Рулевое управление устройство ваз 2109: Рулевая рейка Ваз 2109 – как устранить стук и люфт своими руками – 2108, 2109, 21099 — —

5.2 Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2109

Страница 1 из 2

Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2109 (см. рис. 124) с реечным рулевым механизмом, размещенным в алюминиевом картере 16, где на шариковом 25 и роликовом 23 подшипниках установлен вал-шестерня 24, находящийся в зацеплении с рейкой 15. Шариковый подшипник фиксируется на валу стопорным кольцом 26, наружное его кольцо прижимается гайкой 27, закрытой пыльником 28. Рейка прижимается к шестерне металлокерамическим упором 29, который поджат размещенной в пробке 30 пружиной. За счет этого обеспечивается беззазорное зацепление шестерни с рейкой по всему ее ходу. Одним концом рейка опирается на упор 29, а другим — на разрезную пластмассовую втулку 14, установленную в картере редуктора.

Рис. 124. Рулевое управление автомобиля ВАЗ-2109:

1 — наконечник рулевой тяги; 2 — шаровой шарнир наконечника; 3 — поворотный рычаг; 4 — гайка; 5 — регулировочная тяга; 6 — рулевые тяги; 7 — болты крепления рулевых тяг к рейке; 8 — скоба крепления редуктора; 9 — опора рулевого механизма; 10 — гофрированный защитный чехол редуктора; 11 — соединительная пластина; 12 — стопорная пластина; 13 — резинометаллический шарнир; 14 — опорная втулка рейки; 15 — зубчатая рейка; 16 — картер редуктора; 17 — упругая муфга; 18 — демпфер; 19 — рулевое колесо; 20 — шариковый подшипник; 21 — вал рулевого управления; 22 — защитный чехол; 23 — роликовый подшипник; 24 — вал-шестерня; 25 — шариковый подшипник; 26 — стопорное кольцо; 27 — гайка подшипника; 28 — пыльник; 29 — упор рейки; 30 — пробка; 31 — палец шарового шарнира; 32 — защитный чехол шарового шарнира; 33 — вкладыш шарового пальца; А — метка на картере редуктора; Б — метка на пыльнике

На картер редуктора с левой стороны надет защитный чехол 22, а с правой напрессована труба с продольным пазом. Через низ трубы и отверстия защитного чехла 10 проходят болты 7, крепящие тяги 6 рулевого привода к рейке. Болты проходят через запрессованные в головки наконечников тяг резинометаллические шарниры 13, соединяются между собой пластиной 11 и фиксируются стопорной пластиной 12. Ход рейки в одну сторону ограничивается напрессованным на нее кольцом, а в другую — втулкой резинометаллического шарнира тяги. Полость картера редуктора защищена от загрязнения чехлом 10, который крепится двумя пластмассовыми хомутами.

рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 — снятие, установка и разборка

1. Отсоедините провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Установите колеса в положение прямолинейного движения автомобиля.
3. Снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 рулевое колесо (см. «Снятие и установка рулевого колеса).

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

1:961 4. Отверните шесть винтов крепления нижнего кожуха рулевой колонки.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

2:1593 5. Снимите нижний кожух рулевой колонки.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

3:2174

6. Снимите облицовку замка зажигания.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

4:575 7. Снимите верхний кожух рулевой колонки.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

5:1158 8. Ослабьте затяжку болта крепления основания подрулевых переключателей.

ПРИМЕЧАНИЕ
Если вы не предполагаете разбирать рулевую колонку, то подрулевые переключатели и выключатель зажигания можно не снимать.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

6:2055

9. Отсоедините разъем с проводами от переключателя стеклоочистителей и омывателя.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

7:656 10. Снимите основание подрулевых переключателей с вала рулевого управления и отсоедините два разъема с проводами от контактов звукового сигнала.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

8:1431 11. Отсоедините разъем от переключателя указателей поворота и света фар.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

9:2071

12. Отсоедините разъем замка зажигания от жгута проводов.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

10:611 13. Отсоедините разъем с проводами от реле зажигания.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

11:1215 14. Вставьте ключ в замок зажигания и поверните его в положение «0». Отверните четыре болта крепления и снимите скобу и замок зажигания (см. разд. 9 «Электрооборудование», подразд. «Замок зажигания»).

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если болты крепления замка зажигания срезаны, удобнее снимать замок зажигания на снятой рулевой колонке.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

12:2312

15. Отверните стяжной болт фланца соединительной муфты вала рулевого управления.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

13:653 16. Отверните два болта и две гайки крепления рулевой колонки к кронштейну кузова и снимите рулевую колонку с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099. Если кронштейн крепится болтами со срезанными головками (как на замке зажигания), то болты надо высверлить.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

14:1618 17. Выньте вал рулевого управления из трубы рулевой колонки. Замена вала рулевого управления требуется в следующих случаях:
а) если резиновые втулки муфты потрескались, расслоились или потеряли упругость;
б) если ослабли заклепочные соединения;
в) если повреждены, либо изношены шлицы и (или) резьба.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

15:2678

Муфта вала рулевого управления:
1 — заклепки;
2 — резиновые втулки;
3 — вал рулевого управления;
4 — фланец соединительной муфты.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

16:741 18. Проверьте место соединения кронштейна с трубой рулевой колонки. Если есть трещины, замените трубу рулевой колонки.

статья про рулевая колонка автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие, установка и разборка

17:1465 19. Установите рулевую колонку на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в порядке, обратном снятию. Перед установкой рулевой колонки убедитесь, что лыска на валу приводной шестерни механизма рулевого управления и отверстие под стяжной болт на рулевом валу совпадают.

следующая статья:

рулевое колесо автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - снятие и установка
рулевое колесо автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 — снятие и установка

Для снятия рулевого колеса с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной

18:2850 25719

Проверка механизмов управления автомобиля

Покупая подержанный автомобиль, новичку трудно определить, какие неисправности могут быть в нем. Особенно неприятны и даже опасны неполадки в рулевом управлении. В этой статье речь пойдет о том, как определить неисправности в рулевых наконечниках, но сначала будут затронуты общие понятия всех элементов рулевой системы.

Принцип действия рулевого управления

Рулевое управление играет очень важную роль в составе автомобиля. От него зависит, как машина поведет себя на дороге, насколько будет управляема.

Схема рулевого управления в целом проста. От самого руля через колонку все движения передаются на рулевой механизм. Механизм через рулевые тяги и наконечники управляет поворотными цапфами, которые напрямую связаны с передними колесами.

Элементы рулевого управления

Итак, основные элементы, из которых состоит почти любая рулевая система:

  • — сам руль,
  • — колонка,
  • — механизм,
  • — тяги 2 шт.,
  • — наконечники 2 шт.,
  • — усилитель руля.

Рулевая колонка обычно состоит из рулевого вала и его корпуса. Рулевое колесо насаживается на вал через шлицевое соединение и крепится гайкой или болтом. Вал может состоять из нескольких частей, а с рулевым механизмом соединяется с помощью крестовины или эластичной муфты.

В составе любого рулевого механизма присутствует передаточная пара, которая находится в корпусе. Внутри корпуса обязательно должна быть смазка, препятствующая преждевременному износу деталей. На легковых автомобилях роль механизма выполняет рулевая рейка, рулевой редуктор в основном применяется на грузовых машинах.

Рулевые тяги идут от механизма и соединяются с наконечниками. К рейке они крепятся через резьбовое соединение, с редуктором соединяются через шарнирное соединение.

Наконечники с одной стороны крепятся к рулевой тяге, с другой – к поворотной цапфе. Зачастую наконечник и тяга выглядят, как одна деталь, так как они соединены между собой внутренним резьбовым соединением.

Разборка рулевого механизма ВАЗ-2109

Зажмите рулевой механизм в тисках с мягкими губками или установите его в приспособление 67.7820.9536 для проведения разборо-сборочных работ.

Снимите защитный колпак 14 (рис. 1) и, расконтрив болты 24 крепления внутренних наконечников к рейке, выверните их и снимите рулевые тяги 21, стопорную 23 и соединительную 22 пластины.

Снимите хомуты 19, крепящие защитный чехол 20 рулевого механизма, правую опору, а затем чехол 20 рейки с трубы картера рулевого механизма.

Ключом 67.7812.9537 с восьмигранной головкой, отверните гайку 18 упора 15 и извлеките пружину и стопорное кольцо 17.

Проворачивая шестерню 5 рейки против часовой стрелки до упора ограничительного кольца в картер и, прикладывая крутящий момент к валу шестерни, сдвиньте упор 15 рейки.

Специальными щипцами с круглыми губками, вставленными в углубление упора под пружину, извлеките упор рейки из картера.

Снимите пыльник 12 с шестерни и стопорную шайбу 11, ключом 67.7812.9536 выверните гайку 10.

Специальным приспособлением выньте шестерню из картера в сборе с шариковым подшипником 6.

Снимите защитную шайбу 8, стопорное кольцо 7 и спрессуйте шариковый подшипник с вала шестерни.

Выньте рейку 13 рулевого механизма в сторону снятого защитного колпачка 14, а затем опорную втулку 2 рейки.

При повреждении или износе роликового подшипника 4 выпрессуйте его из картера рулевого механизма съемником 67.7801 .9535.

Проверка технического состояния

Промойте полости картера рулевого механизма и все металлические детали в керосине.

Резиновые детали промойте теплой водой и протрите. Внимательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях шестерни 5 (см. рис. 1) и рейки 13 следов износа, задиров или рисок.

Незначительные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напильником.

Изношенные и поврежденные детали замените.

Шариковый подшипник 6 должен вращаться свободно, без заеданий, на поверхности колец и шариков не должно быть износа и следов заедания. Иглы и обойма роликового подшипника 4 не должны иметь износа и повреждений.

При малейшем сомнении подшипники замените новыми.

Проверьте состояние защитного чехла 20 и колпачков. Если они имеют трещины, разрывы и неплотную посадку на деталях, замените их новыми.

Проверьте по осевому и радиальному зазору состояние шаровых шарниров рулевых тяг.

Если ощущается свободный ход в шаровом шарнире или в него попали грязь, песок, а также при появлении коррозии на шаровом пальце и при полном использовании хода упорного вкладыша — замените шарнир в сборе с наконечником тяги.

Проверьте состояние резинометаллических шарниров наконечников тяг. Изношенные и поврежденные шарниры замените.

Проверьте состояние опорной втулки 2 рейки и ее посадку в картере рулевого механизма. Поврежденную втулку замените.

Проверьте состояние эластичной муфты вала руля, обращая внимание на прочность заклепочного соединения, на состояние шлиц у нижнего фланца и состояние резиновой части муфты.

При ослаблении заклепочного соединения замените заклепки, при износе шлиц — нижний фланец. Не допускаются трещины и расслоения на резиновой части муфты, в этих случаях — замените ее.

Если люфт в заклепочном соединении муфты невозможно устранить заменой заклепок, замените эластичную муфту в сборе с валом руля.

Уплотнительные кольца упора рейки, гайки подшипника приводной шестерни и резиновые кольца опорной втулки рейки заменяйте новыми независимо от их технического состояния.

Разовое использование имеют также хомуты и стопорные шайбы 23 и 11.

Более подробно снятие и ремонт рулевого механизма можно посмотреть в статье — «Рулевой механизм ВАЗ-2109 ремонт»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *