Жор масла причины: 5 причин масложора и способы борьбы с ними

Содержание

6 причин масложора (и как с ним бороться) — журнал За рулем

Эксперт «За рулем» разъясняет, сколько масла может расходовать исправный двигатель и чем вызван масложор у современных моторов.

Современный двигатель сродни человеческому организму. Каждая отдельная система является частью единого целого, и ее деятельность зависит от здоровья других элементов. Поэтому повышенный расход масла может быть вызван множеством причин – от лежащих на поверхности до закамуфлированных.

Речь пойдет, конечно, не об утечках масла, а о потерях, вызванных неисправностями двигателя, а также особенностями ­эксплуатации автомобиля.

Система впуска воздуха

Плохая фильтрация воздуха (из-за несвоевременной замены фильтра) и негерметичность впускного тракта приводят к попаданию загрязнений в камеру сгорания. Это вызывает серьезный абразивный износ цилиндропоршневой группы – рабочих поверхностей цилиндров, поршней и колец. Из-за этого на стенках цилиндров остаются излишки масла, которые затем сгорают.

Грязь откладывается и в канавках поршневых колец. Там она соединяется с моторным маслом и превращается в абразивную пасту. В итоге подвижные кольца, стираясь, теряют в высоте, а канавки расширяются, что приводит к снижению герметичности цилиндра и повышению угара масла.

Клапанный механизм

Масло попадает в камеру сгорания из-за износа направляющих втулок клапанов и их маслосъемных колпачков, которые часто еще и дубеют от старости и окончательно теряют уплотняющую функцию. При их замене важно проверить состояние направляющих втулок: повышенный люфт клапанов быстро прикончит новые маслосъемные колпачки – и масло снова потечет в камеру сгорания.

Турбокомпрессор

Даже исправный турбокомпрессор гонит небольшое количество масла во впускную систему. Ведь в турбине роль сальников играют газодинамические уплотнения, расположенные на концах вала. Они изолируют центральный корпус турбокомпрессора от впускной и выпускной систем двигателя (от холодной и горячей улиток). По принципу работы и конструкции газодинамические уплотнения схожи с поршневыми компрессионными кольцами – они не вполне герметичны и пропускают часть газов.

Всё про турбокомпрессоры, или Нагнетатель обстановки

В некоторых режимах работы любой турбины возникает одновременно высокое давление отработавших газов и чрезмерное разрежение на впуске. Из-за такого перепада давления возможен прорыв части газов из горячей улитки в холодную через газодинамические уплотнения. При этом газы переносят вместе с собой масляный туман, который находится в центральном корпусе, на «впускную» сторону. Видимый эффект этого явления – запотевание стыков патрубков турбины и попадание масла в интеркулер. Потери не нормируются, они зависят от конкретной модели турбокомпрессора и режимов работы мотора.

При неизбежном износе газодинамических уплотнений турбина гонит масло сильнее обычного. Его потери значительно увеличиваются при слишком сильном перепаде давления – когда возникает чрезмерное разрежение на стороне впуска и противодавление на выпуске. Такое случается, к примеру, когда забиты воздушный фильтр и нейтрализатор.

Вентиляция картерных газов

Неисправности системы вентиляции картерных газов – еще одна возможная причина повышенного расхода масла. Неизбежные отложения со временем значительно снижают производительность маслоотделителя и сокращают ресурс управляющего клапана вентиляции или вынуждают его работать некорректно. В результате во впускной воздушный тракт попадает гораздо больше жидкого масла; оно сгорает в цилиндре, оставляя после себя нагар на поршнях и клапанах.

Неполное сгорание топлива

Рейтинг надежности двигателей автомобилей: два литра проблем

Избыток топлива в цилиндре возникает по разным причинам – например, из-за слишком богатой топливовоздушной смеси или ее неполного сгорания. Это очень опасно, ведь несгоревшее топливо активно смывает масляную пленку со стенок цилиндра. Полусухое трение приводит к сильному износу цилиндропоршневой группы – мощность двигателя падает, а расход масла возрастает.

Поэтому очень важно вовремя устранять все неисправности, провоцирующие такую ситуацию, – к примеру, нарушения в работе системы зажигания и топливных форсунок. Следует также избегать заправок некачественным горючим и частых поездок на короткие расстояния без полноценного прогрева двигателя, что особенно вредно для бензиновых моторов с непосредственным впрыском. В этом режиме топливо не успевает полноценно испаряться и смешиваться с воздухом, оно оседает на стенках цилиндра, смывая масляную пленку. Вдобавок топливо попадает в поддон и разжижает масло, повышая его уровень и ухудшая характеристики, пока не испарится после полного прогрева двигателя.

Срок жизни

Угар масла может наблюдаться при его скоропостижном старении из-за тяжелых режимов эксплуатации. В таких условиях его необходимо менять чаще, чем каждые 15 000 км (общепринятый заводской интервал). Об этом обычно говорится в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Уставшее масло также провоцирует закоксовывание и залегание поршневых колец, что приводит к снижению герметичности цилиндров, то есть к повышению объема картерных газов, с которым может не справиться система вентиляции. В итоге она станет гнать гораздо больше масла на впуск. Вдобавок из-за закоксовывания маслосъемных поршневых колец много масла будет сгорать в цилиндре. Замкнутый круг!

Условия эксплуатации

К числу причин повышенного расхода масла относятся не только особенности конструкции и неисправности систем двигателя и отдельных узлов, но и пагубные режимы эксплуатации. Наиболее распространенный и неблагоприятный – длительная работа мотора на минимальных оборотах холостого хода. Из-за низкого давления при сгорании топливовоздушной смеси поршневые кольца работают неэффективно – падает степень герметичности цилиндра. Из-за этого на его стенках остается толстая масляная пленка, которая затем сгорает. К тяжелым условиям эксплуатации относятся также частая езда с непрогретым мотором под высокой нагрузкой и длительная толкотня в пробках.

ПРЕДЕЛЫ ДОЗВОЛЕННОГО
Кроме привычного определения расхода масла – в литрах на 1000 км пробега – применяют и более точное: в процентах от расхода топлива. Более точное – потому что учитывается время работы мотора в режиме холостого хода. Для современных двигателей допускается расход масла не выше 0,5% от объема потребляемого топлива. А как перевести это значение в более привычные и наглядные литры? Предположим, автомобиль потребляет в среднем 8 литров топлива на 100 км пробега. Соответственно, на тысячу – примерно 80 литров, а 0,5% от этого объема – 0,4 литра. Этот показатель в 2,5 раза скромнее того, на который ссылаются сервисмены в ответ на жалобы автовладельцев.

Фото: из архива автора

Масложор. Причины и последствия для ДВС | SUPROTEC

Расход моторного масла в двигателе внутреннего сгорания – естественный нормальный процесс, если он не превышает допустимых автопроизводителем норм. Потери свыше нормативного показателя – результат утечки масла, о чем свидетельствуют масляные пятна под машиной, или так называемый масложор, когда в двигателе по тем или иным причинам происходит угар масла.

Наружные причины чрезмерного расхода моторного масла заметны не вооруженным глазом.

  • Потеря целостности прокладки поддона, клапанной или передней крышки из-за сильного перегрева.
  • Утечки через изношенные сальники коленвала и распредвала.
  • Пробой уплотнения масляного фильтра.
  • Потеря герметичности маслозаливной пробки.

Решение этих проблем лежит в самом названии источника протечки масла. Гораздо сложнее определить истинную причину масложора двигателя, приводящего к сильному расходу масла и аварийному снижению его уровня.

Допустимый уровень расхода моторного масла

Нормальная величина масложора зависит от марки машины и мощности двигателя. Для легковых автомобилей среднего класса этот показатель колеблется от 0,05 до 1,0 литра на 1000 км пробега. Так допустимый масложор в популярной Ладе Веста с двигателем 1.8 л не должен превышать 0,7 л/1000 км.

Ввиду того, что двигатель работает и расходует масло, в том числе и на холостом ходу, некоторые автопроизводители считают более информативным показатель масложора, исчисляемый по отношению к потребленному топливу, а не к пробегу. Так для большинства легковых автомобилей нормальный расход моторного масла – не более 0,5% от всего израсходованного топлива.

ТопливоРасход масла в легковых автомобилях, литров на 100 л топлива
НормальныйКритический масложор
Бензин0,1…0,250,5…1,0
Дизель0,3…0,52,0

Причины масложора

Главный источник чрезмерного расхода ГСМ в двигателе – износ деталей ДВС. Плохая работа топливной системы, изношенная поверхность цилиндропоршневой группы, утечка через маслосъемные колпачки и другие неисправности в двигателе приводят к повышенному расходу моторного масла внутри самого мотора. Причиной масложора может стать и неправильная эксплуатация автомобиля, вплоть до слишком частых простоев в пробках на улицах мегаполисов.

Потеря функциональных свойств маслосъемных колец, увеличенные зазоры колец в поршневой канавке и в замке – это одни из главных и наиболее распространенных причин масложора в двигателях внутреннего сгорания. В результате на стенках цилиндра остается и затем сгорает масло, а в картер прорывается больше продуктов неполного сгорания топлива.

Неисправный воздушный фильтр

Плохо очищенный воздух несет в себе частицы пыли, которые оседают внутри цилиндра и становятся буквально абразивом при движении поршня. В результате такого абразивного износа металла увеличиваются зазоры в цилиндропоршневой группе, а масло остается на стенках цилиндра из-за неплотного прилегания маслосъемных колец и сгорает вместе с топливно-воздушной смесью. От этого и происходит чрезмерный расход масла (масложор) с появлением характерного сизого дыма, выходящего из выхлопной трубы.

Такой абразивный эффект возникает при скоплении попавшей с воздухом пыли в канавках маслосъемных колец. Смешиваясь с моторным маслом, грязь превращается в пастообразный абразив, который во время хода поршня постепенно истирает внутреннюю поверхность цилиндра, поршневые кольца и канавки.

Клапаны и газораспределительный механизм

Сильный износ сальников клапанов (маслосъемных колпачков) и направляющих клапановы втулок – еще один источник масложора. Вулканизация полимерного материала маслосъемных колпачков от повышенной температуры, больших нагрузок и попросту от времени приводит к потере их упругости. Они твердеют и растрескиваются, открывая беспрепятственный путь для протечки масла.

Клапанные втулки служат немного дольше, однако несвоевременная их замена приведет к раскачке клапанов и дополнительному биению о сальники, которые в итоге теряют свою герметичность. В результате появляется эффект масложора, когда моторное масло беспрепятственно стекает по стержню клапана непосредственно в камеру сгорания.

О таком источнике масложора свидетельствует густой обильный дым из выхлопной трубы при запуске прогретого двигателя, и уменьшение интенсивности дыма во время движения автомобиля. Второе свидетельство масложора из-за изношенных клапанных втулок и маслосъемных колец – большое количество масла на резьбе свечи зажигания.

Здесь важно не только вовремя заменять маслосъемные колпачки и контролировать целостность клапанных втулок, но и следить за самим клапаном. Не допускается его люфт. Даже минимальный еле заметный поперечный ход стержня при интенсивной эксплуатации двигателя быстро разобьет новый маслосъемник и направляющую втулку.

Турбокомпрессоры

Газодинамическое уплотнение вала – естественный источник попадания моторного масла во впускную систему. Масложор в указанных автопроизводителем допустимых пределах – это нормально даже при исправно работающем новом турбокомпрессоре. Как и поршневые компрессионные кольца, газодинамическое уплотнение не идеально герметично, а значит, частично газы проникают сквозь него.

При нарушении режимов эксплуатации двигателя может возникнуть ситуация, при которой наблюдается одновременное повышение давления выхлопных газов на выходе и зона сильного разряжения на входе. Такая недопустимая разница провоцирует частичный прорыв газа в холодную улитку из горячей через газодинамический затвор. Внештатный впрыск газа несет с собой распыленное масло из центрального корпуса в сторону впуска.

Определить самостоятельно этот источник масложора можно по запотеванию на патрубковых стыках турбины, а также по наличию масла в интеркулере. Количество потерь масла в таком случае никак не нормируется автопроизводителям. Одна из основных причин износа газодинамических уплотнений с появлением эффекта обратной разницы давлений на входе и выходе – снижение производительности воздушного фильтра и нейтрализатора. Для снижения масложора в такой ситуации достаточно заменить забитый фильтр.

Неисправная система вентиляции картерных газов

Снижение производительности вентиляции картерных газов нередко приводит к масложору даже при условии идеальной работы цилиндропоршневой группы. Чаще всего это происходит из-за неизбежных отложений, которые уменьшают производительность маслоотделителей с сокращением ресурса управляющих клапанов вентиляции.

Из-за скопившихся отложений клапан начинает работать некорректно, ухудшая качество вентиляции газов с неизбежным попаданием большого количество моторного масла в воздуховод. Масло сгорает в камере сгорания, оставляя внутри нее нагар.

Неполное сгорание топливно-воздушной смеси

Жидкое топливо смывает моторное масло с рабочих поверхностей цилиндропоршневой группы. Такой эффект возникает из-за неправильной работы топливной системы, когда топлива слишком много в топливно-воздушной смеси и оно не полностью сгорает. Неполное сгорание приводит к выпадению топлива на стенки цилиндра и смыванию с него масляной пленки.

Это косвенная причина масложора, поскольку прямого воздействия на чрезмерный расход моторного масла она не оказывает. Однако смывание масляной пленки приводит к повышению трения между поршнем и цилиндром. Сухое трение резко ускоряет износ ЦПГ, снижает мощность двигателя и приводит к масложору, когда моторное мало начинает попадать в камеру сгорания через изношенные маслосъемные кольца и поршневые канавки.

  • Важно своевременно устранять любые неисправности в системе зажигания и подачи топлива.
  • Некачественное топливо также приводит к таким проблемам, когда в погоне за экономией автовладельцы заправляются на заправках с сомнительной репутацией.
  • Частые короткие дистанции с непрогретым двигателем – еще одна причина масложора из-за неполного сгорания топлива.

В дополнение к смыванию масляной пленки несгоревшее топливо попадает в масляный поддон. Это приводит к ухудшению качества масла, его разжижению и увеличению объема, порождая замкнутый круг, когда один источник масложора приводит к новым причинам чрезмерного расхода ГСМ.

Низкое качество моторного масла, его выработка или несоответствие марки

Угар или, проще говоря, масложор может появиться из-за полной выработки ресурса масла еще до окончания межсервисного интервала до проведения планового техобслуживания машины. Это наблюдается при тяжелых эксплуатационных условиях, когда автомобиль и его двигатель работают на предельных мощностях.

Зная о таких режимах работы, необходимо сокращать интервал замены моторного масла. В противном случае отработавшее свой ресурс масло приводит к образованию нагара в цилиндропоршневой группе и к залеганию поршневых колец. В результате снижается герметичность и увеличивается трение с образованием новых задиров, приводящих к масложору. Это еще один замкнутый круг с нарастанием, как снежный ком, проблем и появлением новых причин масложора.

К аналогичному эффекту приводит и несоответствие марки моторного масла рекомендациям автопроизводителя. Отклонения от нормы по вязкости и другим параметрам точно так же, как и отработанное старое масло, становится причиной нарастающих и порождающих друг друга причин масложора.

Таблица с причинами

Часть двигателяПоломка, приведшая к масложоруСпособ диагностики
ГБЦ (блок цилиндров)Изношенная прокладкаВизуальный осмотр
Коленчатый валИзношенные сальникиРазборка мотора на СТО
Масляный фильтрВыработка ресурса, засор, непрочное креплениеВизуальный осмотр
Клапаны ГРМПотеря эластичности и герметичности маслосъемных колпачковВизуально-тактильный осмотр
ПоршниРазрушение и закоксовывание маслосъемных колецСиний дым в выхлопных газах
КартерЗасоренная вентиляция с избыточным давлениемУдерживая плотно ладонь на маслозаливном отверстии, определить наличие избыточного давления или его отсутствие
ЦилиндрыИзношенность рабочей поверхности ЦПГ с задирами, трещинамиВизуально при разборке ЦПГ на СТО

Что будет, если не устранить?

Многих автовладельцев не особо беспокоит проблема чрезмерного расхода моторного масла, ввиду малой интенсивности использования машины. Полагая, что проще подлить ГСМ, чем отдавать авто на дорогостоящую диагностику и ремонт, такие автолюбители сильно заблуждаются и рискуют оказаться в ситуации, когда «скупой платит дважды».

Масложор – это не просто чрезмерный расход масла, это серьезный симптом системных проблем в двигателе. Снижение уровня масла может привести к полному выходу из строя двигателя. Ремонт таких неисправностей стоит очень дорого. Это несоизмеримо с затратами на плановое техобслуживание и использование специальных триботехнических присадок для моторного масла, которые в разы снижают риск появления описанных выше причин масложора.

Жор масла на примере Лада Веста с двигателем 1.8 л и способы его устранения

Появление Лада XRAY и Веста с двигателем 1.8 литра было омрачено активным масложором в совершенно новых автомобилях. Массовые жалобы на форумах автовладельцев свидетельствуют о завышенном расходе моторного масла – более литра на 1000 км пробега. На протяжении последних трех лед инженеры ВАЗа предприняли ряд улучшений, которые позволили снизить расход ГСМ до нормальных значений.

Избавить двигатель 1.8 л от масложора на Ладе Веста помогли:

  • изменения калибровки ГРМ;
  • усиление допуска клапанов;
  • увеличение эластичности маслосъемных колпачков;
  • конструктивные изменения масляного отражателя;
  • переход на более вязкое масло.

Конструкторы ВАЗа рекомендуют использовать для двигателей объемом 1.8 литра более вязкое моторное масло марки 5W40, а также добавлять в него триботехнические присадки для защиты от износа и восстановления поверхности ЦПГ. Это резко снижает масложор, повышает мощность двигателя и уменьшает расход топлива.

Триботехнические присадки

Снижение трения в цилиндропоршневой группе и устранение признаков механического износа – главные способы профилактики масложора. Триботехнические добавки для моторного масла снижают фрикционный износ и восстанавливают изношенную поверхность благодаря формированию нового слоя металла.

Присадки Супротек устраняют образовавшиеся царапины, задиры и другие следы механического износа ЦПГ. Металлические микрочастицы буквально заживляют такие «раны», не допуская попадания масла в камеру сгорания и предотвращая его угар.

Триботехнические присадки Супротек «Актив Стандарт» можно использовать даже для предотвращения масложора в двухтактных двигателях, которыми оснащают мопеды, лодочные моторы, бензопилы и прочую мототехнику. Для зашиты от масложора турбодвигателей с непосредственным впрыском TSI и послойным TFSI рекомендовано использовать усиленные триботехнические присадки типа Супротек «Актив Плюс».

Газовое месторождение Зор, Блок Шорук, Средиземное море, Египет

Месторождение было введено в эксплуатацию в декабре 2017 года, а его производственная мощность достигла 2,7 миллиарда кубических футов в сутки в августе 2019 года. Планируется дальнейшее увеличение мощности. до 3,2 млрд куб. футов в сутки к 2020 году.

Информация о местоположении и участке

Месторождение Зор простирается на 100 км 2 в пределах морского блока Шорук, примерно в 190 км от Порт-Саида, Египет.

Глубина воды в районе месторождения составляет около 1500 м.

Запасы газового месторождения Зор

Пласт месторождения Зохр простирается на глубину более 4100 м под морским дном. По оценкам, морское газовое месторождение содержит до 30 триллионов кубических футов (триллионов кубических футов) извлекаемых запасов газа.

Производственная и перерабатывающая инфраструктура

Газовое месторождение Зор в настоящее время разрабатывается 13 эксплуатационными скважинами, а всего за период эксплуатации месторождения планируется пробурить более 200 скважин.

Добыча газа на месторождении контролируется мелководной платформой весом 6000 тонн (т), расположенной на глубине 85 м, примерно в 65 км от побережья.

Подводные установки на месторождении включают манифольды, системы врезки, подводные и надводные системы управления, а также систему защиты от давления.

Газ, добываемый на месторождении, транспортируется по двум трубопроводам длиной 216 км и диаметром 30 дюймов, которые соединяются с береговой установкой подготовки газа в Эль-Гамиле. Береговой газоперерабатывающий комплекс состоит из восьми технологических линий по добыче газа, а также установок по производству серы.

Продажа Eni блока Шорук

Компания Eni сократила свою долю участия в блоке Шорук на 50% с момента открытия месторождения Зор в августе 2015 года.

В феврале 2017 года BP приобрела 10% долю участия в Шорукской концессии за 300 млн фунтов стерлингов (375 млн долларов США) у Eni.

В октябре 2017 года Eni продала 30% акций Шорукской концессии «Роснефти» примерно за 860 млн фунтов стерлингов (1,1 млрд долларов США).

Eni владела 60-процентная доля участия, когда месторождение было введено в эксплуатацию в декабре 2017 года.

Далее, в июне 2018 года, Eni продала 10% акций за 707,5 млн фунтов стерлингов (934 млн долларов США) Mubadala Petroleum, дочерней компании Mubadala Investment Company, базирующейся в Абу-Даби.

Оффшор Подрядчики газового месторождения Зор

Компания Saipem получила контракты на проектирование, поставку, строительство и монтаж (EPCI) для проекта разработки месторождения Зохр в несколько этапов в период с 2016 по 2019 год. Объем работ включал базовое проектирование и монтаж подводных трубопроводов, шлангокабелей, стояков и выкидных трубопроводов.

Petroleum Marine Services (PMS), египетская компания по строительству и морскому обслуживанию на шельфе, была привлечена Saipem в качестве основного субподрядчика для проекта.

UTEC, дочерняя компания Acteon, предоставила Saipem свои автономные подводные аппараты (AUV) Teledyne Gavia для мониторинга траншей в рамках проекта.

OneSubsea, дочерняя компания Schlumberger, получила контракт на сумму 120 млн фунтов стерлингов (170 млн долларов США) на поставку подводных производственных систем для первой фазы разработки проекта в июне 2016 года.

Компания Baker Hughes, дочерняя компания GE, заключила контракт на поставку подводных систем добычи для второго этапа разработки газового месторождения Зор в сентябре 2017 года.

Компания Petrojet изготовила морскую платформу управления для месторождения Зохр на своей производственной верфи в Александрии, Египет.

Суда, используемые для разработки месторождения Zohr

Сверхглубоководное буровое судно Saipem 10000 использовалось для разведочного бурения на месторождении в 2015 году, в то время как другие суда, используемые Saipem для разработки месторождения, включали трубоукладочное судно CastorOne, морское вспомогательное судно Normand Maximus и судно-трубоукладчик Saipem 7000.

Береговые подрядчики

В октябре 2016 года компания Siemens заключила контракт на поставку газоперерабатывающего оборудования, в том числе трех промышленных газотурбо-генераторных установок SGT-400, для ГПЗ Эль-Гамиль.

Kinetics Technology, дочерняя компания Maire Tecnimont, поставила для проекта установки для извлечения серы, а немецкая компания GEA поставила холодильные системы для установок для извлечения серы.

Frames Separation Technologies поставила фильтрующие коагуляторы и теплообменники для газового завода Эль-Гамиль. Unidro поставила установку опреснения воды, установку для сбора конденсата и установки фильтрации тощих аминов для газоперерабатывающего завода.

Giza Systems, компания из Египта, поставила системы безопасности и телекоммуникации для газового месторождения Зохр.

Опасное наследие: обзор уничтожения нефтяной промышленности Дейр-эз-Зора из открытых источников богатая мухафаза Дейр-эз-Зор. Сирийская арабская армия (САА) и ополченцы, верные сирийскому правительству, под прикрытием российских авиаударов устремляются в сторону полей к востоку от реки Евфрат; но то же самое делает и контингент возглавляемых курдами Сирийских демократических сил (SDF), поддерживаемый возглавляемой Соединенными Штатами Объединенной оперативной группой — операция «Непоколебимая решимость» (CJTF-OIR).

За несколько месяцев и лет до этого воздушные кампании, проводимые как ВВС России, так и CJTF-OIR, были нацелены на ту же самую нефтяную инфраструктуру, за которую сейчас гонятся их союзники. В то же время тактика выжженной земли Исламского государства накопила кучу загрязнения. Эти действия оставили токсичный след в окружающей среде, который уже представляет опасность для здоровья местных жителей.

В этой статье Вим Звейненбург и Кристиан Триберт исследуют ключевые разработки, связанные с ключевыми нефтяными месторождениями на востоке Сирии, используя информацию из открытых источников, такую ​​как спутниковые снимки и сообщения местных СМИ. Эта проанализированная информация предполагает, что будут долгосрочные последствия для социально-экономического восстановления региона, которое уже превратилось в силовую игру между племенами, вооруженными группами и государственными субъектами. Однако остается один вопрос: кто будет заниматься загрязнением окружающей среды и последующими рисками для здоровья людей в пострадавших общинах после конфликта? Наверное мало, если вообще есть.

Сирия никогда не была крупным нефтяным игроком, но после Ирака она по-прежнему является крупнейшим производителем среди своих соседей, таких как Ливан, Иордания и Турция, как отмечает Fanack . До войны, в 2010 году, Сирия производила около 2,5 млн баррелей в год, согласно Обзору энергетических ресурсов , выпущенному Мировым энергетическим советом.

Провинция Дейр-эз-Зор содержит примерно 40% запасов нефти страны, а также несколько месторождений природного газа. Несмотря на богатые доходы от нефти, Дейр-эз-Зор почти не видел, чтобы нефтяные богатства возвращались в город и его окрестности.

Изображение 1. Территориальный контроль по состоянию на 17 октября 2017 г., на основании информации из открытых источников, в провинции Дейр-эз-Зор (выделено) на востоке Сирии, где САА и их союзники отмечены красным, СДС и их союзники — желтым, ИГИЛ — желтым. черный. Кредит: Liveuamap.

В конце 2011 г., когда мирные народные восстания в Сирии постепенно переросли в вооруженный конфликт с сирийским правительством во главе с президентом Башаром Асадом, многие мирные жители начали бежать от столкновений, особенно после того, как группировки взялись за оружие против САА и ее союзники. Среди бегущих было много инженеров и специалистов нефтяной промышленности страны, другие присоединились к вооруженным формированиям. В результате выпуск нефтяной промышленности Сирии значительно замедлился.

Боевые действия также вспыхнули вокруг нефтяных объектов: в 2014 году CJTF-OIR, а в 2015 году ВВС России начали наносить авиаудары по контролируемой ИГ нефтяной инфраструктуре, включая нефтеперерабатывающие заводы, поскольку группа боевиков использовала торговлю нефтью и контрабанду как способ получения дохода. . Операция CJTF-OIR «Приливная волна II», направленная на «нанесение вреда» торговле нефтью ИГ, началась в октябре 2015 г., что стало «крупным успехом», как заявил вице-президент нефтяной консалтинговой фирмы Foreign Reports Мэтью М. Рид.0091 Внешняя политика .

Источник: The Fuse, Matt Reed, Foreign Reports. 12 июля 2017 г.

Как внутреннее перемещение сирийцев, так и нападения на нефтяную инфраструктуру способствовали росту кустарных нефтеперерабатывающих заводов. На этих импровизированных сооружениях сырая нефть перерабатывается в пригодный для использования продукт для продажи на местном рынке или контрабандой для покупателей в районах, контролируемых правительством, и в Турции.

Изображение: Google Maps, 16 сентября 2014 г.

Более ранние спутниковые анализы PAX показали, что этот способ переработки нефти стал основной альтернативной экономикой в ​​Сирии с десятками тысяч нефтеперерабатывающих заводов по всей стране. Этими кустарными нефтеперерабатывающими заводами в основном управляют гражданские лица, нередко дети, которые работают в опасных условиях и подвергаются воздействию токсичных материалов. Помимо серьезных проблем со здоровьем, кустарные нефтеперерабатывающие заводы оставляют значительный местный экологический след, поскольку они производят токсичные отходы, которые создают локальное загрязнение и могут привести к загрязнению местных поверхностных и подземных источников воды, что может привести к долгосрочному риску для здоровья окружающей среды. сообщества.  

Изображение. Мужчины и мальчик, работающие на импровизированном нефтеперерабатывающем заводе в Сирии, позируют для портретной фотографии. Фото: Yann Renoult, 2014.

 

Прогнозирование экологической судьбы и воздействия нефтепродуктов, выбрасываемых в окружающую среду, осложняется тем фактом, что нефтепродукты состоят из ряда химических веществ. Нефть в разливах частично разлагается, часть испаряется, а оставшаяся часть прилипает к почве и отложениям. Как правило, ароматические соединения с короткой цепью, такие как бензол, толуол, этилен и ксилол («БТЕХ»), очень подвижны и легко улетучиваются. Соединения с более длинной цепью, такие как большие алканы, имеют очень низкую растворимость и часто остаются связанными с местной почвой и отложениями. В целом короткоцепочечные и ароматические соединения представляют большую угрозу для человека и окружающей среды, поскольку они попадают в почву и воздух, подвергая людей воздействию при вдыхании. Угроза зависит от количества выброшенного, состава нефти и возраста выброшенных нефтепродуктов. Загрязнение подземных вод может происходить при утечке нефтепродуктов из поврежденных резервуаров или сооружений на поверхность почвы. Загрязнение подземных и поверхностных вод угрожает сельскохозяйственным угодьям и людям, использующим подземные и поверхностные воды для орошения, питья и бытовых нужд.

Длительное воздействие некоторых веществ, связанных с нефтью (БТЭК и полициклические ароматические углеводороды – ПАУ), может привести к различным проблемам со здоровьем [PDF], таким как респираторные заболевания, проблемы с печенью, болезни почек и рак, в зависимости от продолжительность и интенсивность воздействия. Загрязнение нефтью может быть особенно проблематичным для местных экологических рецепторов, поскольку некоторые животные, такие как птицы, очень чувствительны к воздействию нефтяных соединений. Нефтяные пожары выделяют в воздух вредные вещества, такие как двуокись серы, двуокись азота, окись углерода, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) и свинец. Соединения азота и серы связаны с кислотными дождями, которые могут оказывать негативное воздействие на растительность и приводить к закислению почв. Кроме того, эти вещества могут вызывать серьезные краткосрочные последствия для здоровья, особенно у людей с ранее существовавшими респираторными заболеваниями. Крупномасштабный выброс ПАУ может иметь потенциально серьезные долгосрочные последствия для окружающей среды. ПАУ представляют собой очень стойкие органические соединения, некоторые из которых являются потенциальными канцерогенами и могут вызывать респираторные заболевания. При выбросе в результате пожаров они могут переноситься на большие площади до осаждения в почвах.

На региональном уровне различные страны борются с последствиями загрязнения нефтью. От ирано-иракской войны, когда целью были различные нефтяные объекты на юге Ирака и Ирана, до нефтяных пожаров в Кувейте в 1991 году и последующего масштабного экологического ущерба, нанесенного сотнями горящих нефтяных скважин, до разлива нефти в Ливане в 2006 году, когда Израиль нацелился на резервуар для хранения нефти на электростанции Jiyeh, который повлиял на местную окружающую среду. Израиль стал свидетелем экологической катастрофы в 2014 году, когда миллионы литров сырой нефти, или 31 000 баррелей, попали в окружающую среду недалеко от Эйлата. Операции по очистке и восстановлению оцениваются более чем в 100 миллионов долларов. В 2016 году ИГ подожгло более 20 нефтяных скважин в Кайяре, что привело к сожжению 2 миллионов баррелей нефти и утечке «тонн тысяч баррелей», согласно заявлению иракского губернатора в ООН в Найроби. , сентябрь 2016 г. Техническая записка ООН по окружающей среде по Ираку [PDF], опубликованная в сентябре 2016 г., содержит более подробную информацию об ущербе от нефти, нанесенном нефтяному месторождению Кайяра.

Три года авиаударов по различным объектам нефтяной промышленности в сочетании с тактикой выжженной земли, используемой ИГ при отступлении (например, путем поджога нефтяных скважин или взрывов газовых месторождений), оставили значительный след в ландшафте Сирии.

Среди целей были десятки нефтехранилищ и нефтеперерабатывающих заводов, около тысячи нефтяных скважин и почти 2000 нефтяных грузовиков, что нанесло серьезный ущерб всей нефтяной инфраструктуре Сирии. С момента начала забастовок визуальное подтверждение, как видно из опубликованных видеозаписей забастовки, показывает множество горящих нефтехранилищ, нападения на кустарные нефтеперерабатывающие заводы, автоцистерны и устья скважин.

Пользователь Твиттера @obretix нанес на карту (и геолоцировал) большую часть видеороликов об авиаударах Коалиции под руководством США и ВВС России, показанных ниже на двух отдельных картах.

К сожалению, большинство видео со снимками авиаударов, привязанных к картам, были удалены с YouTube. Ниже приведены некоторые примеры видеороликов, которые все еще доступны в системах распространения видеоизображений Defense (DVIDS).

Другие нефтеперерабатывающие заводы и нефтяные объекты на различных нефтяных месторождениях в Дейр-эз-Зоре сильно повреждены, и на последних спутниковых снимках видны крупные разливы нефти:

Нефтяной комплекс Азрак

Нефтяной объект на нефтяном месторождении #Азрак в #Дейр-эз-Зор также сильно поврежден, видны крупные разливы на близлежащих #нефтяных скважинах @ https://t. co/634lvtskhe pic.twitter.com/4w0HMGGclW

— Вим Звейненбург (@wammezz) 11 октября 2017 г.

Нефтяное месторождение Малех и завод Fefinery

Малех #нефтяное месторождение и нефтеперерабатывающий завод на востоке #Дейр-эз-Зор сильно повреждены крупными разливами нефти на месте https://t.co/6miuCq8clN pic.twitter.com/LlkwB9УзУЖ

— Вим Звейненбург (@wammezz) 11 октября 2017 г.

Нефтеперерабатывающий завод Вади Убайд

Вади-Убайд #нефтеперерабатывающий завод в #Дейраз-Зоре также серьезно поврежден в результате авиаударов, на месте разливов нефти довольно много https://t.co/6YzLV5nHKZ pic.twitter.com/j60r9SLt8k

— Вим Звейненбург (@wammezz) 11 октября 2017 г.

Нефтеперерабатывающий завод El Ward

Нефтеперерабатывающий завод El Ward в Дейр-Эз-Зоре серьезно поврежден (вероятно) авиаударами за последние пару месяцев https://t. co/1pr6FxloT5 pic.twitter.com/uvgKkdusOo

— Вим Звейненбург (@wammezz) 11 октября 2017 г.

Нефтеперерабатывающие заводы Омар и Танах

E. #Сирия: инфраструктура нефтяных месторождений Омар (юго-восток #Дейр-эз-Зор) в значительной степени разрушена. https://t.co/RKS8E8473u pic.twitter.com/JVuDyt9lZY

— Qalaat Al Mudiq (@QalaatAlMudiq) 4 августа 2017 г.

Также отчетливо видны воронки от авиаударов на насосных станках, следы мазута от бензовозов и разливы нефти из поврежденных скважин.

Изображение: Обзор поврежденных нефтяных скважин и различных хранилищ в Дейр-эз-Зоре. Источник: Google Earth 2014, 2016

Атаки на устья скважин и ограниченные возможности для хранения и транспортировки привели к появлению элементарных решений для хранения сырой нефти, таких как большие нефтяные ямы рядом с крупными скважинами и нефтеперерабатывающими заводами.

PT: на снимке от 17 февраля видны лужи сырой нефти рядом со скважиной на месторождении Эль-Исба #deirazZor. Возможно, сейчас они подожжены pic.twitter.com/bnQ1DSj9ИМ

— Wim Zwijnenburg (@wammezz) 22 сентября 2017 г.

Еще одна проблема с загрязнением возникла из-за (вероятно) любительских методов откачки нефти, которые также привели к утечкам из нефтяных скважин. Эти реки сырой нефти можно наблюдать в разных местах на севере Сирии, и они обсуждались одним из авторов на Planet Labs в сентябре 2017 года.

Изображение. Разлив нефти из скважин Эль-Исба. Август 2017 г. Фото: Sentinel 2/Digital Globe

Изображение. Разливы из различных скважин на нефтяном месторождении Кабиба, мухафаза Хасака. 16 сентября 2014 г. Предоставлено: Google Планета Земля.

Учитывая потенциальный локальный и даже более широкий экологический след авиаударов, политику выжженной земли и альтернативную экономию топлива, Сирии придется иметь дело с токсичным наследием ущерба, нанесенного ее нефтяной промышленности. Тем не менее, надлежащая оценка еще не может быть сделана, поскольку на горизонте вырисовываются более крупные проблемы. Несмотря на этот ущерб, на многих нефтяных месторождениях остаются огромные запасы нефти и газа, которые в настоящее время становятся трофеем для всех сторон, вовлеченных в конфликт, и могут иметь широкие геополитические последствия для будущей Сирии.

Вся информация в статье была собрана и сохранена в этом обзоре Google Maps.

5 сентября 2017 года сирийские военные наконец-то прорвали осаду так называемого «Исламского государства» (ИГ) в Дейр-эз-Зоре. Это положило конец трехлетней блокаде города боевиками, которая началась в 2014 году и привела к продолжающемуся гуманитарному кризису. Несколько дней спустя, 9 сентября, CJTF-OIR приветствовал начало операции «Буря в Джазире» Сирийской арабской коалиции (САК) по разгрому ИГ в долине реки Хабур к северу от города Дейр-эз-Зор. США заявляют, что SAC представляет собой союз внутри SDF исключительно этнических арабских ополченцев. Курдские народные отряды самообороны (YPG) также объявили об операции на аффилированном веб-сайте. После очистки от боевиков ИГ долина «будет передана представительным органам местных жителей, которые затем будут следить за безопасностью и управлением, как в Табке и Манбидже», — говорится в сообщении CJTF-OIR.

Хотя представитель CJTF-OIR заявил, что ему известно о стратегической ценности территории, он заявил, что коалиция «не занимается захватом земель». Однако и главнокомандующий SDF, и лидер военного совета SDF в Дейр-эз-Зоре высказались иначе. Цитата из NPR , Ахмед Абу Хавла, лидер военного совета SDF в Дейр-эз-Зоре, сказал, что они «хотят победить [ИГ], а затем освободить не только нефтяные месторождения, но и все земли, фабрики и людей». Абу Хавла родом из могущественного племени в этом районе.

Силы, связанные с правительством Асада, идут с севера (запада) и запада, в то время как САК продвигается на юг с севера. Сирия Deeply отследил продвижение обоих в конце сентября 2017 года. США уже обвинили Россию в бомбардировке бойцов SDF, но Россия отвергла это утверждение и вместо этого обвинила США в смерти своего генерала.

В то время как поддерживаемые США SDF в настоящее время продвигаются к восточному нефтяному месторождению в Дейр-эз-Зоре, сирийская армия, поддерживаемая в воздухе и на земле со стороны России, а также с иракскими и иранскими ополченцами на их стороне, также нацелилась на том же нефтяном богатстве. В прошлом году последней группе удалось вернуть себе газовые и нефтяные месторождения недалеко от Пальмиры, а недавно удалось вернуть себе нефтяное месторождение Аль-Тайем к югу от города Дейр-эз-Зор, но не раньше, чем ИГ удалось саботировать некоторые из нефтепроводов. что привело к локальному разливу нефти среди многих других вблизи нефтеперерабатывающего завода.

Изображение. Утечка сырой нефти из трубопровода на нефтеперерабатывающем заводе в Тайеме, сентябрь 2017 г. Фото: скриншот из Al Masdar News.

Изображение. Горящие скважины к северо-востоку от нефтеперерабатывающего завода в Тайеме и разлив нефти к югу от локации. Фото: Sentinel Hub, 10 сентября 2017 г.

С севера силы SDF быстро захватили газовый объект Conoco и близлежащее нефтяное месторождение Эль-Идра. Во время отступления боевики ИГ подожгли местную нефтяную яму, вероятно, чтобы создать дымовую завесу. Хотя на снимках Planet Labs был виден огромный пожар, огонь потух через два дня.

Изображение. Горящая нефтяная яма на месторождении Эль-Исба. Предоставлено: Planet Labs.

Изображение: Горящая нефтяная яма в том же месте, уменьшенное изображение. Предоставлено: Planet Labs

Вскоре после этого SDF удалось захватить нефтеперерабатывающий завод в Джафре. В ходе боевых действий возникло несколько пожаров к югу и западу от нефтеперерабатывающего завода, как это видно на изображениях Planet Labs и Sentinel ниже от 28 сентября и 17 октября 2017 г.

Изображение: Пожар к югу от нефтеперерабатывающего завода Джафра. Фото: Planet Labs, 28 сентября 2017 г.

Изображение: горящая нефтяная яма в Джафре, 17 октября 2017 г. Фото: Planet Labs

Еще одна небольшая нефтяная скважина загорелась к западу от нефтеперерабатывающего завода, которая на момент публикации все еще горит.

Изображение. Нефтеперерабатывающий завод Джафра с горящими нефтяными ямами/скважинами, 5 октября 2017 г., Фото: Sentinel 2.

Учитывая разрушительный характер тактики отступления ИГ, когда они подожгли десятки нефтяных скважин в Ираке в 2016 и 2017 гг., можно ожидать что они прибегнут к аналогичной политике выжженной земли в Сирии. Однако есть основания полагать, что в Дейр-эз-Зоре могут действовать и другие факторы, которые могут привести к другому подходу.

В 2012 году местные племена Дейр-эз-Зора захватили нефтяные месторождения со своими вооруженными группами после изгнания САА и начали зарабатывать деньги на контрабанде и переработке нефти. Когда «Джабхат ан-Нусра», в то время филиал сирийской «Аль-Каиды», и группы Свободной сирийской армии (ССА) захватили этот район в 2013 году, были заключены сделки с местными племенами по поводу контроля над нефтяными месторождениями, как указывалось в различных отчетах об исследованиях. например, Фонд Карнеги и публикация немецкой неправительственной организации Фонд братства за права человека . Тем не менее, казалось, что это не обошлось без борьбы, поскольку некоторые кланы стремились сохранить контроль над нефтяными скважинами.

Впоследствии «Нусра» якобы использовала политическую тактику для получения контроля над нефтяным месторождением Омар под видом объединения всех вооруженных групп в шариатский совет, который затем будет контролировать всю нефть. Но это не приземлилось хорошо. Возможно, в результате в 2014 году некоторые группы начали поддерживать новичков ИГ, которые затем использовали эти споры, чтобы наконец взять под контроль все скважины и потребовать союза со своим лидером. Власть местных кланов и зависимость ИГ от их поддержки могут объяснить ограниченные действия ИГ против нефтяных месторождений, поскольку они обеспечивают доход для местных кланов. Таким образом, поджог колодцев будет иметь серьезные последствия для средств к существованию кланов, и маловероятно, что они позволят ИГ сделать это.

Что ждет Дейр-эз-Зор в будущем после конфликта? Продолжающиеся боевые действия оставили большую часть нефтяной отрасли в руинах и проложили долгий путь к восстановлению, как подчеркивается Всемирным банком в отчете The Toll of War , опубликованном в июле 2017 года. Важный вопрос будет связан не только с экономическими последствиями, но и с политическим вопросом о том, кто какое месторождение будет контролировать. Однако эти вопросы не входят в компетенцию авторов.

Вместо этого эта статья направлена ​​на решение вопросов, связанных с политической ответственностью за нанесенный ущерб, о том, кто будет финансировать очистку, восстановление и оказывать поддержку пострадавшим сообществам. Эти действия, а также связанные с ними программы просвещения и повышения осведомленности о рисках крайне необходимы для минимизации воздействия загрязнения, вызванного экологическим ущербом. Поэтому в этой статье особое внимание уделялось потенциальному влиянию загрязнения на средства к существованию и высказывались опасения по поводу рисков для здоровья, связанных с окружающей средой, для тех, кто живет вблизи загрязненных участков или работает в альтернативной кустарной нефтяной промышленности.

Очевидно, рост кустарной нефтепереработки привел к серьезным проблемам со здоровьем у людей, особенно у детей, работающих на этих объектах. Ежедневная работа в опасных условиях, вдыхание ядовитых паров и контакт с токсичными отходами сопряжены с острыми и долгосрочными рисками для здоровья. Информационное агентство TransTerra Media дает тревожное представление об условиях труда рабочих на этих объектах в этом видео в Камлиши, северная Сирия, в 2014 году, описывая все болезни и болезни, с которыми они сталкиваются ежедневно. Эта практика, вероятно, будет продолжаться даже после того, как замолкнут пушки, поскольку для многих домохозяйств это один из немногих способов обеспечить доход.

Нанесение ударов по нефтяным объектам всеми воюющими сторонами также оставило заметные шрамы на окружающей среде Дейр-эз-Зора. Сжигание нефтяных скважин и ям для хранения, разливы из трубопроводов, прямое загрязнение от взорванных нефтеперерабатывающих заводов и токсичные отходы кустарной переработки, вероятно, привели к возникновению десятков экологических горячих точек.

Изображение: Лагерь для внутренне перемещенных лиц  в Хасаке, созданный между кустарными нефтеперерабатывающими заводами, подвергающий мирных жителей воздействию токсичных отходов. Источник: МККК, Sentinel 2, август 2017 г.

Вопросы оценки воздействия и ответственности государств за загрязнение, связанное с конфликтами, обсуждались в прошлом году на втором заседании Ассамблеи Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEA). Резолюция под названием «Защита окружающей среды в районах, затронутых вооруженным конфликтом», была представлена ​​Украиной при соавторстве Иордании, Ирака, Норвегии и Демократической Республики Конго и была одобрена консенсусом. В резолюции ООН изложены опасения по поводу ущерба окружающей среде, причиняемого вооруженными конфликтами, и, среди прочего, содержится призыв к

« Государства-члены должны продолжать поддерживать, при необходимости, разработку и реализацию программ, проектов и политики развития, направленных на предотвращение или уменьшение воздействия вооруженных конфликтов на природную среду ».

В этом году иракское правительство представит еще одну резолюцию на UNEA-3, которая пройдет в декабре в Найроби. Резолюция будет касаться загрязнения, вызванного вооруженными конфликтами и террористическими операциями, и возникла из-за проблем Ирака, связанных с серьезными последствиями горящих нефтяных скважин в Кайяре и пожаром на серном заводе Мишрак, подожженным ИГ.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *