Мотор запорожца: В гараже нашли «Запорожец» без пробега и в заводской смазке — Motor
ЗАЗ-966В: история Запорожца — журнал За рулем
Кажется, совсем недавно во дворах, теперь забитых нарядными разномастными иномарками, стояло всего несколько (у дома моего детства — два!) частных автомобиля. Один из них — почти всегда «Запорожец». Конечно, 966-й вызывал меньше сарказма, нежели его предшественник — «горбатый». Но и над ним посмеивались: дверей всего две, мотор — в багажнике, а хрюкает так, что ранним утром будит даже крепко спящего школьника.
Кстати, эти школьники обожали похулиганить — засунуть что-то в «уши» соседскому «Запорожцу», и делали это регулярно. В легкой иронии «безлошадных» по отношению к владельцам «ушастых» скрывалась и зависть. Особенно, когда семья счастливого обладателя украинской малолитражки, деловито загрузив и навьючив (багажник на крыше — почти обязательный атрибут) ее скарбом, пыхнув дымком из выхлопной трубы, гордо выезжал со двора — на дачу, а то и в отпуск в дальние края, к морю!
Ну, а для многих «зазик» стал единственным доступным средством передвижения. К машинам с треугольником Р (ручное управление) на стекле даже мальчишки относились с уважением. Тем более, что в мае многие из их владельцев появлялись во дворе с медалями и орденами на праздничных пиджаках.
От ускорения до замедления
Прототипы нового «Запорожца» появились уже в 1961-м, когда покупатели еще не привыкли к 965-му. Впрочем, до тех самых покупателей новинка дошла не быстро. Ускорение, с которым страна и ее автомобильная промышленность развивались на рубеже 1960-х, уже не было столь интенсивным.
Концептуально 966-й не отличался от предшественника. Конструкторы и дизайнеры понимали: компоновке да и агрегатам жить в производстве очень долго. Но заднюю подвеску все же модернизировали, изменив рычаги и полуоси и избавив автомобиль от характерной для 965-го криволапости задних колес. Подготовили и модернизированный 40-сильный мотор (стандартный форсировали всего на 3 л.с.), который стал серийным, правда, чуть позже автомобиля. Но главное — новый трехобъемный кузов, наконец-то сделавший «Запорожец» похожим на нормальные, полноценные автомобили.
Стране (по крайней мере, многим ее гражданам), стремящейся в космос, строящей жилья больше всех в мире, неуклонно догоняющей США, кругленький «горбун», выросший из Fiat, казался унизительно архаичным. Чтобы придать «Запорожцу» вид совсем взрослый, на серийные машины водрузили по-детски нарядную и такую же наивную хромированную решетку несуществующего радиатора. Позднее на модели 968 вернулись к более логичному декору, близкому, кстати, к тому, что был на ранних прототипах. Дизайн 966-го — бесконечный повод для споров и изысканий. Как правило, говорят о заимствовании у немецкого «NSU-Принц 4». Машины действительно поразительно похожи, но NSU стартовал в 1961-м, когда запорожские прототипы уже ездили. Увидели где-то еще не серийного «немца» и успели срисовать? Те из создателей 966-го, с кем посчастливилось общаться, вспоминали американский заднемоторный Chevrolet Corvair, дебютировавший осенью 1959-го и вскоре попавший в НАМИ.
Аскетизм — черта большинства народных автомобилей 1960-х. Этот ЗАЗ, к сожалению, утратил хромированное кольцо звукового сигнала — атрибут самых ранних 966-х.Аскетизм — черта большинства народных автомобилей 1960-х. Этот ЗАЗ, к сожалению, утратил хромированное кольцо звукового сигнала — атрибут самых ранних 966-х.
На «американца» очень похожи обе малолитражки, что немецкая, что советская. Кстати, Chevrolet служил и примером организации охлаждения двигателя. Кузовщики и мотористы постоянно спорили — кто виноват в том, что мотор «Запорожца» работал порой с предельными температурами масла?
Опытный ЗАЗ-966 показали на ВДНХ еще в ноябре 1961-го, но серийное производство освоили лишь в 1967-м. В общем-то, на дворе была уже другая эпоха. В которую «ушастый» «Запорожец» вполне вписался.Метры, литры, километры
Он отчасти напоминает жилье второй половины 1960-х. Уже не хрущевки — вроде и фасад понарядней, и квартира чуть побольше. В ней — с трудом приобретенная импортная стенка и люстра с признаками семейного достатка, но в коридоре и кухне домочадцы все так же трутся выпуклостями, а водопроводные краны гудят и подтекают, как прежде.
Справедливости ради: на передних сиденьях «Запорожца» вполне удобно даже высоким. Ноги вытянуты (мешает лишь ниша колеса слева), руль и рычаг коробки передач под рукой. Сидишь, правда, непривычно низко, что поначалу вызывает чувство некой незащищенности.
Между рычагом коробки передач и ручником — ручка привода воздушной заслонки.Между рычагом коробки передач и ручником — ручка привода воздушной заслонки.
Сзади, конечно, простор не царский, да и залезать через коротенькую дверь — та еще физкультура. Но все это можно терпеть, если дело происходит 40 лет назад, а семья едет на своей машине на дачу! Пусть и не самую, мягко говоря, просторную, но тоже — свою! Конечно, «зазик» не победил бы на конкурсе самых тихих автомобилей. Мотор сообщает о своей деятельности и окружающим, и пассажирам, особенно задним. Впрочем, это тоже не большая беда для самого скромного автомобиля того времени с мотором-воздушником. Зато в «Запорожце» есть эффективная автономная печка, быстро прогревающая салон. Правда, очень капризная. К тому же, ездивших на ЗАЗах зимой было очень немного. А те, кто на это отваживался, часами обсуждали в служебных курилках, при какой температуре удается возбудить мотор. О летней же эксплуатации шутили: «Под гору — 100, в гору — 120». Это о температуре масла. Опытные владельцы отчасти решали эту проблему грамотными регулировками и очисткой ребер охлаждения. А «уши», через которые к двигателю поступал живительный воздух, имели еще одну особенность, знакомую заядлым курильщикам. На ходу залихватски выброшенный в окно окурок часто попадал именно в них. 30-сильный мотор, конечно, не рассчитан на спортивное ускорение. Но везет не сильно загруженную машинку старательно и, в общем-то, прилично. Правда, то, что происходит после 60 км/ч, ускорением можно назвать столь же условно, как и одноименное течение в стране во второй половине 1980-х. Тормоза — сродни ускорению. Лучше все делать заранее и плавно, иначе малыш взбрыкнет, а водителю понадобятся навыки сохранения прямолинейного движения. Это, впрочем, особенность не только «Запорожца», но и многих его ровесников.Жить на заднем диване можно. Особенно если очень надо ехать. На правом пассажирском кресле детское сиденье рубежа 1980-х производства АЗЛК.Жить на заднем диване можно. Особенно если очень надо ехать. На правом пассажирском кресле детское сиденье рубежа 1980-х производства АЗЛК.
Полностью независимые подвески (спереди — торсионная, а-ля «Фольксваген-Жук», сзади — пружины) и высокие шины обеспечивают вполне приличный комфорт. Что касается управляемости, она, опять-таки, вовсе не хуже, нежели у большинства одноклассников того времени. Хотя к упражнениям в скоростном маневрировании машина относится предельно флегматично. Но в обычной, неторопливой жизни «ушастик» и сегодня не утомляет. Ну а типичному владельцу куда важнее была приличная проходимость. Ведущие колеса хорошо загружены, днище почти ровное, а паспортный дорожный просвет — 190 мм. Ау, современные «универсальные» кроссоверы! Мы с сереньким «ушастиком» 1970 года рождения относимся друг к другу дружелюбно. Я его не мучаю — стараюсь делать все плавно и аккуратно, а он старательно катает меня по местам, где он ездил молодым, а я ходил юным.
Заводская табличка сохранилась так же хорошо, как и сам автомобиль.
Заводская табличка сохранилась так же хорошо, как и сам автомобиль.
Слышать, видеть, помнить
Наконец-то в 1967-м первые счастливые покупатели получили совсем другой «Запорожец». Год был юбилейный — полвека советской власти. На проспекте Калинина (нынче — Новый Арбат) соорудили невиданное чудо техники — огромный экран, на котором вечером высвечивались празднично-патриотичные композиции. С выставки Экспо-67 из Монреаля привезли советский павильон ультрасовременной архитектуры. Его водрузили в районе ВДНХ за спинами «Рабочего и колхозницы». Толпы стояли в очередях за билетами на «Неуловимых мстителей» и сочувствовали Юрию Деточкину, угонявшему «волги» у спекулянтов. Но все единогласно радовались введению пятидневной рабочей недели. Дополнительный выходной — возможность продлить общение с природой, например, с помощью собственного «Запорожца»! Пока хозяйка возится в огороде, хозяин обязательно уделит внимание любимцу. Минимум, помоет и протрет. А может, и подрегулирует зажигание, клапаны, прочистит карбюратор или даже проинспектирует тормозные колодки… Серому «ушастику» довелось дожить до наших дней в очень приличном состоянии, даже без реставрации. А ведь многие «зазики» давно закончили век на задворках гаражей или в тех самых дворах, где, кажется, так недавно мальчишки смотрели на новенькие 966-е с усмешкой, скрывающей зависть…Слова — народные
Серийное производство ЗАЗ-966 начали в 1967 году. Версию 966В оснащали знакомым по ЗАЗ-965 двигателем объемом 0,9 л; его мощность выросла с 27 до 30 л.с. В 1968-м начали производство ЗАЗ-966 с 1,2-литровым 40-сильным мотором. Модель 966 выпускали до 1972 года, с конвейера ее постепенно вытеснил ЗАЗ-968. На базе 966-го делали несколько модификаций для инвалидов.Редакция благодарит Игоря Руженцева за предоставленный автомобиль, директора Московского городского дворца детского (юношеского) творчества А.А. Шашкова, заместителя директора МГДД(Ю)Т В.Н. Костина и заведующую сектором информационного обеспеченияи взаимодействия со СМИ Н.И. Чистякову за помощь в организации съемки.
ЗАЗ 968М () (968М)- описание, характеристики, история.
Модификации — автомобили с ручным управлением для инвалидов:
3A3-968МБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;ЗАЗ-968МД — с двигателем мощностью 40 л.с. и ЗАЗ-968МГ — с двигателем мощностью 28 л.с. — для инвалидов,у которых повреждена одна нога;
ЗАЗ-968МР — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу.
С 1973 до 1979 гг. завод выпускал ЗАЗ-968А, который имел другую форму кузова и конструкцию сидений.
На схеме в скобках приведена колея при установке дисковых тормозов и бездисковых колес.
Двигатель.
Мод. 968Н, бензиновый , V-обр. (90°), 4-цил., 76×66 мм, 1,197 л. степень сжатия 7,2, порядок работы 1-3-4-2, мощность 30,8 кВт (42 л.с.) при 4400 об/мин, крутящий момент 74,5 Н-м (7,6 кгс-м) при 3000 об/мин. Система охлаждения двигателя — воздушная, принудительная. Воздушный фильтр — с бумажным фильтрующим элементом или инерционно-масляный. Карбюратор К-1 33.Трансмиссия.
Сцепление — однодисковое, с гидравлическим приводом выключения. Коробка передач — 4-ступ., с синхронизаторами на передачах переднего хода, находится в одном блоке с главной передачей и дифференциалом. Передат. числа: I- 3,800, II- 2,120, III — 1,409, IV- 0,964, ЗХ- 4,156. Главная передача — коническая с круговым зубом, передат. число 4,125; дифференциал — конический с двумя сателлитами. Полуоси — полностью разгруженные, качающиеся, с одним сухарным и одним карданным шарниром.Колеса и шины.
Колеса — дисковые или бездисковые, обод 4J-13. Шины 155-13/6,15-13, мод.И-151. Могут быть установлены шины 155/70R13 мод. БЛ-85. Давление воздуха в шинах И-151: передних — 1,5; задних — 1,8 кгс/см. кв. Число колес 4+1.Подвеска.
Передняя — независимая, торсионная на продольных рычагах с дополнительными пружинами, стабилизатором поперечной устойчивости или без него, с гидравлическими амортизаторами. Задняя — независимая, рычажно-пружинная, с гидравлическими амортизаторами.Тормоза.
Рабочая тормозная система: передние тормоза — дисковые (диаметр дисков 245 мм) или барабанные, задние — барабанные (диаметром 200 мм, ширина накладок 37 мм). Барабанные тормозные механизмы — с автоматической регулировкой зазоров. Привод — гидравлический, раздельный по осям. Стояночный тормоз — на тормозные механизмы задних колес, привод — механический.Рулевое управление.
Рулевой механизм — глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передат. число — 17.Электрооборудование.
Напряжение 12В, ак. батарея 6СТ-55, генератор Г-502А, стартер СТ-368, система зажигания — контактная, прерыватель-распределитель Р114-Б, катушка зажигания Б115-В, свечи зажигания А23. Может быть также установлена электронная микропроцессорная система зажигания.Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.
Топливный бак — 40л, бензин А-76;система смазки двигателя — 3,75 л, М-6/10Г — всесезонно при температурах воздуха до минус 30°С, М-12Г — при температурах выше плюс 5°С, M-8B — при температурах воздуха от плюс 5 до минус 25°С;
коробка передач и главная передача — 1,5 л, ТАД-17 И, ТАЛ- 15В, ТСп-15К;
амортизаторы:
передние — 2×0,185 л,
задние — 2×0,23 л, масло для амортизаторов МГП-10;
бачок омывателя ветрового стекла — 2,0 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.
Масса агрегатов (в кг).
Двигатель с оборудованием и сцеплением — 105,коробка передач — 35,
передний мост — 61,
задний мост — 36,
кузов — 203,
Колесо с шиной — 11.
«Запорожец» стал родным для нескольких поколений советских людей — Российская газета
На фото дед, папа, я. И дедов «Запорожец».
Дед всю жизнь был автомобилистом. И на Великой Отечественной, и после нее. Таскал ли на полуторке гаубицу на фронте, штурмовал ли родину русского бездорожья — деревню Пустой Ярославль — на мотоколяске СМЗ. Сколько лет прошло, сколько машин за это время тарахтело у нашего порога, а перед глазами все равно он — дедов «Запорожец».
Запах, аромат даже его машины со мной на всю жизнь. Помню в подробностях руль с сигналом и кожаной оплеткой, уши ручного газа на нем (дед без ноги, поэтому машина — на ручном управлении). И чистота! И порядок! Возвращаясь из деревни в город, дед прокладывал щели дверей влажными тряпицами, чтобы густая пыль не пробилась в салон.
Хромированные колпаки на колесах и бамперы на солнце блистали покруче, чем на правительственных «ЗИЛах». Как сейчас вижу дедову машинку, ходко бегущую по горке и на увалах поблескивающую хромом. Помню книжку с правилами дорожного движения, радиоприемник «Дружок». И как «рулил», сидя на дедовской коленке. Переехать речку вброд, не застрять после дождя и не скатиться в овраг на склизкой, как маслом намазанной, Теремецкой горе…
Нет уже деда. И «Запорожца» нет. Ах, с каким удовольствием прокатился бы я и сегодня по Владимиру, форся хромированными колпаками! А потом, остановившись у киоска в знойный летний день, пил бы в тени жгуче-холодный лимонад. Как мы с дедом — прямо из горла, чтобы «в нос шибало».
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Автомобили под маркой «Запорожец» выпускались с 1960 по 1994 год на заводе «Коммунар» в Запорожье, позднее переименованном в ЗАЗ (Запорожский автозавод).
Народность «Запорожца» — в его разлетавшихся по стране прозвищах. ЗАЗ-965 был известен как «горбатый» — по форме кузова. ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968А — как «ушастый» и «чебурашка» из-за «ушей» системы охлаждения мотора. Наконец, ЗАЗ-968М, уже без «ушей», но с щелями на капоте, снисходительно называли «мыльницей».
В постсоветское время чрезвычайно популярны были анекдоты про «Запорожец» и «Мерседес». Один из самых коротких: «Картина Репина: запорожцы пишут письмо «Мерседесу».
«Запорожец» — признанная звезда советского кино: «Три плюс два», «Мимино», «Будьте моим мужем», «Хочу в тюрьму», «Не послать ли нам гонца». «Москва слезам не верит», «Берегись автомобиля».
Запорожец за Босфором, или Турецкая Сич — Россия в глобальной политике
В новой стратегии национальной безопасности Украины, введённой президентом Владимиром Зеленским в действие в сентябре 2020 г., в перечне государств, с которыми Украина будет развивать «всестороннее сотрудничество» и «стратегическое партнёрство», кроме США, Великобритании, Канады, Германии, Франции, Грузии, Литвы и Польши, присутствуют также Турция и Азербайджан.
В апреле 2021 г. на заседании Стратегического совета высокого уровня в ходе официального визита в Анкару Зеленский ещё раз подчеркнул важную роль стратегического партнёрства Украины и Турции, «подкреплённого реальными делами и победами», включая вопросы сотрудничества в сфере самолётостроения – реализацию конкретных проектов, создание совместных предприятий, обмен опытом и технологиями.
Характерно, что был упомянут не контракт на корветы MILGEM (тип Ada), заключённый в конце декабря 2020 г. и уже профинансированный из бюджета министерства обороны Украины на 135 млн долларов, не пять многолетних контрактов на закупку цифровых УКВ-радиостанций Aselsan, на которые с 2017 г. было затрачено около 350 млн долларов, ни даже вожделенная поставка дополнительной партии ударных беспилотных авиационных комплексов Bayraktar TB2, а именно самолётостроение. Ведь всё перечисленное – это были статьи расхода и без того заметно опустевшего государственного бюджета Украины, выводящие средства из-под контроля их местных распорядителей.
Более того, многомиллиардные затраты на турецкие корветы окончательно торпедировали программу украинского корвета проекта 58250, которую прежде планировали завершить в 2020 году. Минобороны Украины после многолетних колебаний остановило свой выбор на заказе средств связи американской компании LR3 Harris, что едва ли обрадовало турецких партнёров, уже открывших своё представительство на Украине и развернувших поставки радиостанций Aselsan.
Новые БЛА Bayraktar, несмотря на многочисленные надежды и заявления на локализацию их производства «на одном из украинских предприятий», оказались опять собраны в Турции, а их цена стала даже выше, учитывая внесённые доработки и улучшения.
Кроме того, стало понятно, что многолетние усилия по продвижению на турецкий рынок продукции украинского бронетанкостроения – начиная с танка Т-84-120 (объект 478Н), поспешно названного «Ятаган», до двигателей 6ТД-3 для танков Altay местного производства, надежд не оправдали.
Не удалось привлечь турок и в украинские космические программы. Ни «Воздушный старт», ни космодром в Чёрном море, ни даже проект баллистических ракет «Сапсан» – «Гром-2» не подвигли Турцию вложить сколь-нибудь существенные средства. Они завершались в лучшем случае на стадии предварительной оценки или предпроектных работ.
Заявленное ещё в 2016 г. совместное с турецкой аэрокосмической компанией TUSAŞ производство самолетов Ан-178 в последний раз было упомянуто в августе прошлого года ныне уволенным президентом ГП «Антонов» Александром Лосем.
Из разряда «историй экспортных успехов» оставались лишь незначительные поставки комплектующих для боевых модулей Serdar, собираемых в Турции по заказу Катара, да продажа двух зенитно-ракетных комплексов С-125М1 «Печора-M1» и радиолокационной техники. Ей предшествовало скандальное судебное разбирательство с частной украинской компанией, грубо отодвинутой от уже заключённого экспортного контракта. При этом посол Украины в Турции Андрей Сибига ещё в январе 2021 г. заявлял о том, что «двустороннее сотрудничество Украины и Турции в военно-технической и оборонно-промышленной сферах… включает более тридцати проектов», не упомянув о явном дисбалансе финансовых потоков в пользу турецких предприятий.
Более точные цифры привёл генеральный директор государственного концерна «Укроборонпром» Айварас Абромавичус: «Турецкая Республика традиционно является важным и перспективным партнёром Украины в сфере военно-технического сотрудничества. В 2019-м и первом полугодии 2020 г. общий объём экспорта составил 40 млн долларов США». Он же указал и на финансово привлекательные для украинских предприятий проекты: «Сейчас наше общее с Турцией предприятие работает над интеграцией авиационных двигателей украинского производства в ударный беспилотный авиационный комплекс нового поколения – Akıncı – и новый турецкий перспективный беспилотный ударный истребитель».
Именно поэтому надежды нынешнего украинского руководства были связаны с экспортом продукции авиационного двигателестроения, синонимами которого неизменно выступают ПАО «Мотор Сич» и Вячеслав Богуслаев.
Украинский участок американо-китайского фронта
Наталья Печорина, Андрей Фролов
Учитывая на глазах обостряющийся конфликт между КНР и США и тесную связь между Киевом и Вашингтоном, эпопея «Мотор Сич», начинавшаяся как бизнес-конфликт, имеет все шансы обрести геополитическое измерение.
Подробнее
До сих пор это испытанное временем правило не совсем оправдывалось. Во всех прежних украино-турецких контрактах «Мотор Сич», если и участвовал, то далеко не на первых ролях. Головным исполнителем в капремонте и модернизации парка турецких вертолётов советского производства Ми-17 выступало ГП «Авиакон», а запорожцы традиционно ремонтировали двигатели собственного производства в качестве соисполнителей.
Переговоры же, проводимые предприятиями «Укроборонпрома», о поставке двигателей МС-400 (украинская модификация советского Р95-300, созданная совместными усилиями «Мотор Сич» и «Ивченко-Прогресс») для одно- и многоразовых беспилотных летательных аппаратов также пока не привели к конкретному результату.
В соглашениях на интеграцию украинских турбовинтовых двигателей АИ-450Т в турецкий ударный беспилотный авиационный комплекс нового поколения Akıncı, а турбореактивных АИ-25ТЛТ (АИ-35) – в новый турецкий перспективный беспилотный ударный БЛА, ведущую роль играло Запорожское моторостроительное конструкторское бюро – ГП «Ивченко-Прогресс».
Как известно, в августе 2019 г. в присутствии Зеленского подписано соглашение о создании совместного предприятия в сфере высокоточного оружия и аэрокосмических технологий Black Sea Shield между компаниями Baykar Makina и «Укрспецэкспорт», который в июне 2019 г. приобрёл 50 процентов простых акций за 113 тысяч гривен (25 тысяч турецких лир). Это стало следствием кропотливой и настойчивой работы, в результате которой к осени того же года 34-я отдельная эскадрилья беспилотных авиационных комплексов 7-й бригады тактической авиации им. Петра Франко (аэродром Староконстантинов) Воздушных сил ВС Украины приняла на вооружение два турецких беспилотных авиационных комплексом (БпАК) с шестью ударными БЛА Bayraktar TB2 и 200 управляемыми боеприпасами.
Контракт о поставках был заключён годом ранее, в рамках исполнения гособоронзаказа Минобороны Украины, на что было выделено 2,179 млрд гривен. Последняя партия из трёх БЛА и вспомогательного оборудования, оценённая таможней в 74,027 млн долларов, прибыла на Украину в октябре 2019 года. Именно в рамках офсета к нему та же турецкая компания и закупила в 2018–2020 гг. Двадцать турбовинтовых двигателей АИ-450Т разработки и производства ГП «Ивченко-Прогресс» по цене 320 тысяч долларов за единицу, которые были установлены на разрабатываемый ударный БЛА
Кроме того, сделки способствовали продолжению диалога по турецким БЛА в части локализации их производства на Украине. В подписанном меморандуме речь шла о совместном предприятии по производству запчастей для БЛА и их ремонту на одном из предприятий госконцерна в обмен на локализации производства украинских двигателей в Турецкой Республике. Небезынтересно, что в марте 2021 г. в «Укроборонпроме» заявили, что «на сегодня не имеют подписанных соглашений с турецкой стороной о совместном производстве БЛА Bayraktar TB2», чему, вероятно, способствовало увольнение прежнего руководства.
Поставка двадцати турбовинтовых двигателей АИ-450Т в Турцию завершена ЗМКБ «Прогресс» им. академика А.И. Ивченко» ещё в первой половине 2020 года. Этого количества хватает на оснащение трёх прототипов двухдвигательного БЛА Akinci, которые проводят интенсивные испытания, и ещё шести серийных, заказанных турецкими военными.
Информации о продолжении поставок АИ-450Т для турецких БЛА не поступало, а переговоры столкнулись с рядом проблем:
- генеральный директор турецкой двигателестроительной компании TEI Махмут Аксит заявил, что созданные авиационные турбодизельные двигатели PD-222 взлётной мощностью 220 л.с. будут установлены на планируемом к производству нового большого варианта двухдвигательного БЛА Akinci-C компании Baykar Defense;
- сменился менеджмент со стороны Украины, заключивший предыдущие контракты по импорту шести БЛА Bayraktar TB2 и сопутствующие офсетные контракты, в том числе и на экспорт 20 АИ-450Т;
- испытания уже трёх построенных опытных образцов БЛА Akinci, оснащённых турбовинтовыми двигателями АИ-450Т разработки и производства ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро “Прогресс” им. академика А.И. Ивченко» столкнулись с рядом трудностей, включая невозможность обеспечить показатели заданных дальности и продолжительности полёта;
- ресурсные показатели АИ-450 пока недостаточны для БЛА с продолжительностью полёта 24 часа и более: назначенный ресурс – 600 часов, межремонтный (до первого ремонта) – 300 часов;
- украинская и турецкая стороны не смогли прийти к удовлетворяющей их цене двигателя АИ-450Т, составлявшей по первоначальному контракту 320 тысяч долларов, что существенно дороже цены австрийского Rotax-912, ранее используемого для оснащения БЛА компании Baykar Makina;
- прямой выход украинских военных на заключение импортных контрактов сделал бессмысленным офсет с предприятиями ОПК Украины.
Как ранее сообщалось, силовые структуры Турции приобрели более 100 БЛА Bayraktar TB2, 30 Аnка-S, не менее 356 БЛА – барражирующих боеприпасов нового поколения Kargu-2. Выполнен целый ряд экспортных контрактов в Азербайджан, Катар, Ливию, Тунис, Марокко и Украины, которые в составе БпАК получили или получат в ближайшее время несколько десятков различных турецких БЛА.
Таким образом, конкурентная борьба за рынок беспилотной авиации Турции только обострилась, а сам он оказался даже переполнен. Большинство экспортных контрактов с платежеспособными покупателями в основном поделено или выполнено. Поэтому перспективы иностранных двигателестроителей, даже в условиях введённых против Турции санкций, становятся весьма туманными.
Тем не менее сам Вячеслав Богуслаев, покидая 11 марта 2021 г. расширенное заседание подкомитета по вопросам оборонной промышленности и технической модернизации Комитета Верховной рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки по восстановлению работы Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, бросил неожиданную реплику: «Сейчас мир сошёл с ума по беспилотникам. И мне через 1,5 часа надо лететь в Турцию. Они покупают у нас новые двигатели».
Интрига продлилась недолго. Не прошло и недели, как глава компании Turkish Aerospace Industries Темел Котил сообщил, что разрабатываемый с 2019 г. «Боевой вертолёт тяжёлого класса II» (Ağır Sınıf Taarruz Helikopter – ATAK II) может получить украинские турбовальные двигатели мощностью до 2500 л.с. из-за отсутствия продукции подобного класса у турецких производителей.
Вертолётная программа давно стала «любимой игрушкой» Богуслаева, подхватившего продвижение на рынок программы ремоторизации эксплуатирующихся вертолётов новыми двигателями производства «Мотор Сич» ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Проект был инициирован в 2008 г. киевской авиационной компанией «Синком-Авиа». Для опытной отработки и сертификации в Запорожье тогда был передан один из вертолётов этой авиакомпании, получивший название Mи-8T-MСБ1. В дальнейшем Богуслаев переманил в проект немало профильных специалистов – от гендиректора ГП «Авиакон» Алексея Енина и начальника ГЛИЦ (бывшего 3-го Управления ГКНИИ ВВС-8), Героя Украины, заслуженного лётчика-испытателя СССР Юрия Тишкова до среднего звена конструкторов, инженеров и техников вертолётных ремзаводов.
В итоге создан и своеобразный «центр компетенций» – обособленное подразделение «Вертолёты Мотор Сич». Правда, целый ряд знаковых фигур, которые его формировали, привнеся с предыдущих мест работы техническую документацию, связи, знания и опыт, в процессе потерялись, но это уже почти не повлияло на поступательное устойчивое развитие программы создания украинских вертолётов.
На всякий случай, например, внезапной «национализации» или «ареста акций», компания Motor Sich Middle East FZE из Шарджи и ООО «Гранум-Бизнес» из Запорожья учредили и совершенно независимое ООО «Вертольоти Мотор Січ».
На первых порах всё выглядело как очередная прихоть богатого украинского дедушки, расходующего сравнительно честно приобретённые средства на создание музея техники своего имени, коллекционирование старинного вооружения, содержание гандбольной команды и телерадиокомпании или установление авиационных рекордов на модернизированной советской технике. Коммерческий успех пришёл сразу после известных событий на Украине 2014 г. и появления в окружении Богуслаева отставленного начальника Генерального штаба Вооружённых сил Украины генерал-лейтенанта Владимира Заманы. Резко возросшее финансирование гособоронзаказа хлынуло в «Мотор Сич», что позволило, по заявлениям компетентных украинских источников, не теряя взаимовыгодных контактов с «державой-агрессором», Китаем, и западными партнёрами ремоторизировать и модернизировать от 80 до 120 вертолётов. Подобный разброс цифр говорит сам за себя, тем не менее документально подтверждено существование более трёх десятков вертолётов Ми-8МСБ(-В) и сопоставимого количества Ми-2МСБ. В основу их модернизации положены семейства двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1В и АИ-450, производство которых налажено на ПАО «Мотор Сич».
Как нетрудно догадаться, и без того не слишком ёмкий внутренний вертолётный рынок Украины практически заполнен ремоторизированными изделиями, не имеющими ни одобрения разработчиков, ни соответствующих сертификатов гражданской авиации. Поэтому сейчас вновь наступило время для реализации успешных инициатив и проведения различного рода мероприятий по продвижению наработок от «украинских вертолётов» и даже их самих на экспорт, который прежде был ограничен Эфиопией, Мьянмой, Перу и другими эксплуатантами, не желающими излишней огласки.
Вполне очевидно, что туркам была предложена одна или несколько модификаций базовой версии советского двигателя ТВ3-117, разработанного в 1972 г. в Ленинграде, в конструкторском бюро Владимира Климова. Его самолётный вариант, использованный на пассажирском самолёте Ан-140, в дальнейшем вновь обращён в вертолётную версию СБМ с помощью творческих коллективов генерального конструктора ГУП «Завод им В.Я. Климова» Александра Саркисова и генерального конструктора ГП «Запорожское моторостроительное конструкторское бюро им. А.И. Ивченко» Фёдора Муравченко. Впрочем, в остальном все права, включая права разработчика семейства двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1В и прочие, принадлежат уже исключительно ПАО «Мотор Сич».
Учитывая, что новый турецкий вертолёт заявлен в том же классе, что и американский АН-64 Apache и российский Ми-28, оснащённый к тому же двигателями ВК-2500-3 – питерской ветви старого доброго ТВ3-117, интеграция запорожского изделия в турецкую конструкцию на данной стадии проектирования не составит большого труда.
Более того, наработки по проекту «чисто украинского вертолёта» МСБ-8 со взлётной массой 14000 кг, включая конструкцию лопастей, главного редуктора и прочих немаловажных технических решений, также могут быть реализованы в новой, на сей раз «чисто турецкой» разработке. За отдельную плату, разумеется. В случае возникновения каких-либо серьёзных технических проблем к опытно-конструкторской работе над ударным турецким T929 могут быть привлечены как специалисты ГП «Ивченко-Прогресс», так и российские партнёры. Это, кстати, может оказаться неплохой защитой от возможных санкций, которые уже ощутила на себе Турецкая Республика, приобретя российскую ЗРС С-400: какие бы решения ни были приняты украинскими властями в отношении «Мотор Сич», плодотворное сотрудничество с перспективным платёжеспособным заказчиком продолжат либо ООО «Вертольоти Мотор Січ», либо Motor Sich Middle East FZE, либо ООО «Вертолётные комплексы и многофункциональные системы» из Москвы.
Подобный форс-мажор представляется если не абсолютно невероятным, то не слишком скорым, как и неоднократно оглашённые «аресты», «национализация» или «продажа контрольного пакета акций» запорожского предприятия иностранным инвесторам. Тем более что даже после формального введения санкций и национализации от имени президента Украины и Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) ответственное за их исполнение недавно созданное министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности во главе с целым вице-премьером вполне официально именует Богуслаева «президентом АО “Мотор Січ”». Всё очень логично и последовательно, как и всегда на Украине.
№6.1
2017 Спецвыпуск
Полистать номер
Запорожец ЗАЗ‑965: скопирован или нет?
Был ли скопирован с зарубежных аналогов Запорожец ЗАЗ-965?Автор
Сергей КанунниковСопоставление советских (и даже постсоветских) автомобилей с зарубежными всегда вызывало много споров. Чтó наши конструкторы позаимствовали у иностранцев, а чтó придумали сами? Тема горяча до сих пор. Попробуем разобраться в этом без излишних эмоций и максимально объективно – основываясь на фактах.
Первый подопытный – ЗАЗ‑965, эпохальный для страны автомобиль. Запорожец, спроектированный в конце 1950‑х совместными усилиями НАМИ и МЗМА, стал, по сути, родоначальником нового в СССР класса микролитражек (по тогдашней терминологии). В качестве прототипов советской машины обычно поминают немецкий Volkswagen Käfer (Жук) и итальянский Fiat 600. И в целом это правильно. Но – насколько? Давайте разбираться.
ЗАЗ‑965, 1960 год.Заднемоторная компоновка. Двигатель – воздушного охлаждения, четырехцилиндровый, V‑образный. Рабочий объем 0,76 литра, мощность 23 л.с., позднее – 0,9 литра, 27 л.с. Подвеска независимая: спереди – поперечные торсионы, сзади – пружины. Кузов несущий.Volkswagen Käfer, 1936 год, очередной раз модернизирован в 1953‑м – далее приведены данные этой версии. Двигатель – воздушного охлаждения, оппозитный, рабочий объем 1,1 литра, мощность 30 л.с. Подвеска всех колес – независимая, торсионная. В основе Жука – корытообразный пол-платформа. У ЗАЗ‑965 конструкция совсем другая – несущий кузов с лонжеронами.Подвеску Запорожец заимствовал у обоих зарубежных прототипов. Передняя 1 – на продольных торсионах, как у Фольксвагена, а задняя 2 – «итальянская», пружинная, с продольными рычагами: такая схема больше подходила для относительно высоких моторов, итальянского рядного и советского V‑образного. Низкий оппозитный мотор был только у Фольксвагена. Fiat 600, 1955 год.
Двигатель – рядный, четырехцилиндровый, водяного охлаждения. Рабочий объем 0,63 литра, мощность 21 л.с. Подвеска независимая: спереди – на продольной рессоре, сзади – пружинная. Кузов несущий.Двигатель Запорожца а – V‑образный, четырехцилиндровый, воздушного охлаждения: никакого отношения ни к итальянскому рядному жидкостному мотору, ни к немецкому оппозитному воздушнику он не имел. Но некий, пусть и немного отдаленный, аналог все-таки был б – это V‑образная трехлитровая «восьмерка» чехословацкого седана Tatra 87 . Создатели ЗАЗ‑965 рассказывали мне, что чешский мотор внимательно изучали в НАМИ. Но уменьшенной копией татровского наш двигатель, конечно, не был: эти моторы объемом 0,76 и 3,0 литра совсем разные и по «геометрии» – диаметру цилиндра и ходу поршня. По дизайну ЗАЗ‑965 близок к Фиату. Как, впрочем, и некоторые другие микролитражки тех лет – скажем, Mitsubishi 500. Разобранный Fiat 600 стоял в зале, где работали конструкторы-кузовщики МЗМА, – и именно итальянская конструкция послужила основой нового советского автомобиля, хотя внешне машины заметно различались.
Fiat 600, несомненно, оказал влияние не только на конструкцию кузова, но и на дизайн советской микролитражки. Видно это, в частности, по деталям интерьера – например, по комбинации приборов.
Скопировали или нет?Конечно, Запорожец не получился бы конструктивно столь удачным без заимствования передовых на тот момент зарубежных технических решений, приспособленных нашими инженерами к возможностям отечественной промышленности и к специфическим условиям эксплуатации. Благодаря многим подсмотренным решениям в СССР в 1960 году и появился вполне приличный для того времени микролитражный автомобиль европейского уровня.
Речь – о конструкции. Надежность, долговечность и сборочное качество – это отдельный разговор. ЗР
Таинственный «Запорожец» с мотором Renault
ЛуАЗ-969 обрёл вторую жизнь
Назад в будущее: Citroen Jumper будут выпускать в ретрокузове 1948 года
Картер двигателя Запорожца ЗАЗ-968М и его состав » Запорожец
Двигатель Запорожца ЗАЗ-968М оснащен картером туннельного типа. Для его изготовления используется сплав магния. Для двигателя, картер представляет собой основную деталь. Жесткость картера создается за счет сплошных боковых стенок и перегородок всех его частей.
Составные части моторного картера на Запорожец
- 1. Задняя стенка картера предусматривает расточку, куда устанавливается привод для прерывания, распределения зажигания и насоса для масла.
- 2. Слева у картера есть два специальных канала. По первому каналу выводится масло из насоса в центробежный очиститель. По второму каналу масло поступает в коленчатый вал к подшипникам.
- 3. Верхняя часть картера оснащена четырьмя отверстиями, которые парно располагаются под установленным углом. Сюда устанавливаются цилиндры и головки, укрепляющиеся шпильками, что вворачиваются в картер.
- 4. Двумя болтами, которые расположены вертикально, к картеру прикреплена средняя опора коленчатого вала. Она разъемная и состоит из двух частей.
- 5. Спереди и сзади закреплены неразъемные подшипники коленчатого вала. Задний подшипник зафиксирован стопором на стенке картера. Передний подшипник зафиксирован штифтом на передней опоре. Для изготовления этих коренных подшипников в процессе производства используется сплав алюминия.
- 6. Над расточками под коренные подшипники на стенке картера заготовлены опоры для распределительного вала.
- 7. Для изготовления цилиндров применяется чугун. Они взаимозаменяют друг друга. Диаметр каждого 76+002-0,01мм.
Цилиндры
Цилиндры различают тремя группами, что обеспечивает монтажный зазор между ними и поршнями. Если диаметр цилиндров увеличивается больше, чем 0,07 мм, тогда их обрабатывают под ремонтный размер поршней. Как правило, запасными частями являются детали ремонтного размера до 0,20 мм.
Цилиндры на двигатель устанавливаются таким образом, чтобы длинные и плоские ребра первого и третьего были повернуты к крышке распределительных шестерен. А ребра второго и четвертого цилиндра разворачивались к маховику. Поршни луженые, оснащены плоским днищем и состоят из жаропрочного сплава алюминия. Головка поршня проточена тремя каналами для поршневых колец. Верхние два под компрессионные кольца, нижний канал для стального маслосъемного кольца. Здесь все необходимо установить точно, чтобы потом не было проблем с эксплуатацией автомобиля. Поэтому если вы слабо разбираетесь в двигателе авто, то лучше доверьте эту работу профессионалам.
Поршневая система
Поршневая юбка напоминает эллипсный конус. Его основание располагается у самого нижнего края юбки. Самая большая ось эллипса расположена в плоскости, которая перпендикулярна оси пальца поршня. Это стальные полированные и заклеенные изделия, диаметром 22 мм и длиной 65,6 мм. Для их фиксации используются пружинные стопорные кольца.
На каждом поршне есть три кольца, которые так и называются поршневые. И два компрессионных кольца, для изготовления которых используется чугун.
Маслосъемное кольцо состоит из четырех основных элементов. Это два стальных диска, осевой и радиальный расширитель.
Шатуны
Шатунами являются детали из стального материала, кованные, имеющие двутавровое сечение. В верхней головке шатуна впрессована втулка из бронзы. Его нижняя головка разъемная с тонкими вкладышами, которые могут заменять друг друга.
Номер детали наносится на стержень шатуна и в процессе установки этим номером шатун поворачивают к вентилятору. Как правило, весовая разница шатунов, которые устанавливаются на двигатель, не превышает 12 г. Гайки на шатунных болтах закручиваются моментом 5,0-5,6 кгс-м и стопорятся. Для стопорения используются стопорные поворотные шайбы.
горбатым был не только «Запорожец»
80-е годы прошлого века — начало эпохи переднего привода в мировом автопроме. Были и противники, и сторонники. Его начали устанавливать на совершенно разные модели, в том числе и на представительский класс.
Сегодня у нас на тесте автомобиль как раз такого сегмента. Роскошный американский Cadillac Seville, 1985 года. Это второе поколение.
Смотрится он очень необычно, будто склеен из двух половинок разных машин. Спереди — настоящая классика того времени, а задняя часть выполнена совершенно в другом стиле. У нее необычная ниспадающая линия крыши и горбатый багажник.
Дизайном занимался легендарный Билл Митчелл. Автомобиль широкий, с длинным капотом, крупной решеткой радиатора и безрамочным остеклением. Всё в хроме — бамперы, зеркала, окантовка окон, колесные арки. А также особые спицевые накладки на диски. Видно, что при разработке на нем не экономили. Задние фонари заужены. Багажник можно открыть из салона, а можно, сдвинув эмблему Cadillac.
Двигатель объемный, но маломощный — на 4 литра всего 130 лошадей. Расположен продольно — так было только на этом поколении Cadillac.
Это V-образный, 8-цилиндровый мотор с моновпрыском и алюминиевым блоком, он был не самым надежным. Салон, как и положено, просторный, богатый. Все в коже, на передней панели отделка из дерева. Очень удобные диваны и кресла с подлокотниками и подголовниками. На дверях целый пульт управления регулировками сидений, электростеклоподъемниками и центральным замком. Есть ремни безопасности, кондиционер, магнитола. Рулевая колонка телескопическая.
На панели — мониторы, которые показывают расход топлива, температуру за бортом, суточный пробег и многое другое. Уже есть бортовой компьютер.
Трогается уверенно. Но самое главное, это одна из первых американских моделей с передним приводом. На ходу мягкий, вальяжный. Коробка автоматическая 4-ступенчатая. Максимальная скорость 185 километров в час. Есть круиз-контроль, АБС, тормоза с вакуумным усилителем. Подвеска независимая пружинная, жесткость задней регулируется. Руль с гидроусилителем и системой помощи вращения при парковке и на малой скорости.
Автомобиль был достаточно популярен. Во втором поколении было произведено почти 200 тысяч экземпляров. Он успешно конкурировал с люксовыми моделями европейских брендов — Mercedes, Audi и BMW. Несмотря на то, что дуэль заднего и переднего привода еще некоторое время продолжалась, этот американский эксперимент точно можно считать удачным.
Cadillac Seville продержался на конвейере аж до 2004 года, всего было выпущено пять поколений. И все с передним приводом.
советских машин были странными: ЗАЗ Запорожец 968
Что это?
«Запорожец» — это серия двухдверных заднеприводных моделей, выпускавшаяся с 1960 года на ЗАЗе, крупнейшем автомобильном производителе Украины. Его название означает человека из Запорожья, города на востоке страны. Автомобиль был самым доступным для своего времени в Советском Союзе.
Где и когда было изготовлено?
Производство семейства Запорожец началось в 1960 году, но мы сосредоточимся на версии 968, которая пошла в производство в 1971 году и продавалась до 1994 года как доработанная модель 968M.Естественно, он собирался на заводе ЗАЗ в Украине и предлагался покупателям за 2200 рублей.
Технические данные:
Запорожец 968 неофициально базировался на NSU Prinz 4, но отличался полностью переработанным кузовом, подчеркнутым так называемыми «ушками» на задних крыльях, выполняющими роль воздухозаборников. Он имел две двери и 1,2-литровый двигатель V4 с воздушным охлаждением мощностью 41 л.с. (30 кВт), который достигал задних колес через 4-ступенчатую механическую коробку передач. В 1973 году была выпущена модернизированная версия 968A, оснащенная пластиковой приборной панелью и немного модернизированным рулевым колесом.
Что в нем такого особенного?
Вы только посмотрите — компактное купе с кузовом «нотчбэк», V-образным двигателем и задним приводом. Классические формы сочетаются с классными хромированными вставками и бамперами и потрясающим звуком двигателя в стиле Porsche. Добавьте снаряженную массу примерно в 1 650 фунтов (750 кг), и вы получите рецепт, который стоит полюбить.
Кроме того, Zapo, как его прозвали в Восточном блоке, имел базовую аудиосистему в качестве стандартного оборудования, несмотря на то, что в Советском Союзе его называли «народным автомобилем».Радио в автомобиле начального уровня 1970-х годов …
По сути, все дело в романтике владения автомобилем, единственная цель которого — доставить вас из пункта А в пункт Б. Не разгоняться до 62 миль в час (100 километров в час) за 7, 6, 5 или 4 часа. секунд, но … когда-либо достичь этой отметки!
ЗАЗ Запорожец — лучшая машина Советского Союза?
Россия — не самый известный производитель автомобилей в мире.Похоже, коммунизм не очень хорош в производстве автомобилей. Но это не значит, что они не пытались. Они увидели успех Volkswagen Beetle в Западной Германии и успех Trabant в Восточной Германии, и им это понравилось. Фактически, им это так понравилось, что они решили попросить производителя комбайнов сделать «народный автомобиль».
Получился ЗАЗ Запорожец. Имея, как и Beetle, двигатель с воздушным охлаждением, расположенный в задней части автомобиля, приводящий в движение задние колеса, но в отличие от Beetle, 4 цилиндра, расположенные V-образно, на самом деле это была довольно радикальная идея, за исключением того, в котором было всего 23 Лошадиные силы.
Запорожец выпускался в течение двух поколений, с 1960 по 1994 год, когда на смену ему пришел переднеприводный, переднеприводный, водоохлаждаемый и расточенный «Таврия». Я твердо придерживаюсь мнения, что нет ничего хуже скучной машины, и поэтому Таврия — это, по сути, худшее, что можно вообразить. Я больше не буду об этом говорить.
Первое поколение: ЗАЗ-965
Первый «Запорожец» был поставлен в 1959 году, но серийное производство началось только через год.Он отличался округлым, довольно выпуклым кузовом, дверями самоубийцы и симпатичным маленьким воздухозаборником сбоку. Затем, в 1962 году, был представлен 965A.
Мощностьбыла немного увеличена, но автомобиль все же прославился городским анекдотом, когда на советских танках использовался стартер, что не звучит наполовину неправильно для машины с 27 л.с. 887-кубовый V4, который производил всю эту мощность, был установлен довольно высоко; этот повышенный центр тяжести, хотя он помогал с сцеплением на крутых склонах (хотя я думал, что у него закончилась мощность до того, как тяга), это также привело к некоторым интересным проблемам с управляемостью.Другими словами, это, вероятно, было плохо.
Предполагалось, что водителибудут делать большую часть обслуживания самостоятельно, а в Советском Союзе было не так много мастерских, так что двигатель V4 был на самом деле довольно практичным и надежным, что полезно в печально известные мягкие зимы в России.
Второе поколение: ЗАЗ-966 и 968
Второе поколение получило изобретательное название ЗАЗ-966. Обладая гораздо более угловатым и приятным стилем (который определенно не был копией NSU Prinz) и маленькими ушками по бокам, которые, конечно, были предметом многих шуток, он был модернизирован практически во всех отношениях.На смену 0,9-литровому двигателю пришел мощный 1,2-литровый агрегат, выдающий огромные 30 лошадиных сил. Он также лишился непрактичных дверей для смертников, а шум двигателя был улучшен.
В 1971 году 966 был заменен на 968. Он отличался рядом изменений стиля, наиболее заметным из которых была замена поддельной решетки радиатора спереди на хромированную планку.Кроме того, была модернизирована приборная панель и улучшены передние тормоза, а также был произведен ряд других улучшений безопасности. 968 имел невероятные 40 лошадиных сил, которых, как я полагаю, было достаточно, чтобы подняться на холмы, на которые 965 даже с его высоким центром тяжести не мог надеяться подняться.
Это поколение должно быть моим фаворитом.В этом есть что-то чудесное. Я влюбился во все, что связано с ним — его внешний вид, всю причудливость двигателя V4 с воздушным охлаждением, установленного сзади, и тот факт, что в пространстве для ног со стороны пассажира есть отверстие, чтобы машину можно было въехать на замерзший озеро, дыра во льду, машина, припаркованная над дырой, и водитель может попытаться поймать свой обед, не выходя из машины. Это просто замечательно.
Затем, в 1979 году, они его разрушили.Удалили уши. Хром заменили на черный пластик. Конечно, это должна была быть модель, которая продержалась в производстве дольше всех — они все еще выпускали их в 1994 году. Единственным плюсом в этом было то, что она предлагалась с огромной мощностью в 50 лошадиных сил.
Спасибо, что прочитали мой #blogpost, и, пожалуйста, скажите мне ниже, если вы тоже одержимы ими, или это только я.Думаю, это только я.
Если вы хотите купить автомобильный завод, украинский автопроизводитель ЗАЗ продает один
Украинский автопроизводитель ЗАЗ, создатель первого настоящего «народного автомобиля» в Советском Союзе, последние несколько лет переживает тяжелые времена. После продажи всего за 9 миллионов долларов всего пару лет назад ЗАЗ снова оказался в банкротстве и снова выставил на продажу все свое имущество и объекты.Это печально для нас, немногих поклонников их старых, приятных по-домашнему маленьких машин, но отличная новость для вас, утомленных богатых людей, которые всегда хотели создать собственную автомобильную компанию.
Это пришло к нам от Украинского независимого информационного агентства новостей, которое, я уверен, вы, как и я, проверяете ежедневно на наличие таких обновлений.
Некоторые, например, наш приятель Джей Рэми из AutoWeek, оценили активы компании примерно в 15 миллионов долларов, но я уверен, что вы могли бы заключить выгодную сделку и заплатить намного меньше.
Компания находится в состоянии банкротства с апреля 2018 года, и это, похоже, последняя попытка получить некоторый капитал и избежать полной ликвидации.
G / O Media может получить комиссию
Вы бы заплатили за завод по производству лицензионных Daewoo, что, признаюсь, не так уж и интересно. Я бы посоветовал вам сделать с заводом несколько модернизированных версий классических культовых автомобилей Запорожца, о которых я собираюсь рассказать вам сейчас, так что готовьтесь.
ЗАЗ начал свою деятельность еще в 1958 году, когда Советский Союз осознал, что им нужен доступный автомобиль для всех, вроде Volkswagen Beetle или Citroën 2CV.Они изучили множество западных предложений и выбрали Fiat 600 в качестве базового автомобиля для использования в качестве образца.
Получившийся ЗАЗ-965 действительно ощущается как Fiat 600 с большим прикладом, и в нем был совсем другой двигатель, чем рядный двухцилиндровый двигатель с водяным охлаждением. Двигатель, известный как МеМЗ-965, немного похож на плоский четырехцилиндровый двигатель VW с воздушным охлаждением, но на самом деле представляет собой V4 с углом 90 градусов между цилиндрами, выбранным для того, чтобы сделать все более доступным для владельцев, которые хотели бы скорее всего, занимаются обслуживанием и ремонтом самостоятельно.
Несмотря на небольшую мощность (сначала 23 лошадиные силы) и качество сборки, которое в лучшем случае было сомнительным, ЗАЗ-965 пользовался преимуществом продаж, будучи единственным выбором, и как таковой был весьма успешным.
Большинство американцев могут столкнуться с автомобилем только из этой сцены из фильма о Джеймсе Бонде 1995 года, Goldeneye:
Вы действительно можете хорошо рассмотреть большой вентилятор охлаждения 965 прямо перед тем, как парень ударит его кувалдой. чтобы запустить его.
После горбатого 965 ЗАЗ взял те же самые базовые механики и переупаковал их в новый автомобиль ЗАЗ-966, который вышел в 1966 году и продолжал (обновленный как ЗАЗ-968 и 968М) полностью до 1994 года.
ZAZ-966 полностью изменил дизайн кузова, создав небольшую, чистую, красивую двухдверку с квадратной оснасткой, которая явно была вдохновлена Chevrolet Corvair, чем-то, что он разделяет со многими автомобилями той эпохи. включая NSU Prinz, Hillman Imp и даже BMW 2002.
Из всех этих автомобилей 966 больше всего похож на NSU Prinz, что совсем неплохо. Это был довольно просторный и удобный в использовании автомобиль начального уровня, а расположение с задним расположением двигателя и задним приводом обеспечивало ему достойную тягу в суровые российские зимы.
В 1987 году ЗАЗ выпустил ЗАЗ-1102 «Таврия», современный хэтчбек с передним расположением двигателя и передним приводом, который вывел на нижний сегмент советского рынка довольно современную автомобильную технику. Рекламные ролики любили рекламировать эффективность автомобиля, особенно в очень гиперболических степенях:
В конце 1990-х годов эти доморощенные автомобили уступили место корейским Daewoo, построенным по лицензии, позже принадлежащим Chevrolet.В попытке оживить в 2016 году была представлена Slavuta Nova, копия китайского Chery Riich G2.
Этого оказалось недостаточно для того, чтобы дела продолжались, и в прошлом году ЗАЗ сумел построить только 131 автомобиль.
Тем не менее, это может быть для вас хорошей новостью! Теперь у вас есть шанс стать владельцем автомобильной компании! Возьми чековую книжку!
ЗАЗ Запорожец 1-го поколения (1960-69)
ЗАЗ Запорожец 1-го поколения
(1960-1969)
ЗАЗ-965
ЗАЗ 965 — городской автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год.Работы по его проектированию были начаты в 1956 году на автозаводе АЗЛК, и первые прототипы получили обозначение Москвич-444. Автомобиль был создан по образцу Fiat 600 и отличался аналогичной общей композицией, кузовом, трансмиссией, рулевым механизмом и задней подвеской. Одним из основных отличий было то, что двигатель, который имел компоновку V4 вместо линейки Fiat-4, имел воздушное охлаждение. У «Запорожца» также были колеса большего размера и передняя подвеска на торсионах. Его двери открывались назад, отчасти для того, чтобы сделать его более доступным для инвалидов.В 1958 году правительство заказало производство автомобиля на реформированном заводе ЗАЗ под окончательным обозначением ЗАЗ-965. Все дальнейшее производство машины осуществлялось именно там.
Двигатель «Запорожец» спроектирован в московском институте НАМИ и произведен на заводе МеМЗ. Первоначальный 965 был оснащен расположенным сзади двигателем V4 объемом 746 куб. См с воздушным охлаждением и мощностью 26 л.с. (19 кВт).
ЗАЗ-965А
965A был усовершенствованием 965 и производился с ноября 1962 года по май 1969 года.Всего было произведено 322 106 единиц из 965 экземпляров.
Он был оснащен двигателем МеМЗ-965 , расположенным сзади, с воздушным охлаждением OHV V4 объемом 887 куб. См, частично алюминиевой конструкции, мощностью 27 л.с. (20 кВт). С ноября 1966 года некоторые автомобили оснащались чуть более мощным двигателем МеМЗ-965А мощностью 30 л.с. (22 кВт). Скромная мощность двигателя 965-го дала повод для городской шутки о том, что он использовался в качестве стартера в советских танках.
Поскольку советские водители должны были делать большую часть обслуживания самостоятельно, а автосервисы в любом случае были в дефиците, расположение двигателя V4 с углом 90 ° оказалось более практичным, особенно в суровых зимних условиях.Более высокий центр тяжести двигателя также обеспечивал превосходное сцепление с дорогой на крутых склонах, хотя это преимущество, которое было сохранено и в более поздних моделях, произошло за счет печально известной устойчивости автомобиля на поворотах.
У 965-А также были версии для инвалидов (ЗАЗ-965Б, АВ, АР), а также более роскошный экспортный вариант ЗАЗ-965АЕ Ялта.
Джеймс Бондс GoldenEye Фильм 1995 года
ЗАЗ-965 Используется агентом ЦРУ Джеком Уэйдом для перевозки Бонда из международного аэропорта Санкт-Петербурга в жилой комплекс Валентина Зуковского.
ЗАЗ Запорожец Первое поколение ЗАЗ-965 ЗАЗ-965А (1960-1969)
Запорожец: Почини где угодно — Правда об автомобилях
Выберите categoryACAcuraAlfa RomeoAlvisAMCASAAston MartinAudiAustinBentleyBerkeleyBitterBizzarriniBMWBrasincaBristolBugattiBuickCadillacChevroletChryslerCitroenCizetaCoolDaciaDaewooDAFDaihatsuDatsunDe TomasoDetroit ElectricDKWDodgeEagleFerrariFiatFordFornasariGAZGenesisGeoGilbernGilletGlasGMCGoggomobilGurgelHennesseyHoldenHondaHudsonHyundaiInfinitiInnocentiIntermeccanicaInternationalInternational HarvesterInvictaIran KhodroIsderaISO RivoltaIsuzuJaguarJeepJensenKiaLaforzaLagondaLamborghiniLanciaLand RoverLandsLexusLincolnListerLocomobileLotusLynk & CoMaseratiMaybachMazdaMcLarenMercedes-BenzMercuryMerkurMGMidasMINIMitsubishiMitsuokaMonteverdiMorettiMorganMoslerMuntzNashNissanNSUOldsmobileOpelOSIOtherPanhardPanozPegasoPeugeotPGOPlymouthPontiacPorscheRamReliantRemix ReviewRenaultRene BonnetRimacRivianRolls-RoyceRoverSaabSaturnScionSharkSiataSingersmartSpectreSpykerStudebakerSubaruSunbeamSuzukiTalbotTataTatraTeslaToyotaTriumphTVRUMMVauxhallVolkswagenVolvoWiesmannWoodillYugoZimmerŠkoda Найдите обзоры по марке:
Мюрили Мартин, 28 апреля 2011 г.
«Запорожец» (он же «Советский Corvair») мало что предлагал с точки зрения производительности, комфорта, безопасности или стиля, но был первой реальной попыткой постсталинского СССР предложить автомобиль для обычных автомобилей. граждане.Идея заключалась в том, что герои советского труда получат удовольствие от буржуазной роскоши своих капиталистических коллег, и это приведет к повышению производительности труда или чему-то еще. Однако пролетариат не собирался получить магистрали Форда 57-го года; Реальность советских дорог и ремонтных мастерских была такова, что их автомобили нужно было легко ремонтировать в примитивных условиях.
Итак, когда инженеры ЗАЗ сорвали конструкцию двигателя с воздушным охлаждением Volkswagen для своего нового автомобиля, они согнули цилиндры вверх, вместо того, чтобы использовать коробчатую конструкцию.Почему? Так что клапаны, которые, надо полагать, выходили из строя даже быстрее, чем у VW (то есть каждые 200 миль вместо каждых 2000), могли быть более доступными при работе в лачуге с грязевым полом в Туркменистане. Эта философия пронизана всей машиной. Когда один из задних тормозов выходит из строя на улице Ленинграда, вы просто останавливаетесь прямо там, где находитесь, и исправляете его с помощью любых ржавых инструментов, которые вы обнаружите, дребезжащих по половицам. Разве это не причина, по которой все так любили Model T? Я говорю, что скромный Запорожец нуждается в большем признании как идеальный автомобиль для своего времени и места!
Источники изображения: English Russia, Metkere.com
Кто мы
- Адам Тонг
- Божи Татаревич
- Кори Льюис
- Марк Барут
- Ронни Шрайбер
Современное производство ЗАЗ-965 Запорожец Советский компактный автомобиль 1960 года Литой под давлением модель автомобиля в масштабе 1/43
О НАС
В Refined Skin Medi-Spa мы гордимся тем, что предлагаем новый уровень обслуживания.Все начинается с того, как подбирается наш персонал и как преподаются наши стандарты.
Наша среда позволяет каждому из наших профессионалов обслуживать наших клиентов, лично помогая им, максимально используя свое время, проведенное с нами, обеспечивая комфорт, удобство и контроль.
ЗАЗ-965 Запорожец Советский Компактный Автомобиль 1960 Год Литье Под давлением Модель Автомобиля 1/43 Масштаб
лет НОВАЯ надувная игрушка Intex Whale для катания на бассейне с ручками для детей 3 лет.10шт 25мм Bouncy Ball Высококачественный детский эластичный резиновый мяч Kid of pinball PLC, кастомные минифигурки гранд-адмирала Трауна из звездных войн на кубиках lego, Tarot Split type 450 DFC Flybarless Main Rotor Head set Parts Rh58025-01, Tamiya TA03 Комплект вала подвески из нержавеющей стали 53266 , OP-266, MUSCLE Men Kinnikuman Salmon Color 2 «Abdullah Figure # 075 Mattel. KAMIYA 1/144 Swidish BVS-10 All Terrain Armored Vehicle Resin Kit # SWD270, AroundSquare Titan Begleri 2018 Titan Aluminium, Yu-Gi-Oh! Спасение Cat 20AP-JP061 Параллельный Япония.Maisto 1:18 DUCATI 1199 Panigale литые модели велосипедов, Cardfight! Одинарная карта Vanguard V-BT02 RRR Пожалуйста, выберите карту, JMT T ответвление адаптационного кабеля для женского разъема EC3. 1X Karplusan Forest MTG CARD * English MP Ice Age, MoFangGe QIYI Sail 3x3x3 6.0CM Big Magic Cube Twist Puzzle Toy, черный, упаковка из 12 битов HO Rapido 102086-36 «Металлические колесные пары код 110, JX Servo PDI-6113MG 13KG High Torque Digital без сердечника Стандартный сервопривод 61 г, оранжевый подметально-уборочная машина с рождественским орнаментом в масштабе 1/64 Adorno NEW !.BT12 NO RARES Pokemon EX Power Trio Tin Venusaur Кодовая карта Лот.
ЗАЗ Запорожец 968. | Сбежал, когда припарковался
Приносим свои извинения за то, что потратили время на поиск ответа на вопрос о загадочной машине, мы столкнулись с техническими трудностями. Без лишних слов, дамы и господа, вот он: украинский ЗАЗ Запорожец 968, когда-то самый дешевый автомобиль в СССР.
Мы получили несколько правильных предположений, в том числе один читатель из Венгрии, который вспомнил, что его отец владел одним из них в 1970-х годах.«У меня не так много воспоминаний об этой машине, — писал он, — только то, что она была медленной, громкой, и мы, наконец, продали ее за 50 долларов». Другой читатель посочувствовал владельцу синей машины, которую мы показали, который предположительно бросил «ужасную мелочь» в канаву на Сицилии.
Бренд ЗАЗ основан в 1958 году правительством СССР. Идея бренда заключалась в создании дешевого и простого в обслуживании народного автомобиля для СССР. Первым автомобилем в серии «Запорожец» стал ЗАЗ 965, выпущенный в 1960 году.Это был небольшой двухдверный автомобиль с задним расположением двигателя, дизайн которого был вдохновлен Fiat 600, хотя у них не было общих компонентов. У него был установленный сзади двигатель V4 с воздушным охлаждением и рабочим объемом 748 куб. двигатель был модернизирован до 887 куб. см (30 л.с.). Новый двигатель дал 965-й 965 дополнительную мощность и дополнительный шум за задними сиденьями, но, что более важно, он также использовался в новой модели: ЗАЗ 966.
При разработке нового автомобиля ЗАЗ снова обратился к западу в поисках вдохновения: 966 выглядит как совершенно незаконное детище NSU Prinz и Hillman Imp. Следовательно, он выглядел намного современнее, чем 965, и отличался особенностями наличия двух систем отопления. , один, отводящий тепло двигателя, и другой, независимый от него, обеспечивающий тепло без включенного двигателя. Позже в своей карьере 966 был доступен с 40-сильным двигателем 1196 куб.см и переименован в 966B.
Следующее обновление в саге ЗАЗ приводит нас к нашему загадочному автомобилю 968 1970 года.По сути, 968 был 966-м с 1196-кубовым двигателем, доведенным до 48 л.с., что делало автомобиль практически достойным автострады. 968-й стал последним развитием серии Запорожец и оставался в производстве до 1994 года с небольшими эстетическими изменениями. конец 1970-х: серия 968 была импортирована в Италию в 1977 году, но продажи быстро закончились, так как модель опоздала. Италия оставила автомобили с задним расположением двигателя и задним приводом почти за десять лет до появления 968-го на их рынке.
Для тех, кому традиционные седаны Запорожца казались слишком мягкими, ЗАЗ построил три интересных варианта 966/968.
Первый — ЗАЗ 970, автомобиль в стиле Fiat 900T на базе 968:
.Второй вариант — пикап 968. Как ни странно, не похоже, что двигатель был установлен иначе, чем в седане, поэтому можно представить, насколько это ставит под угрозу потенциальное грузовое пространство:
Наконец, в отважной, но тщетной попытке экспортировать 966 на определенные европейские рынки, ЗАЗ представил Yalta 1000, немного элитный 966 с металлической решеткой, металлическими колпаками и 956-кубовым двигателем Renault 8.Собран в Бельгии. (Стоит отметить, что 965 также экспортировался на запад под названием Ялта, что привело к путанице между двумя моделями.)
Внизу: ЗАЗ 965А, первый ЗАЗ:
А Двигатель ЗАЗ 966 V4:
Примечание: мы не делали ни одной из вышеперечисленных фотографий и не берем на себя ответственность за них.