Как самому отремонтировать рулевую рейку: 403 — Доступ запрещён – Ремонт рулевой рейки своими руками инструкция с фото

Содержание

Ремонт рулевой рейки своими руками

В настоящее время почти у каждого имеется автомобиль, иногда их от двух и более в доме. Так как машина — система сложная, то и ремонт частенько требуется для каких-либо деталей.

Что касается ремонтных работ в станциях технического осмотра, то стоимость на них превышает все возможные уровни. Именно поэтому многие автолюбители хотят самостоятельно постичь процесс на любом автомобиле.

Одна из наиболее частых трудностей,которая встречается в автомобилях — поломки рулевой рейки. На фото ремонта рулевой рейки своими руками можно постараться разглядеть, как именно это делается.

Однако не всегда понятно таким образом. В данном материале мы разберем вопрос ремонта рулевой рейки самостоятельно.

Содержимое обзора:

Как понять, что пора ремонтировать

Конечно, решение о том, чтобы проверить работоспособность рулевых оставляющих приходит не само собой. Появляются признаки, которые указывают на неотложную необходимость проведения таких действий.

Вот, что должно обратить ваше внимание на эту деталь:

  • Рейка начинает постукивать, руль в руках бьется при движении.
  • Повороты совершать труднее, при каждом передвижении руля нужно делать усилие.
  • Ощущается, что в области рулевой рейки есть зазор, так как она начинает люфтить.
  • Из гидроусилителя сочится жидкость.
  • Как только включается гидроусилитель, от него исходят странные звуки.

Так как в большинстве автомобилей рулевая рейка устроена абсолютно одинаково, то ремонт ее в ВАЗ своими руками ничем не будет отличаться от Ауди и другой марки.

Неточности будут при этом процессе минимальны и можно не искать инструкции, адаптированной конкретно под вашу машину.

Однако ремонт такой детали все же дело очень не простое и перед тем, как за него браться, хорошенько изучите, как устроена рейка.

В процессе ремонта рулевой рейки своими руками потребуется иметь под рукой набор инструментов и запасные части для замены. Это должны быть сальники, смазка, восьмигранный ключ, втулки, прибор для замены стопорного колеса и многое другое.

Профессиональные водители знают, какие детали пригодятся. Тут вам поможет сориентироваться видео ремонта рулев

Ремонт Рулевых реек Можно ли отремонтировать рулевую рейку своими руками и как?

Возможен ли ремонт рулевой рейки своими руками самостоятельно? Ответ дает мастер с опытом более 20 лет, и он ответит на этот вопрос. За время работы ему пришлось ремонтировать рулевые рейки всевозможных автомобилей, от Мерседеса до Лады.

Две самые распространенные неисправности рулевых реек – это стук и течь. Обе эти неполадки вызываются механическим износом, но если причина течи из рейки – износ кромок уплотняющих корпус рейки сальников, то стук следствие выработки зацепляющих зубьев штока рейки и червяка рулевого вала.

Без наварки металла на рейку зубья восстановить невозможно, что делает устранение стука проблемным. Лучше всего заменить шток или даже всю рейку в сборе, поскольку при наварке металла возможно появление трещин и образование раковин. Течь ликвидируется заменой неисправного сальника, что само по себе несложная процедура, но и здесь есть нюансы.

Нюансы ремонта рулевой рейки

Ремкомплект всегда доступен, и, казалось бы, нет ничего проще, чем извлечь из него деталь и поставить на место взамен изношенной. Но не все так просто, как представляется. Дело в том, что шток в зоне сальника обычно корродирован, и новые установленные сальники прослужат недолго, поскольку корродированный шток изотрет их как теркой. При шлифовке штока коррозия снимается, но эта операция приведет к уменьшению диаметра штока, и к «прослабленному» штоку могут не подойти стандартные детали из ремкомплекта. Не исключено, что к штоку придется вытачивать нестандартные опорные втулки, либо придется искать сальники других размеров.

Даже при идеальности рабочих частей штока возникают проблемы с разборкой-сборкой. Во-первых, необходимо обеспечить при сборке стерильность и исключить попадание внутри рейки грязи, что хоть и с трудом, но реализуемо. Но вот извлечь внутренний сальник из глубины рейки без специнструмента невозможно, либо придется считаться с риском повреждения внутренней поверхности корпуса. Купить же съемник для извлечения сальника практически невозможно.

Возникают трудности и при установке нового сальника, высока вероятность его повреждения при неумелой установке, как и при отсоединении шлангов низкого и высокого давления и выполнении прочих работ. Можно рискнуть и попробовать сделать это самостоятельно, но лучше всего обратиться на СТО, где занимаются ремонтом реек. Своими руками можно лишь заменить разорвавшиеся или поврежденные пыльники. Но и здесь можно столкнуться с досадными «мелочами». К хомутам крепления пыльников трудно добраться инструментом, а невнимание при установке и затяжке хомута позволит проникнуть внутрь пыльника воде и грязи со вполне предсказуемыми последствиями. Не вполне проста и установка в пыльник вентиляционной трубки, которая предусмотрена в конструкции некоторых реек для исключения повреждения пыльников при их возможном сжатии; любая ошибка при установке также проводит к возможности проникновения внутрь воды и грязи. И еще один совет: пластиковые пыльники надежнее и долговечнее резиновых, оттого всегда покупайте только их; впрочем, пластиковые требуют более тщательной установки хомутов, чем резиновые.

Как правильно выбрать рулевую рейку среди «бэушных»?

Если нет смысла ремонтировать рейку, иногда взамен ставят найденную на «разборке» бывшую в употреблении. Подобное решение тоже связано с определенными рисками. Следует сразу отказаться от покупки рейки с видимыми повреждениями корпуса. Если рейка проходит эту проверку, то следует, насколько это возможно, отогнуть пылезащитные чехлы или снять их совершенно, и осмотреть вал рейки. На штоке не должно быть забоин, царапин и коррозии. При осмотре шток полностью выдвигайте из корпуса сначала в одну сторону, потом в другую. Иногда при этом удается рассмотреть зубья, но состояние крайних зубьев непоказательно, поскольку центральные зубья изнашиваются сильнее – крайние работают лишь при полном вывороте руля, а центральные постоянно в работе даже на прямом отрезке дороги.

В рейке могла остаться гидравлическая жидкость, тогда при осмотре она потечет из трубки. Если жидкость помутневшая или потемневшая, то надежды на то, что трущиеся детали рейки окажутся в удовлетворительном состоянии, мало, поскольку жидкостью смазываются трущиеся детали рейки, и ее помутнение вследствие наличия продуктов износа рейки — явное свидетельство износа. От покупки такой рейки следует отказаться.

Профилактика и ремонт

Ремонт изделия всегда обходится дороже своевременной профилактики. Профилактика рейки включает в себя три пункта, первый из которых заключается в контроле целостности пыльников, предохраняющих шток от попадания воды и грязи, его коррозии и несвоевременного износа сальников. При разрыве сальников их необходимо безотлагательно заменить. Второй пункт — при появлении в механизме стука следует немедленно обратиться на занимающуюся ремонтом реек СТО, что позволит исключить прогрессирующий износ (выработку) реечных и червячных зубьев, и соответственно обойтись малыми финансовыми затратами. Третий пункт – контроль жидкости гидроусилителя. Жидкость гидроусилителя одновременно служит реечной смазкой, и жидкость необходимо периодически заменять, хотя в инструкции по эксплуатации требование замены жидкости с указанием периодичности процедуры отсутствует, и в конструкции даже не предусмотрены сливные пробки.

Виталий Миронов, СТО «АвтоРейка»:

Ремонт рулевой рейки своими руками

Организация поворота машины — одна из основных функций рулевой рейки. Она есть у машин с гидроусилителем руля и у тех, в которых гидроусилитель отсутствует. Рулевая рейка соединяет руль с колесами, поэтому она очень важная, так как отвечает за безопасность водителя и пассажиров.

Ремонт рулевой рейки своими руками - способ, рекомендации 1

Как понять что нужно менять или ремонтировать рулевую рейку?

Основные признаки неисправности механизма:

  • возник люфт рулевой рейки, который ощущается при поворотах рулевого колеса;
  • звук стука в устройстве, который можно почувствовать через руль автомобиля;
  • появилось подтекание масла гидроусилителя из рулевой рейки;
  • появился шум и странные звуки в насосе гидроусилителя;
  • вращаться руль теперь нужно с особым усилием.
Ремонт рулевой рейки гидроусилителем своими руками

Рулевая рейка течет и нужно делать ремонт. Стоит сказать сразу, что ремонт будет очень сложным и приступать к нему рекомендуется опытным водителям, а также, если у вас есть все нужное оборудование под рукой.

Механизм рулевой рейки включает в себя такие детали:

  • золотниковый механизм;
  • опорная втулка рулевой рейки;
  • зубчатый вал.
Этапы ремонта рулевой рейки:
  1. Разборка рулевой рейки и также очистка деталей.
  2. Замена дефектных частей устройства новыми деталями.
  3. Полная диагностика зубчатого вала механизма.

Перед ремонтом необходимо иметь под рукой новые детали для рулевой рейки (втулка механизма, сальники, уплотнители кольца и другие).

Итак, как же снять рулевую рейку?
  1. Машину поднимите домкратом или загоните на яму.
  2. Снимите теплоизоляционную пластину рулевой рейки.
  3. Далее аккуратно открутите детали крепежа на рулевой рейке.
  4. Рейку открепите и вытащите.

Ремонт рулевой рейки своими руками - способ, рекомендации 2

Как разобрать рулевую рейку

1. От рулевых тяг нужно открутить рейку плоской отверткой.

2. Далее нужно открутить пластиковую заглушку зубчатого вала.

3. Открутите стопорную гайку.

4. Стопорное кольцо снимите и аккуратно выбейте вал из своего места.

5. Далее вам нужно извлечь нижний сальник.

6. Вытащите стопорный штифт постукиванием.

7. Теперь проверните стопорную заглушку и извлеките стопорное кольцо за проволоку.

8. Через правую сторону вытащите рулевую рейку, а также извлеките с неё пластиковую втулку и сальник.

9. Вытащите заглушку и сальник, прижимной механизм и пружину.

Теперь вам необходимо помыть все детали от грязи и масла, а также проверить все детали на повреждения. Если таковы имеются, то замените их. Если на поверхности рулевой рейки и шестерни зубчатого вала есть сильные повреждения, то, обычно заменяют весь механизм.

Как собрать рулевую рейку

1. Смажьте сальник специальной смазкой и осторожно поместите внутренний сальник на нужное место (ставиться через правую сторону пружиной вниз).

2. Рейку установите в корпус.

3. На правый сальник наденьте пластиковую втулку, смазкой смажьте детали и установите сальник на нужное место (можно его подтолкнуть).

4. Теперь необходимо установить и зафиксировать заглушку стопорной проволокой.

5. На зубчатый вал наденьте нижний сальник.

6. В среднее положение необходимо установить рулевую рейку.

7. Смажьте смазкой уплотнения зубчатый вал и поместите его на посадочное место.

8. Осторожно нужно вставить на место верхний сальник и установите стопорное кольцо.

9. Закрутите нижнюю стопорную гайку, подшипник и заглушку.

10. Далее установите прижимное устройство, пружину, заглушку.

Теперь вам нужно в обратной последовательности установить рейку на автомобиль.

Это интересно — Ремонт тормозной системы автомобиля своими руками — основные советы.

Ремонт рулевых реек — видео

Как осуществить ремонт рулевой рейки самостоятельно?

Рано или поздно каждый автомобиль подлежит тщательному осмотру, при котором можно выяснить, что некоторые элементы двигателя, например рулевая рейка, требуют ремонта. Как же не допустить непоправимых последствий и починить поломки вовремя? В этой статье мы подробно расскажем о причинах, признаках и способах ремонта механизма рулевой рейки.

Самостоятельный ремонт рулевой рейки

Причины поломки:

  1. Вождение по неровным дорогам, что приводит к «расшатыванию» деталей или скорому их износу.
  2. Перепады в скорости езды.
  3. Частый заезд на возвышение (бордюр, например).

Какие основные признаки поломки рулевой рейки

Водитель с большим опытом легко распознает неисправность в своем авто, людям же, которые сели за руль недавно будет посложнее разобраться, но попробуем разъяснить подробно.
Основные признаки неисправности рулевой рейки:

  • Стук в рейке, который может передавать вибрации непосредственно на руль.
  • Нарушается легкость поворота руля – вначале он начинает просто трудно поворачиваться в одну сторону, а потом уже и вовсе пропадает возможность управления машиной, что может быть опасным для вашего здоровья.
  • Появление посторонних звуков в насосе гидроусилителя – лязг, свист.
  • Протекание масла из рулевой рейки — особенно хорошо это заметно, когда оставить авто на ночь на асфальтированной поверхности и на утро под машиной, в передней части будет большое маслянистое пятно.

Если проявляется хоть один признак – нужно срочно что-то делать – а именно либо самостоятельно решать проблемы, либо обратиться в СТО. Ремонт рулевой рейки – это сложный, трудоемкий процесс и осуществить его собственными руками будет нелегко, так как нужно иметь под рукой определенный набор инструментов и знаний, опыта и желания, но все же это вполне реально выполнить самому, если все правильно делать.

Этапы роботы ремонта рулевой рейки

Прежде чем приступить к ремонту, давайте посмотрим, из чего состоит рейка:

  1. Опорная втулка;
  2. Зубчатый вал;
  3. Золотниковый механизм.

Схема устройства рулевой рейки

Так же нужно удостовериться, что в наличии имеются все необходимые инструменты и специальный комплект для ремонта, в который входят все необходимые детали.
Процесс починки этого элемента включает несколько этапов:

  1. Демонтаж и полная разборка рейки – в процессе чего, можно и определить степень повреждения.
  2. Обязательная чистка абсолютно всех деталей – необходимо очистить от загрязнений, ведь это тоже может негативно влиять на работу руля.
  3. Замена тех деталей, какие не подлежат восстановлению.
  4. Обратная сборка всех элементов в единую конструкцию.

В зависимости от степени повреждения и есть ли в наличии нужная деталь процесс ремонта может занять от пары часов и до нескольких суток (если заказывать определенную деталь).
Как же осуществить разборку данного элемента?

Если все инструменты и комплект на месте, можно приступать к разборке, этот процесс тоже состоит из нескольких моментов:

  • При помощи отвертки, вначале нужно открутить рейку от рулевых тяг, потом заглушку из пластика и наконец, стопорную гайку.
  • Дальше нужно освободить стопорное кольцо и аккуратно вытащить вал.
  • Следующим идет нижний сальник – его тоже нужно вытянуть.
  • Потом осторожно извлечь (желательно постукивающими движениями) стопорный шрифт, который является блокиратором для верхнего сальника.
  • Следующий момент — это доставание стопорного кольца при помощи поворота стопорной заглушки.
  • Снять рулевую рейку (справа) и вытащить сальник и пластиковую втулку, а также пружину и прижимной механизм.

Обязательно промыть все детали и тщательно осмотреть на предмет каких-либо повреждений (при выявлении каких, немедленно заменить новыми или починить). Если в процессе осмотра были выявлены более серьезные повреждения (повреждения поверхности шестерни зубчатого вала, например), то, скорее всего, нужно будет заменить полностью весь механизм. После замены или частичного ремонта следует с точностью до наоборот, собрать детали обратно, используя масло для смазки шестерней.

Виды рулевых реек

Известным фактом является то, что рулевые рейки являются одним из основных элементов рулевой конструкции. В своевременных авто используют три основных их вида:

  1. Те, которые работают на гидравлическом приводе;
  2. На механическом;
  3. И электрические.

Первый и второй имеют некоторые сходства, а вот третий кардинально от них отличается. Хотя в пользовании электрическая система управления довольно-таки проста. Поломку в работе электрической рейки тоже очень легко обнаружить:

  • Во время движения может появиться «дребезжание» и вибрация руля, особенно это ощутимо во время поворотов;
  • Появление посторонних звуков (лязг, треск).

Устройство электрической рулевой рейки

Кроме замены или косметического ремонта рейки возможно надо будет установить новые наконечники тяги руля (самая частая поломка). Лучше всего доверить ремонт электрической рулевой рейки профессионалам, потому что, чтобы починить ее нужно иметь не только специальный набор инструментов, приборов, а большой опыт работы с данным видом механизма.

Что нужно делать, чтобы рулевая рейка служила дольше?

А возможно ли вообще сохранить рулевой механизм подольше? Если следовать небольшим правилам, то можно значительно продлить время эксплуатации.

Основные правила ухода за рулевым механизмом:

  1. Тщательно следить за исправностью вашего автомобиля – следить за тем, чтобы целостность уплотнений на рейке и защите сальников не была повреждена, так как даже небольшая трещина может привести к попаданию грязи и воды внутрь.
  2. Следить за плавностью вождения – не делать резких рывков и по возможности, избегать «выворачивания руля на полную».
  3. Осторожная езда по неровным поверхностям.

Если все делать, как надо и просто следить за свои автомобилем, то проблемы поломок вас не скоро настигнет. Если уж случилось так, что авто неисправно работает, отчаиваться не стоит, ведь иногда все можно решить, даже не обращаясь в СТО, главное — это вовремя устранить неполадки.

Ремонт и разборка рулевой рейки своими руками

Возможен ли ремонт рулевой рейки своими руками в условиях гаража. Вопрос неоднозначный по причине того, что большинство отечественных и зарубежных марок имеют сложные системы управления. Для проведения профилактики потребуется наличие минимального опыта, знания системы строения, основных элементов.

В случае, если нет времени заниматься изучением методической литературы, отдайте машину в руки специалистов для починки. Но разве это выход из ситуации. Все можно сделать самостоятельно. Следуя нижеприведенному алгоритму, можно самостоятельно починить любой агрегат.

Разборка рулевой рейки. Подготовительный этап

Ремонт рулевой рейки своими руками.Перед тем, как приступить к ремонту, нужно четко понимать о каком виде модели идет речь. Диагностике и ремонту подлежат следующие конструкции:

  • рулевые рейки механического типа;
  • рулевые рейки с гидроусилителем;
  • рулевые рейки с электроусилителем.

Каждый из вышеперечисленных механизмов устанавливается на автомобиль. В зависимости от этого выстраивается алгоритм проведения работ. Начальные этапы характерны для всех видов реек.

Что необходимо иметь при «себе»: набор автомобильных инструментов, переносной осветительный прибор, ветошь, запасные части, ремонтные комплекты.

Рулевая рейка ремонт или замена

На данной стадии важно провести полноценную и объективную диагностику. С целью выявления источника поломки, оценки степени критичности, проведения анализа, определения общей стоимости. Для этого Вам понадобится смотровая яма или дорожная эстакада для удобства.

Следует определить, нужен частичный или полный ремонт. Главное различие понятий в том, что частичный предусматривает проведение починки без полного демонтажа оборудования, что существенно сокращает время, силы, средства. Последний вариант, это капитальный ремонт с полной заменой и съемом агрегата со штатного места.

Основному обследованию, независимо от модели и модификации подлежат:

  • корпусная часть;
  • наконечники рулевой тяги;
  • пыльник;
  • контргайки;
  • фиксирующие шплинты на наконечниках;
  • целостность патрубков для подачи-возврата жидкости в систему. Этот пункт актуальный при проведении ремонта рулевой рейки с ГУР;
  • плотность соединения на контактной плате клеммного механизма на рулевой колонке с ЭУРом.

На этом перечень объектов для визуального осмотра окончен. Последующие дефекты станут очевидны во время полного разбора.

Алгоритм проведения ремонта в классическом стиле

  • начинать необходимо с постановки автомобиля на ручной тормоз, выключения мотора;
  • в салоне машины, в области водительского сиденья под рулевой колонкой найти крепежный болт – фиксатор, соединяющий вращающий вал и непосредственно рулевое колесо. Отвинчивайте его с применением рожкового ключа на «14». На некоторых моделях размер ключа может быть отличным. Изымаем болт. На этом работы в салоне окончены. Переходите в моторный отсек;
  • из-под днища автомобиля отсоедините рулевые тяги. Для этого нужно отдать соединения тяг и зубчатой рейки механизма. Также используйте ключи. Сами тяги можно не демонтировать, если они не являются источником поломки. Отведите в сторону для удобства;
  • накидными ключами на «16 – 17» отдайте крепежное соединение корпусной части с кузовом автомобиля. Всего 4 – 6 болтов, в зависимости от модификации.

Важно: на данном этапе необходимо дифференцированно подойти к дальнейшему алгоритму. Если рулевая колонка механическая, то продолжайте изымать ее через низ моторного отсека. Когда речь идет о:

  • ГУРе, то отвинчивайте два перепускных патрубка, по которым поступает подача – обратка смазывающего вещества в систему. Будьте осторожны, так как остатки масла протекут на пол, подстелите ветошь или подставьте емкость;
  • ЭУРе, то необходимо снять разъем контактной платы с блока управления. Еще имеется вторая клемма на датчике момента вращения, но она не препятствует доступу. Необходимо смотреть по ситуации в каждой модели.

После того, как все фиксирующие элементы отданы, приступайте к изъятию механизма из-под автомобиля. Для удобства проведения работ зажмите рейку в стационарные тиски. Фиксация корпуса позволит тщательно проводить ремонт и демонтаж. Если же не имеете в наличии зажима, тогда достаточно будет ровной рабочей поверхности.

Ремонт рулевой рейки с гидроусилителем.Далее приступайте к полному поочередному разбору рейки. Начинайте с:

  1. Отдачи фиксирующих шайб.
  2. Снятия пыльника.
  3. Верхнего подшипника.
  4. Направляющей втулки.

Для модификаций типа ГУР и ЭУР, понадобится демонтаж перепускных труб, блока управления, полного вала электромотора, электрического двигателя, шариковой гайки.

После этого переходите к разбору внутренней начинки рулевой рейки:

  1. Демонтаж пробки золотника.
  2. Гайки золотника.
  3. Втулки штока.
  4. Поршня.
  5. Стопорного кольца.
  6. Штока рейки.

В зависимости от модели и строения рулевого управления, вышеперечисленные компоненты будут меняться. Перечислить все невозможно по причине множественного разнообразия, да это и не рационально.

Чистка элементов рулевой рейки

Когда полный разбор окончен, все детали и компоненты подлежат обязательной чистке и промывке в специальном растворе типа керосин, дизельное топливо. Это необходимо делать для того, что лучше провести диагностику компонентов. Из-за большого слоя смазывающего вещества по умолчанию невозможно визуально оценить степень выработки, скрытые дефекты. После сушки проведите осмотр, отложите в сторону детали с явными признаками износа, дефектами, замените новыми.

Начинайте процедуру обратной сборки, заменяя изношенные детали новыми. Все узлы подлежат обязательной смазке типа Литол – 24М или иной вариант с графитовой добавкой.

Выше приведен стандартный алгоритм ремонта рулевой рейки для классических типов транспортных средств. Очевидно, что в каждой конкретной марке перечень будет дополняться или видоизменяться. Но шаблон в целом однотипен. Пробуйте, практикуйтесь, тренируйтесь, у Вас все получится.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *