Ваз 2109 проверка катушки зажигания: Проверка катушки зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Признаки неисправности катушки зажигания ВАЗ 2109 инжектор и карбюратор, проверка и ремонт узла
31.01.20224 648 0 1 ВАЗ 2109
Автор:Иван Баранов
Система зажигания любого современного автомобиля состоит из множества различных компонентов, предназначенных для обеспечения нормального запуска ДВС. Одним из таковых устройств является катушка зажигания ВАЗ 2109. Подробнее об особенностях данного устройства на «девятках», а также о его неисправностях и диагностике вы сможете узнать из этого материала.
Содержание
- 1 Особенности устройства катушки зажигания
- 2 Как проверить катушку зажигания?
- 2.1 Характерные неисправности узла и способы их устранения
- 3 Видео «Наглядная инструкция по диагностике КЗ в домашних условиях»
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Особенности устройства катушки зажигания
Вне зависимости от того, каким мотором оснащена ваша ВАЗ 21099 — инжектором с форсунками или карбюратором — предназначение КЗ одно. Катушка зажигания ВАЗ 2109 предназначена для получения хорошей искры на электродах свечей, что необходимо для воспламенения горючей смеси. КЗ на инжекторе или карбюраторе позволяет генерировать высоковольтные импульсы, обеспечивающие качественный разряд между электродами. Если говорить простыми словами, то катушка зажигания ВАЗ — это трансформатор, который функционирует в импульсном режиме из позволяет преобразовать 12-вольтное напряжение в 20-30 тысяч вольт.
Чтобы обеспечить возгорание горючей смеси, для передачи импульса используются высоковольтники (провода). Принцип функционирования системы в целом довольно простой — после поворота ключа в замке зажигания трамблер получает импульс и передает его на КЗ, где тот преобразуется. После этого прерыватель распределяет искру в соответствии с техническим регламентом — на определенные цилиндры. Что касается конструкции КЗ, то она на ВАЗ 2109 карбюратор или инжектор ее схема довольно проста — она состоит из первичной и вторичной обмоток, которые намотаны на магнитопровод.
Первичная обмотка намотана из более толстого провода с меньшим числом витков, а вторичная имеет большее количество витков, но менее толстый провод. Высоковольтный импульс появляется в результате электромагнитной индукции и накопления заряда, а передается он в ходе отключения первички. После его передачи происходит воспламенение топливовоздушной смеси, что способствует запуску двигателя (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).
Как проверить катушку зажигания?
Перед тем, как проверить катушку зажигания в ВАЗ 21099 инжектор или карбюратор, необходимо подготовить тестер (мультиметр) и отключить аккумулятор от питания. Проверка включения устройства, его соединения и подключения может быть осуществлена без демонтажа КЗ.
Диагностика работоспособности КЗ на 21099 инжектор включает в себя следующие этапы:
- Сначала нужно отключить высоковольтные провода, которые идут к выводам КЗ.
Чтобы сделать это, воспользуйтесь гаечным ключом на 8 и открутите гайки фиксации кабелей к выводам К и Б. Перед отключением проводов необходимо запомнить их положение, перепутать их при дальнейшей установке ни в коем случае нельзя!
- Далее, производится непосредственно проверка катушки зажигания, в частности, первичной обмотки. Чтобы сделать это, подключите один щуп мультиметра к выводу Б, а другой — к К на первичке. Сделав это, можно активировать мультиметр в режим работы омметра. Если первичка исправная, то уровень сопротивления в результате диагностики должен составить около 0.4-0.5 Ом.
- Следующим этапом будет диагностика вторичного элемента конструкции, для этого также потребуется мультиметр. Чтобы проверить исправность данной составляющей, необходимо один вывод мультиметра подключить к выводу Б КЗ, а второй — к разъему для высоковольтного кабеля. На этом этапе также необходимо проверить сопротивление. Если вторичка исправная, то параметр сопротивления в результате диагностики должен составлять 4.
5-5.5 кОм.
- Завершающим этапом в проверке будет диагностика исправности изоляции, то есть вы будете искать возможное короткое замыкание, которое могло произойти в системе. Чтобы проверить наличие замыкания, один вывод мультиметра следует подключить к разъему Б устройства, а второй — к массе. Как вариант, можно использовать корпус КЗ. Если все работает правильно, то параметр сопротивления должен быть достаточно высоким — в пределах 50 мОм. В том случае, если это значение сильно отличается, то замыкание все же есть. Учтите, что если хотя бы один из этапов показал поломку в работе устройства, то его необходимо либо ремонтировать, либо менять. Если же проверенный узел работает нормально, но в работе системы зажигания все равно есть проблемы, то необходимо проверять высоковольтные провода, свечи, трамблер.
Характерные неисправности узла и способы их устранения
В каких случаях может потребоваться замена механизма:
- Если в его работе произошло замыкание.
В частности, речь идет о замыкании между витками одной из обмоток.
- Если в электроцепи вторички и первички появился разрыв. Найти его может быть проблематично, обычно при такой проблеме специалисты рекомендуют полностью менять КЗ.
- Также одной из характерных неисправностей для отечественных «девяток» является изоляционный пробой вторички на массу, то есть корпус КЗ.
- Наличие дефектов корпуса и крышки устройства. Если с повреждениями на корпусе КЗ еще может работать, но не во всех случаях, то в случае с крышкой ее необходимо будет менять.
- Течь смазки на крышке КЗ.
- Также замене КЗ могут способствовать неправильные значения измерительного тестера при замерах параметров сопротивления в первичке или вторичке.
Загрузка …
Видео «Наглядная инструкция по диагностике КЗ в домашних условиях»
Универсальная инструкция по проверке КЗ своими руками с помощью мультиметра приведена на видео ниже (автор — Алексей Романов).
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (100.00%)
Нет
Провода на катушку зажигания ваз 2109
Содержание
При возникновении таких неисправностей в работе двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 как исчезновение искры или слабая искра, неустойчивый холостой ход, невозможность отрегулировать обороты холостого хода, затрудненный пуск или невозможность запуска двигателя, провалы и рывки при трогании и в движении и пр., есть смысл проверить работоспособность катушки зажигания.
— накидной или рожковый ключ на 8 мм
— тестер (мультиметр или аналогичный прибор) с режимом омметра
Подготовительные работы
Проверить катушку зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 можно не снимая её с автомобиля.
— снимаем минусовую клемму с АКБ
— отсоединяем высоковольтный провод от катушки зажигания
— отсоединяем провода, ведущие к двум выводам катушки
Для этого ключом на 8 мм отворачиваем гайки крепления проводов к выводам «К» и «Б». Отсоединяем провода, запомнив их положение, что бы при установке обратно не перепутать.
Проверка катушки
—
— Проверяем исправность первичной обмотки катушки зажигания
Для этого присоединяем один щуп тестера к выводу «Б» второй щуп к выводу «К» — выводу первичной обмотки. Включаем прибор в режим омметра. Сопротивление исправной первичной обмотки катушки зажигания должно быть близко к нулю ( 0,4 – 0,5 Ом ).
— Проверяем исправность вторичной (высоковольтной) обмотки катушки зажигания
Для этого один щуп тестера присоединяем к выводу «Б» катушки зажигания, а второй щуп к выводу для высоковольтного провода. Измеряем сопротивление. У исправной вторичной обмотки оно должно составлять 4,5 – 5,5 кОм .
— Проверяем исправность изоляции (наличие короткого замыкания)
Для этого один щуп тестера присоединяем к выводу «Б» катушки зажигания, а второй щуп прижимаем к ее корпусу. Сопротивление изоляции должно быть очень большим – 50 мОм .
Если хотя бы одна из трех проверок покажет неисправность, то катушку зажигания следует заменить.
Примечания и дополнения
— Катушки зажигания, устанавливаемые на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 могут быть двух типов: сухая с замкнутым магнитопроводом (3122.3705) и маслонаполненная с разомкнутым магнитопроводом (8352.12, 027.3705, 27.3705, 27.3707-01, АТЕ1721). Сопротивления обмоток для них немного различаются. Катушка 3122.3705 – первичная обмотка 0,43±0,04 Ом, вторичная 4,08±0,4 кОм. Катушки 8352.15 и пр. – первичная обмотка 0,42±0,05 Ом, вторичная 5±1 кОм. Измерения проведены при +25 гр.
Еще статьи по системе зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Сравнительный тест-ремонт
Проверка катушки зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099: 9 комментариев
П…… какой-то где Вы видели чтобы китайский прибор показывал 0. …. Ом ,если у него минимальные показания 1 Ом .Как он может показать 0.15 ома БРЕД.
Можно поставить японскую бобину на российское авто
youtube.com/watch?v=micwr-NC7p4
Наверно катушки китайские попались или тестер бракованный.
А то, что замерив свою старую катушку зажигания, получил показания первичной обмотки 0.15., а придя в магазин и побегав по авторынку с тестером обнаружил, то что поголовно все катушки показывают примерно 0.15-0.17. На мой взгляд статья бред. и в мануале тоже бред. либо сейчас так специально штампуют катушки на заводах. А потом после замены старой катушки на новую люди начинают панически менять на своих авто коммутаторы, датчики холла и прочую лабуду, потому что проблема не исчезает.
Николай, фотошоп для наглядности,ничего страшного
Рекомендации при подключении высоковольтных проводов .Первым делом следует проверить высоковольтные провода на сопротивление с помощью мультиметр-тестера. Сопротивление не должно превышать 20 КоМ. Когда будете устанавливать провода не ленитесь уложить их правильно, без перегибов, чтобы они не соприкасались с другими частями мотора. Это увеличит их срок службы. Уложите провод правильно и зафиксируйте его.
Первый цилиндр у переднеприводных автомобилей ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110 находится ближе к ремню ГРМ. Если посмотреть на двигатель спереди — то первый цилиндр самый левый). Отсчет цилиндров идет слева направо — 1, 2, 3, 4.
Порядок подключения высоковольтных проводов на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099 с карбюраторным двигателем Центральный высоковольтный провод выходит с крышки трамблера и направляется к катушке зажигания.
Вывод крышки трамблера, направленный вперед машины, соединяется с первым цилиндром.
Вывод крышки трамблера, направленный вниз, соединяется с третьим цилиндром.
Вывод крышки трамблера, направленный назад, соединяется с четвертым цилиндром.
Вывод крышки трамблера, направленный вверх, соединяется со вторым цилиндром.
На автомобилях Ваз 2109 могут быть установлены следующие модели катушек зажигания: 27.3705, 29.3705, 3112.3705. Основные параметры катушки зажигания: сопротивление первичной обмотки, сопротивление вторичной обмотки, сопротивление изоляции. Задача катушки — формирование импульса высокого напряжения (искры). Катушка состоит из двух обмоток — первичной и вторичной. Первичная обмотка намотана толстым проводом и содержит малое число витков. Вторичная обмотка намотана на стальной сердечник и содержит большое количество витков. Первичная обмотка намотана на вторичную и при протекании тока по первичной обмотке на вторичной по закону электромагнитной индукции наводится огромное напряжение (порядка 20 кВ).
Катушка зажигания Ваз 2109
Причины неисправности катушки зажигания — пробой на корпус и межвитковые короткие замыкания вследствие перегрева катушки. Выявляются эти причины измерением сопротивления катушки зажигания.
Рассмотрим все подробно и по порядку(перед проверкой отключите все провода от катушки зажигания, а еще лучше достаньте ее из машины):
1. Проверка сопротивления первичной обмотки. Мультиметром в режиме измерения сопротивления подключаемся к катушке согласно схемы.
Проверяем первичную обмотку
Прибор на исправной катушке покажет следующие сопротивления
27.3705 0,4…0,5 Ом
29.3705 0,45…0,55 Ом
3112.3705 0,39…0,47 Ом
2. Проверка сопротивления вторичной обмотки. Мультиметром в режиме измерения сопротивления подключаемся к катушке согласно схемы.
Проверяем вторичную обмотку
27.3705 4,5…5,5 кОм
29.3705 9,5…12,5 кОм
3112.3705 6,3…6,4 кОм
3. Проверка сопротивления изоляции центрального вывода. Мультиметром в режиме измерения сопротивления подключаемся к катушке согласно схемы.
Проверка сопротивления изоляции
Сопротивление должно быть более 50 МОм
4. Проверка сопротивления изоляции К клеммы. Мультиметром в режиме измерения сопротивления подключаемся к катушке согласно схемы.
Сопротивление должно быть более 50 МОм
5. Проверка сопротивления изоляции Б клеммы. Мультиметром в режиме измерения сопротивления подключаемся к катушке согласно схемы.
Как проверить катушку зажигания ваз 21099
Осмотрите катушку. Если на пластмассовой крышке есть сколы, трещины, следы перегрева или вытекания масла, катушку ваз 2109 надо заменить.
2. Проверьте сопротивление первичной обмотки катушки лада самара. Для этого подсоедините омметр к низковольтным клеммам катушки. При 25 °С сопротивление должно составлять 0,4–0,5 Ом. Если сопротивление отличается от указанного, замените катушку.
3. Проверьте сопротивление вторичной обмотки катушки. Для этого подсоедините омметр к высоковольтной клемме и низковольтной клемме “В” катушки. При 25 °С сопротивление должно составлять 4,5–5,5 кОм. Если сопротивление отличается от указанного, замените катушку лада спутник.
При возникновении таких неисправностей в работе двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 как исчезновение искры или слабая искра, неустойчивый холостой ход, невозможность отрегулировать обороты холостого хода, затрудненный пуск или невозможность запуска двигателя, провалы и рывки при трогании и в движении и пр., есть смысл проверить работоспособность катушки зажигания.
— накидной или рожковый ключ на 8 мм
— тестер (мультиметр или аналогичный прибор) с режимом омметра
Подготовительные работы
Проверить катушку зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 можно не снимая её с автомобиля.
— снимаем минусовую клемму с АКБ
— отсоединяем высоковольтный провод от катушки зажигания
— отсоединяем провода, ведущие к двум выводам катушки
Для этого ключом на 8 мм отворачиваем гайки крепления проводов к выводам «К» и «Б». Отсоединяем провода, запомнив их положение, что бы при установке обратно не перепутать.
Проверка катушки
—
— Проверяем исправность первичной обмотки катушки зажигания
Для этого присоединяем один щуп тестера к выводу «Б» второй щуп к выводу «К» — выводу первичной обмотки. Включаем прибор в режим омметра. Сопротивление исправной первичной обмотки катушки зажигания должно быть близко к нулю ( 0,4 – 0,5 Ом ).
— Проверяем исправность вторичной (высоковольтной) обмотки катушки зажигания
Для этого один щуп тестера присоединяем к выводу «Б» катушки зажигания, а второй щуп к выводу для высоковольтного провода. Измеряем сопротивление. У исправной вторичной обмотки оно должно составлять 4,5 – 5,5 кОм .
— Проверяем исправность изоляции (наличие короткого замыкания)
Для этого один щуп тестера присоединяем к выводу «Б» катушки зажигания, а второй щуп прижимаем к ее корпусу.
Если хотя бы одна из трех проверок покажет неисправность, то катушку зажигания следует заменить.
Примечания и дополнения
— Катушки зажигания, устанавливаемые на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 могут быть двух типов: сухая с замкнутым магнитопроводом (3122.3705) и маслонаполненная с разомкнутым магнитопроводом (8352.12, 027.3705, 27.3705, 27.3707-01, АТЕ1721). Сопротивления обмоток для них немного различаются. Катушка 3122.3705 – первичная обмотка 0,43±0,04 Ом, вторичная 4,08±0,4 кОм. Катушки 8352.15 и пр. – первичная обмотка 0,42±0,05 Ом, вторичная 5±1 кОм. Измерения проведены при +25 гр.
Еще статьи по системе зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Сравнительный тест-ремонт
П…… какой-то где Вы видели чтобы китайский прибор показывал 0. …. Ом ,если у него минимальные показания 1 Ом .Как он может показать 0.15 ома БРЕД.
Можно поставить японскую бобину на российское авто
youtube.com/watch?v=micwr-NC7p4
Наверно катушки китайские попались или тестер бракованный.
А то, что замерив свою старую катушку зажигания, получил показания первичной обмотки 0.15., а придя в магазин и побегав по авторынку с тестером обнаружил, то что поголовно все катушки показывают примерно 0.15-0.17. На мой взгляд статья бред. и в мануале тоже бред. либо сейчас так специально штампуют катушки на заводах. А потом после замены старой катушки на новую люди начинают панически менять на своих авто коммутаторы, датчики холла и прочую лабуду, потому что проблема не исчезает.
Николай, фотошоп для наглядности,ничего страшного
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Осмотрите катушку. Если на пластмассовой крышке есть сколы, трещины, следы перегрева или вытекания масла, катушку надо заменить.
2. Проверьте сопротивление первичной обмотки катушки. Для этого подсоедините омметр к низковольтным клеммам катушки. При 25 °С сопротивление должно составлять 0,4–0,5 Ом. Если сопротивление отличается от указанного, замените катушку.
3. Проверьте сопротивление вторичной обмотки катушки. Для этого подсоедините омметр к высоковольтной клемме и низковольтной клемме “В” катушки. При 25 °С сопротивление должно составлять 4,5–5,5 кОм. Если сопротивление отличается от указанного, замените катушку.
Контроллер зажигания 0729.3734
Общая информация:
Контроллер зажигания 0729.3734 предназначен для работы в безразмыкающих системах зажигания автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, «Таврия» и другие, в том числе автомобили иностранных производство оснащено аналогичными системами зажигания с датчиком Холла.
Контроллер зажигания работает совместно с катушкой зажигания 27.3705 и распределителем зажигания
40. 3706, 53.3706 или другие с аналогичными параметрами.
Данное изделие предназначено в качестве регулятора зажигания высокой экономичности. Рекомендуется для установки на автомобили иностранного производства.
На контакте №7 предусмотрено наличие выходного низковольтного управляющего сигнала для системы электрооборудования с электронным тахометром или с другими устройствами контроля.
Изделие 0729.3734 — контроллер зажигания нового поколения, выполненный с использованием
современный быстродействующий IGBT-транзистор, позволяющий гарантировать надежность системы зажигания
даже при самых жестких аварийных режимах. Благодаря быстрому действию переключающего транзистора энергия
искры выше, чем в
традиционные контроллеры зажигания*
что позволяет получить высокие технические параметры, экономию двигателя и позволяет
облегчить запуск двигателя даже на некачественном топливе.
Допускается длительное некорректное включение напряжения питания, при этом не только безаварийность гарантируется работа контроллера зажигания, но и отсутствие тока через катушка. Эксплуатация с отключенной батареей или при ее выходе из строя не допускается.
Имеет повышенный диапазон рабочих температур. Надежность и соответствие Технические характеристики гарантированы при температуре радиатора контроллера зажигания до 115 °С.
В соответствии с требованиями к системам зажигания контроллер зажигания обеспечивает Защита датчика Холла* от перенапряжения стабилизация напряжения, подаваемого на датчик.
Для обработки сигналов и управления выходным переключателем используется современный микроконтроллер.
Контроллер зажигания предназначен для работы по однопроводной схеме, в которой Отрицательный вывод питающего напряжения подключен к корпусу автомобиля. Операционная режим регулятора розжига S1 по ГОСТ 3940. Данный предмет является функциональный аналог контроллера зажигания BOSCH 0227100139.
Контроллер зажигания устанавливается на предусмотренное для него место в автомобиле с помощью стандартных креплений и стандартной вилки при этом необходимо обеспечить надежный контакт между радиатором контроллера зажигания и корпусом автомобиля.
Гарантийный срок эксплуатации 3 года со дня ввода в эксплуатацию или со дня
Дата продажи в розничной торговой сети. Гарантийные обязательства производителя
действует в течение 4 лет с даты изготовления изделия.
Технические характеристики:
|
Схема подключения:
Габаритный чертеж:
Почему машина не заводится? Холодная машина ваз 2109 не заводится
Главная / Вождение Любимый старый Жигули часто доставляет проблемы, отказываясь заводиться, глохнет ли его двигатель в самый неподходящий момент? Знакомая ситуация. Рассмотрим сначала проблему с теоретической стороны. Для любого двигателя внутреннего сгорания необходимо наличие 3-х факторов — воздуха, топлива и искры, воспламеняющей топливовоздушную смесь, засасываемую в цилиндры.
Несколько дельных советов бывалых автомобилистов:
- Для начала, включив зажигание, определяем крутит ли стартер. Если нет, то «ежу понятно» в чем дело. Заряженный аккумулятор издает характерный щелчок втягивающего реле при включении зажигания.
- После, если стартер прошел проверку, проверяем датчики на наличие топлива, а лучше заглянуть в сам бак.
- Больше не справиться. Находим помощника для прокручивания стартера ключом зажигания и выворачивания любой свечи с необходимыми предосторожностями, тыкаем в высоковольтный провод и замыкаем на массу, держа в сантиметре от цели. Искра есть — отлично. 2109карбюратор стартер не заводится, искра есть. Тем же методом проверяем наличие искры на центральном проводе и, если есть, то все в порядке.
- Отсутствие искры в первом случае означает однозначную замену коммутатора, а во втором случае неисправность катушки («бабин» выходит из строя очень редко, но и такое бывает).
Отсутствие воздуха и забитые фильтры
2109 карбюратор не заводится искра бензин есть. Зимой наличие бензина не означает его попадания в карбюратор, так как вода могла замерзнуть. Добираемся до бензонасоса и нажимаем кнопку. Не булькает — это значит, что вода замерзла, иначе, соответственно, не замерзла и подается топливо. Топливный насос или фильтр также могут быть неисправны. тонкую очистку или растрескивание шлангов. Сняв крышку воздушного фильтра, осматриваем салон на чистоту и пытаемся завести.
Двигатель без крышки. Если заводится, значит нет доступа воздуха к карбюратору (фильтр забит и/или залит маслом). Если эффекта нет, то продолжаем тест. Если топливный насос не вышел из строя, возможно, воздух не проходит в поплавковую камеру или заедает игольчатый клапан. После неудачной продувки сжатым воздухом необходимо произвести продувку при снятой крышке карбюратора, а если опять нет эффекта, то игольчатый клапан подлежит замене. Также можно проверить и продуть, предварительно открутив, жиклер (обратно надо очень осторожно, чтобы не «затянуть»). Есть еще способ реанимировать мотор. Сняв шланг, распыляем немного бензина в 1-ю камеру, в ту, что ближе к салону.
Неисправны свечи зажигания
Если все в порядке, то переходим к следующему этапу проверки, а именно к свечам. Откручиваем их все и осматриваем на наличие нагара и/или остатков топлива. Если таковые имеются, то необходимо поджечь их пассатижами над газовой плитой или, при ее отсутствии, на другом пламени любой горелки. Вставляем запасные «рабочие» свечи.
Неисправные провода ВВ
Проверяем провода, так как они тоже могут быть причиной неисправности. Если внутренняя часть крышки трамблера потрескалась и контакты подгорели, то ее нужно менять. Сняв бегунок, предварительно проверив, что барабан не задевает датчик Холла, откручиваем болты и отсоединяем проводку и заменяем датчик.
Провода на крышке трамблера идут в следующем порядке (неправильный порядок подключения проводов также может привести к тому, что машина не заведется):
- Первый (обозначен на крышке) идет от крайний левый, а также первый цилиндр.
- Далее, если смотреть по часовой стрелке, следует второй цилиндр, а за ним — 4-й.
- Крайний правый провод идет от третьего цилиндра.
Под крышкой находится резиновый ремень ГРМ. Если зубья (один из них) стерлись, а тем более если есть надрыв на самом ремне, то нужна замена.
Если у вас остались вопросы, почему ваша девятка не заводится, рекомендую посмотреть это видео:
Альтернативные способы завести машину
Если после одной из вышеперечисленных операций машина завелась, то радуйтесь, что вы справились с разбить себя. Если ничего не помогает, то нужно везти машину в ремонт. Но до автосервиса еще доехать надо, и в этом случае «девятка», как и все карбюраторные автомобили, уникальна. Современной иномарке без аккумулятора никуда, а вот Жигули, если заводить их с «толкача» или толкать под горку, могут ехать сколько угодно (главное не глушить двигатель).
Процесс выглядит так:
- Зажигание включено.
- Толкаем машину так, чтобы она выдавала скорость не менее 5 км/ч.
- Сцепление выжато и включена третья передача (конечно пойдет любая передача, но 3-я лучше всего подходит для «холодного» пуска).
- Сцепление отпущено и когда из-за инерции ВАЗа колени провернутся, машина обязательно заведется. После выжимается сцепление и отключается третья передача.
Как часто бывает, что ваш любимый автомобиль (ВАЗ 2109, 099, 08) наотрез отказывается заводиться или глохнет в дороге? Не стоит сразу звать одаренных мастеров или тащить бедолагу в сервис на веревке. Пока хорошие новости. Я подскажу что делать, но только если руки из правильного места растут :).
Заглохший и не запускающийся двигатель может иметь несколько причин. Изначально поворачиваем ключ в зажигании и слушаем, крутит ли стартер, если в этом нет причины, но об этом сказано и «ежу понятно». Если стартер крутит, идем дальше. Как бы глупо это ни звучало, но нужно проверить, есть ли бензин в баке.
Поворачиваем ключ и смотрим на контрольную лампу остатка топлива в баке. Если вы уверены, что бензин есть, проверьте наличие искры. Выворачиваем любую свечу, втыкаем в высоковольтный провод и прикасаемся к двигателю (к массе)…
Здесь нам нужен помощник. Садим его за руль и даем стартеру повернуть ключ. Есть ли искра на кончике свечи? Хороший. Нет? плохо. Неисправен коммутационный блок или его проводка. С этим трудно что-либо сделать. Попробуй переключатель поменять. Также следует проверить искру на центральном проводе, идущем от катушки. Проверяем таким же методом со свечами. Отсутствие искры может указывать на неисправную катушку.
Проверим систему питания. Если на улице зима, вода может попасть в систему подачи бензина и замерзнуть. Проверяем: откручиваем «воздух», и несколько раз нажимаем на кнопку бензонасоса. Бульканье? Ну и бензин поступает в карбюратор. Нет?
Либо вышеуказанная вода каким-то образом попала в систему замерзшей, либо, что более вероятно, неисправен топливный насос. Обратите внимание на фильтр тонкой очистки. Его следует осмотреть на наличие трещин и повреждений. Также можно увидеть шланги, по которым течет бензин. Вы все проверили? Система питания в порядке?
Следующий шаг, свечи! Выкручиваем свечи. Все. Посмотрим, есть ли на них нагар. У бережливого водителя всегда должен быть запасной комплект рабочих, проверенных свечей. «Сплевы» (черные свечи с нагаром и залитые бензином) бесполезно зачищать наждачной бумагой и протирать. Их необходимо прокалить над газовой плитой.
Так свечи рабочие поставили, не помогло? Перейдем к системе зажигания. С трамблера снимаем высоковольтные провода. Кстати, из-за проводов машина тоже может не заводиться, проверьте их. Смотрим на крышку распределителя.
Если внутри чипы, подгорели контакты, меняйте крышку. Далее снимаем бегунок. Его также можно заменить. Откручиваем 2 болта. Отсоединяем проводку от датчика холла и меняем собственно датчик. Собираем все в обратном порядке с новыми деталями.
Неправильное расположение высоковольтных проводов на крышке распределителя. Первый провод (на крышке он обозначен цифрой 1) идет от цилиндра 1 (крайний левый), далее по часовой стрелке пойдет цилиндр 2, цилиндр 4 и цилиндр 3. Если перепутать провода, машина будет жутко троить или вообще не заведется.
Осталось проверить ремень ГРМ. Он расположен с левой стороны, под крышкой. Снимите и посмотрите на зубья ремня. Если не хватает и ремень проскочил, то его надо менять. Это просто вопрос последствий. Если у вас двигатель 1.3, то возможно загнулись клапана (даже не суйте голову). Если 1.5 то может и ничего страшного.
Вот, собственно, и вся система. Все должно начаться. Если нет, то можно с чистой душой (сделал, что мог) перетащить к сторонним мастерам. Если машина не работает на холостом ходу, проверьте электромагнитный клапан. Вкручивается в карбюратор с правой стороны. Снимите зажим.
Поверните ключ, включив зажигание, и коснитесь несколько раз клеммы на клапане. Щелчки и искры есть? хорошо, это работает. Просто открутите его и продуйте жиклер на конце. Клапан необходимо закрутить вручную, желательно без перетягивания.
Так же нестабильный холостой ход или рывковое движение может быть следствием не отрегулированного карбюратора, собственно как и выплеснутых (от переобогащенной смеси) свечей.
Удачи на дорогах.
Довольно частый вопрос, который касается не только ВАЗ 2109автомобили -2108, да наверное и вообще все ВАЗы, так как проблемы с запуском двигателя довольно часто встречаются у такого рода автомобилей.
Конечно, тема избитая, но получить ответ на свой вопрос, почему у вас не заводится машина, скорее всего, не получится. Причем причин может быть так много, что на диагностику одной уйдет довольно много времени. Итак, ниже приведены основные причины, по которым ваш автомобиль может не заводиться.
Неисправность топливной системы
- Прежде всего, посмотрите на указатель уровня топлива на панели приборов. Есть такие водители, как правило, новички, которые не смотрят на приборы, и не всегда смогут сориентироваться в том случае, если у них просто закончится топливо.
- Проверьте, не попадает ли топливо в систему. Если автомобиль карбюраторный, подкачайте топливный насос вручную и убедитесь, что бензин поступает в карбюратор. Если это впрыск, внимательно прислушайтесь, работает ли топливный насос при включении зажигания. Если нет, ищите причину, неисправный предохранитель, обрыв цепи или еще что-то, что могло привести к подобному исходу.
- Засорилась система питания: часто бывает так, что мусор попадает в карбюратор вместе с топливом, и даже один забитый жиклер может вывести из строя нормальный запуск двигателя.
Неисправности в системе зажигания
- Проверить наличие искры на свечах. Если нет, то причина в системе зажигания. Необходимо проверить подключение всех высоковольтных проводов к модулю или распределителю, особенно центрального высоковольтного провода (для карбюраторной модели двигателя).
- , если именно она является причиной пропадания искры и следствием того, что машина перестала заводиться.
- Проверить работоспособность распределителя — открыть крышку, посмотреть целостность углей в ней. Также проверьте контакты или.
Проблемы с электрикой или электроникой форсунки
Если ваш ВАЗ 2109-2108 инжекторный, то проблем из-за которых он отказался заводиться может быть гораздо больше. Одних только датчиков ECM около 5, которые могут повлиять на нормальный запуск двигателя:
- ДМРВ — датчик массового расхода воздуха
- РХХ — регулятор холостого хода
- Датчик положения дроссельной заслонки
- датчик положения коленчатого вала
- Датчик фазы
Также не упускайте из виду даже самые простые проблемы, например, с замком зажигания, стартером и его втягивающим реле, а также с предохранителями.
Не заводится из-за проблем с ГРМ или поршневой группой
Если ремень ГРМ перескочил на пару зубьев, то двигатель может больше не запускаться, так как сбилось зажигание. Для того, чтобы вернуть его к жизни, необходимо.
Зажаты клапана — также есть вероятность, что именно по этой причине запуск двигателя со временем стал затруднен и даже невозможен. В этом случае необходимо производить .
Слабая компрессия – это тот случай, когда затрудненный пуск проявляется ежедневно, если поршень уже находится на грани полного отказа. Это происходит из-за чрезмерного износа деталей. поршневая группа: кольца, поршни и цилиндры.
Есть что добавить в этот список, не стесняйтесь — пишите в комментариях к статье ниже.
Часто водители сталкиваются с тем, что их ВАЗ 2109 перестает заводиться по каким-либо причинам. Если машина не заводится, то сразу возникает вопрос «С чего начать?». На самом деле все может быть довольно просто, и в 90% случаев это типовая проблема, которую довольно легко диагностировать и решить.
Почему ВАЗ 2109 не заводится — поиск причины
Первым делом проверяем топливо, искру и воздух.
Я бы посоветовал сначала проверить воздухозаборник (фазы сжатия и газораспределения), тоже можно начать с.
Метки на шкивах могут совпадать, но компрессия может немного проваливаться, например: на одном цилиндре 10 атм, на втором 9,5 атм, на третьем 7 атм, а на четвертом 8 атм, это может быть только исправлено. Конечно, стоит серьезно отремонтировать двигатель, но пока его нужно отложить, так как нам нужно будет завести машину. При такой компрессии двигатель будет работать и даже неплохо, но на холостых будет травить.
Проверка системы питания
Далее начинаем углубляться в систему питания. Вам нужно будет убедиться, что на установленном уровне насос исправно подает топливо, клапан холостого хода работает без сбоев. Поэтому с подачей топлива все в порядке. Также не забудьте проверить свечи, через пару попыток запуска двигателя они наверняка зальют.
Проверка системы зажигания
Поскольку предыдущие поломки не подтвердились, то проблему надо искать в системе зажигания. Для рутинной проверки полезны простые устройства; купить их без проблем можно в любом автомагазине. Но для начала нужно разобраться с устройством и работой зажигания.
И так, в нашем случае ВАЗ 2109 имеет бесконтактную систему зажигания. Эта система включает в себя:
- катушка,
- распределитель,
- переключатель,
- датчик Холла.
Одним выводом катушка подключается к аккумулятору, а вторым к выходному транзистору коммутатора. Ключ открывает выходной транзистор, когда сигнал падает до нуля. В этот момент во вторичной обмотке катушки появляется ток высокого напряжения, примерно 25 кВ, а в первичной — ток более 300В. В результате на свечах появляется высоковольтное напряжение, вследствие чего на свечах появляется искра.
Но чтобы произошел разряд, катушка должна быть заряжена. Перед управляющим импульсом от датчика Холла переключатель предсказывает, когда его нужно замкнуть на землю, чтобы зарядить.
Причем делает это так, что время зарядки катушки остается примерно неизменным. В противном случае катушка будет перезаряжена. Для этого коммутатор рассчитывает необходимый период импульсов, поступающих от датчика Холла. Другими словами, все зависит от оборотов двигателя, чем выше обороты, тем раньше переключатель начнет замыкать катушку, но время замкнутого состояния не изменится.
Теперь можно приступать к тестированию. В первую очередь нужно проверить искру на свечах – для этого можно использовать специальный разрядник. Результата нет.
Значит может быть виноват датчик холла или выключатель, а может быть виновата масса или мощность на выключатель. Чтобы долго не гадать, воспользуемся АЗ-1.
АЗ-1 — аварийное зажигание, можно использовать в дождь, при движении по лужам. Другими словами, мы можем назвать его заменой датчика холла.
Датчик МД-1 — мгновенная диагностика, полезная для, датчика холла и замка зажигания.
В первую очередь мы использовали МД-1. Этот датчик подключается вместо выключателя, как только его подцепили, нужно включить зажигание, не запускать:
- если горит светодиод «Р» это значит что реле зажигания и зажигание переключатель работает исправно.
- горящий светодиод «К» — первичная обмотка катушки зажигания не повреждена.
- включить стартер: если светодиод «D» мигает, то датчик Холла исправен.
В том случае, если он не мигает, придется использовать прибор АЗ-1, подключить его вместо датчика Холла.
Такие приборы для моментальной диагностики бесконтактных систем зажигания продаются в интернете буквально за 100 руб. Но если у вас нет возможности приобрести такой, то придется потратить гораздо больше времени и проверить мультиметром каждый датчик отдельно.
Все работает, но двигатель не хочет заводиться. После тщательного осмотра катушки зажигания были обнаружены нагары в месте соединения высоковольтного провода. Заменил катушку и провод. Двигатель завелся как прежде.
Надеюсь такой жизненный случай поможет найти причину почему не заводится и ваша машина.
> В статье » » мы подробно рассмотрели причины почему не заводится ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 карбюратор . Однако инжектор ВАЗ 2109 имеет свои особенности, поэтому данная статья призвана помочь владельцам ВАЗ 2108 2109 21099 инжектор, когда у них железный Конь перестал заводиться. Различия в устранении неполадок между карбюраторными и инжекторными двигателями весьма значительны. Да, владелец карбюраторной Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099 может с закрытыми глазами определить, почему его машина не заводится. Однако если его пересадить на инжекторный ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, который не заводится, то человек не будет знать, что делать.
Понятно: электробензонасос, ЭБУ, куча датчиков, форсунки, модуль зажигания. Не зная, что и в каком порядке смотреть, ситуация, когда не заводится инжекторный двигатель, может изрядно напугать автовладельца.
Здесь, как и при диагностике любой неисправности, важна четкая, продуманная последовательность действий по выявлению неисправности. Итак начнем, если двигатель ВАЗ 2108 2109 21099 не заводится, то здесь работает старое правило: «Или нечего жечь, или нечего поджигать». То есть либо нет искры, либо горючая смесь не поступает в цилиндры двигателя.
1) Проверьте, есть ли искра. Для этого выкручиваем свечу из цилиндра, прижимаем ее к массе и крутим стартером. Если на свече проскакивает искра, то проблема в системе подачи топлива.
Однако надо помнить, что если выкрученная свеча мокрая, и при этом есть искра, необходимо проверить метки.
метка шестерни распредвала ваз 2109
Наклейка на маховик ВАЗ 2109
Из-за того, что ремень ГРМ проскальзывает на один или несколько зубьев, будут нарушены фазы газораспределения и ВАЗ 2108 2109Двигатель 21099 не заводится.
Если на свече не проскакивает искра, то причина может быть: датчик положения коленчатого вала(далее ДПКВ), шкив коленвала, модуль зажигания, ЭБУ.
1а) Многие очень боятся того, что находится в форсунке. Да, это правда, неправильная работа датчиков может сильно подпортить жизнь владельцу ВАЗ 2108 2109 21099 инжектор. Расскажу вам одну важную деталь, от которой вам сразу станет легче: ВАЗ 2109двигатель не заводится из-за неисправности единственного датчика — ДПКВ. Если неисправен какой-либо другой датчик, двигатель заведется, вот только его работа будет некорректной — он может троить, не развивать мощность, повышать расход топлива, но запускаться должен.
Итак, проверяем ДПКВ ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, целостность его разъема и проводки к нему. Очень часто разъем ДПКВ гниет, так как снизу на него может попасть влага и грязь, хотя сам датчик очень надежен. Если есть подозрение, что ДПКВ неисправен, его можно снять и легко проверить. Подайте на него питание от аккумулятора и поднесите металл к его рабочей зоне. При приближении металла к выходному напряжению датчика должно увеличиваться, при удалении металла выходное напряжение ДПКВ должно быть близко к нулю.
Если ДПКВ неисправен, замените его и попробуйте запустить. Не получилось — идем дальше.
1б) Шкив коленчатого вала. В чем здесь может быть проблема? Проблема в том, что часть шкива с зубьями на ДПКВ резиновая, и она может как отвалиться, так и прокрутиться.
Отвалилась часть шкива ВАЗ 2109 с зубьями для ДПКВ
Соответственно ДПКВ не отрабатывает при вращении коленвала и ЭБУ не дает команду на искру на свечи. Можно просто снять кожух ремня ГРМ и визуально убедиться, что шкив коленвала крутится и работает. При этом проверьте целостность ремня ГРМ и меток.
1в) Причиной отсутствия искры может быть неисправность модуля зажигания. Также необходимо проверить разъем на модуле зажигания на целостность. Если есть возможность, можно взять модуль зажигания с другого автомобиля и проверить, заведется двигатель или нет.
1г) При неисправности ЭБУ двигатель естественно не запустится.
1д) Отсутствие контакта в проводке. Все устройства могут быть целыми: ЭБУ, модуль зажигания и все датчики. Но контакта между ними в проводке не будет, например, оборвался провод или окислился разъем.
2) Если искра есть, но двигатель не заводится, проверьте систему питания двигателя.
Проверить подачу топлива к форсункам:
2a) Топливный насос качает?
ВАЗ 2109 с форсункой имеет электрический топливный насос
Топливный насос ВАЗ 2108 2109 21099 инжектор электрический, погружается в бензобак автомобиля. При включении зажигания должна быть слышна его работа. Чтобы проверить, качает он топливо или нет, можно ослабить одну из трубок подвода топлива, подставить под них емкость и включить зажигание — из трубки должен вылиться бензин.
Давление в топливной рампе ВАЗ 2109 с форсункой можно измерить и с помощью обычного манометра. Регулятор давления, установленный на топливной рампе, имеет специальный выход для подключения манометра. Подключаем манометр и смотрим давление в топливной магистрали. Должно быть около 4 атмосфер. Если манометр не показывает давление, то топливный насос не работает.
2b) Если засорен топливный фильтр, то насос не сможет обеспечить необходимую подачу топлива к форсункам автомобиля.
Фильтр топливный ВАЗ 2109
Опять же, понять, забит фильтр или нет, можно по манометру, подключенному к выходу регулятора давления на топливной рампе автомобиля.
2c) Забиты сопла.
Грязные форсунки
При засорении форсунок они либо вообще не пропускают топливо, либо топливо поступает в меньшем количестве и не распыляется, а капает. Из-за забитых форсунок может быть затруднен запуск двигателя ВАЗ 2108 2109Инжектор 21099 в морозы. Такой автомобиль обычно не развивает полную мощность во время движения.
2d) Топливо не может распыляться форсунками, если они не получают сигналов на открытие от ECU. Нужно убедиться, что на патрубки поставлены фишки и все провода целы.
3) При запуске холодного двигателя в мороз, особенно на инжекторных двигателях ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099 часто возникает такое явление, как проскальзывание или срезание зубьев ремня ГРМ. В этом случае фазы газораспределения двигателя нарушаются и он не может запуститься.
Чтобы убедиться, что ремень ГРМ не проскочил, нужно снять кожух ремня и проверить метки на колесе распредвала и на валу маховика. Если все в порядке, вперед.
4) Если залиты свечи ВАЗ 2108 2109 21099, то их необходимо просушить. На залитой свече искра не образуется. Если вы выкрутили свечу, а она вся мокрая, то нужно выкрутить все остальные и поджечь их на газу. Если они повторно залиты, надо искать причину в другом месте.
5) Некоторые форсунки ВАЗ 2108 2109 21099 не могут запуститься в мороз при подключенном датчике температуры двигателя. Наверное это особенность прошивки или еще что. Выбрасываете фишку датчика температуры, двигатель заводится с трудом, но заводится. При подключении нет.
Такая особенность может смутить любого: и искра есть, и свечи мокрые, и ремень не проскочил, и машина не заводится. Снял датчик температуры, завелась. Такая ситуация, конечно, скорее исключение, чем правило, но владельцу ВАЗ 2109лучше осознает это.
6) Тоже редко, но бывает. Осыпание катализатора в глушителе автомобиля. В соответствии с экологическими требованиями в глушитель ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099 инжектор устанавливается катализатор, снижающий выбросы вредных газов в атмосферу. Если этот катализатор залить внутрь глушителя, выхлопные газы будет трудно выводить и двигатель либо вообще не заведется, либо заглохнет. Чтобы исключить этот пункт, нужно просто ослабить хомут крепления между катализатором и глушителем, чтобы угар выходил после резонатора.
Описанные выше проблемы являются наиболее распространенными причинами того, что двигатель ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099 не заводится, но следует помнить, что есть частные случаи, в которых могут помочь только СТО.
Что такое датчик холла ваз 2109. Проверка датчика холла
Автомобили постоянно развиваются, поэтому появление новых устройств не является неожиданностью. Примером развития отечественного автопроизводства стало появление датчика Холла на карбюраторных модификациях ВАЗ 2109..
Функции и расположение
На карбюраторе ВАЗ 2109 датчик Холла (ДХ) отвечает за размыкание и замыкание контактной группы. При вращении экрана с окнами на устройство подается сигнал, который трансформируется в электрический. Через переключатель сигнал поступает на катушку зажигания, а там превращается в электрический заряд — искру.
ЦТ расположен на девятке распределителя зажигания. Искать устройство нужно под пылезащитным экраном. Датчик крепится к опорной плите заклепками или парой винтов. Это уже зависит от типа используемого распределителя.
На инжекторных ВАЗ 2109 датчика Холла нет. Его функции выполняет датчик положения коленчатого вала.
Признаки поломки
При выходе из строя ЦТ автомобиль сам сообщит о наличии неисправности. Для определения проблем с ДТ есть определенные признаки, исходящие от двигателя:
- Вы просто не можете запустить двигатель;
- Имеются перебои в работе силового агрегата — плавность хода уже не такая плавная, появляются рывки;
- Холостой ход нарушен или полностью отсутствует;
- Двигатель может внезапно заглохнуть, заглохнуть;
- Заметна потеря мощности двигателя.
Прежде чем бежать в моторный отсек и менять датчик Холла, для начала нужно убедиться, что причина всех бед с двигателем кроется именно в нем. Тем не менее, признаки косвенные, и они могут быть вызваны неисправностью других элементов вашего автомобиля.
Проверка состояния
Существует несколько основных методов, которые сегодня используются для проверки текущего состояния датчика Холла. Познакомимся подробнее с каждым из них, а какой из них вы будете использовать при очередной проверке ДЗ на вашем ВАЗ 2109, вы решите сами.
Метод проверки | Ваши действия |
Замена старого устройства на новое | Это самый простой метод, и он потребует от вас наличия запасного датчика Холла, в котором вы уверены, что он исправен. Просто снимите старый датчик, поставьте на его место новый и попробуйте завести машину. Если все заработало, вы нашли причину. Если нет, то придется искать источник проблем в других системах. |
Проверка выходного напряжения | Для этого метода вам понадобится тестер, подключенный к выходу устройства. Если датчик Холла исправен, тестер покажет значения в диапазоне 0,4-11 Вольт. Если данные не соответствуют установленным нормам, ДХ придется заменить |
Моделирование устройства | Популярный метод, при котором вы обманываете собственную машину, имитируя работу датчика Холла. |
Проверка без дополнительных устройств | Здесь не нужен ни тестер, ни вольтметр. Сначала подключите вывод катушки к свече зажигания и соедините резьбу свечи зажигания с землей. Снимите каретку с датчиком и присоедините разъем. Теперь можно включить зажигание. С помощью отвертки подведите инструмент к прибору — датчику Холла. Если на свече появилась искра, это говорит об исправности ДК. Если нет, то вывод очевиден. |
Если вы обнаружите, что DX неисправен, вы должны обязательно заменить устройство. Мы не рекомендуем откладывать это мероприятие.
Замена
Ничего особо сложного в замене ЦТ на отечественной девятке нет. Поэтому взяться за работу своими руками вполне реально даже начинающему водителю.
- Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
- Отсоедините бронепровод от распределителя, отсоедините шланг от вакуум-корректора.
- Далее снимаем трос газа и пока откладываем его в сторону, чтобы не мешать процессу.
- Открутите крепление кронштейна, удерживающего провода. Снимите скобу со шпильки и отодвиньте ее в сторону. В противном случае он будет мешать вам.
- Обязательно проведите прямую линию на корпусе привода вспомогательных агрегатов и распределителе. Это место позволит при обратной сборке не нарушить угол опережения зажигания.
- Отсоедините блок питания с проводами.
- Снимите заглушки с картера сцепления и поверните маховик отверткой так, чтобы поршень первого цилиндра установился в верхней мертвой точке.
- Для снятия распределителя необходимо открутить еще две фиксирующие гайки, удерживающие устройство.
- Снимите крышку с распределителя, снимите бегунок и потяните его вверх. Лишь малость.
- Снимите пылезащитную крышку.
- Теперь открутите крепежный болт, чтобы снять заглушку.
- Так же нам нужно открутить болты, которые держат пластину нашего нужного датчика.
- Демонтируйте болты вакуумного корректора, снимите стопорные кольца, корректор и шток.
- Чтобы достать провода, нужно будет разжать там зажим.
- Снимите монтажную пластину, открутите болты крепления, что позволит окончательно снять вышедший из строя датчик Холла.
- Теперь необходимо установить новый датчик и собрать узел, действуя в обратном порядке.
Для определения неисправности на карбюраторном двигателе потребуется выяснить наверняка, что именно рассматриваемое устройство является причиной всех проблем. Соответственно надо проверить датчик.
Это можно сделать несколькими способами:
- Самый примитивный способ — установка нового элемента на место старого устройства. Если все симптомы исчезнут, то можно считать, что проблема решена. В противном случае нужно искать поломку в других узлах системы зажигания.
- Используйте тестер для проверки выходного напряжения. Если прибор исправен, значения будут в пределах от 0,4 до 11 В.
- Вы можете имитировать работу системы. Для этого снимается колодка с тремя штекерами, включается зажигание, замыкаются провода 3 и 6. Наличие искры говорит о том, что устройство вышло из строя.
Если тестера под рукой нет, то можно применить следующий метод проверки:
- Подсоедините вывод катушки к свече зажигания.
- Резьбовая часть свечи должна быть прикреплена к земле.
- Снимите каретку с датчиком и подсоедините разъем.
- Включите зажигание.
- Подойдите к устройству с помощью отвертки. Если на свече есть искра, все работает правильно.
При выявлении неисправности регулятора потребуется замена датчика на ВАЗ-2109.
Пошаговый процесс замены устройства
Перед началом замены подготовьте стандартный набор инструментов.
Первоначально снимите трамблер с узла допоборудования и можно приступать к замене:
- Сначала отключите аккумулятор (снимите минусовую клемму).
- Отсоедините бронепровода от распределителя и снимите шланг с вакуум-корректора.
- Вытяните газовый трос и снимите его.
- Ослабьте гайку кронштейна, фиксирующую провода. Этот элемент необходимо снять со шпильки и сместить в сторону для удобства.
- Сделать метку в виде прямой линии на корпусе привода вспомогательных агрегатов и распределителя для установки правильного момента зажигания при сборке.
- Отсоедините жгут проводов.
- Снимите заглушку с картера сцепления, поверните маховик отверткой так, чтобы поршень первого цилиндра находился в положении ВМТ.
- Отверните две гайки крепления и снимите распределитель.
Замена датчика осуществляется следующим образом:
- Открутить крышку трамблера.
- Снимите бегунок — для этого его нужно немного потянуть вверх.
- Следующим шагом является снятие пылезащитной крышки.
- Отвинтите фиксирующий винт и снимите заглушку.
- Ослабьте винты, крепящие опорную пластину датчика.
- Открутив болты крепления вакуум-корректора и демонтировав стопорное кольцо, снимите корректор и шток.
- Откройте зажим и снимите провода.
- Снимите монтажную пластину, открутите крепежные болты и замените неисправный датчик.
Электромагнитный прибор, называемый датчиком Холла (далее ДГ), используется во многих устройствах и механизмах. Но наибольшее применение он нашел в автомобилестроении. Практически во всех моделях отечественного автопрома (ВАЗ 2106, 2107, 2108 и др.) бесконтактная система зажигания бензинового двигателя контролируется этим датчиком. Соответственно, при его выходе из строя возникают серьезные проблемы с работой двигателя. Чтобы не ошибиться в диагностике, необходимо понимать принцип работы датчика, знать его устройство и методы проверки.
Кратко о принципе работы
Принцип работы датчика зажигания основан на эффекте Холла, получившем свое название в честь американского физика, открывшего это явление в 1879 году. Подачей постоянного напряжения на края прямоугольной пластины (A и B на рис. 1) и поместив ее в магнитное поле, Эдвин Холл обнаружил разность потенциалов на двух других краях (C и D).
Рис.1. Демонстрация эффекта Холла
В соответствии с законами электродинамики на носители заряда действует сила Лоренца, что приводит к возникновению разности потенциалов. Величина напряжения Холла U достаточно мала, колеблется от 10 мкВ до 100 мВ, она зависит как от силы тока, так и от напряженности электромагнитного поля.
До середины прошлого века открытие не нашло серьезного технического применения, пока не было налажено производство полупроводниковых элементов на основе кремния, сверхчистого германия, арсенида индия и др. с необходимыми свойствами. Это открыло возможности для производства малогабаритных датчиков, позволяющих измерять как напряженность поля, так и силу тока, протекающего по проводнику. 9- срабатывание происходит при определенной напряженности поля, а после ее уменьшения датчик переходит в исходное состояние;

Как правило, большинство датчиков представляют собой трехконтактные компоненты, два из которых двух- или однополюсные с питанием, а третий сигнальный.
Пример использования аналогового элемента
Рассмотрим в качестве примера конструкцию датчика тока на эффекте Холла.
Упрощенная схема датчика тока на эффекте Холла
Обозначения:
- А — проводник.
- B представляет собой открытое кольцо магнитопровода.
- C — аналоговый датчик Холла.
- Д — усилитель сигнала.
Принцип работы такого устройства достаточно прост: ток, проходя по проводнику, создает электромагнитное поле, датчик измеряет его величину и полярность и выдает пропорциональное напряжение U ДТ, которое подается на усилитель, а затем на индикатор.
Назначение ДХ в системе зажигания автомобиля
Разобравшись с принципом работы элемента Холла, рассмотрим, как этот датчик используется в бесконтактной системе зажигания автомобилей линейки ВАЗ. Для этого обратитесь к рисунку 5.9.0003
Рис. 5. Принцип устройства СБЗ
Обозначения:
- А — датчик.
- B — это магнит.
- С — пластина из магнитопроводящего материала (количество выступов соответствует количеству цилиндров).
Алгоритм такой схемы выглядит так:
- При вращении вала прерывателя-распределителя (движении синхронно с коленчатым валом) один из выступов магнитопроводящей пластины занимает положение между датчиком и магнитом .
- В результате этого действия изменяется напряженность магнитного поля, что приводит к срабатыванию ДК. Он посылает электрический импульс на переключатель, который управляет катушкой зажигания.
- Катушка генерирует напряжение, необходимое для образования искры.
Казалось бы, ничего сложного, но искра должна появиться в определенный момент. Если она рано или поздно образуется, то вызовет сбои в работе двигателя, вплоть до его полной остановки.
Проявление неисправности и возможные причины
Нарушения в работе ТН можно выявить по следующим косвенным признакам:
- Резкое увеличение расхода топлива. Это связано с тем, что топливно-воздушная смесь впрыскивается более одного раза за цикл вращения коленчатого вала.
- Проявление нестабильной работы двигателя. Автомобиль может начать «дергаться», происходит резкое замедление. В некоторых случаях не удается развить скорость более 50-60 км/ч. Двигатель «глохнет» во время работы.
- Иногда выход из строя датчика может привести к фиксации коробки передач, без возможности ее переключения (в некоторых моделях автомобилей импортного производства). Для исправления ситуации требуется перезапуск мотора. При регулярных подобных случаях можно с уверенностью констатировать несостоятельность ДП.
- Нередко поломка может проявиться в виде пропадания искры зажигания, что, соответственно, сделает невозможным запуск двигателя.
- В системе самодиагностики могут возникать регулярные сбои, например, при работе на холостом ходу загорается лампочка Check Engine, а при увеличении оборотов лампочка гаснет.
Вовсе не обязательно, что перечисленные факторы вызваны выходом из строя ДП. Велика вероятность того, что неисправность вызвана другими причинами, а именно:
- попадание мусора или других посторонних предметов на корпус ДП;
- произошел обрыв сигнального провода;
- вода попала в разъем ДП;
- сигнальный провод замкнут с «массой» или бортовой сетью;
- разрыв экранирующей оболочки на всем пучке или отдельных проводах;
- повреждение проводов, подающих питание на ДП;
- перепутана полярность напряжения, подаваемого на датчик;
- проблемы с высоковольтной цепью системы зажигания;
- проблемы с блоком управления;
- неправильно выставлен зазор между ДП и магнитопроводящей пластиной;
- возможно причина кроется в большой амплитуде торцевого биения шестерни распредвала.
Как проверить работоспособность датчика Холла?
Существуют разные способы проверки исправности датчика СБЗ, кратко расскажем о них:
- Имитируем наличие ДЗ.
Это самый простой способ быстро проверить. Но об ее эффективности можно говорить только в том случае, если искра не образуется при наличии питания на основных компонентах системы. Для проверки выполните следующие действия:
- отсоедините трехпроводную вилку от распределителя;
- запускаем систему зажигания и одновременно «замыкаем» провод на массу и сигнал с датчика (пин 3 и 2 соответственно). При наличии искры на катушке зажигания можно констатировать, что датчик СБЗ потерял свою работоспособность и нуждается в замене.
Обратите внимание, что для обнаружения искрообразования высоковольтная проводка должна находиться близко к земле.
- Использование мультиметра для проверки. Это самый известный способ, он указан в инструкции к автомобилю. Необходимо подключить щупы прибора, как показано на рисунке 7, и измерить напряжение.
На исправном датчике напряжение будет колебаться в диапазоне от 0,4 до 11 вольт (не забудьте перевести мультиметр в режим измерения постоянного тока). Следует отметить, что проверка с помощью осциллографа будет намного эффективнее. Подключается так же, как мультиметр. Пример осциллограммы работающего ЦТ приведен ниже.
- Установка заведомо работающего ЦТ. Если есть в наличии другой датчик того же типа, или есть возможность взять его на время, то такой вариант тоже есть, особенно если первые два сложно сделать.
Есть еще один вариант проверки, по принципу действия аналогичный второму способу. Может пригодиться, если под рукой нет измерительных приборов. Для проверки понадобится резистор на 1,0 кОм, светодиод, например, от фонарика-зажигалки, и несколько проводов. Из всего этого набора собираем устройство в соответствии с рисунком 9.
Рис. 9. Тестер световых индикаторов для проверки DH
Проверка проводится по следующему алгоритму:
- Проверить подачу питания на датчик. Для этого подключаем (соблюдая полярность) наш тестер к выводам 1 и 3 ДК.
Включаем зажигание, если с питанием все в порядке, светодиод загорится, в противном случае нужно будет проверить цепь питания (предварительно убедившись в правильности подключения светодиода).
- Проверяем сам датчик. Для этого «перебрасываем» провод с первого вывода на второй (сигнал от ДК). После этого начинаем проворачивать распредвал (от руки или стартером). Мигание светодиода указывает на исправность DC. В противном случае на всякий случай проверяем полярность при подключении светодиода, и если все сделано правильно, меняем датчик на новый.
Электромагнитный прибор, называемый датчиком Холла (далее ДГ), используется во многих устройствах и механизмах. Но наибольшее применение он нашел в автомобилестроении. Практически во всех моделях отечественного автопрома (ВАЗ 2106, 2107, 2108 и др.) бесконтактная система зажигания бензинового двигателя контролируется этим датчиком. Соответственно, при его выходе из строя возникают серьезные проблемы с работой двигателя. Чтобы не ошибиться в диагностике, необходимо понимать принцип работы датчика, знать его устройство и методы проверки.
Кратко о принципе работы
Принцип работы датчика зажигания основан на эффекте Холла, получившем свое название в честь американского физика, открывшего это явление в 1879 году. Подачей постоянного напряжения на края прямоугольной пластины (A и B на рис. 1) и поместив ее в магнитное поле, Эдвин Холл обнаружил разность потенциалов на двух других краях (C и D).
Рис.1. Демонстрация эффекта Холла
В соответствии с законами электродинамики на носители заряда действует сила Лоренца, что приводит к возникновению разности потенциалов. Величина напряжения Холла U достаточно мала, колеблется от 10 мкВ до 100 мВ, она зависит как от силы тока, так и от напряженности электромагнитного поля.
До середины прошлого века открытие не нашло серьезного технического применения, пока не было налажено производство полупроводниковых элементов на основе кремния, сверхчистого германия, арсенида индия и др. с необходимыми свойствами. Это открыло возможности для производства малогабаритных датчиков, позволяющих измерять как напряженность поля, так и силу тока, протекающего по проводнику. 9- срабатывание происходит при определенной напряженности поля, а после ее уменьшения датчик переходит в исходное состояние;
Как правило, большинство датчиков представляют собой трехконтактные компоненты, два из которых двух- или однополюсные с питанием, а третий сигнальный.
Пример использования аналогового элемента
Рассмотрим в качестве примера конструкцию датчика тока на эффекте Холла.
Упрощенная схема датчика тока на эффекте Холла
Обозначения:
- А — проводник.
- B представляет собой открытое кольцо магнитопровода.
- C — аналоговый датчик Холла.
- Д — усилитель сигнала.
Принцип работы такого устройства достаточно прост: ток, проходя по проводнику, создает электромагнитное поле, датчик измеряет его величину и полярность и выдает пропорциональное напряжение U ДТ, которое подается на усилитель, а затем на индикатор.
Назначение ДХ в системе зажигания автомобиля
Разобравшись с принципом работы элемента Холла, рассмотрим, как этот датчик используется в бесконтактной системе зажигания автомобилей линейки ВАЗ. Для этого обратитесь к рисунку 5.9.0003
Рис. 5. Принцип устройства СБЗ
Обозначения:
- А — датчик.
- B — это магнит.
- С — пластина из магнитопроводящего материала (количество выступов соответствует количеству цилиндров).
Алгоритм такой схемы выглядит так:
- При вращении вала прерывателя-распределителя (движении синхронно с коленчатым валом) один из выступов магнитопроводящей пластины занимает положение между датчиком и магнитом .
- В результате этого действия изменяется напряженность магнитного поля, что приводит к срабатыванию ДК. Он посылает электрический импульс на переключатель, который управляет катушкой зажигания.
- Катушка генерирует напряжение, необходимое для образования искры.
Казалось бы, ничего сложного, но искра должна появиться в определенный момент. Если она рано или поздно образуется, то вызовет сбои в работе двигателя, вплоть до его полной остановки.
Проявление неисправности и возможные причины
Нарушения в работе ТН можно выявить по следующим косвенным признакам:
- Резкое увеличение расхода топлива. Это связано с тем, что топливно-воздушная смесь впрыскивается более одного раза за цикл вращения коленчатого вала.
- Проявление нестабильной работы двигателя. Автомобиль может начать «дергаться», происходит резкое замедление. В некоторых случаях не удается развить скорость более 50-60 км/ч. Двигатель «глохнет» во время работы.
- Иногда выход из строя датчика может привести к фиксации коробки передач, без возможности ее переключения (в некоторых моделях автомобилей импортного производства). Для исправления ситуации требуется перезапуск мотора. При регулярных подобных случаях можно с уверенностью констатировать несостоятельность ДП.
- Нередко поломка может проявиться в виде пропадания искры зажигания, что, соответственно, сделает невозможным запуск двигателя.
- В системе самодиагностики могут возникать регулярные сбои, например, при работе на холостом ходу загорается лампочка Check Engine, а при увеличении оборотов лампочка гаснет.
Вовсе не обязательно, что перечисленные факторы вызваны выходом из строя ДП. Велика вероятность того, что неисправность вызвана другими причинами, а именно:
- попадание мусора или других посторонних предметов на корпус ДП;
- произошел обрыв сигнального провода;
- вода попала в разъем ДП;
- сигнальный провод замкнут с «массой» или бортовой сетью;
- разрыв экранирующей оболочки на всем пучке или отдельных проводах;
- повреждение проводов, подающих питание на ДП;
- перепутана полярность напряжения, подаваемого на датчик;
- проблемы с высоковольтной цепью системы зажигания;
- проблемы с блоком управления;
- неправильно выставлен зазор между ДП и магнитопроводящей пластиной;
- возможно причина кроется в большой амплитуде торцевого биения шестерни распредвала.
Как проверить работоспособность датчика Холла?
Существуют разные способы проверки исправности датчика СБЗ, кратко расскажем о них:
- Имитируем наличие ДЗ. Это самый простой способ быстро проверить. Но об ее эффективности можно говорить только в том случае, если искра не образуется при наличии питания на основных компонентах системы. Для проверки выполните следующие действия:
- отсоедините трехпроводную вилку от распределителя;
- запускаем систему зажигания и одновременно «замыкаем» провод на массу и сигнал с датчика (пин 3 и 2 соответственно). При наличии искры на катушке зажигания можно констатировать, что датчик СБЗ потерял свою работоспособность и нуждается в замене.
Обратите внимание, что для обнаружения искрообразования высоковольтная проводка должна находиться близко к земле.
- Использование мультиметра для проверки. Это самый известный способ, он указан в инструкции к автомобилю.
Необходимо подключить щупы прибора, как показано на рисунке 7, и измерить напряжение.
На исправном датчике напряжение будет колебаться в диапазоне от 0,4 до 11 вольт (не забудьте перевести мультиметр в режим измерения постоянного тока). Следует отметить, что проверка с помощью осциллографа будет намного эффективнее. Подключается так же, как мультиметр. Пример осциллограммы работающего ЦТ приведен ниже.
- Установка заведомо работающего ЦТ. Если есть в наличии другой датчик того же типа, или есть возможность взять его на время, то такой вариант тоже есть, особенно если первые два сложно сделать.
Есть еще один вариант проверки, по принципу действия аналогичный второму способу. Может пригодиться, если под рукой нет измерительных приборов. Для проверки понадобится резистор на 1,0 кОм, светодиод, например, от фонарика-зажигалки, и несколько проводов. Из всего этого набора собираем устройство в соответствии с рисунком 9.
Рис. 9. Тестер световых индикаторов для проверки DH
Проверка проводится по следующему алгоритму:
- Проверить подачу питания на датчик. Для этого подключаем (соблюдая полярность) наш тестер к выводам 1 и 3 ДК. Включаем зажигание, если с питанием все в порядке, светодиод загорится, в противном случае нужно будет проверить цепь питания (предварительно убедившись в правильности подключения светодиода).
- Проверяем сам датчик. Для этого «перебрасываем» провод с первого вывода на второй (сигнал от ДК). После этого начинаем проворачивать распредвал (от руки или стартером). Мигание светодиода указывает на исправность DC. В противном случае на всякий случай проверяем полярность при подключении светодиода, и если все сделано правильно, меняем датчик на новый.
В нашей статье мы поговорим о датчике холла на ВАЗ-2109, его особенностях, замене своими руками и диагностике. Такой элемент можно встретить исключительно в карбюраторных «девятках». На них устанавливалась только бесконтактная система зажигания. На инжекторных двигателях все несколько иначе. С помощью этого устройства вырабатывается импульс, который подается на коммутатор и катушку зажигания. Но обо всем по порядку. Начнем с того, где находится этот датчик и как его правильно диагностировать.
Где установлено устройство?
Датчик холла на ВАЗ-2109 находится внутри корпуса распределителя зажигания — распределителя. На внешней стенке распределителя имеется разъем для подключения датчика к бортовой сети автомобиля. Часто бывает, что провода в вилке окислились или покрылись слоем пыли, масла. Это приводит к плохому контакту и неработоспособности всей системы зажигания. В этом случае достаточно просто промыть и почистить контакты, чтобы зажигание начало работать как надо.
Интервал замены датчика
Датчик холла на ВАЗ-2109 с карбюратором должен меняться скорее не по регламенту, а по мере износа. Если устройство качественное и эксплуатируется в штатном режиме, то оно прослужит не один год. Вполне возможно, что за несколько десятилетий эксплуатации вы даже не прикоснетесь к этому устройству.
Но если вдруг с ним что-то случится, то машина не сможет продолжить движение. На свечи не будет поступать искра, поэтому двигатель заглохнет и не сможет запуститься. При появлении такого симптома нужно проверить наличие искры. Для этого понадобится одна свеча, корпус которой соединяется с корпусом, а сверху надевается колпачок, идущий от трамблера.
При включении зажигания и попытке запуска двигателя должна появиться искра. Если его нет, неисправен датчик холла на ВАЗ-2109 или переключатель. Чтобы полностью убедиться в поломке датчика, нужно снять с него колодку с проводами, включить зажигание, подключить свечу к бронепроводу. При замыкании контактов «2» и «3» между электродами должна появиться искра. Если этого не происходит, то неисправность не в датчике, а в переключателе или катушке.
Снятие трамблера
Перед снятием датчика холла на ВАЗ-2109 потребуется демонтировать и разобрать трамблер. Все это можно сделать отверткой и ключом на «10» даже в полевых условиях. Для этого выполните следующие манипуляции:
- Отсоедините провод «—» от аккумуляторной батареи.
- Ключом на «10» отверните три гайки крепления корпуса распределителя к головке блока.
- Снимите все бронепровода, идущие к крышке распределителя. Запомните или отметьте их местоположение.
- Снимите распределитель.
- Снимите крышку распределителя — для этого нужно отверткой открутить два болта.
- Снимите ползунок и пластиковый защитный экран.
- Отвинтите крепление металлического стержня.
- Снять датчик Холла ВАЗ-2109 для замены.
Все, разборка окончена.
Сборка распределителя
Установить новый датчик взамен старого, очистить все поверхности внутри корпуса распределителя. Может быть небольшое количество масла, металлической стружки. Это может повредить датчик, поэтому лучше избавиться от этих посторонних предметов.
Процедура сборки осуществляется в строго обратной последовательности.