Рулевое управление устройство ваз 2109: Рулевая рейка Ваз 2109 – как устранить стук и люфт своими руками – 2108, 2109, 21099 — —
5.2 Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2109
Страница 1 из 2
Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2109 (см. рис. 124) с реечным рулевым механизмом, размещенным в алюминиевом картере 16, где на шариковом 25 и роликовом 23 подшипниках установлен вал-шестерня 24, находящийся в зацеплении с рейкой 15. Шариковый подшипник фиксируется на валу стопорным кольцом 26, наружное его кольцо прижимается гайкой 27, закрытой пыльником 28. Рейка прижимается к шестерне металлокерамическим упором 29, который поджат размещенной в пробке 30 пружиной. За счет этого обеспечивается беззазорное зацепление шестерни с рейкой по всему ее ходу. Одним концом рейка опирается на упор 29, а другим — на разрезную пластмассовую втулку 14, установленную в картере редуктора.
Рис. 124. Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2109:
1 — наконечник рулевой тяги; 2 — шаровой шарнир наконечника; 3 — поворотный рычаг; 4 — гайка; 5 — регулировочная тяга; 6 — рулевые тяги; 7 — болты крепления рулевых тяг к рейке; 8 — скоба крепления редуктора; 9 — опора рулевого механизма; 10 — гофрированный защитный чехол редуктора; 11 — соединительная пластина; 12 — стопорная пластина; 13 — резинометаллический шарнир; 14 — опорная втулка рейки; 15 — зубчатая рейка; 16 — картер редуктора; 17 — упругая муфга; 18 — демпфер; 19 — рулевое колесо; 20 — шариковый подшипник; 21 — вал рулевого управления; 22 — защитный чехол; 23 — роликовый подшипник; 24 — вал-шестерня; 25 — шариковый подшипник; 26 — стопорное кольцо; 27 — гайка подшипника; 28 — пыльник; 29 — упор рейки; 30 — пробка; 31 — палец шарового шарнира; 32 — защитный чехол шарового шарнира; 33 — вкладыш шарового пальца; А — метка на картере редуктора; Б — метка на пыльнике
На картер редуктора с левой стороны надет защитный чехол 22, а с правой напрессована труба с продольным пазом. Через низ трубы и отверстия защитного чехла 10 проходят болты 7, крепящие тяги 6 рулевого привода к рейке. Болты проходят через запрессованные в головки наконечников тяг резинометаллические шарниры 13, соединяются между собой пластиной 11 и фиксируются стопорной пластиной 12. Ход рейки в одну сторону ограничивается напрессованным на нее кольцом, а в другую — втулкой резинометаллического шарнира тяги. Полость картера редуктора защищена от загрязнения чехлом 10, который крепится двумя пластмассовыми хомутами.
рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 — снятие, установка и разборка
1. Отсоедините провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Установите колеса в положение прямолинейного движения автомобиля.
3. Снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 рулевое колесо (см. «Снятие и установка рулевого колеса).
6. Снимите облицовку замка зажигания.
4:575 7. Снимите верхний кожух рулевой колонки.5:1158 8. Ослабьте затяжку болта крепления основания подрулевых переключателей.ПРИМЕЧАНИЕ
Если вы не предполагаете разбирать рулевую колонку, то подрулевые переключатели и выключатель зажигания можно не снимать.
9. Отсоедините разъем с проводами от переключателя стеклоочистителей и омывателя.
12. Отсоедините разъем замка зажигания от жгута проводов.
10:611 13. Отсоедините разъем с проводами от реле зажигания.11:1215 14. Вставьте ключ в замок зажигания и поверните его в положение «0». Отверните четыре болта крепления и снимите скобу и замок зажигания (см. разд. 9 «Электрооборудование», подразд. «Замок зажигания»).Если болты крепления замка зажигания срезаны, удобнее снимать замок зажигания на снятой рулевой колонке.12:2312
15. Отверните стяжной болт фланца соединительной муфты вала рулевого управления.
13:653 16. Отверните два болта и две гайки крепления рулевой колонки к кронштейну кузова и снимите рулевую колонку с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099. Если кронштейн крепится болтами со срезанными головками (как на замке зажигания), то болты надо высверлить.14:1618 17. Выньте вал рулевого управления из трубы рулевой колонки. Замена вала рулевого управления требуется в следующих случаях:а) если резиновые втулки муфты потрескались, расслоились или потеряли упругость;
б) если ослабли заклепочные соединения;
в) если повреждены, либо изношены шлицы и (или) резьба.
Муфта вала рулевого управления:
1 — заклепки;
2 — резиновые втулки;
3 — вал рулевого управления;
4 — фланец соединительной муфты.
следующая статья:
рулевое колесо автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 — снятие и установка
Для снятия рулевого колеса с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной
18:2850 25719Проверка механизмов управления автомобиля
Покупая подержанный автомобиль, новичку трудно определить, какие неисправности могут быть в нем. Особенно неприятны и даже опасны неполадки в рулевом управлении. В этой статье речь пойдет о том, как определить неисправности в рулевых наконечниках, но сначала будут затронуты общие понятия всех элементов рулевой системы.
Принцип действия рулевого управления
Рулевое управление играет очень важную роль в составе автомобиля. От него зависит, как машина поведет себя на дороге, насколько будет управляема.
Схема рулевого управления в целом проста. От самого руля через колонку все движения передаются на рулевой механизм. Механизм через рулевые тяги и наконечники управляет поворотными цапфами, которые напрямую связаны с передними колесами.
Элементы рулевого управления
Итак, основные элементы, из которых состоит почти любая рулевая система:
- — сам руль,
- — колонка,
- — механизм,
- — тяги 2 шт.,
- — наконечники 2 шт.,
- — усилитель руля.
Рулевая колонка обычно состоит из рулевого вала и его корпуса. Рулевое колесо насаживается на вал через шлицевое соединение и крепится гайкой или болтом. Вал может состоять из нескольких частей, а с рулевым механизмом соединяется с помощью крестовины или эластичной муфты.
В составе любого рулевого механизма присутствует передаточная пара, которая находится в корпусе. Внутри корпуса обязательно должна быть смазка, препятствующая преждевременному износу деталей. На легковых автомобилях роль механизма выполняет рулевая рейка, рулевой редуктор в основном применяется на грузовых машинах.
Рулевые тяги идут от механизма и соединяются с наконечниками. К рейке они крепятся через резьбовое соединение, с редуктором соединяются через шарнирное соединение.
Наконечники с одной стороны крепятся к рулевой тяге, с другой – к поворотной цапфе. Зачастую наконечник и тяга выглядят, как одна деталь, так как они соединены между собой внутренним резьбовым соединением.
Разборка рулевого механизма ВАЗ-2109
Зажмите рулевой механизм в тисках с мягкими губками или установите его в приспособление 67.7820.9536 для проведения разборо-сборочных работ.
Снимите защитный колпак 14 (рис. 1) и, расконтрив болты 24 крепления внутренних наконечников к рейке, выверните их и снимите рулевые тяги 21, стопорную 23 и соединительную 22 пластины.
Снимите хомуты 19, крепящие защитный чехол 20 рулевого механизма, правую опору, а затем чехол 20 рейки с трубы картера рулевого механизма.
Ключом 67.7812.9537 с восьмигранной головкой, отверните гайку 18 упора 15 и извлеките пружину и стопорное кольцо 17.
Проворачивая шестерню 5 рейки против часовой стрелки до упора ограничительного кольца в картер и, прикладывая крутящий момент к валу шестерни, сдвиньте упор 15 рейки.
Специальными щипцами с круглыми губками, вставленными в углубление упора под пружину, извлеките упор рейки из картера.
Снимите пыльник 12 с шестерни и стопорную шайбу 11, ключом 67.7812.9536 выверните гайку 10.
Специальным приспособлением выньте шестерню из картера в сборе с шариковым подшипником 6.
Снимите защитную шайбу 8, стопорное кольцо 7 и спрессуйте шариковый подшипник с вала шестерни.
Выньте рейку 13 рулевого механизма в сторону снятого защитного колпачка 14, а затем опорную втулку 2 рейки.
При повреждении или износе роликового подшипника 4 выпрессуйте его из картера рулевого механизма съемником 67.7801 .9535.
Проверка технического состояния
Промойте полости картера рулевого механизма и все металлические детали в керосине.
Резиновые детали промойте теплой водой и протрите. Внимательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях шестерни 5 (см. рис. 1) и рейки 13 следов износа, задиров или рисок.
Незначительные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напильником.
Изношенные и поврежденные детали замените.
Шариковый подшипник 6 должен вращаться свободно, без заеданий, на поверхности колец и шариков не должно быть износа и следов заедания. Иглы и обойма роликового подшипника 4 не должны иметь износа и повреждений.
При малейшем сомнении подшипники замените новыми.
Проверьте состояние защитного чехла 20 и колпачков. Если они имеют трещины, разрывы и неплотную посадку на деталях, замените их новыми.
Проверьте по осевому и радиальному зазору состояние шаровых шарниров рулевых тяг.
Если ощущается свободный ход в шаровом шарнире или в него попали грязь, песок, а также при появлении коррозии на шаровом пальце и при полном использовании хода упорного вкладыша — замените шарнир в сборе с наконечником тяги.
Проверьте состояние резинометаллических шарниров наконечников тяг. Изношенные и поврежденные шарниры замените.
Проверьте состояние опорной втулки 2 рейки и ее посадку в картере рулевого механизма. Поврежденную втулку замените.
Проверьте состояние эластичной муфты вала руля, обращая внимание на прочность заклепочного соединения, на состояние шлиц у нижнего фланца и состояние резиновой части муфты.
При ослаблении заклепочного соединения замените заклепки, при износе шлиц — нижний фланец. Не допускаются трещины и расслоения на резиновой части муфты, в этих случаях — замените ее.
Если люфт в заклепочном соединении муфты невозможно устранить заменой заклепок, замените эластичную муфту в сборе с валом руля.
Уплотнительные кольца упора рейки, гайки подшипника приводной шестерни и резиновые кольца опорной втулки рейки заменяйте новыми независимо от их технического состояния.
Разовое использование имеют также хомуты и стопорные шайбы 23 и 11.
Более подробно снятие и ремонт рулевого механизма можно посмотреть в статье — «Рулевой механизм ВАЗ-2109 ремонт»