Сколько входит тосола в ваз 2109: Скільки антифризу в системі охолодження ВАЗ. Статті компанії «Інтернет-магазин BiBiOil»
Объем и принцип работы системы охлаждения ВАЗ-2109
У ВАЗ-2109 есть принудительная циркуляции системы охлаждения. Как это понимать? Все просто, когда детали двигателя нагреваются, то охлаждающий узел отбирает их тепло.
Узел охлаждения – замкнутая, герметичная система, которая циркулирует жидкость. У нее есть клапаны (впускные и выпускные), поддерживающие давление, когда авто движется.
Читайте также: Установка и замена салонного фильтра ВАЗ-2109
Схема системы охлаждения состоит из следующего комплекта:
- расширительный бачок. Он вместе с клапанами обеспечивает поддержание давления;
- насос, который качает жидкость. Она движется по большому и малому кругам;
- вентилятор, который увеличивает поток воздуха в кузов машины;
- датчики, которые передают всю информацию на электронный блок управления;
- радиатор. В ВАЗ-2109 не имеет значения – карбюратор у вас или инжектор, ведь конструкция у них одинаковая;
- термостат. Он автоматизируют всю работу ОС;
- патрубки и хомуты.
Они выполняют функцию подачи жидкости.
Содержание
Как работает ВАЗ-2109 система охлаждения
С чего начинается работа СО? С расширительного бачка, который является главным элементом во всей системе. В нем вся жидкость, а также ее излишки (закипевший антифриз, который перемещается в специальный резервуар). После того как она остыла, она сразу же продолжает свою работу. Объем СО в автомобиле ВАЗ-2109 составляет 7,8 литра. В бачке есть клапаны, которые поддерживают давление. Когда давление повышается, начинает свою работу выпускной клапан, при понижении – впускной.
Читайте также: Как правильно снять панель приборов на ВАЗ-2109
Бачок – полупрозрачный, поэтому вам не принесет никаких неудобств проверка уровня жидкости.
Специальными шлангами соединяют расширительный бачок и термостат.
Этапы, которые проходит жидкость, таковы:
- В блоке цилиндров установлен датчик, что контролирует температуру. Эти показания можно увидеть на приборной панели.
- Когда мотор начинает свою работу, жидкость из рубашки перетекает в радиатор, где принимает тепло, либо же в термостат – для прогрева двигателя.
- После этого жидкость, что охлаждает, переходит в инжектор. Она циркулирует при помощи патрубков и хомутов.
- В ВАЗ-2109 применяется центробежный насос. Радиатор не имеет заливного отверстия, для этого используется расширительный бачок. В нем расположен датчик, который включает вентилятор. Если вы захотите слить жидкость, то открутите сливные пробки на радиаторе, бачке и блоке цилиндров.
В том случае, если разберетесь в системе охлаждения, вы сможете самостоятельно отремонтировать свою машину.
Неисправности в СО
В отечественном авто ВАЗ-2109 можно самостоятельно выявить неполадки в системе охлаждения.
Например, перегрев системы возникает в случае, если:
- нехватка охлаждающей жидкости – проверьте, если нужно, долейте;
- порвался или износился ремень насоса – замените его;
- радиатор забился грязью – сделайте промывку или замените;
- может быть сломан вентилятор.
Также существует ряд других неисправностей:
- Утечка охлаждающей жидкости. Могут быть повреждены шланги или трещины в деталях. Если жидкость теряется, значит, система переполнена.
- Коррозия может случиться, если загрязнена вода или неправильно составлен раствор антифриза.
- Воздушные пробки (прогрейте, как следует, двигатель, после дайте машине постоять, снимите шланг и снова запустите двигатель – это поможет выгнать воздух).
Сколько тосола нужно заливать в ВАЗ-2109
Возьмите две баклажки по 5 литров. Так как объем равен 7,8 литра, то сначала слейте старую жидкость, а новую залейте в объеме 6 литров. После прогрейте двигатель, тогда откроется термостат, и вы сможете долить оставшееся количество жидкости. Главное – лейте ровным и сплошным потоком, чтобы не было воздушных пробок.
Как вам статья?
Как выбрать и заменить антифриз на Lada Priora: пошаговая инструкция
25. 02.202344 302 7 5 ВАЗ Priora
Автор:Иван Баранов
Бачок для охлаждающей жидкостиМногих автолюбителей волнует вопрос, сколько антифриза в системе охлаждения Приоры. По паспорту уходит 7,84 литра, но многие автовладельцы заявляют, что достаточно и 6 литров.
В качестве жидкости, для охлаждения для Лады Приора, может использоваться как антифриз, так и тосол. Замена антифриза согласно документации проводится каждые 75000 километров пробега либо раз в 5 лет.
Замена ОЖ на Ладе Приора происходит в несколько этапов, а именно:
- Слив ОЖ из системы.
- Заливка новой.
- Удаление или же выгон так называемой воздушной пробки или лишнего воздуха.
Схема системы охлаждения
Содержание
- 1 Как слить
- 2 Как залить
- 3 Убираем воздушную пробку на Приоре
- 3.1 Первый способ:
- 3.2 Второй способ:
- 4 Почему течет?
- 5 Основные причины неисправностей в охлаждающей системе мотора и методы их устранения
- 6 Видео «Как слить и поменять ОЖ на Ладе Приора»
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Как слить
- Для начала необходимо установить авто на смотровую яму или же на эстакаду.
- Начинать работу можно лишь после того, как мотор остынет.
- Стравите лишнее давление.
- Демонтируйте защиту мотора, в случае если она есть.
- Открутите пробку для залива ОЖ.
Откручиваем пробку
- Откручиваем заглушку блока цилиндров и проводим слив тосола в заблаговременно подготовленную тару.
- Откручиваем заглушку на радиаторе и сливаем тосол или антифриз с него.
Сливаем ОЖ
- После слива всей ОЖ закручиваем пробки.
Как залить
- Ослабляем хомутик и отсоединяем патрубок от штуцера.
Отсоединяем патрубок
- Откручиваем заглушку емкости для охладительной жидкости и заливаем антифриз или тосол, до тех пор, пока он не начнет течь из шланга, который отсоединен от дроссельного узла.
Льем необходимый объем в бачок ОЖ
- Когда начнет течь ОЖ, устанавливаем патрубок на свое место и фиксируем хомутом.
- Доливаем антифриз до нормы.
Минимальный и максимальный объем ОЖ
Убираем воздушную пробку на Приоре
В случае если после того как вы заменили ОЖ вы заметили, что охладительная система мотора функционирует неправильно, то вполне возможно, что вся проблема в воздушной пробке.
Для того чтобы избавиться от нее есть следующие способы:
Первый способ:
- Ослабляем хомут и отсоединяем патрубок с обогрева дроссельного узла.
- Откручиваем крышку охладительного бачка, накрываем ее чистой тряпкой и дуем в горловину, до тех пор пока из снятого патрубка не начнет бежать тосол.
- Как можно быстрее ставим патрубок на место и затягиваем хомутик.
Второй способ:
- Немножко прогреваем мотор, для того чтобы в охлаждающей системе немного повысилось давление, а потом глушим его.
- Не снимая пробки бачка ОЖ, отсоединяем патрубок с подогрева дроссельного узла.
- После того как из трубки под давлением начнет идти тосол или антифриз, сразу же ставим на свое место парубок и затягиваем с помощью хомутика.
Внимание! Будьте осторожны, так как сливаемая ОЖ может быть в этот момент очень горячей.
Почему течет?
Если уровень антифриза в бачке для ОЖ непрерывно понижается, то вполне вероятно, что в системе охлаждения появилась течь. В данном случае нужно обследовать всю системы охлаждения, найти и ликвидировать повреждение.
Исследуйте узлы и агрегаты находящиеся под капотом, и в первую очередь состояние:
- патрубки бачка для ОЖ;
- верхний и пароотводящий патрубок радиатора;
- патрубки радиатора отопителя;
- шланги дроссельного патрубка;
- шланги термостата;
- соединения шлангов и патрубков.
Если все соединения в порядке, то возможно неисправен один из узлов, а именно:
- корпус бачка для ОЖ;
- радиатор мотора;
- отопительный радиатор;
- термостат;
- соединения насоса ОЖ (помпы) и блока цилиндров.
Также ищем протеки ОЖ из дренажного отверстия помпы в результате износа сальника.
За температурой антифриза осуществляем контроль по указателю на датчике.
Основные причины неисправностей в охлаждающей системе мотора и методы их устранения
Причина | Способ |
Перегрев мотора | |
Низкий уровень ОЖ в радиаторе | Долейте ОЖ |
В закрытом положении заклинен клапан термостата | Произвести замену |
ОЖ плохо циркулирует | Замените помпу либо насос |
В радиаторе много мусора | Почистить радиатор |
Накипь и отложения на трубках радиатора, шлангах и рубашке охлаждения | После промывки системы охлаждения должна быть проведена замена жидкости |
Вентилятор не работает из-за, неисправности датчика температуры или других узлов | Провести проверку электроцепи.![]() |
Трещина в заглушке охладительного бачка | Произвести замену заглушки |
Мотор перегревается, из печки идет холодный воздух | |
Низкий уровень ОЖ, утечка либо износ прокладки головки блока цилиндров | Долить ОЖ, произвести замену прокладки |
Мотор длительное время не может прогреться, температура не стабильна | |
Термостата заклинен в закрытом положении | Заменить термостат |
Уровень ОЖ постоянно снижается | |
Разгерметизирован радиатор | Произвести ремонт или замену |
Разгерметизирован радиатор отопителя | Произвести ремонт или замену |
Разгерметизирован бачок для ОЖ | Произвести замену ОЖ |
Утечка ОЖ посредством соединений патрубков | Произведите замену шлангов, патрубков и затяните хомуты |
Износ уплотнений водяного насоса | Произведите замену помпы |
На стоянке течет ОЖ из стыка между головкой и блоком цилиндров.![]() | Произведите затяжку болтов. |
Видео «Как слить и поменять ОЖ на Ладе Приора»
В этом видео показано как правильно слить и сменить антифриз на Ладе Приора.
Если у вас есть вопросы или замечания, оставьте их в комментариях.
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (100.00%)
Нет
Выбрасывает тосол из расширительного бачка ВАЗ 2109. Выбрасывает тосол из расширительного бачка
Высокое давление или температура в системе охлаждения и как следствие — выбивает антифриз из расширительного бачка , и машину накрывает облако пара. Ситуация, к сожалению, знакома многим автолюбителям. Вне зависимости от марки автомобиля принцип охлаждения двигательной установки у всех одинаков. Типичные неисправности также аналогичны.
Течь антифриза из расширительного бачка по многим причинам и большинство из них напрямую связаны с системой охлаждения, но могут быть вызваны и нарушением условий эксплуатации автомобиля.
Признаки и последствия
Признаки неисправности холодильного оборудования, проявляющиеся в расширительном бачке:
Обе ситуации означают изменения в нормальном функционировании системы и, в первую очередь, свидетельствуют о нарушении состояния герметичности, что приводит к выдавливанию охлаждающей жидкости.
Неисправности и их причины
Конструкция расширительного бачка проста. Это пластиковая емкость, в которой установлен датчик изменения номинального уровня охлаждающей жидкости. Емкость герметично закрывается крышкой с клапаном-регулятором давления, срабатывающим при превышении давления в системе нормативного.
Разгерметизация , причиной которой стал бак, может произойти только в двух случаях — либо треснул материал бака, либо вышел из строя клапан на крышке и в систему начал поступать воздух.
Следующая причина может заключаться в неисправности насоса, вызвавшей остановку циркуляционных процессов в системе, что также происходит при разгерметизации контура и .
также приводит к изменению физического состояния охлаждающей жидкости, повышается ее температура, и как следствие, повышается давление и выбивает охлаждающую жидкость через обратный клапан бачка. Как дополнение к неисправности, .
Устранение неисправности
Устранение неисправности необходимо начинать с анализа особенностей ее проявления.
Когда на холостом ходу Охлаждающая жидкость в распределительном бачке ведет себя нормально, а при повышении оборотов начинает подниматься и выбивать, тогда можно уверенно говорить о таких причинах поломки, как:
- разгерметизация редукционного клапана;
- поломка термостата;
- поломка насоса;
- разрыв патрубка.
При пробитии прокладки ГБЦ тосол тоже будет выбиваться на холостом ходу независимо от режима работы двигателя.
Самый простой способ определить такую поломку, это посмотреть на дым из выхлопной трубы. , можно быть уверенным, что антифриз подтекает в головку блока цилиндров.
Медленное снижение уровня антифриза в системе охлаждения автомобиля – достаточно распространенная проблема, особенно в автомобилях. отечественных производителей. Большинство опытных водителей представляет, где искать проблему и как с ней бороться. Но в некоторых ситуациях даже они не в состоянии понять, куда уходит жидкость из расширительного бачка. Чтобы научиться устранять подобные неисправности, нужно знать все причины протечек жидкости – явные и скрытые.
Явные причины потери антифриза
Падение уровня охлаждающей жидкости в бачке не сулит ничего хорошего. Если вовремя не заметить уменьшение количества антифриза в системе и долго его не доливать, двигатель просто перегреется. Это опасно для поршневой группы, которую в таких случаях приходится менять. Так что постоянная доливка антифриза – это повод разобраться с проблемой и устранить ее причину.
Ежедневная доливка антифриза – повод задуматься о причине утечки
Очевидными причинами утечек теплоносителя являются различные негерметичности, возникающие в следующих деталях и узлах:
- негерметичные трубопроводы и их соединения с агрегатами;
- лопнул расширительный бачок и негерметичная крышка;
- сальник или прокладка водяного насоса;
- поврежден основной радиатор.
Для обнаружения явных течей достаточно открыть капот автомобиля и внимательно осмотреть все элементы системы охлаждения, сняв с двигателя декоративный щиток.
Влажное пятно под машиной может указывать на источник утечки.
Лужа антифриза поможет более точно определить место, если она образовалась под машиной. Пятно покажет, с какой стороны течь.
Дефекты труб
Как правило, трещины в шлангах визуально не заметны, поэтому утечку приходится искать наощупь. Как правильно сделать:
Течь из-под хомутов коварна тем, что жидкость выходит каплями и тут же попадает на нагретую поверхность, откуда бесследно испаряется. В такой ситуации сигналом должен стать запах от испарения антифриза. Он хорошо ощущается в подкапотном пространстве на горячем двигателе, иногда проникает в салон.
В патрубках часто проходит антифриз в местах соединений, под хомутами
Проблемы с расширительным бачком
Часто антифриз уходит прямо из расширительного бачка, что характеризуется каплями из-под крышки или мокротой под корпусом бачка. Если бачок установлен в узкой нише между деталями корпуса, а в нижней части корпуса образовалась трещина, то для обнаружения течи его придется снять.
На баке, установленном в нише, трещины в днище корпуса не видны
Причины неисправностей следующие:
Задача предохранительного клапана в крышке — сбросить избыточное давление, возникающее в системе при расширении антифриза от нагрева (порог срабатывания около 120 кПа). Если он перестанет выпускать наружу воздух и пары антифриза, то они сожмутся давлением до определенной степени, и тогда начнут искать выход. Прорыв может произойти в одном слабом месте или просачивание сразу в нескольких местах – по резьбе заглушки и через стыки шлангов.
На отечественных автомобилях ВАЗ «десятого» семейства из-за проблем с клапаном крышки давление часто пробивает корпус бака. В этом случае утечка очевидна – антифриз выходит через отверстие в большом количестве, что сопровождается образованием пара под капотом.
Прорыв в системе охлаждения часто характеризуется выделением пара
Видео: уходит антифриз по вине крышки бачка
Течь помпы
Если под автомобилем в месте расположения водяной помпы появилась лужа тосола, диагностику желательно начинать именно с нее. Необходимо проследить, откуда течет жидкость, ведь на многих машинах предусмотрена не только защита картера, но и различные кожухи — пыльники, закрывающие подкапотное пространство по бокам.
Существует 2 типа течи антифриза насоса:
На автомобилях, где помпа приводится в действие ремнем генератора или гидроусилителя руля, выявить течь несложно. Сухой рукой дотянитесь до шкива насоса и нащупайте пространство под валом. Обнаруженные там капли антифриза говорят о негерметичности сальника. Если вал сухой, а блок цилиндров в районе фланца насоса покрыт влагой, то проблема, скорее всего, в прокладке.
Для проверки состояния помпы необходимо снять пластиковую крышку ГРМ
В переднеприводных автомобилях помпу обычно устанавливают под клапанной крышкой, что затрудняет диагностику. Для его осмотра необходимо снять корпус ГРМ.
Мокрота, обнаруженная под крышкой, указывает на неисправность водяного насоса.
Видео: диагностика водяного насоса
Неисправность основного радиатора
Охлаждение элементов радиатора может привести к утечке антифриза по следующим причинам:
- тонкие трубки (соты) повреждены ударом камня из-под колес встречного автомобиля или другими механические средства; соты
- из алюминиевого сплава могут сгнить через 10 и более лет эксплуатации;
- по той же причине лопнули стенки боковых пластиковых бачков радиатора.
Антифриз может вытекать через гнилые соты радиатора
В большинстве случаев течь из основного радиатора хорошо видна и не требует разборки для ее обнаружения. Но устранение поломки может обойтись дорого – не всегда есть возможность отремонтировать подтекающий теплообменник.
Скрытые утечки охлаждающей жидкости
К ним относятся все утечки антифриза, не оставляющие заметных следов и диагностируемые при тщательной проверке или после частичной разборки. Поиск скрытых дефектов следует начинать тогда, когда не обнаружены явные причины потери антифриза.
Причины, по которым жидкость уходит из системы незаметно, выглядят так:
- неисправность крышки расширительного бачка, клапан которой заклинил в открытом положении;
- течи патрубков и радиатора отопителя салона;
- пробита прокладка под ГБЦ.
Уровень охлаждающей жидкости падает из-за испарения из дефектной крышки
При постоянно открытом кране в пробке расширительного бачка система сообщается с атмосферой и давление в ней отсутствует. По этой причине антифриз медленно испаряется через отверстие. Ситуация ухудшается на режиме работы двигателя, близком к максимальному: без давления антифриз закипает при более низкой температуре и гораздо интенсивнее испаряется. При том, что утечек нигде нет.
Ситуацию может усугубить неисправный термостат, не направляющий нагретую жидкость на охлаждение к основному радиатору. Антифриз, циркулируя по малому кругу, затем закипает и начинает выдавливать через крышку пар. Процесс характеризуется критическим повышением температуры двигателя.
При утечке охлаждающей жидкости температура двигателя поднимается до критического уровня
Утечка внутри салона
Данная причина считается скрытой, так как обнаружить такую утечку без разборки не получится — антифриз медленно выходящий через течь впитывается напольным покрытием салона. Но кроме снижения уровня в баке есть еще несколько косвенных признаков:
- если внимательно ощупать ковер под радиатором печки и форсунками, то можно почувствовать влагу;
- изнутри стекло покрыто парами антифриза — жирный туманный налет, который невозможно стереть без моющего средства;
- в салоне постоянно ощущается сладковатый запах охлаждающей жидкости.
Чтобы найти место протечки, нужно проверить патрубки и радиатор печки
Чтобы выявить виновника — патрубки или сам радиатор, нужно сделать частичную разборку и добраться до этих элементов . В одних марках автомобилей это просто – нужно снять декоративные накладки и бардачок, в других – разобрать центральную панель. Если на шлангах и соединениях не обнаружено подтеков, придется демонтировать печку и проверить ее целостность, залив дистиллированной водой.
Пробой прокладки ГБЦ
Так как масляные и жидкостные каналы ведут от блока цилиндров к ГБЦ, симптомы пробоя прокладки могут быть разными:
- при разгерметизации наружного обода прокладки антифриз попадает выходит и стекает по стене блока, которую хорошо видно;
- при внутренних повреждениях антифриз стекает в рабочие цилиндры, где испаряется и выбрасывается через выпускной тракт в виде белого дыма.
Наружная пробой прокладки — довольно редкая поломка.
Гораздо чаще встречается разрушение внутренних перегородок элемента и попадание жидкости в цилиндры.
Антифриз, вытекающий из-под головки блока цилиндров, заливает пыльники вокруг двигателя
Утечка антифриза в работающие цилиндры очень опасна для двигателя. Силовой агрегат может перегреться и заклинить, а ГБЦ может получить трещину от гидроудара. Если вы не разбираетесь в цветах выхлопных газов, диагностируйте поломку по дополнительным признакам:
Хотя явных следов антифриза на земле при такой утечке не остается, множество серьезных косвенных признаков дадут понять владельцу автомобиля, что с двигателем не все в порядке.
Видео: уходит тосол из-под ГБЦ
Способы устранения
Для устранения большинства перечисленных проблем необходимо слить охлаждающую жидкость (или ее остатки). Для ремонта или замены помпы достаточно опорожнить только блок цилиндров, в остальных случаях – всю систему.
Для устранения поломок следуйте данным рекомендациям (в порядке устранения неисправности):
Для установки новой прокладки придется снимать ГБЦ.
Самая неприятная поломка это пробой прокладки под ГБЦ, ее надо срочно менять. Если вы владелец автомобиля ВАЗ 2101-15 и немного разбираетесь в моторах, то вы можете самостоятельно снять ГБЦ и поставить новую прокладку. Разбирать иномарку без соответствующих навыков не рекомендуется – следует обратиться на СТО.
Добрая половина неисправностей, приводящих к потере охлаждающей жидкости, при желании можно устранить своими руками. Замена шлангов, расширительных бачков и насосов относительно проста и не требует специальных инструментов. Разборка печи несколько сложнее: нужно знать, как правильно снять элементы облицовки и ничего не сломать. Что касается разборки двигателя, то ее лучше доверить мастеру – мотористу.
Автолюбители не всегда могут знать абсолютно все об устройстве своего железного коня, но где находится расширительный бачок, знают все точно.
Находим расширительный бачок под капотом. Это устройство представляет собой пластиковый контейнер с подсоединенными к нему шлангами. Казалось бы, простой сосуд играет очень важную роль в работе всего автомобиля, ведь в нем находится датчик уровня жидкостного охлаждения.
Важнейшим элементом самой бочки является ее крышка. Он оснащен перепускным клапаном, отвечающим за давление в баке. И если антифриз выбрасывается из расширительного бачка через него или любое другое место, всегда возникает резонный вопрос: в чем причины этого явления и как устранить течь?
Основные причины.
А вот причины быстрого вытекания антифриза из расширительного бачка могут быть самые разные, но основная из них — износ деталей системы охлаждения. Соединительные шланги, муфты испытываются достаточно горячей жидкостью под высоким давлением, и этот процесс не самым благоприятным образом сказывается на состоянии этих элементов. Таким образом, постепенно нарушается целостность шлангов и патрубков, антифриз вытекает.
Износ вышеперечисленных элементов – проблема не только подержанных автомобилей. Подобными явлениями могут страдать даже относительно новые автомобили, а все потому, что комплектующие, которыми комплектуются автомобили, не всегда хорошего качества.
Кстати, причиной утечки антифриза из бачка может быть сам бачок. Чаще всего это происходит из-за того, что пластик, из которого сделан сосуд, недостаточно качественный, а если к этому факту добавить высокое давление, то результат может не понравиться.
Бывает, что антифриз выливается из бачка в результате закипания, тогда ваше внимание следует уделить другим (а лучше всем сразу) системам автомобиля. Некорректная работа радиатора системы охлаждения, поломка водяной помпы и т.п. – все может быть первопричиной того, что выбрасывает антифриз из расширительного бачка.
Как решить проблему.
Но мало просто знать причину, нужно еще уметь ее устранить, а это значит, что все элементы, имеющие даже незначительные дефекты, должны быть заменены на новые. Он новый, так как по-хорошему не должно быть б/у деталей в системе охлаждения. Кстати, приобретать следует только качественные детали, так как экономия в этом вопросе неуместна! Безусловно любую проблему, связанную с техническим состоянием автомобиля, лучше всего решать, прибегая к помощи специалистов, которые определят причину неисправности, а также правильно устранят проблему, но если это невозможно, постарайтесь сделать все также !
Видео.

26 августа 2017
Владельцам подержанных автомобилей рано или поздно приходится сталкиваться с такой неисправностью, как утечка жидкости из системы охлаждения двигателя. Чтобы вовремя обнаружить такие проблемы и успешно их устранить, нужно понимать, почему выбрасывает антифриз через расширительный бачок и по какой причине его уровень постоянно падает ниже минимума. Иногда это явление свидетельствует о критической неисправности. силовой агрегат, поэтому важно разобраться с проблемой как можно быстрее.
Как работает расширительный бачок?
В системе охлаждения легкового автомобиля содержится до 10 л незамерзающей жидкости-тосола или тосола. При работе нагревается в очень широком диапазоне температур — от минус 30°С (в северных районах) до +100°С при выходе на рабочий режим. При такой дельте жидкость значительно расширяется, прибавляя в объеме от 5 до 10%.
Отсюда необходимость в дополнительном резервуаре, выполняющем следующие функции:
- Избыток антифриза в результате нагрева.
- Система охлаждения автомобиля закрыта и работает под давлением. При попадании охлаждающей жидкости в бачок воздушный зазор сужается и давление повышается. Чтобы он не выдавливал пробку, через клапан стравливали сжатый воздух.
- При охлаждении происходит обратный процесс — жидкость уходит из бака, а клапан запускает наружный воздух, чтобы в форсунках не возникало разрежения (может появиться воздушная пробка).
Сам расширительный бачок представляет собой пластиковый контейнер произвольной формы с крышкой. Последний оснащен перепускным клапаном, который занимается выпуском/пуском воздуха или пара при закипании антифриза.
Признаки неисправности системы охлаждения
Признаки неисправности явные и скрытые утечки антифриза:
- при выбрасывании жидкости через пробку бачка видны потеки вокруг него и на стенках, мокрый под машиной появляется пятно;
- течи в других местах — на патрубках и патрубках, возле помпы и основного радиатора;
- скрытые потери антифриза через негерметичный радиатор отопителя салона или в результате прогорания прокладки под ГБЦ (ГБЦ).
Явные признаки протечек легко обнаружить — по луже под автомобилем и протечкам на шлангах и узлах. Причем положение мокрого пятна на асфальте не всегда совпадает с местом реальной течи, так как антифриз стекает на землю по элементам защиты картера и моторного отсека от пыли.
Для выявления скрытых симптомов необходима более глубокая диагностика, вплоть до разборки. Если уровень в расширительном бачке постоянно снижается и жидкость приходится доливать, а в подкапотном пространстве сухо, проблему нужно искать в салоне. Вам придется снять панели облицовки, чтобы добраться до радиатора и проверить его состояние.
Внимание! Когда охлаждающая жидкость выливается из радиатора печки, она впитывается напольным покрытием, что затрудняет обнаружение проблемы. Косвенным признаком является сладковатый запах антифриза в салоне и жирный налет на лобовом стекле в виде тумана, который трудно стереть.
О прогоревшей прокладке ГБЦ свидетельствует густой белый дым, идущий из выпускного тракта на любом режиме работы мотора. Антифриз поступает в цилиндры, испаряется при сгорании топлива и выбрасывается через выхлопную трубу в виде пара. Второй признак – появление подозрительного темного цвета в расширительном бачке. Это эмульсия, образующаяся при смешивании антифриза с моторным маслом, поступающим в систему охлаждения.
Причины неисправностей
Основная и самая частая причина, почему гонит антифриз из расширительного бачка, это заклинивший или грязный перепускной клапан крышки. В этом случае сжатому воздуху деваться некуда, из-за чего жидкость прорывается в самом слабом месте – она течет по резьбе пробки или в месте соединения одного из патрубков.
Иногда клапан крышки «зависает» в открытом положении, и система постоянно находится в контакте с атмосферой. В результате минимальная температура кипения жидкости снижается, а в трубах образуется больше пара. Он выходит из системы через отверстие в пробке, из-за чего уровень антифриза медленно снижается, и нигде не видно утечек.
Теперь о других причинах проблем:
- Антифриз может вытекать из трещины в самом бачке, что является следствием неисправного клапана крышки.
Если все соединения достаточно герметичны, то давление часто разрывает корпус емкости.
- Не держит уплотнение насоса (водяной насос). Вытекающая жидкость попадает на шкив и ремень ГРМ (или провода генератора), забрызгивая блок цилиндров с одной стороны.
- Течь радиатора охлаждения и печки возникает из-за коррозии или внешнего механического воздействия. Например, попадание камня от встречного автомобиля на патрубки основного радиатора.
- Прогар прокладки между головкой и блоком цилиндров происходит из-за появления в ней микротрещин, куда выходят газы из камер сгорания. Трещина расширяется и соединяет камеры с водяными и масляными каналами, от чего технологические жидкости смешиваются и поступают в цилиндры.
Из-за перечисленных проблем постоянно уходит антифриз из расширительного бачка и владельцу автомобиля приходится почти ежедневно его доливать. Пробой прокладки – критическая неисправность, чреватая перегревом и масляным голоданием мотора, приводящая к выходу силового агрегата из строя и капитальному ремонту.
Косвенной причиной выхода антифриза может быть поломка термостата. При заклинивании его клапана в закрытом положении перекрывается подача нагретой жидкости к основному радиатору. Антифриз циркулирует по малому кругу практически без охлаждения, в результате чего начинает закипать и испаряться через пробку расширительного бачка.
На неисправность термостата указывает повышение температуры двигателя до 105°С и более, а нижняя часть радиатора остается холодной. Если датчик температуры установлен в блоке цилиндров, электровентилятор будет работать все время, и вы это услышите. В некоторых автомобилях датчик встроен в радиатор (и он остается холодным) и электровентилятор не спасает мотор от перегрева.
Способы устранения
Прежде чем приступить к ремонту, следует разобраться, откуда и почему берется антифриз, то есть провести диагностику. Негерметичные шланги определить несложно, как и выбросы жидкости из бачка – в районе крышки видны цветные потеки. С радиаторами сложнее — свищи в трубках обычно небольшие, продуваются на ходу струей воздуха и протечки незаметны на первый взгляд.
Совет. Залейте флуоресцентный антифриз в систему охлаждения машины. Он отражает свет ультрафиолетовой лампы, благодаря чему малейшие разводы хорошо видны.
Различные проблемы решаются следующими способами:
- Неисправен кран пробки расширительного бачка, попробуйте прочистить и промыть. Если это не поможет, деталь надо менять, стоит она недорого.
- Необходимо заменить лопнувший бак. Существует практика ремонта пластиковых емкостей пайкой, но этот вариант не очень надежен – корпус может треснуть при очередном скачке давления.
- Негерметичные шланги однозначно изменчивы. Исключение – трещина на самом конце, тогда патрубок обрезается (если позволяет длина).
- Негерметичный сальник насоса подлежит замене только на старых «Жигулях» ВАЗ 2101–07. На других автомобилях он меняется вместе с водяным насосом.