограничиваясь лишь доливкой новой порции. Делать это надо через каждые 2 года для состава DOT 4 или через 5 лет для DOT 5.
Дело в том, что тормозная жидкость поглощает воду из атмосферы, хотя этот процесс и происходит медленно. Постепенно получается сильно разбавленная водой жидкость, которая и закипает гораздо быстрее – при температурах 140-1500 вместо изначальных 2600, да и другие свойства тоже страдают. Так, повышается температура замерзания, что может вызвать разрыв льдом какого-нибудь соединения и привести к отказу тормозов и дорогостоящему ремонту.
Вода, к тому же, вызывает коррозию тормозной системы изнутри, образует накипь и вызывает протечки.
Ассортимент тормозной жидкости на автомобильном рынке и их характеристики
Сегодня в магазинах можно найти такое огромное количество разных марок и составов, что вопрос, какую тормозную жидкость выбрать, становится довольно сложным. И хотя вы теперь можете боле грамотно ориентироваться по основным характеристикам и типам, полезно всё-таки ознакомиться с некоторыми производителями и марками с наилучшим качеством. Они заслужили хорошие отзывы многих автолюбителей.
Castrol React DOT 4 Low Temp от производителя Castrol используется во многих дорогих брендовых автомобилях. Подходит как для семейных авто, так и для спортивных, с самыми современными тормозными системами. Имеет небольшую вязкость при низких температурах и может применяться с системами ESP и ABS.
LiquiMoly DOT 4 известного производителя LiquiMoly имеет самую высокую температуру кипения – 2650C, и отличными остальными свойствами. В составе имеются антикоррозионные присадки, обеспечивающие долговечность резиновых прокладок. Может применяться с системой ABS.
Brake Fluid DOT 4 производится компанией Mobil и тоже соответствует самым высоким требованиям. Может использоваться при температурах до -300C без потери вязкости.

Mobil Brake Fluid
RosDOT 4 – российский продукт от «Тосол-Синтеза», и один из немногих, способный конкурировать с лучшими зарубежными образцами и применяться в любых автомобилях, в том числе с системой ABS. Обладает отличными характеристиками и может использоваться при температурах от +50 до -500.
Аляска DOT 4 – тоже отечественный продукт высокого качества, адаптированный под российские особенности климата. Может применяться при температурах от +40 до -400C. Из недостатков – отсутствие антикоррозионных присадок.
Как видите, выбор качественной тормозной жидкости достаточно велик как среди иностранной продукции, так и среди отечественной.
Какую лучше жидкость выбрать
Как видите, выбрать тормозную жидкость для автомобиля не так просто, как кажется. Их бывает много видов, и каждый выпускается множеством производителей. Поэтому первым делом нужно обратиться к инструкции к автомобилю и узнать, какую жидкость лучше использовать, так как производитель уже всё проверил.
Если указана информация общего свойства, например, DOT 4, то нужно заливать именно такую жидкость, а с конкретной маркой вы сможете определиться самостоятельно. Выбирайте надёжного производителя и учитывайте все характеристики. Но заливать новую жидкость нужно сразу полностью, после промывки системы, поэтому лучше делать это при плановом обслуживании, которое должно проводиться каждые 2 года.
В дальнейшем лить в бачок рекомендуется именно ту тормозную жидкость, которая уже используется. Смешивать разные марки, а тем более типы жидкости, крайне не рекомендуется. Это может привести к самым негативным последствиям.
Тормозная жидкость — Энциклопедия журнала «За рулем»
Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но их свойства неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации, что требует полной замены с периодичностью, предусмотренной производителем.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.
Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:
— DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
— DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
— DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям.
Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.
Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.
Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.
Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.
ВИДЫ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ И ИХ СОВМЕСТИМОСТЬ
Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов.
Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).
Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:
ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, основанная на силиконе).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, не основанная на силиконе).
ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА
На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет.
Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.
Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.
На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.
1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).
Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.
2. По очереди прокачивают каждый контур, постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская осушения системы. Это продолжают до тех пор, пока из клапана не потечет свежая жидкость.
При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась.
Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено.
Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.