Тосол поменять: Замена антифриза в двигателе — когда нужно менять антифриз в автомобиле
Замена антифриза в двигателе — когда нужно менять антифриз в автомобиле
Регулярная замена антифриза важна для работы системы охлаждения без проблем. Расскажем как правильно заменить охлаждающую жидкость в двигателе автомобиля (алгоритм действий + пример). Как часто необходимо менять.
Когда меняют антифриз
Для охлаждения двигателя подходит обычная вода. Она обладает отличной теплоёмкостью. Её минус — замерзает при отрицательных температурах и приводит к коррозии детали системы охлаждения — забивает радиатор авто, снижает срок службы. Поэтому производители применяют антифриз (то же самое, что тосол).
Рекомендовано менять охлаждающую жидкость раз в 3-5 лет для предотвращения образования коррозии. А реальный срок службы определяет производитель автомобиля.
Для примера, Volkswagen и GM дают пожизненный срок на замену антифриза в машине, Ford — десять лет или 240 000 км пробега, Mercedes-Benz — пять лет, АвтоВАЗ — 75 000 км пробега. BMW и Mitsubishi рекомендуют менять каждые 4 года, Daimler — раз в пятнадцать лет. Mazda и Renault говорят, что смена охлаждающей жидкости не нужна в течение всего срока эксплуатации машины.
Почему можно долго не менять антифриз
Производители выпустили антифризы нового поколения с формулой, которая позволяет увеличить сроки замены до 200 000 км. Продолжительность зависит от содержания антикоррозийных добавок. Пока они присутствуют — всё нормально. Как только количество антикоррозийных веществ снижено, двигатель и радиатор подвергаются коррозии. Особенно опасно для моторов автомобиля с алюминиевыми деталями.
Если пришел срок замены антифриза, то меняем на оригинальный, что был залит на заводе. Как это узнать и можно ли купить аналогичный? При выборе охлаждающей жидкости руководитесь рекомендациями производителя авто, указанными в сервисной книжке. Если тип рекомендованной охлаждающей жидкости не удалось выяснить, то следует покупать антифриз с маркировкой G12, как наиболее универсальный.
Как понять, что пора менять
Нужно заглянуть под капот автомобиля и проверить состояние жидкости в расширительном бачке системы охлаждения (где находиться, можно узнать из инструкции). Она должна быть чистой без грязи и прочих ошметков. Это как сравнивать чистую воду из родника и ржавую из под крана. Если возникают сомнения — лучше поменять.
Другой вопрос — нужно ли промывать систему охлаждения? При замене охлаждающей жидкости промывка обязательна, особенно если слитый антифриз содержит масло, грязь и другие загрязнения, или не знаете, что было залито ранее. Если при замене старая жидкость не имеет каких-либо загрязнений, а заливаете точно такой же, который был ранее, то промывка не обязательна.
Как заменить самостоятельно
Антифриз меняется на холодном двигателе. Менять на горячем — опасно, т.к. его температура составляет порядка 90-100 градусов. Порядок действий:
- Найдите крышку радиатора/бачка и снимите ее;
- откройте сливную пробку радиатора, предварительно поставив под нее большое ведро;
- слейте охлаждающую жидкость;
- осмотрите шланги системы охлаждения на предмет трещин и разрывов. При необходимости смените их.
Видео-пример
Прежде чем заливать новый антифриз — систему промывают, чтобы удалить ржавчину и отложения, с которыми не справляется вода. Для промывки используют специальные средства автохимии. Порядок действий:
- Необходимо залить в радиатор автохимию для промывки;
- добавить дистиллированную или фильтрованную воду в расширительный бачок до краев;
- крышки закрыть;
- завести двигатель авто и подождать, пока нагреется до рабочей температуры;
- «выключить» мотор, дать ему остыть;
- слить жидкость;
- налить в систему воды, закрыть крышки и включить двигатель авто на 5-10 минут;
- дайте ему остыть и слейте воду;
- заливайте новый антифриз;
- «включить» отопление в салоне на «максимум», чтобы охлаждающая жидкость равномерно распределился по системе для удаления пузырьков воздуха. Через несколько дней не забудьте проверить уровень антифриза в системе и долейте до уровня, если нужно.
Часто бывает, что при эксплуатации антифриз меняет свой цвет — это зависит от стойкости красителя и не означает, что его пора менять. А если в нем появились продукты коррозии в виде ржавой мути — срочно записывайтесь в автосервис на замену.
Комментарии
АвтоМастер: Антифриз не дорого стоит и заливается раз в 5-10 лет. Выбирайте качественный или меняйте у официального дилера, тогда проблем не будет. Если хотите сэкономить, то находим инструкцию и смотрим, какой применяется. Ищем подобный, хотя бы по цвету и чтобы было указано одобрение производителя на канистре. Смотрим на буковки «G» — какой лучше подходит. Такой покупаем и меняем своими руками или в автосервисе.
Самостоятельная замена охлаждающей жидкости
Помните фильмы о войне: в радиатор знаменитой «полуторки» (ГАЗ-АА) воду заливали при каждой остановке рядом с колодцем — выкипала. Недаром на советских грузовиках всегда висело оцинкованное ведро. К счастью, в современных машинах система охлаждения не требует столь чуткого внимания. Но раз в 2 года антифриз стоит заменить, особенно перед жаркими летними месяцами. Рассказываем, как сделать это правильно.
Как часто менять антифриз
Разные источники указывают разные сроки замены антифриза, запутывая автомобилистов. Традиционно автопроизводители рекомендовали менять охлаждающую жидкость каждые 40 000 км или раз в 2 года — по крайней мере, Toyota для оригинального антифриза LLC (Long Life Coolant) указывала именно такие цифры. С появлением жидкостей класса SLLC (Super Long Life Coolant) интервал замены увеличили до 80 000 км или 3 лет. При этом антифриз, залитый в новый автомобиль на заводе, способен (по мнению производителей) отработать и 5 лет до первой замены.
Что касается производителей антифриза, то они всегда указывают на этикетках максимальные сроки использования, подчёркивая качество своей продукции. С оговорками мелким шрифтом о «тяжёлых условиях эксплуатации», в которых охлаждающую жидкость нужно менять чаще. Обращайте внимание на тип антифриза: классический силикатный антифриз (в том числе «Тосол») служит намного меньше карбоксилатного.
На практике долговечность антифриза больше зависит от состояния двигателя, а не внешних условий: герметичности прокладок и сальников, чистоты радиатора, температурных режимов. Перегрев интенсивно уничтожает присадки в антифризе, снижая срок его службы. А если в систему охлаждения прорываются картерные газы или моторное масло, антифриз придёт в негодность за считанные недели.
Старый антифриз может образовать налёт внутри двигателя
Чтобы контролировать состояние охлаждающей жидкости, периодически заглядывайте в радиатор и расширительный бачок. Антифриз должен быть чистым, не менять цвет и не иметь посторонних примесей. Но даже если внешне он выглядит нормально, меняйте антифриз планово каждые 2–3 года: антикоррозионные и антикавитационные присадки постепенно вырабатываются, и старый антифриз начинает разъедать сальники и патрубки, вызывать коррозию металла и локально кипеть, что очень вредно для двигателя.
Как правильно менять антифриз
При замене антифриза двигатель обязательно должен быть холодным. Это нужно не только для безопасного открытия пробки радиатора, но и для сохранности мотора. Резкая потеря охлаждающей жидкости грозит горячему двигателю локальными перегревами. Заливать в ещё не остывший блок цилиндров холодный антифриз также не стоит — всё это может привести к повреждению и короблению металла. Так что, записываясь в сервис на смену антифриза, приезжайте немного заранее, чтобы дать мотору остыть.
Частичная замена охлаждающей жидкости — это простой слив из радиатора старого антифриза и заливка нового. Она допустима, если вы планово меняете жидкость, точно знаете, какой тип антифриза заливали ранее (и будете использовать его же), а слитая отработка не вызывает беспокойства. Но так бывает далеко не всегда.
Пример антифриза, который давно не менялся — сложно определить изначальный цвет
Если с радиатора слилась жидкость непонятного бурого цвета или вы впервые обслуживаете автомобиль после предыдущего владельца (не зная, что он заливал в радиатор), лучше выполнить полную замену антифриза с промывкой системы.
Поговорим о её особенностях.При полной замене антифриз нужно удалить из следующих узлов:
- основного радиатора;
- расширительного бачка;
- блока двигателя;
- отопителя (печки).
Также не забывайте про отдельный контур охлаждения инвертора, если обслуживаете гибридную машину — в нём антифриз меняется отдельно. И не спутайте расширительный бачок системы охлаждения с заливной горловиной стеклоомывателя, ведь они похожи. Расширительный бачок связан с радиатором резиновым шлангом, а на его крышке обычно написано Coolant.
Слить антифриз с радиатора проще всего: в его нижней части предусмотрен специальный сливной кран. С расширительным бачком также не возникнет сложностей — его можно полностью демонтировать и промыть. А вот сливной болт на двигателе придётся поискать — лучше воспользоваться инструкцией к автомобилю, где указано его расположение.
Сливное отверстие антифриза на двигателе не всегда легко найти
Обратите внимание: у современных дизельных двигателей (например, у тойотовского 1GD) привычная крышка радиатора может отсутствовать — радиатор напрямую связан с расширительным бачком. А у других (ниссановские YD25, V9X) — напротив, крышек с клапаном может быть сразу две: и у радиатора, и у расширительного бачка. Причём внешне они похожи — автовладельцы часто путают их при установке, что приводит к перегреву мотора. На современных дизелях система охлаждения весьма сложна, ведь она регулирует температуру не только двигателя, но и множества смежных узлов: турбокомпрессора, интеркулера, клапана EGR. Замену антифриза в таких моторах лучше доверить специалистам автосервиса.
Промывка системы охлаждения
Чтобы выгнать остатки старого антифриза из отопителя, требуется промывка системы охлаждения. В условиях автосервиса к ней подключают аппарат, похожий на установку для замены жидкости в АКПП. Она работает по тому же принципу: подаёт в систему новый антифриз, вытесняя им старый.
Промыть систему самостоятельно можно с помощью дистиллированной воды и очистителя системы охлаждения. Для этого нужно завернуть все пробки (сливной кран радиатора, пробку на двигателе), медленно влить воду в радиатор и добавить очиститель. Важно: использовать обычную водопроводную воду нельзя, требуется именно дистиллированная вода без примесей. Далее нужно установить отопитель на максимально горячий обдув воздуха и запустить двигатель на 10 минут. Можно немного погазовать, чтобы помпа хорошо прокачала чистящий состав по системе.
Самостоятельная промывка требует времени: придётся вновь подождать, пока двигатель остынет. Зато, слив воду с радиатора и двигателя, вы удивитесь её цвету — старого антифриза в печке находится довольно много. В запущенных случаях промывку водой следует повторить (уже без очистителя).
Заливка нового антифриза
Антифриз-концентрат перед заливкой в двигатель нужно приготовить — разбавить дистиллированной водой в необходимой пропорции. Соотношение указано на этикетке: обычно это 50/50, 60/40 или 70/30 — чем меньше доля воды, тем выше морозостойкость смеси.
Но в большинстве случаев смешивать ничего не придётся: концентрированные антифризы почти исчезли с полок магазинов. Сегодня большинство охлаждающих жидкостей продаются готовыми — уже разбавленными для заданной морозостойкости. Обычно это -40 или -50 °C, что вполне достаточно для российского климата.
Узнать, сколько антифриза потребуется, можно из сервисной инструкции автомобиля. Объём системы охлаждения легковой бензиновой машины обычно составляет 6–8 литров. У дизельного внедорожника он может быть в 2 раза больше.
Антифриз рекомендуется заливать как можно медленнее, чтобы не завоздушить систему. Выгнать воздушные пробки из радиатора затруднительно, поэтому не спешите: вливайте охлаждающую жидкость тонкой струйкой, используя воронку. Также не забудьте залить антифриз в расширительный бачок — до нижней риски с надписью Cold, что соответствует нормальному уровню холодной жидкости.
Финальные проверки
После замены антифриза убедитесь в отсутствии течей, проверьте работу печки и внимательно контролируйте температуру двигателя в течение нескольких дней. На следующий день после замены стоит ещё раз проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и радиаторе (конечно, на холодном двигателе) — и долить её, если потребуется.
Если воздушная пробка всё же образовалась в системе, выгнать её можно «дедовским» способом — приподнять переднюю часть машины (например, наехав на бордюр или остановившись на крутом уклоне), полностью прогреть двигатель, включить отопитель на максимум и хорошенько погазовать. Для верности можно несколько раз сдавить патрубки радиатора рукой — главное, не обжечься (используйте перчатки).
Меняйте антифриз вовремя и не перегревайтесь — пусть горячим будет только лето.
Как заменить охлаждающую жидкость в двигателе
Share Tweet
Автор: James Ruppert только безопасные и долгосрочные Решение — долить или заменить охлаждающую жидкость. Охлаждающая жидкость является источником жизненной силы двигателя; он помогает поддерживать правильную рабочую температуру, быстро прогревает систему в холодную погоду и предотвращает перегрев во время стресса. А если температура падает ниже точки замерзания, охлаждающая жидкость, смешанная с хорошим антифризом, также предотвращает внутренние повреждения, не говоря уже о предотвращении коррозии в определенных частях двигателя.
Имея это в виду, стоит задуматься о том, как проверить охлаждающую жидкость в автомобиле и, если нужно, заменить ее. В конце концов, есть все шансы, что вам придется заменить его в какой-то момент вашей жизни (и как можно быстрее!)
Как проверить уровень охлаждающей жидкости
уровни, чтобы избежать каких-либо неприятных проблем в будущем. Охлаждающую жидкость двигателя следует проверять два раза в год, один раз перед летом и один раз перед зимой. Его также следует проверить сразу после того, как загорится индикатор давления охлаждающей жидкости, когда вы должны остановиться, выключить двигатель и (когда двигатель остынет) проверить расширительный бачок охлаждающей жидкости. Он находится рядом с радиатором и обычно полупрозрачный, что означает, что вы сможете увидеть уровень, на котором он находится, по маркировке.
Если вы оказались в (буквально) затруднительной ситуации с охлаждающей жидкостью двигателя, вот все, что вам нужно знать о ее замене без особых хлопот. Или, если у вас возникли проблемы с движком и вы не знаете, что это такое, мы можем решить эту проблему для вас.
Почему следует менять охлаждающую жидкость двигателя?
Неудивительно, что эффективность охлаждающей жидкости в двигателе вашего автомобиля со временем ухудшается: антифризы теряют свою силу, особенно если вы регулярно доливаете их водой. А в суровую зимнюю погоду это может привести к замерзанию и расширению охлаждающей жидкости, что приведет к повреждению компонентов двигателя.
По этой причине систему охлаждения необходимо время от времени сливать, промывать и доливать, чтобы пополнить смесь антифриза и предотвратить образование ржавчины и коррозии.
Замена охлаждающей жидкости двигателя: пошаговое руководство
Если вы сомневаетесь, прочитайте руководство по эксплуатации вашего автомобиля, прежде чем начинать замену охлаждающей жидкости двигателя. Однако, как правило, эти простые шаги направят вас на верный путь:
- Убедитесь, что двигатель холодный, стояночный тормоз затянут и ваш автомобиль находится на первой передаче.
- Осторожно поднимите переднюю часть автомобиля на домкрате.
- Поместите подставки под домкраты и опустите их на место, убедившись, что задние колеса установлены с упорами.
- Снимите любые защитные кожухи днища.
- Поместите емкость под радиатор и отверните сливной клапан (местоположение см. в руководстве по эксплуатации автомобиля).
- Промойте систему столько раз, сколько необходимо, чтобы полностью удалить охлаждающую жидкость.
- Найдите и снимите расширительный бачок с держателя, слейте всю оставшуюся охлаждающую жидкость, затем установите бачок на место.
- Замените сливной клапан.
- Заполните систему до основания заливной горловины (подходящим антифризом!).
- Могут также применяться следующие инструкции по прокачке/доливке: ненадолго запустите двигатель, затем долейте охлаждающую жидкость; установите на место крышку радиатора, затем снова запустите двигатель, пока не включится охлаждающий вентилятор, перед проверкой уровня и доливкой по мере необходимости.
Как заменить охлаждающую жидкость
Период времени
Обновление и замена охлаждающей жидкости двигателя в вашем автомобиле не должно занимать более двух часов.
Детали и оборудование, которые могут вам понадобиться
Вот несколько полезных инструментов, которые помогут вам оставаться в безопасности и получить наилучшие результаты при замене охлаждающей жидкости двигателя:
· Перчатки и защитные очки сопутствующие химические вещества.
· Поддон или ведро для сбора лишней воды.
· Домкрат напольный (при необходимости).
· Подставки под оси для поддержки автомобиля при работе с системой охлаждения.
· Набор ключей с головкой и трещоткой – просто билет для разборки двигателя.
· Отвертка для доступа к компонентам двигателя.
· Ветошь для облегчения уборки.
· Плоскогубцы , если вам нужен надежный захват внутренних частей двигателя.
· Новая охлаждающая жидкость – долить.
· Сменные шланги (если вы обнаружите, что ваши текущие неисправны).
Почему цвет охлаждающей жидкости двигателя имеет значение?
Цвет является хорошим индикатором состояния охлаждающей жидкости вашего двигателя. Охлаждающая жидкость должна быть того же цвета, что и при первой заливке; любое изменение в сторону ржавого, красновато-коричневого оттенка сигнализирует о замене.
Мы советуем вам периодически (не реже одного раза в неделю) проверять уровень и цвет охлаждающей жидкости двигателя вашего автомобиля, чтобы любые проблемы можно было устранить до того, как они выйдут из-под контроля.
Руководство по замене охлаждающей жидкости
Если вам нужен визуальный обзор всего этого процесса, посмотрите наше обучающее видео ниже.
Помните, что рекомендуемые интервалы замены охлаждающей жидкости двигателя сильно различаются от автомобиля к автомобилю, поэтому обязательно ознакомьтесь с графиком технического обслуживания в руководстве по эксплуатации. Конечно, если вам нужна профессиональная помощь, когда дело доходит до замены охлаждающей жидкости двигателя, вы всегда можете связаться с MotorEasy, чтобы заказать услугу, где будет проверен уровень охлаждающей жидкости вашего автомобиля, а также другие важные элементы.
Заказать услугу
Замена охлаждающей жидкости автомобиля своими руками
Посмотреть все статьиЗамена охлаждающей жидкости: как заменить антифриз в автомобиле
Вы здесь
Главная | Советы и руководства | Бесплатные руководства для домашних механиков | Часть 3: Расширенные проверки и замена жидкостей | Замена охлаждающей жидкости: как поменять антифриз в автомобиле
Сколько можно сэкономить, заменив охлаждающую жидкость?
Охлаждающая жидкость | 2–9 фунтов стерлингов за литр |
Замена охлаждающей жидкости: сколько стоит?
Готовый антифриз не обойдётся в кругленькую сумму, особенно если покупать его в пятилитровых бутылях, что снижает цену за литр. Именно трудозатраты составляют большую часть счета, если вы выполняете эту работу в гараже.
Большинство механиков должны быть в состоянии выполнить задачу по сливу, промывке и повторной заливке примерно за час, поэтому вы сэкономите около 150 фунтов стерлингов, самостоятельно заменив охлаждающую жидкость в автомобиле с помощью Haynes.
Найдите руководство для своего автомобиля здесь и начните экономить с Haynes
Как охлаждающая жидкость работает в двигателе
Охлаждающая жидкость— источник жизненной силы вашего двигателя. Жидкость поддерживает правильную рабочую температуру двигателя, помогая ему быстро прогреваться в холодную погоду и не перегреваться в условиях нагрузки, а при смешивании с правильным антифризом предотвращает повреждение в холодную погоду и останавливает коррозию (поэтому всегда добавляйте ее ).
Система охлаждения вашего автомобиля состоит из расширительного бачка, радиатора, водяного насоса, термостата и ряда трубок, соединяющих все эти компоненты друг с другом и с блоком двигателя; охлаждающая жидкость проходит по каналам внутри блока, помогая отводить тепло от двигателя и поддерживать его максимальную рабочую температуру.
Как долго хранится охлаждающая жидкость?
Охлаждающая жидкость очень важна для охлаждения автомобиля и обеспечивает правильную рабочую температуру двигателя. Это жидкость, которой поручено циркулировать в вашем двигателе, чтобы он оставался прохладным и не подвергался коррозии. Он также проходит через матрицу отопителя, чтобы поддерживать тепло в салоне.
Интервалы замены охлаждающей жидкости см. в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Некоторые старые модели, в том числе классические, нуждаются в замене охлаждающей жидкости каждые два года. Им требуется охлаждающая жидкость, известная как технология неорганических кислот, которая мягче по отношению к уплотнениям и прокладкам, используемым в старых двигателях. Обычно он синего цвета, но его становится все труднее найти в магазинах. Не поддавайтесь искушению заменить ее на «органическую» охлаждающую жидкость с более длительным сроком службы (см. ниже), потому что она может повредить уплотнения вашего классического двигателя.
Современные автомобили могут работать в течение 10-15 лет или даже больше с жидкостью, с которой они поставляются с завода. Вы можете встретить термин «охлаждающая жидкость на весь срок службы», которая часто (но не всегда) розового цвета. Эта охлаждающая жидкость также известна как технология органических кислот. После того, как вы замените эту «заводскую» охлаждающую жидкость на охлаждающую жидкость для вторичного рынка, мы рекомендуем обновлять ее каждые пять лет, если в инструкциях на бутылке не указано иное.
Какая бы охлаждающая жидкость ни требовалась вашему автомобилю, мы рекомендуем проверять ее прочность каждую осень и, конечно, перед наступлением холодов, чтобы убедиться, что ее прочности достаточно для защиты вашего автомобиля от глубокого замерзания.
Однако, если вы заменяете часть, подключенную к системе охлаждения, например водяной насос, вам необходимо долить часть или всю охлаждающую жидкость задолго до этих интервалов.
Можно ли использовать воду вместо антифриза?
Никогда не заливайте воду в систему охлаждения автомобиля. Вода сама по себе не предотвратит коррозию. Вашему двигателю требуется охлаждающая жидкость с антифризом, которая химически сбалансирована, чтобы реагировать определенным образом в определенных условиях.
Зимой присадки в охлаждающую жидкость предотвращают ее замерзание. Используйте простую старую воду, и она замерзнет в блоке двигателя. Вода расширяется при замерзании, что приводит к растрескиванию блока. Это действительно очень плохие новости.
Эти присадки также повышают температуру кипения охлаждающей жидкости, чтобы предотвратить перегрев двигателя, особенно при интенсивной работе.
Замена охлаждающей жидкости: когда делать?
«Если вы не можете вспомнить, когда в последний раз меняли охлаждающую жидкость, сделайте это сейчас»Если вы планируете заменить охлаждающую жидкость в рамках процедуры обслуживания автомобиля, всегда проверяйте рекомендуемые интервалы в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Если вы не можете найти доказательства того, что охлаждающая жидкость была заменена, когда она должна была быть заменена, и особенно если она выглядит мутной и обесцвеченной, замените ее сейчас. Частью обслуживания системы охлаждения является промывка.
Перед сливом охлаждающей жидкости всегда ждите, пока она остынет. Не допускайте попадания антифриза на кожу или окрашенные поверхности автомобиля и немедленно смывайте пролитый антифриз большим количеством воды. Никогда не оставляйте антифриз в открытой таре или в лужах на полу; детей и домашних животных привлекает его сладкий запах, и они могут его пить.
Обратитесь в местные органы власти по вопросам утилизации отработанного антифриза. Во многих населенных пунктах есть центры сбора, которые безопасно утилизируют антифриз. Никогда не выливайте использованный антифриз на землю и не сливайте его в канализацию.
Все автомобили немного отличаются друг от друга, поэтому, если пришло время заменить охлаждающую жидкость, найдите свой автомобиль для получения конкретных инструкций.
Как обновить охлаждающую жидкость
Вот пример того, как это делается
vimeo.com/video/298347330″ data-video-id=»298347330″ allowfullscreen=»»>Для встроенных видео Vimeo требуется Javascript. Если вы отключили javascript в своем браузере, попробуйте включить его и перезагрузить страницу. (Вы все еще можете использовать описанную ниже процедуру без видео, если предпочитаете не разрешать Javascript.)
Очень краткое содержание задачи:
- Убедитесь, что двигатель холодный, и поднимите переднюю часть автомобиля на подставки. Возможно, вам потребуется снять кожух под двигателем .
- Поместите емкость под радиатор и открутите сливной кран
- Снимите все остальные сливные пробки в соответствии с инструкциями Haynes. Промойте систему столько раз, сколько необходимо
- Заполните систему соответствующим антифризом, следуя инструкциям Haynes по процедурам прокачки/заправки
Почему следует менять охлаждающую жидкость
Слив, промывка и повторная заливка охлаждающей жидкости помогут предотвратить образование ржавчины и коррозии, которые могут ухудшить работу системы охлаждения автомобиля и привести к повреждению двигателя.