Термостат на ваз 2110 90 градусов: Доработка термостата ВАЗ-2110 на 8 и 16 клапанов: подробная инструкция
Держать температуру! — журнал За рулем
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
Не перепутай!
ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!
Термостат — прибор простой. Но очень важный. Ошибки при его замене недопустимы.
Сергей МИШИН
Термостат в двигателе служит для поддержания в системе охлаждения должной температуры. Но этим его функции не исчерпываются: от простого прибора зависят и мощность, и расход топлива, и вредность выхлопа, и эффективность работы отопителя. А еще — долговечность, срок службы двигателя.
На всех вазовских машинах термостат вынесен из головки блока двигателя и представляет собой самостоятельный элемент. Сегодня мы знаем следующие его модели:
2101 — такими комплектуется вся вазовская «классика», начиная с первенца VAZ 2101. Клапан начинает открываться при температуре 80±2°, а полностью открыт при 95±2°. Отличительный признак «первого» термостата — патрубки развернуты относительно друг друга на угол чуть больше 90 градусов (фото 1 слева).
2121 — для «Нивы». По начинке практически «ноль первый» термостат. Только в силу компоновочных особенностей его патрубки расположены на корпусе под углом почти 180 градусов. Кстати, на модернизированной «Ниве» VAZ 21213 стоит термостат 2101.
2108 — следующее поколение термостатов (фото 1 в центре) — предназначено для двигателей «Самары». У последних более совершенная форма камеры сгорания и более высокая степень сжатия, их температурный режим выше по сравнению с классикой на 7°. Это улучшает мощностные и экономические характеристики машины. «Восьмерочный» термостат начинает открываться при 87°, а полностью открыт бывает при 102°. Правда, сегодня на рынке встречаются «восьмые» термостаты с температурой начала открывания клапана 85°. Объяснить это просто: качество термостатов нынче не на высоте, клапан часто открывается с запаздыванием, создавая риск перегрева двигателя. Вот и скинули два градуса… «про запас».
Патрубки термостата 2108 расположены почти как на «ноль первом», но будто зеркально по отношению к нему. Кроме того, ближе к донышку у «восьмого» есть дополнительный тоненький патрубок — для соединения с расширительным бачком (см. фото 1 в центре). Это путь для выхода из системы охлаждения пузырьков воздуха, если он почему-либо туда попадет.
2110 — конструктивно повторяет «восьмерочный», у него почти те же характеристики (циркуляция по «большому кругу» начнется при 87 или 85°). Внешне же он еще более схож (но тоже зеркально, не путать!) с «ноль первым», так как не имеет дополнительного тонкого патрубка (фото 1, справа).
На VAZ 2110 «дорогу» для воздуха проложили из тройника, соседствующего с термостатом. Последний предназначен для машин с карбюраторными двигателями (VAZ 2110 и 21111). При необходимости на них можно поставить и «восьмерочный» термостат, надо только основательно заглушить его воздушный патрубок.
Бывает, что производители этих изделий самовольно упрощают конструкцию, поэтому при покупке термостата загляните в него. В верхней части корпуса должна быть вертикальная полоска металла или пластмассы, напоминающая шторку, которая охватывает дополнительный клапан в секторе примерно 270° (фото 2). Без этой шторки жидкость хуже перемешивается, меньше и медленнее нагревает термосиловой элемент — и термостат при повышенной температуре переключается на «большой круг» с опозданием.
2112 — термостат следующего поколения — для впрысковых двигателей (фото 3). Отличается от предыдущих тем, что, кроме основной функции, еще и повышает эффективность отопителя. С этой целью у него повысили сопротивление «малого круга», вынудив тем самым охлаждающую жидкость интенсивнее протекать через радиатор отопителя. Этот термостат во входном патрубке имеет дроссельное отверстие. Переход с «малого» на «большой круг» начинается при температуре 85°. Кстати, температурный порог начала срабатывания любого термостата выдавлен на донышке (фото 4).
Перейдем теперь к датчику (фото 5) включения электровентилятора системы охлаждения. Сегодня выпускаются два поколения датчиков — двухамперные и двадцатиамперные. Причем каждое, в свою очередь, подразделяется на две категории — для классики и для переднеприводных моделей.
К первому поколению относятся датчики-ветераны ТМ-108. Поскольку они не могли непосредственно коммутировать большой ток, эту роль отводили специальному силовому реле, срабатывавшему по команде от датчика. Для классики этот датчик имел индекс 2103-3808800. Вспомним: «трешка» была первой машиной ВАЗа без постоянно вращающейся механической крыльчатки. Температура включения вентилятора — 92°, выключения — 87°.
Как уже отмечалось, у двигателя «Самары» более жесткий температурный режим. Поэтому здесь электровентилятор включается при большей температуре, чем у классики. Контакты датчика (2108-3828010) замыкаются при 99°, размыкаются — при 94°.
Датчики нового поколения не нуждаются в помощи силового реле — они в состоянии сами коммутировать ток до 20 А. Температуры их срабатывания остались прежними, а индексы — 661.3710 (для классики, каталожный номер 2110-3828010-10) и 66.3710 (для «самар» и «десяток» с двигателями 21083, номер 2110-3828010). При этом на всех моделях «десяток», «самар» и «жигулей» предусмотрено применение и нового блока предохранителей — европейского типа.
Различить их можно по цифрам, выбитым на гранях шестигранника под ключ. На датчиках нового поколения выбиты первые цифры маркировки: «661» (для классики) или «66» (для «самар» и «десяток»), на старых — ТМ-108. В любом варианте на соседней плоскости обязательно указывается температура срабатывания.
Новые датчики можно безболезненно ставить вместо старых. Наоборот — ни в коем случае! Контакты «сто восьмых» просто сгорят, не выдержав большого тока. В гипотетической ситуации — датчик отказал, а под рукой есть только ТМ-108 — придется изменить схему включения электровентилятора, введя в нее силовое реле.
Что касается впрысковых двигателей (VAZ 2111 и VAZ 2112), то у них электровентилятор системы охлаждения управляется контроллером («мозгами впрыска»). Последний измеряет температуру охлаждающей жидкости одним из своих специальных датчиков. Поэтому в радиаторах систем охлаждения этих машин датчик включения электровентилятора отсутствует.
P. S. Когда верстался номер, нам сообщили, что в конструкцию термостата 2112 вводятся изменения. Во входном патрубке теперь будет не одно дроссельное отверстие в центре, а четыре, расположенные крестом, ближе к стенкам. В этом случае при открытом клапане жидкость омывает термосиловой элемент более надежно.
Термостаты вазовских автомобилей: 2101 — слева, 2108 — в центре, 2110 — справа.
В зоне байпасного (дополнительного) клапана видна пластмассовая шторка.
Термостат 2112. Так выглядит дроссельное отверстие «малого круга».
На донышке термостата указана температура начала срабатывания.
Датчик включения электровентилятора системы охлаждения.
Как проверить термостат, не снимая с машины на Ваз 2109 2110 2106 2114, Калине
Порой система охлаждения автомобиля дает сбой. Стрелка температуры двигателя на приборной панели зашкаливает после нескольких минут прогрева. А иной раз случается наоборот – температура, особенно во время езды, никак не достигает рабочей величины 90 градусов.
Содержание
- Возможность обойтись без снятия устройства
- Что делать с передним приводом и Калиной
- Что нельзя делать
Но как проверить термостат, ведь речь именно о нем, на своем автомобиле? А более всего автолюбителей интересует, как проверить термостат, не снимая его с машины? Попробуем дать несколько советов на этот счет.
Не демонтировав устройство, правильно диагностировать его можно только так.
- Завести двигатель, затем выждать две минуты.
- Потрогать шланг, направленный от испытываемого устройства к радиатору.
- Если шланг горячий – прибор неисправен, скорее всего, клапан не закрывается никогда.
- Если шланг остается холодным и через 5 – 10 минут прогрева, а температура на панели уже больше 90 градусов – узел также неисправен. Скорее всего, клапан, наоборот, не открывается.
Также читайте про замену фильтра бензонасоса и чем промыть радиатор автомобиля в домашних условиях.
Далее разберемся, как проверить термостат на автомобилях ВАЗ. Начнем с «классики». Вот инструкция по автомобилю ВАЗ 2106.
- Первоначально надо определиться, что уровень охлаждающей жидкости нормальный, что стрелка температуры на панели приборов работает, а ремень, приводящий насос перекачки тосола (помпу) натянет нормально.
- Далее нужно завести мотор и прогреть его. Если прошло более пяти минут, а стрелка температуры не поднялась выше 70 градусов – следует потрогать обратный патрубок из радиатора. Если он слегка теплый, значит, охлаждающая жидкость сразу попадает в большой контур системы. Следовательно, клапан устройства постоянно открыт.
- Если двигатель перегрелся уже через пять минут или более, необходимо потрогать верхний патрубок радиатора.
Предположим, он оказался холодным – это означает, что клапан проверяемого аппарата заклинило.
Данная инструкция описывает, как проверить исправность не снятого с машины термостата.
А вот далее описывается процедура – как проверить снятый термостат в домашних условиях.
- Убедиться, что при комнатной температуре клапан узла закрыт.
Если нет – аппарат не исправен.
- Подвесить проверяемый прибор посредством жгута на какой-нибудь кронштейн, при этом прибор должен оказаться внутри емкости с водой, без соприкосновения со стенками. После нагрева воды, прямо перед закипанием, клапан должен открыться. Его неполное открытие допустимо.
- Дать остыть исследуемому устройству. При этом должно произойти закрытие пропускного элемента.
Если прибор оказался сломанным, его лучше заменить полностью.
Данная инструкция излагает, каким образом диагностировать работу демонтированного устройства. Однако для полноты картины добавим пару слов о демонтаже узла. Для этого нужно отверткой ослабить хомуты трех патрубков, подходящих к устройству. Затем вытащить патрубки и демонтировать необходимый прибор, подставив емкость под течь тосола.
Во время обратной установки придется долить охлаждающей жидкости.
Что делать с передним приводом и Калиной
Далее поговорим о переднеприводных ВАЗ. Перво-наперво разберемся, как проверить подозрительный термостат на ВАЗ 2109. Данный аппарат должен открывать тосолу доступ в большой круг по достижении им температуры 87 градусов.
- Чтобы диагностировать элемент непосредственно на автомобиле, сначала нужно завести мотор и дождаться, когда стрелка панели покажет 90 градусов.
- Затем нужно так же, это уже указывалось, потрогать патрубки – идущий от проверяемого элемента к радиатору, а также идущий от радиатора к мотору. Они должны быть одинаково теплыми. Если шланг от диагностируемого узла к радиатору холодный – устройство неисправно.
- Но предположим, трубки теплые, а поршневой агрегат перегревается, нужно посмотреть датчик включения вентилятора радиатора и помпу – исправно ли они работают?
- Другое дело, если двигатель никак не набирает 90 градусов. Необходимо также пощупать шланги. Если патрубок от проверяемого устройства к радиатору теплый – проверяемое устройство неисправно, а тосол постоянно циркулирует по большому кругу.
Порой случается и другая неприятность. Опишем её на примере более современной переднеприводной Лады. Информацию заключим в рамки инструкции о том, как проверить не снятый термостат на ВАЗ 2114:
- предположим, стрелка температуры на панели показывает более 90 градусов, при этом с момента запуска двигателя прошло немного времени;
- открываем капот, первым делом вспоминаем, как проверить – рабочий термостат или нет, после чего трогаем патрубок, идущий от диагностируемого устройства к радиатору;
- выясняем, что патрубок теплый, вдобавок патрубок, идущий от радиатора к мотору тоже теплый;
- отключаем двигатель, даем ему остыть, определяем, что натяжение ремня привода помпы нормальное, снова заводим мотор;
- выясняем, что трубка от диагностируемого элемента к решетчатому охладителю холодная;
- дожидаемся прогрева и срабатывания вентилятора;
- делаем вывод: у автомобиля неисправен датчик температуры, действующий на блоке цилиндров.
А теперь разберем, как самому проверить термостат на Калине.
- Необходимо вначале так же завести мотор. Этот способ показывает, как провести проверку термостата на Калине, даже не снимая его. Впрочем, метод идентичен ранее описанным – нужно просто потрогать патрубок от диагностируемого элемента к охлаждающему решетчатому узлу. До 90 градусов он должен быть холодным, после 90 – теплым.
- Для более точной диагностики устройства демонтируем его с автомобиля.
- Чтобы произвести демонтаж, поначалу сливаем антифриз из системы.
- Демонтируем клапан рециркуляции и датчик массового расхода воздуха.
- Демонтируем корпус воздушного фильтра.
- Ослабив хомуты, снимаем 4 патрубка с нужного нам звена системы.
- Открутив гайку, снимаем провод «массы».
- Отвернув крепления, извлекаем из посадочного гнезда проверяемый аппарат.
Далее разберемся, как проверить, работает ли данный термостат Калины дома. Чтобы это сделать, достаточно:
- опустить прибор внутрь большого объема воды в кастрюле, так чтоб он не касался стенок;
- включить плиту, разогреть эту воду;
- при закипании клапан откроется;
- все остудить, при остывании устройства клапан закроется.
Если что-либо из описанного не происходит, узел неисправен.
Что нельзя делать
Что ж, до сих пор были описаны несколько методов – как проверить работоспособность автомобильного термостата. Но еще следует обязательно указать неправильные варианты того, как могут автолюбители проверить термостат.
Для наглядности эта информация сведена в таблицу. Вот она.
Способ | В чем он заключается | Чем опасен |
Демонтаж прибора для проверки дома сразу после работы двигателя. | На теплом двигателе производится снятие устройства для того, чтобы испытать его в домашних условиях. | Можно получить серьезные ожоги кожи от горячего антифриза.![]() |
Прощупывание радиатора после прогрева двигателя. | Чтобы диагностировать узел, трогают не патрубок, отходящий от него к решетчатому охладителю, а сам охладитель. | Можно обжечься о горячую металлическую поверхность. Горячая поверхность патрубка безопасна для кожи. |
Здесь приведены наиболее типичные ошибки автолюбителей, не знающих точно, как проверить на автомобиле термостат.
Вернуться вверх
Теперь обратите внимание на замену жидкости гидроусилителя руля Галакси 2002 и замену заднего сальника коленвала на Аккорд cl9.
ВАЗ 21099 когда менять термостат
При выходе из строя термостата двигатель будет очень долго нагреваться до необходимой температуры. рабочей температуры, а во время движения температура мотора будет резко падать. Особенно это чувствуется зимой при плохо греющей печке.
Для быстрой проверки состояния термостата снимать его не обязательно. Для этого запустите холодный двигатель и коснитесь нижнего патрубка радиатора. В обычном состоянии элемент сначала будет кратковременно холодным, но затем быстро начнет нагреваться. Это говорит о том, что теплоноситель движется по большому контуру.
Схема и конструкция
Чтобы своевременно определить неисправность, проверить или заменить терморегулятор, необходимо предварительно разобраться в его схеме и конструктивных элементах.
Представленная выше схема расшифровывается следующим образом.
Артикул | Что это? |
Впускной патрубок радиатора | |
Вставка из резины | |
Термочувствительный твердый наполнитель | |
пружина перепускного клапана | |
Трубка впускная идущая от двигателя | |
перепускной клапан | |
Выходной патрубок, ведущий к насосу | |
Пружина главного клапана | |
главный клапан | |
Трубка, идущая от расширительного бачка | |
Проверка и замена
Если термостат неисправен, его следует немедленно заменить. Нельзя сказать, что устройство вышло из строя только на основании первичной проверки.
Если двигатель перегревается в процессе работы или недостаточно быстро прогревается до рабочих температур, проверяется состояние узла. По полученным результатам проводится замена или ремонт.
Наиболее эффективным методом проверки термостата является его разборка. Порядок действий следующий:
- Откручиваем болты крепления защиты картера, после чего защиту нужно снять и на время отложить в сторону.
- Снимите крышку с расширительного бачка, где находится охлаждающая жидкость.
- Подставьте под сливное отверстие чистую емкость (если планируете заливать обратно в систему ту же охлаждающую жидкость), открутите сливную пробку с блока цилиндров и удалите всю охлаждающую жидкость из блока цилиндров.
- Подставьте емкость под сливное отверстие радиатора охлаждения, открутите пробку и слейте тосол или антифриз.
- Ослабьте хомуты, удерживающие шланги.
- Отсоедините три шланга, которые подключены к корпусу термостата.
- Ослабьте хомуты и снимите термостат вместе со шлангом. Короткий шланг отсоединяется от термостата.
- Поместите демонтированное устройство в емкость с водой, которая должна быть предварительно подогрета до 78-80 градусов Цельсия.
- Начните нагревать воду, периодически перемешивая жидкость. Вода должна быть нагрета примерно до 87 градусов по Цельсию.
- Если термостат исправен, при достижении температуры 87 градусов с погрешностью плюс-минус 2 градуса главный клапан должен открыться. Если этого не происходит, устройство вышло из строя и нуждается в замене.
Для замены термостата достаточно снять старый в соответствии с указанной инструкцией по демонтажу, и собрать узел с уже работающим устройством в обратном порядке.
Что выбрать?
Многие владельцы ВАЗ 2109 с карбюратором жалуются, что заводской термостат недостаточно эффективен. Из-за этого, особенно зимой, приходится страдать от медленного прогрева, когда трудно добиться даже 60 градусов.
Для решения этой проблемы рекомендуется поставить термостат от инжекторной ВАЗ 2110 с 8 клапанами. Это усовершенствованная деталь с очевидными преимуществами перед оригинальным термостатом для карбюратора ВАЗ 2109.
- Необходимо установить термостат впрыска от тэна с учетом того, что речь идет не о первых версиях ВАЗ 2110, а о более поздних, модернизированных.
- На 8 клапанных двигателях десятки термостатов стали разборными, в отличие от 16 клапанных ВАЗ 2110 и тех устройств, которые в основном устанавливались с завода на ВАЗ 2109. Это позволяет в случае поломки агрегата произвести его разборку и частичный ремонт без полной замены устройства.
- Для ремонта нового термостата, позаимствованного у ВАЗ 2110 с форсункой и 8 клапанами, зачастую достаточно разобрать устройство и заменить там термопару.
- Новый блок получился короче на 50 миллиметров, что позволяет увеличить свободное пространство.
- Новый элемент потерял много хомутов, актуальных для термостатов от ВАЗ 2109.
- Компонент прошел достаточно серьезную доработку, что позволяет эффективно поддерживать стабильную температуру внутри системы охлаждения двигателя.
При замене термостата на ВАЗ 21099 убедитесь, что вы выбираете устройство из 8-клапанной десятки. В автомобилях с 16 клапанными моторами используются другие устройства, у которых система циркуляции так не работает. Потому что элементы будут просто несовместимы.
Соединение
Для подключения нового элемента от 8-ми клапанного ВАЗ 2110 на ВАЗ 2109 вам потребуется сделать следующее:
- Удалите со своего места старый элемент по инструкции выше;
- Обязательно отсоедините обратку радиатора печки, и не пролейте охлаждающую жидкость;
- Для установки нового устройства потребуется подключение по стандартной схеме, но с добавлением новой трубки. Это так называемый саксофон, по которому охлаждающая жидкость может быть отправлена обратно в насос;
- Основной нюанс использования термостата на девять из десяти заключается в том, что при запуске холодного двигателя теперь охлаждающая жидкость будет циркулировать по малому контуру.
Сначала нагревается радиатор печки, максимально быстро прогревается салон;
- При достижении необходимой температуры новый блок откроется, и жидкость из системы охлаждения начнет двигаться по большому контуру через основной радиатор.
Замена термостата — полезное решение для тех, кто не хочет мучиться с долгим прогревом салона на зиму. Плюс новый элемент, позаимствованный с ВАЗ 2110 на ВАЗ 2109, позволит двигателю быстрее прогреться, а значит быстрее выйти на дорогу даже в сильный мороз.
ВАЗ-2109, когда требуется замена, какие основные признаки поломки мы расскажем в этой статье. Также в нашей публикации есть подробное описание того, как установить более совершенный термостат с автомобиля модели 2110. Его преимущества будут рассмотрены чуть позже. А начать стоит с теории, нужно разобраться, что за устройство у термостата, какие функции он выполняет в ДВС.
Что такое термостат?
Как видно из самого названия устройства, оно что-то делает с температурой. А если конкретнее, то используется для переключения потоков жидкости в системе охлаждения. Причем термостат, карбюратор или инжектор лежат в основе системы впрыска бензина, имеют одинаковый состав и конструкцию корпуса. При работе любого мотора необходимо обеспечить подогрев дроссельного узла. И он присутствует в любой системе впрыска: и в карбюраторной, и в инжекторной.
Основой любого термостата является специальная пластина, которая изготовлена из материала, называемого биметаллом. Он реагирует на перепады температур и способен из-за этого деформироваться. На этом эффекте основано переключение воздушных потоков: пластина перемещает клапан, который фиксируется пружинами. Преодолев их силу, пластина перемещает клапан, открывая путь потоку жидкости к основному радиатору для эффективного охлаждения.
Признаки поломки
Что может быть первым признаком того, что ВАЗ-2109термостат вышел из строя? Конечно, двигатель перегревается даже при движении с высокой постоянной скоростью. Причина в том, что жидкость продолжает циркулировать по малому кругу, в радиатор не попадает ни капли. И даже включение электровентилятора не поможет, потому что делать это просто бесполезно. Единственное, что может немного улучшить ситуацию, это открытие крана печки и включение обдува салона на максимальную скорость.
Но в жару такое действие не принесет утешения. Наиболее частой поломкой термостата является заедание чувствительного элемента в исходном положении (жидкость движется по малому кругу). Если вдруг такое случилось, то нужно испробовать все методы устранения. Даже несколько легких ударов по корпусу вполне могут открыть клапан. Если такое ЧП случилось в дороге, то придется сливать жидкость, ломать все внутренности термостата, чтобы жидкость циркулировала только по большому кругу. Но не закипит, и можно добраться до места ремонта.
Подготовка к замене
Чтобы автомобиль был полностью готов к замене термостата, нужно дождаться остывания двигателя хотя бы до 40-50 градусов. Крайне опасно работать на огневых работах, можно обжечься. На ВАЗ-2109 выполняется довольно быстро, самая сложная и утомительная процедура – опорожнение системы. Для этого нужно использовать два сливных отверстия, которые расположены внизу радиатора (пробка откручивается руками) и в блоке двигателя (болт с головкой на 13).
А что делать, если в систему залит антифриз, который имеет достаточно высокую стоимость? Надо постараться его сохранить, чтобы не дорого было ремонтировать машину. Для этого в первую очередь, открыв кран печки, откручиваем хомут на патрубке, идущем к дросселю. Через него необходимо слить максимально возможное количество антифриза. Да, эта процедура медленная, но она позволит вам сохранить почти всю жидкость. Только после него можно откручивать пробки на радиаторе и на блоке двигателя. И не забудьте открутить пробку на расширительном бачке, чтобы повысить давление.
Замена термостата
Снять старый, установить на его место новый — вот и вся процедура замены. Но нужно внимательно осмотреть все трубы системы. Подключен термостат ВАЗ-2109. в системе впрыска — не важно.
При выполнении работ обратите особое внимание на хомуты. Использовать старые крайне нежелательно, лучше установить новые. Кроме того, важным критерием является надежность. Фиксаторы червячного типа очень нежные: стоит приложить чуть больше усилий, как он разваливается. И вероятность повредить трубу очень высока. Если слишком сильно затянуть хомут, можно прорвать резину. Но, конечно же, слабо затягивать его нельзя, так как появятся протечки жидкости. Другими словами, это палка о двух концах. И небольшой совет: перед установкой желательно нанести тонкий слой герметика на поверхность термостата, которая будет соприкасаться с патрубком.
Какой терморегулятор с «десяткой» лучше?
Разумеется, речь не идет о тех моделях, которые ставились на первые выпуски «десятки». Термостат ВАЗ-2109 (карбюратор) очень похож на тот, что устанавливался на первых десятках моделей. Но сейчас это более современные модели. Главное их преимущество в том, что количество зажимов сведено к минимуму. Но термостат не крепится к блоку двигателя короткой трубкой. Корпус прикручен к блоку двигателя двумя шпильками. вкручивается в термостат, поэтому второе отверстие необходимо заглушить.
Кроме того, при настройке термостата с «десятки» на «девятку» появляется возможность немного сэкономить, ведь поменять можно только чувствительный элемент. Среди пассивных преимуществ — освобождение места под капотом. Корпус термостата становится короче на пять сантиметров, что позволяет легко добраться, например, до регулировочных гаек троса сцепления.
Можно ли установить термостат 2110 на «девятку»?
Частично на этот вопрос был дан ответ в последнем абзаце. Да, на ваз 2109 можно установить термостат ВАЗ-2110, и совершенно не важно, карбюраторная «девятка» или инжекторная. По сути, начиная с «восьмерок», двигатели используются одинаковые. Что уж говорить, даже на современные «Гранты» устанавливают двигатель, который используется на «восьмерках» и «девятках» с 80-х годов. Прогресс, нечего сказать. Конечно, вместо карбюратора теперь более современная инжекторная система впрыска, которая по европейским меркам устарела 5-10 лет назад. И почти все узлы взаимозаменяемы. Есть мелкие отличия, доработки, но это не меняет всей картины.
Заправка системы охлаждения
Заливка жидкости и прокачка системы охлаждения займет несколько минут. В первую очередь проверьте, надежно ли установлены все патрубки, затянуты ли все хомуты. Затем посмотрите, на месте ли пробки блока цилиндров и радиатора. Если нет, то установите их. Теперь можно открыть кран печки и залить в расширительный бачок жидкость. Перестал булькать — закрыл пробку и завел двигатель. Подождите, пока он прогреется до рабочей температуры — около 90 градусов. При необходимости добавьте жидкость в бачок. Необходимо, чтобы его уровень находился между нижней и верхней отметками.
Заключение
С термостатом работы не очень много, но как проверить термостат ВАЗ-2109 вы прекрасно знаете. Окуните в кипяток, если клапан откроется, то элемент исправен. Ремонту не подлежит, поможет только полная замена. Если вы хотите улучшить работу своего двигателя, то, конечно же, разумнее смонтировать термостат от «десятки». Правда, могут возникнуть небольшие трудности, например, мотор не будет набирать температуру. В этом случае стоит пересмотреть соединение элементов системы. В остальном благодаря такой модернизации теплообмен только улучшается.
Термостат автомобиля ВАЗ 2109 предназначен для поддержания температуры охлаждающей жидкости при рабочей температуре 90 градусов. Содержит термостат, который работает при температуре 87 градусов. Термостат ВАЗ 2109 регулирует циркуляцию охлаждающей жидкости системы охлаждения; как известно, система охлаждения состоит из двух контуров: малого контура охлаждения и большого контура охлаждения. Малый круг — циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется в обход радиатора системы охлаждения: насос гонит охлаждающую жидкость только через головку блока цилиндров. Большой круг — когда помимо циркуляции через блок двигателя жидкость циркулирует через радиатор системы охлаждения.
Другими словами, задача термостата ВАЗ 2109, чтобы температура антифриза была меньше 87 градусов, большой круг охлаждения замкнут; температура антифриза 87 градусов и более, открывается большой круг охлаждения. Большой контур охлаждения предназначен для предотвращения перегрева двигателя, при открытом термостате антифриз циркулирует по радиатору и остывает.
А как проверить исправность термостата? Если ВАЗ 2109 перегревается, или наоборот, слишком долго греется, то проверка термостата обязательна. Основные неисправности ВАЗ 2109термостата такие:
1) Циркуляция антифриза только по малому кругу. То есть термостат не открывается и не пропускает тосол в большой круг охлаждения. В результате двигатель перегревается.
2) Циркуляция антифриза по большому кругу охлаждения постоянная. То есть термостат постоянно открыт и антифриз всегда циркулирует и по большому и по малому кругу одновременно. При этом двигатель ВАЗ 2109 долго греется и не прогревается до рабочей температуры.
1) Если двигатель ВАЗ 2109 перегревается, то проверка термостата осуществляется следующим образом. Прогреваем двигатель ВАЗ 2109 до температуры 90 градусов и открываем капот. Трогаем радиаторные шланги системы охлаждения: шланг от двигателя к радиатору должен быть горячим, шланг от радиатора
к термостату тоже должен быть горячим.
Причем они должны быть одной температуры, так как при температуре тосола 90 градусов исправный термостат открыт и через него циркулирует тосол. Если шланг от двигателя горячий, а шланг к термостату холодный или чуть теплый, то неисправен термостат , его термоэлемент не открывается и не циркулирует антифриз через радиатор системы охлаждения ВАЗ 2109.
Если оба шланга к радиатору горячие, а двигатель все равно перегревается, то необходимо проверить и помпу на радиаторе. То, что шланги горячие, говорит о том, что термостат открылся, но двигатель перегревается, так как в системе охлаждения нет циркуляции антифриза (неисправен насос). Если помпа в норме, но не включается вентилятор, или неисправен вентилятор на радиаторе, то двигатель тоже может перегреваться.
2) Если двигатель ВАЗ 2109 слишком долго греется, то термостат проверяется следующим образом.
Прогреваем двигатель, конечно до 90 градусов он вряд ли нагреется, поэтому для проверки подойдет любая температура от 50 до 70 градусов. Откройте капот и прикоснитесь шлангами к радиатору.
Шланг к радиатору от двигателя должен быть горячим, шланг от радиатора к термостату должен быть холодным. Тот факт, что шланг к термостату холодный, свидетельствует о том, что термостат закрыт и находится в исправном состоянии. Если оба шланга горячие, или шланг к термостату теплый, то это говорит о том, что термостат неисправен: он всегда подает антифриз в большой круг охлаждения, не давая двигателю прогреться до рабочей температуры.
Как видите, проверить термостат ВАЗ 2109 очень просто, для этого не обязательно его снимать и нести домой, а потом опускать в горячую воду. Поэтому проверить термостат ВАЗ 2109 без его снятия просто и очень быстро.
Umgomo мы операции е-термостат emotweni: isikimu, idivayisi kanye nezincomo
Nsuku zonke sibhekana isidingo ulungise kwezinga lokushisa lamanzi. Ngezinhloso ezinjalo, смеситель yasungulwa ne-термостат. Умгомо мы операцию силала. Kodwa namuhla sizoxoxa kanjani термостат kuyinto emotweni. Лена imininingwane kubaluleke kakhulu ukuthi isekela evamile lokushisa uhla kokupholisayo. Ngenxa lokugcina engavamile ukusetchenziswa kwamanzi. Manje lo msebenzi wenziwa ngaphezulu emelana nokubanda enhlanzini yasezindaweni zobuchwepheshe noma emelana nokubanda enhlanzini yasezindaweni.
kudivayisi indlela
Лена обункане кахулу эсифанелана энтендени. Siqukethe izindlu, induku, okokufaka, okukhipha amapayipi kanye iraba ekamelweni. I ukusebenza esetshenziswa нафакати воск эксципиент. Yebo, yebo — kusekelwe восковой термостат isimiso Vaz nezinye izimoto eziningi. Phakathi kwezinye izinto, umklamo Ubuye entwasahlobo ukubuya, indandatho kubekwa uphawu, ipuleti valve futhi ilungu mhlahlandlela. Isikimu lokhu indlela ungabona esitfombeni ngenhla.
имисебензи
Термостат (cabanga zokusebenza yayo isimiso, njll) isetshenziselwe ukulawula izinga lokushisa kokupholisayo ohlelweni. Это wenza imisebenzi eziningana:
- Ekulondolozeni ukusebenza kahle ezishisayo мы мотор.
- Куяшеша Укушиса амандла июнити.
Umgomo мы операции ye-термостат
Njengoba sishilo ngaphambili, kusekelwe термоблок — воск yamathebhu. Клапан Nguye ogxilisa ukuhamba. Esikhathini isici kudivayisi kungekho электроники — konke kulawulwa athutha. Нгакхо, лийини изимисо термостат? Lapho injini iqalisiwe, элемент umphini lisasesimweni avaliwe. Ngakho, futha ukhiphela ketshezi kuphela kumbuthano encane, ngokudlula kurediyetha main. Линикеза окушешайо инджини эфудумеле. Uma izinga lokushisa ifinyelele uphawu предопределено (engahle 70-85 градусов, kuye ngokuthi imodeli kanye nohlobo izimoto), izidakamizwa iqala igcwale amanzi. Ngaphansi isenzo entwasahlobo valve liyavuleka. Ngenxa yalokho, ukupholisa uketshezi iqala ukuya krediyetha bese enikeza lwaluyophola uketshezi.
Emva imoto ime umsebenzi walo, anti-nqabela lokushisa iqala ungazenzi. Lapho isifynyelele iphuzu elithile (градус 70 ngezansi), клапан увала. Нгакхо ле ндлела алунгеле «абандайо» укугала лафо инджини укукинисекиса Укушиса окушешайо.
Kuhle kokusho ukuthi livaleke valve ngokushesha. Umgomo мы операции е-термостат emotweni yakho isethiwe ukuze isici angavulwa kuphela ngesigamu. Нгокувамиле куба ку эзахлукене 70-80 градусов. Ngokugcwele ivula kuphela ezingeni lokushisa ngenhla градусов 95. Нгокуфанайо клапан фути ивале нгокушелала.
iphutha
Qaphela ukuthi lokhu indlela uthembeke kakhulu futhi iphutha elihlobene ne-термостат, акувамиле кахулу. Inkinga yokuqala — kuba njalo valve evulekile. Esimweni esinjalo, uketshezi siyodlula esiyinhloko kurediyetha njalo, ngisho ngesikhathi ukuqalisa ikhompiyutha. Inkinga igcwele Ukushisa кроме emotweni, ikakhulukazi ebusika.
Inkinga yesibili — yokuvalwa uhlelo термостат. Ngokungafani ngowokuqala, lokhu iphutha bubonakala ngokucacile kokubili ebusika futhi ehlobo. Izimpawu ukuhluleka — Укушиса окушешайо кахулу мотор фути оквекиле. Umcibisholo eningawugcinanga ezonini oluhlaza futhi iqala ngokushesha ukushiya isikali obomvu ngayinye 110 градусов. Ukushisa — в eyingozi kakhulu injini. Ngakho-ke, uma imoto usuqale ubilise, wavala injini bese буксируемая hambisa indawo ukukhanda (noma ngokunqamuka eside kuthunyelwe ngokuzimela yokulawula inzwa ku iphaneli sensimbi by umcibisholo). inkinga Landelayo — ukuvulwa ekuseni khulu. Lesi Simo esiyingqayizivele sibangelwa futhi ilingana iphutha futhi kwenzeka kaningi kakhulu ngenxa yomshado. Motor akuyona nje eside ukuxoxa nabo izinga lokusebenza, kepha awufiki «green» Imodi yayo. Ngokwesibonelo, umcibisholo ку ayibi ngaphezu градусов 70 панели. Поездка njalo ku motor abandayo kungabangela ohushuliwe бензин.
Isizathu sokuba ukwehluleka, izindlela решение
Ngo-99 imbangela yenkinga aqukethe ku fuser. Esimweni sokuqala, воск wesibili ungase ugeze ngenxa ukuwohloka futhi разгерметизации ekamelweni (noma wabuna ngesikhathi esifanele). Esikhathini nomkhiqizi yesitthathu nje akazange ukubika термопара ngokugcwele noma usethe yekhwalithi ephansi entwasahlobo. Kodwa нома kunjalo, indlela kuphela yokuxazulula le nkinga — kuba ukuthengwa kanye ukufakwa термостат entsha. Elementi angavulwa futhiwashintsha ngokuphelele. Futhi izindleko kwaba hhayi kakhulu ukuthatha ukulungisa izinyathelo.
Izincomo zokusetshenziswa
Он изимото засехая нгокувамиле уненкинга укугчина локушиса инджини йокусебенза. Ngaphezu kwalokho, lesi simo singenzeka ngisho ku термостат efanele. Ukuze uxazulule le nkinga, ochwepheshe batusa besebenzisa amath-ezahlukene ngesizini. Нгоквесибонело, эбусика укуя ленто 85 градусов, фути эхлобо — нгесикхати 75. Нгакхо умшини нгеке кулунгеле нгокушеша эбусика нокубилиса элобо. Futhi, ngeke uhlangabezana nezinkinga nge isitofu abandayo. Uma une-5 imbobo термостат isampula ubudala (лоху карбюратор Ваз, kuhlanganise «девятка»), kufanele indawo qinile 6-imbobo.