Ремонт и техническое обслуживание автотранспорта – РД 37.009.026-92 Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, минитрактора), РД от 01 ноября 1992 года №37.009.026-92

Техобслуживание и ремонт автотранспорта

Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  • первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • второе техническое обслуживание (ТО-2)
  • ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)

Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.

При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.

Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.

Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.

Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.

Категория условий эксплуатацииХарактеристика условий эксплуатацииТО-1ТО-2
Периодичность, км
1 (легкие)Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии1600-18008000-9000
2 (средние)Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения1300-15006500-7500
3 (тяжелые)Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках)1000-12005000-6000

Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.

Тип автомобиляОсновные агрегаты
Грузовой автомобильДвигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм
Легковой автомобиль или автобусДвигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов

Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.

Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.

АгрегатыБазовая деталь
Двигатель (со сцеплением)Блок цилиндров
Задний мостКартер заднего моста
Передний мостБалка передней оси или поперечина независимой подвески
Коробка передачКартер коробки передач
Рулевой механизмКартер рулевого механизма
Подъемный механизмГоловка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора

Мощности

КузовКорпус кузоваРамаПродольные балки

Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.

Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.

Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.

Главное меню

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Квалификация – техник

Профессия «автослесарь» зарождалась по мере развития автомобильного транспорта. Производство и эксплуатация автомобилей усиливали потребность в людях, способных ремонтировать их в случае поломки. С изобретением конвейера Генри Фордом (30-е годы XX века) количество автомобилей резко возросло. Это создало необходимость в увеличении количества людей, умеющих поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Усложнение конструкции автомобиля и появление сложного диагностического оборудования (50-е г оды XX века) приводит к разделению специальностей автослесаря: моторист, автоэлектрик, маляр, вулканизаторщик и т.д. На сегодняшний день эта профессия остается востребованной, поскольку количество выпускаемых автомобилей неуклонно растет, а прогресс не стоит на месте. Шумные и грязные они постепенно покинут город, а на смену им придет высокоэффективный и экологически чистый транспорт.

Транспорт будущего – это машины на солнечных батареях, переоборудованные для использования водорода. Не беда, что вы попали в плотное движение, у вас «умный» автомобиль. Оборудованный навигационной системой, автомобиль проложит путь в быстром потоке, а водителю можно и отдохнуть. Существует много предсказаний и фантазий, о том какой будет автомобиль будущего. Многие ученые трудятся над новейшими технологиями в сфере автомобилестроения. Какой бы он не был, его главная задача – служить человеку останется неизменной.
Именно поэтому специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» сейчас является востребованной и высокооплачиваемой.
От работы автослесаря зависит надежная работа транспортного средства. Автослесарь проводит контроль технического состояния автомобиля и при необходимости проводит его своевременный ремонт. От того, как постарается автослесарь, будет зависеть безопасность передвижения пассажиров в автомобиле. Так что ответственность — необходимое профессиональное качество слесаря по ремонту автомобилей.
Наши выпускники работают на различных автотранспортных предприятиях, станциях технического обслуживания. Многие открывают свои мастерские и магазины.
На базе колледжа имеются учебные мастерские, материально – техническая база которых позволяет проводить практику в период обучения, а так же выполнять ремонт автомобилей колледжа. В этих же мастерских студенты выполняют свои дипломные проекты.

Теоретические материалы студенты получают в специально оборудованных кабинетах, оснащенных различными стендами, изготовленными студентами выпускных групп в качестве дипломной работы, а так же современных методик и программ подготовки специалистов, опирающихся на новейшие достижения науки и техники.
Основной задачей подготовки специалистов для нас является выведение их на передовые рубежи науки и техники при одновременном формировании аналитического мышления и умения применять полученные знания на практике, что позволит им быть конкурентоспособными и наиболее выгодно для себя трудоустроиться в будущем.
Каждый год проводится конкурс «Лучший по профессии», где наши студенты принимают активное участие и занимают призовые места.
На день автомобилиста студенты нашего колледжа возлагают цветы у памятника воинам – автомобилистам 1941 – 1945 года. В этот день там проходит выставка раритетных автомобилей, которые не встретишь в обычный день.

За время обучения в колледже студенты могут изучить все тонкости устройства, технического обслуживания и ремонта автомобильной техники, научиться профессионально управлять легковым и грузовым автомобилем.
Так же студенты имеют возможность обучиться в автошколе при ФГБОУ ВПО СГТУ имени Гагарина Ю.А. и получить права.

Личные качества:

  • нервно–психическая устойчивость;
  • способность к концентрации и распределению внимания;
  • наглядно-образное, техническое мышление;
  • логическое мышление;
  • развитая зрительно-моторная координация;
  • хорошие зрение и слух;
  • развитая ручная моторика;
  • физическая выносливость;
  • хорошее пространственное воображение;
  • аккуратность, ответственность.

Автослесарь работает как в помещении (мастерские, боксы, гаражи), так и на открытом воздухе. Возможно выполнение работ в очень неудобных позах. Большая нагрузка на опорно-двигательный и зрительный аппарат.

Слесарь по ремонту автомобилей может работать как в одиночку, так и в бригадах, взаимодействуя со специалистами других профилей. В этом случае ему необходимо умение работать в команде, развитое чувство ответственности за работу бригады в целом, а также за качественное выполнение всей работы, производимой разными специалистами.

Медицинские противопоказания :

  • нарушения зрения и слуха;
  • хронические заболевания суставов, деформация пальцев рук;
  • нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
  • заболевания сердечнососудистой системы;
  • аллергические заболевания;
  • заболевания органов дыхания;
  • нервно-психические расстройства.

Прием абитуриентов

Наименование
специальности
БазаСрок
обучения
Форма обучения
Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта
23.02.03
Квалификация – техник
на базе 9 классов3 г. 10 мес.Очная форма обучения
на базе 11 классов2 г. 10 мес.Заочная форма обучения
Очная форма обучения

Государственный образовательный стандарт по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» для подготовки специалиста данного профиля предусматривает изучение многих профессиональных и специальных дисциплин:

  • Инженерная графика.
  • Техническая механика.
  • Электротехника и электроника.
  • Материаловедение.
  • Метрология, стандартизация и сертификация.
  • Правила безопасности дорожного движения.
  • Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
  • Охрана труда.
  • Безопасность жизнедеятельности.
  • Устройство автомобилей.
  • Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
  • Управление коллективом исполнителей и другие.

Для проведения грамотного технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта специалист должен знать не только его устройство, но и разбираться в тех процессах, что происходят при его эксплуатации. Необходимо знать и понимать физические и химические процессы, происходящие в двигатели при его работе.

Успешное усвоение программы позволит студенту понять, что выбранная им специальность интересна и будет востребована обществом, как сегодня, так и в обозримом будущем. Автомобиль, как и живое существо, требует повседневного ухода и обслуживания, своевременного ремонта и непрерывной диагностики его состояния. Выполнение этих требований позволит эксплуатировать автомобиль долгий период и успешно выполнять работу.

По окончании обучения Вы сможете работать:

  • автобусные, таксомоторные парки;
  • автотранспортные предприятия;
  • автоколонны;
  • транспортные цеха;
  • компании, осуществляющие грузоперевозки;
  • автосервисы;
  • автомобильный спорт;
  • станции технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей;
  • автомобильные подразделения Вооруженных сил и полиции.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Область профессиональной деятельности выпускников по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»: организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности первичных трудовых коллективов.

Преимущества специальности:

  • Востребованность профессии на рынке труда.
  • Стабильный доход.
  • Полезные навыки в быту.
  • Реальные перспективы карьерного роста. Профессиональный рост может происходить в рамках постоянного повышения квалификации: выполнение все более сложных и масштабных работ, освоение новых направлений и специализаций (например, вулканизаторщик, автоэлектрик и т.д.), становление в качестве автослесаря — универсала. Карьерный путь может проходить по линии административного роста: мастер смены (участка), руководитель технического центра, заместитель дирек

14. Виды то и ремонта автомобильного транспорта

В перечень работ (услуг) по поддержанию подвижного состава в технически исправном состоянии входят техническое обслу­живание № I (ТО-l), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), сезонное обслуживание (СО), текущий и капитальный ремонты.

ТО-l характеризуется строго регламентированным перечнем и объемом работ и строгим выполнением суточной или сменной программы с соблюдением графика обслуживания. Выполнение ТО-l совмещается с большим количеством ремонтных воздействий, самого технического обслуживания. Как ТО-l, так и ТО-2 про­водятся через определенный пробег автомобиля.

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится два раза в год, предназначено для подготовки подвижного состава к экс­плуатации в холодное и теплое время года. Отдельно СО прово­дится для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных условий оно совмещается с ТО-2 (или ТО-l) при соответствующем увеличении трудоемкости.

Текущий и капитальный ремонты подвижного состава выпол­няются по потребности. Однако ремонт автобусов, автомобилей-такси, автомобилей скорой медицинской помощи и пожарных, автомобилей, перевозящих опасные грузы, и других, к которым предъявляются повышенные требования безопасности движения и безотказности работы, должен проводиться в предупредительном порядке.

Текущий ремонт подвижного состава выполняется на авто­транспортных или автосервисных предприятиях, а капитальный ремонт — на специализированных ремонтных предприятиях.

15. Методы применяемые при проведенииТо и ремонта автомобильного транспорта

При проведении работ по поддержанию подвижного состава в технически исправном состоянии в настоящее время могут найти применение поточный метод, метод специализированных бри­гад, комплексных бригад и агрегатно-участковый метод.

Поточный метод может найти применение при проведении ТО-l в крупных АТП. Он предусматривает выполнение ра­бот на поточной линии, которая состоит из специализирован­ных постов и рабочих мест, расположенных в технологической последовательности, для одновременного и непрерывного осу­ществления всего процесса ТО. Поточный метод в определен­ных условиях позволяет механизировать, а иногда и автомати­зировать процессы ТО, более интенсивно использовать техно­логическое оборудование, производственные площади, улучшить Условия и повысить производительность труда рабочих.

На линии ТО-l в результате предварительных расчетов уста­навливается четкая разбивка работ технологического процесса по операциям, постам и исполнителям. Эта разбивка предусматривает для каждого рабочего различный по характеру, но одинаковый по трудоемкости объем работ. Исходя из трудоемкости работ на каждом посту и принятого количества рабочих, определяют такт линии обслуживания, т.е. время между очередными передвиже­ниями автомобилей с поста на пост. Наиболее четко можно орга­низовать поточное производство ТО-l при обслуживании авто­мобилей одной марки, хотя не исключается возможность обслу­живания на потоке автомобилей разных марок, но одного типа (грузовых, легковых, автобусов). Исходя из номенклатуры вы­полняемых работ, на линии обслуживания должно быть не ме­нее трех специализированных постов: контрольно-крепежных, регулировочных и смазочных работ.

На АТП с меньшим количе­ством автомобилей целесообразно выполнять ТО-l на тупико­вых универсальных постах.

Метод специализированных бригад предусматривает формиро­вание производственных подразделений по признаку их техно­логической специализации по видам технических воздействий. Создаются бригады, на каждую из которых в зависимости от объемов работ планируется определенное количество рабочих необходимых специальностей. Специализация бригад по видам воздействий (ежедневное обслуживание (ЕО), ТО-l, ТО-2, ди­агностирование, TP, ремонт агрегатов) способствует повышению производительности труда рабочих за счет применения прогрес­сивных технологических процессов и механизации, повышения навыков и специализации исполнителей на выполнение закреп­ленной за ними ограниченной номенклатуры технологических операций.

При такой организации работ обеспечивается технологичес­кая однородность каждого участка (зоны), создаются предпосылки к эффективному оперативному управлению производством за счет маневра людьми, запасными частями, технологическим обору­дованием и инструментом, упрощаются учет и контроль за вы­полнением тех или иных видов технических воздействий.

Существенным недостатком данного метода организации производства является слабая персональная ответственность ис­полнителей за выполненные работы. В случае преждевре­менного отказа сложно проанализировать все причины, устано­вить конкретного виновника снижения надежности, так как аг­регат обслуживают и ремонтируют рабочие различных подразделений. Это приводит к значительному увеличению числа отказов и простоям автомобилей в ремонте. Эффективность дан­ного метода повышается при централизованном управлении производством и применении специальных систем управления качеством ТО и ремонта.

Метод комплексных бригад предусматривает формирование производственных подразделений по признаку их предметной специализации, т.е. закрепление за бригадой определенной группы автомобилей (например, автомобилей одной колонны, автомо­билей одной модели, прицепов и полуприцепов), по которым бригада проводит ТО-1, ТО-2 и ТР. Централизованно, как пра­вило, выполняются ЕО, диагностирование и ремонт агрегатов. Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями раз­личных специальностей (автослесарями, слесарями-регулиров­щиками, электриками, смазчиками) для выполнения закреплен­ных за бригадой работ.

Каждая бригада, как правило, имеет закрепленные за ней ра­бочие места, посты для ТО и ремонта, свое в основном универсальное технологическое оборудование и свои инструменты, запас оборотных агрегатов и запасных частей, т.е. происходит сокращение програм­мы и распыление материальных средств АТП, что усложняет орга­низацию производства ТО и ремонта автомобилей.

Сложности управления при этом методе объясняются труд­ностями маневрирования производственными мощностями и материальными ресурсами и регулирования загрузки отдельных исполнителей по различным комплексным бригадам.

Возникают ситуации, когда рабочие одной комплексной брига­ды перегружены, а другой — недогружены, но бригады не заинте­ресованы во взаимопомощи.

Однако существенным преимуществом этого метода являет­ся бригадная ответственность за качество проводимых работ по ТО и ТР.

Сущность агрегатно-участкового метода состоит в том, что все работы по ТО и ремонту подвижного состава АТП распределяются между производственными участками, ответственными за выполнение всех видов работ ТО и ТР одного или нескольких агрегатов (узлов, механизмов и систем) по всем автомобилям АТП. Отвественность за ТО и ТР при данной форме организации производства становится персональной.

Однако и этот метод не лишен недостатков, главный из которых – децентрализация производства.

В соответствии с выбранным методом выполнения ТО и ТР разрабатывается технологический процесс АТП и структура технической службы.

Организация технического обслуживания и ремонта автотранспорта (стр. 3 из 8)

О техническом состоянии автомобиля судят и по величине механических потерь в агрегатах трансмиссии, по результатам внешнего осмотра. Чем больше механические потери, тем меньше накат. Накат автомобиля определяют по пути, пройденному автомобилем с поставленным в нейтральное положение на скорости 30 км/ч рычагом коробки передач. На стенде с помощью электродвигателя можно измерить и коэффициент полезного действия трансмиссии автомобиля. При нейтральном положении рычага коробки передач включают электродвигатели нагрузочного устройства стенда и измеряют величину крутящего момента, необходимого для привода трансмиссии.

Более конкретную оценку технического состояния сложных механизмов можно получить по результатам диагностики элементов механизма. [1, c. 61-80]

2.1. Прогнозирование пробега автомобиля до текущего ремонта его агрегатов

Прогнозирование потребности какого-либо агрегата в ремонте позволяет еще до наступления отказа выполнить регулировочные работы, подготовить детали для текущего ремонта и выполнить текущий ремонт при оптимальном пробеге. Прогнозировать потребность агрегата в текущем ремонте можно по экономическому или техническому критериям, а также по изменению технического состояния данного агрегата.

Прогнозированием технического состояния сопряжения называют научно обоснованное определение с известной вероятностью пробега, по истечении которого диагностируемый параметр или эксплуатационный показатель достигнет заданного значения. Для прогнозиро-вания изменения технического состояния узла или агрегата необходимо знать закономерность изменения критерия состояния в зависимости от пробега автомобиля и результаты диагностирования при разных пробегах конкретного узла или агрегата.

Поскольку причиной изменения технического состояния узлов автомобиля является износ сопряжений, то и прогнозировать следовало бы износ сопряжений. Практически такое прогнозирование возможно для шин и тех узлов, в которых измерение зазора в сопряжениях можно выполнить сравнительно просто и с высокой точностью. Зазор, люфт в сопряжениях довольно просто можно измерить в системе управления, например, рулевого колеса, в редукторе заднего моста, между зубьями шестерен коробки передач, в карданных шарнирах, в шлицевых соединениях и т. д.

Прогнозирование износа сопряжений и деталей в процессе эксплуатации автомобиля можно производить по износу шин. /рис. 2.1/, а приведены данные по износу протектора шины легкового автомобиля в зависимости от пробега. Глубина канавки нового протектора 10 мм; после пробега 5,5 тыс км. она стала 8,8 мм, износ составил 1,2 мм. При такой интенсивности изнашивания протектора пробег автомобиля до полного его износа составит значительно больше 40 тыс. км — кривая 1. По результатам второго измерения можно скорректировать пробег автомобиля до снятия покрышки в ремонт для наложения нового протектора (кривая 2), он несколько меньше 40 тыс. км. Ошибка прогнозирования величины пробега шины до предельного состояния может быть из-за того, что принята линейная зависимость вместо экспоненциальной.

Определение технического состояния агрегатов особенно необходимо, когда узел или агрегат отказал. По отдельным практически установленным признакам можно найти сопряжение или узел, где нарушена работоспособность. Но это крайний случай. Желательно момент наступления отказа предвидеть заранее с тем, чтобы его исключить.

В практических условиях узел (агрегат) ремонтируют, детали заменяют на основе имеющегося опыта эксплуатации автомобилей в заданных условиях, пробег до ремонта оценивают по статистическим данным с большой погрешностью. Повышение точности оценки технического состояния агрегата позволяет уменьшить затраты на ремонт неисправного агрегата за счет прогнозирования пробега автомобиля до наступления предельного изменения технического состояния, если известны предельная величина, закономерность изменения критерия в процессе эксплуатации и состояние узла (агрегата) за предыдущий пробег.

Причиной изменения технического состояния узла является износ. Но, пожалуй, определяют непосредственно по износу только техническое состояние шин, коробки передач, заднего моста, рулевого управления — по изменению высоты протектора, по зазорам в зубчатых передачах, в шарнирах и других сопряжениях. Величину неисправности узлов, агрегатов оценивают по изменению эксплуатационных показателей: расходу масла, прорыву газов в картер двигателя, шумам, температуре нагрева и др. [1, c.60]

14.Виды то и ремонта автомобильного транспорта

В перечень работ (услуг) по поддержанию подвижного состава в технически исправном состоянии входят техническое обслу­живание № I (ТО-l), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), сезонное обслуживание (СО), текущий и капитальный ремонты.

ТО-l характеризуется строго регламентированным перечнем и объемом работ и строгим выполнением суточной или сменной программы с соблюдением графика обслуживания. Выполнение ТО-l совмещается с большим количеством ремонтных воздействий, самого технического обслуживания. Как ТО-l, так и ТО-2 про­водятся через определенный пробег автомобиля.

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится два раза в год, предназначено для подготовки подвижного состава к экс­плуатации в холодное и теплое время года. Отдельно СО прово­дится для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных условий оно совмещается с ТО-2 (или ТО-l) при соответствующем увеличении трудоемкости.

Текущий и капитальный ремонты подвижного состава выпол­няются по потребности. Однако ремонт автобусов, автомобилей-такси, автомобилей скорой медицинской помощи и пожарных, автомобилей, перевозящих опасные грузы, и других, к которым предъявляются повышенные требования безопасности движения и безотказности работы, должен проводиться в предупредительном порядке.

Текущий ремонт подвижного состава выполняется на авто­транспортных или автосервисных предприятиях, а капитальный ремонт — на специализированных ремонтных предприятиях.

15.Методы применяемые при проведенииТо и ремонта автомобильного транспорта

При проведении работ по поддержанию подвижного состава в технически исправном состоянии в настоящее время могут найти применение поточный метод, метод специализированных бри­гад, комплексных бригад и агрегатно-участковый метод.

Поточный метод может найти применение при проведении ТО-l в крупных АТП. Он предусматривает выполнение ра­бот на поточной линии, которая состоит из специализирован­ных постов и рабочих мест, расположенных в технологической последовательности, для одновременного и непрерывного осу­ществления всего процесса ТО. Поточный метод в определен­ных условиях позволяет механизировать, а иногда и автомати­зировать процессы ТО, более интенсивно использовать техно­логическое оборудование, производственные площади, улучшить Условия и повысить производительность труда рабочих.

На линии ТО-l в результате предварительных расчетов уста­навливается четкая разбивка работ технологического процесса по операциям, постам и исполнителям. Эта разбивка предусматривает для каждого рабочего различный по характеру, но одинаковый по трудоемкости объем работ. Исходя из трудоемкости работ на каждом посту и принятого количества рабочих, определяют такт линии обслуживания, т.е. время между очередными передвиже­ниями автомобилей с поста на пост. Наиболее четко можно орга­низовать поточное производство ТО-l при обслуживании авто­мобилей одной марки, хотя не исключается возможность обслу­живания на потоке автомобилей разных марок, но одного типа (грузовых, легковых, автобусов). Исходя из номенклатуры вы­полняемых работ, на линии обслуживания должно быть не ме­нее трех специализированных постов: контрольно-крепежных, регулировочных и смазочных работ.

На АТП с меньшим количе­ством автомобилей целесообразно выполнять ТО-l на тупико­вых универсальных постах.

Метод специализированных бригад предусматривает формиро­вание производственных подразделений по признаку их техно­логической специализации по видам технических воздействий. Создаются бригады, на каждую из которых в зависимости от объемов работ планируется определенное количество рабочих необходимых специальностей. Специализация бригад по видам воздействий (ежедневное обслуживание (ЕО), ТО-l, ТО-2, ди­агностирование, TP, ремонт агрегатов) способствует повышению производительности труда рабочих за счет применения прогрес­сивных технологических процессов и механизации, повышения навыков и специализации исполнителей на выполнение закреп­ленной за ними ограниченной номенклатуры технологических операций.

При такой организации работ обеспечивается технологичес­кая однородность каждого участка (зоны), создаются предпосылки к эффективному оперативному управлению производством за счет маневра людьми, запасными частями, технологическим обору­дованием и инструментом, упрощаются учет и контроль за вы­полнением тех или иных видов технических воздействий.

Существенным недостатком данного метода организации производства является слабая персональная ответственность ис­полнителей за выполненные работы. В случае преждевре­менного отказа сложно проанализировать все причины, устано­вить конкретного виновника снижения надежности, так как аг­регат обслуживают и ремонтируют рабочие различных подразделений. Это приводит к значительному увеличению числа отказов и простоям автомобилей в ремонте. Эффективность дан­ного метода повышается при централизованном управлении производством и применении специальных систем управления качеством ТО и ремонта.

Метод комплексных бригад предусматривает формирование производственных подразделений по признаку их предметной специализации, т.е. закрепление за бригадой определенной группы автомобилей (например, автомобилей одной колонны, автомо­билей одной модели, прицепов и полуприцепов), по которым бригада проводит ТО-1, ТО-2 и ТР. Централизованно, как пра­вило, выполняются ЕО, диагностирование и ремонт агрегатов. Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями раз­личных специальностей (автослесарями, слесарями-регулиров­щиками, электриками, смазчиками) для выполнения закреплен­ных за бригадой работ.

Каждая бригада, как правило, имеет закрепленные за ней ра­бочие места, посты для ТО и ремонта, свое в основном универсальное технологическое оборудование и свои инструменты, запас оборотных агрегатов и запасных частей, т.е. происходит сокращение програм­мы и распыление материальных средств АТП, что усложняет орга­низацию производства ТО и ремонта автомобилей.

Сложности управления при этом методе объясняются труд­ностями маневрирования производственными мощностями и материальными ресурсами и регулирования загрузки отдельных исполнителей по различным комплексным бригадам.

Возникают ситуации, когда рабочие одной комплексной брига­ды перегружены, а другой — недогружены, но бригады не заинте­ресованы во взаимопомощи.

Однако существенным преимуществом этого метода являет­ся бригадная ответственность за качество проводимых работ по ТО и ТР.

Сущность агрегатно-участкового метода состоит в том, что все работы по ТО и ремонту подвижного состава АТП распределяются между производственными участками, ответственными за выполнение всех видов работ ТО и ТР одного или нескольких агрегатов (узлов, механизмов и систем) по всем автомобилям АТП. Отвественность за ТО и ТР при данной форме организации производства становится персональной.

Однако и этот метод не лишен недостатков, главный из которых – децентрализация производства.

В соответствии с выбранным методом выполнения ТО и ТР разрабатывается технологический процесс АТП и структура технической службы.

УМК ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии 23.01.03. Автомеханик

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Сафоновский индустриально-технологический техникум»

Утверждаю:

Директор СОГБПОУ «СИТТ»

________________Н.Н Куваев

«________» _____________20____г

учебно-методический комплекс

МДК.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт

автомобилей

для специальности (профессии)

23.01.03 Автомеханик

разработчик: преподаватель

Кожеко Марина Алексеевна

Сафоново 2017 г

Одобрена цикловой

комиссией __________________

___________________________

Протокол №_____

от «_____» ___________ 201__г.

Председатель _____ ___________

УМК разработан на основе требований ФГОС, профессионального стандарта, предъявляемых к структуре содержанию и результатам освоения МДК 01.02.

Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по специальности / профессии 23.01.03 Автомеханик и рабочей программы МДК 01.02.Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Организация-разработчик: Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сафоновский индустриально — технологический техникум»

Разработчики: Кожеко М.А. инженер-преподаватель машиностроительных дисциплин

Рецензенты: _______________ ________________________________

подпись Ф.И.О., должность, место работы

Рецензенты: _______________ ________________________________

подпись Ф.И.О., должность, место работы

Пояснительная записка

Результатом освоения МДК.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО 23.01.03 Автомеханик в части освоения является готовность обучающегося к выполнению вида основного вида профессиональной деятельности (ВПД): техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, транспортировка грузов и перевозка пассажиров.

Формой итоговой аттестации является комплексный экзамен.

Код контроли-

руемой компетенции

Оценочные средства

Текущий контроль

Проме-

жуточная аттеста-

ция

Итого-

вый конт-

роль

Раздел 1. Устройство автомобиля

Тема 1. Классификация и общее устройство автомобилей.

Тема 2. Механизмы и системы двигателя.

Тема 3. Система охлаждения.

Тема 5. Система питания.

Тема 6. Электрооборудование.

Тема 7. Трансмиссия.

Тема 8. Ходовая часть автомобиля.

Тема 9. Рулевое управление.

Тема 10. Тормозные системы.

Тема 11. Кузов и его оборудование.

Раздел 2. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Тема 12. Система технического обслуживания и ремонт автомобиля.

Тема 13. Технология, организация технического обслуживания и ремонта автомобиля.

Тема 14. Техническое обслуживание и ремонт двигателя.

Тема 15. Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения.

Тема 16. Техническое обслуживание и ремонт системы смазки.

Тема 17. Техническое обслуживание и ремонт системы питания.

Тема 18. Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии, ходовой части.

Тема 19. Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления, тормозной системы.

Тема 20. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования.

Тема 21. Сборка и обкатка автомобиля.

ПК 1.1. — ПК 1.4.

-выполнение индивидуальных домашних заданий;

-тестирование;

— практических занятий;

— оценка самостоятельных аудиторных и внеаудиторных работ;

— оценка выполненных практических занятий

зачет

ЭК

В результате освоения МДК.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей обучающийся должен

иметь практический опыт:

− проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами;

− выполнения ремонта деталей автомобиля;

− снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;

− использования диагностических приборов и технического оборудования;

− выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей;

уметь:

− выполнять метрологическую поверку средств измерений;

− выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;

− снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;

− определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;

− определять способы и средства ремонта;

− применять диагностические приборы и оборудование;

− использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;

− оформлять учетную документацию;

знать:

− средства метрологии, стандартизации и сертификации;

− основные методы обработки автомобильных деталей;

− устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

− назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;

− технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;

− виды и методы ремонта;

− способы восстановления деталей;

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

Критерии оценки

от 90% до 100%

Глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся легко ориентируется, умеет связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная оценка предполагает грамотное, логичное изложение ответа (как в устной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление

«Хорошо»

от 70% до 90%

Обучающийся полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности

«Удовлетворительно»

от 50% до 70%

Обучающийся обнаруживает знания и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновывать свои суждения

«Неудовлетворительно»

Менее 50%

Обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач

Материалы для актуализации опорных знаний, повторения и закрепления изученного материала

Тема 1. Классификация и общее устройство автомобилей.

Контрольная работа.

Вариант 1.

1.Современный автомобиль — сложная машина, состоящая из агрегатов, систем, и узлов, образующих три его основные части.

В каком из приведенных ответов они наиболее точно перечислены?

а) Двигатель, шасси, кузов;

б) Двигатель, трансмиссия, кузов;

в) Двигатель, кузов, ходовая часть.

2. Что представляет собой трансмиссия, какую роль она выполняет на автомобиле?

а) Трансмиссия представляет собой группу узлов и механизмов, обеспечивающих

передачу крутящего момента от двигателя на ведущие колеса автомобиля;

б) Трансмиссия служит для плавной передачи крутящего момента от двигателя на задние ведущие колеса;

в) Трансмиссия — это совокупность механизмов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам и изменяющая крутящий момент по величине и направлению.

3. Какую роль выполняет дифференциал, включенный в трансмиссию автомобиля?

а) Распределяет крутящий момент между полуосями и позволяет им вращаться с

различными скоростями па поворотах и в других случаях, когда колеса за одинаковое время проходят участки пути разной длинны,

б) Обеспечивает поворот автомобиля без проскальзывания колес,

в) Для вращения полуосевых шестерен с одинаковой частотой.

4. Какая часть автомобиля является его основой, к которой относятся рама, передняя и задняя оси, рессоры, амортизаторы, колеса и шины?

а) Ходовая часть,

б) Трансмиссия автомобиля,

в) Подвеска автомобиля.

5. В каком из ответов дано наиболее точное определение назначение двигателя?

а) Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение,

б) Двигатель преобразует тепловую энергию, получающуюся при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу,

в) Оба ответа верны.

6. Какой из механизмов трансмиссии позволят преобразовать крутящий момент, передаваемый от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса, обеспечивает автомобилю движение задним ходом и длительное разъединение двигателя и трансмиссии?

а) Сцепление,

б) Коробка передач,

в) Раздаточная коробка.

7. Как называют механизм, позволяющий передавать крутящий момент между двумя валами под изменяющимся углом ?

а) Карданная передача,

б) дифференциал,

в) Промежуточная опора с подшипником.

8. У автомобилей повышенной проходимости в трансмиссию включают раздаточную коробку. В каком из ответов дано наиболее точное определение назначения раздаточной коробки?

А) Для передачи крутящего момента ко всем ведущим мостам.

Б) Для распределения и увеличения крутящего момента между ведущими мостами.

В) Для включения переднего ведущего моста.

9. Какой из механизмов трансмиссии обеспечивает кратковременное разобщение коленчатого вала двигателя и трансмиссии при пуске двигателя, переключении передач, торможении и остановке автомобиля, а также для плавного соединения двигателя с трансмиссией при трогании с места?

А) Коробка передач,

Б) Главная передача.

В) Дифференциал,

Г) Сцепление.

10. К какой части грузового автомобиля относятся крылья, облицовка, капот и брызговики?

А) К кузову.

Б) К ходовой части.

В) К шасси.

Эталон ответов Вариант 1

1. а) Двигатель, шасси, кузов;

2. в) Трансмиссия — это совокупность механизмов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам и изменяющая крутящий момент по величине и направлению.

3. а) Распределяет крутящий момент между полуосями и позволяет им вращаться с

различными скоростями па поворотах и в других случаях, когда колеса за одинаковое время проходят участки пути разной длинны.

4. а) Xодовая часть

5. в) Оба ответа верны.

6. б) Коробка передач

7. а) Карданная передача

8. А) Для передачи крутящего момента ко всем ведущим мостам.

9. г) Сцепление.

10. А) К кузову.

Вариант 2

1. Как называют часть автомобиля, состоящую из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления?

А) Силовая передача.

Б) Шасси.

В) Оба ответа верны.

2. Механизмы трансмиссии на автомобиле расположены в определенной последовательности.

Назовите номер ответа, где эта последовательность соблюдена для автомобилей с колесной формулой 4×2.

А) сцепление, коробка передач, главная передача, карданная передача, дифференциал, приводные валы;

Б) главная передача, сцепление, коробка передач, карданная передача, дифференциал, приводные валы;

В) сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал, приводные валы;

3. Какой из механизмов трансмиссии увеличивает крутящий момент и передает его от карданного вала через дифференциал на полуоси под прямым углом

А) Коробка отбора мощности.

Б) Задний мост.

В) Главная передача.

4. К какой части грузового автомобиля относятся крылья, облицовка, капот и брызговики?

А) К кузову.

Б) К ходовой части.

В) К шасси.

5. Если с грузового автомобиля снять двигатель, кузов и кабину (к кабине также относятся крылья, облицовка, капот и брызговики), то какая часть останется?

А) Ходовая часть.

Б) Трансмиссия.

В) Шасси.

6. К какой части грузового автомобиля относятся крылья, облицовка, капот и брызговики?

А) К кузову.

Б) К ходовой части.

В) К шасси.

7. Какая часть автомобиля является его основой, к которой относятся рама, передняя и задняя оси, рессоры, амортизаторы, колеса и шины?

а) Ходовая часть,

б) Трансмиссия автомобиля,

в) Подвеска автомобиля.

8. Как называют механизм, позволяющий передавать крутящий момент между двумя валами под изменяющимся углом?

а) Карданная передача,

б) дифференциал,

в) Промежуточная опора с подшипником.

9. Какую роль выполняет дифференциал, включенный в трансмиссию автомобиля?

А) Распределяет крутящий момент между полуосями и позволяет им вращаться с различными скоростями на поворотах и в других случаях, когда колеса за одинаковое время проходят участки пути различной длины.

Б) Обеспечивает поворот автомобиля без проскальзывания колес.

В) Для вращения полуосевых шестерен с одинаковой частотой.

10. В предыдущих определениях и в дальнейшем будет использован термин «крутящий момент». В каком из ответов дано правильное определение этого термина?

А) Это момент внешней силы, под действием которой происходит вращение тела, определяется произведением силы на плечо.

Б) Момент силы, движущей автомобиль.

В) Произведение силы на плечо.

Эталон ответов Вариант 2.

1. Б) Шасси.

2. В) сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал, приводные валы.

3. З) Главная передача.

4. А) К кузову.

5. В) Шасси.

6. А) К кузову.

  1. а) Ходовая часть,

8. А) Карданная передача,

9. А) Распределяет крутящий момент между полуосями и позволяет им вращаться с различными скоростями на поворотах и в других случаях, когда колеса за одинаковое время проходят участки пути различной длины.

10. А) Это момент внешней силы, под действием которой происходит вращение тела, определяется произведением силы на плечо.

Тема 2. Механизмы и системы двигателя.

Контрольная работа.

Вариант 1.

Задание 1.

Вставьте пропущенные термины:

Двигатель-агрегат, преобразующий энергию в работу и для передачи

момента узлам автомобиля для передвижения с помощь…….

Задание 2 .

Назовите недостающие элементы одноцилиндрового двигателя.

hello_html_c52bf31.png

Задание 3.

Что называется рабочим циклом двигателя?

Задание 4.

Продолжите фразу: КШМ — воспринимает давление расширяющихся газов при такте сгорания — расширения и преобразует

Задание 5.

Для чего служит шатун?

Задание 6.

Для чего служит поршневой палец?

Задание 7.

Для чего служит маховик?

Задание 8.

Назовите элементы коленвала:

hello_html_m4f7c68a0.png

Задание 9.

Назовите основные элементы газораспределительного механизма?

Задание 10.

Для чего служит распределитель?

Задание 11.

Продолжите фразу: толкатели передают усилие от……

Тема 2. Механизмы и системы двигателя.

Контрольная работа.

Вариант 1.

Эталон ответов:

Задание 1. тепловую; механическую; крутящею; КШМ.

Задание 2 .цилиндр; палец; клапан; маховик; коленвал, картер

Задание 3 .последовательность чередования тактов, впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск.

Задание 4 . прямолинейное, возвратно — поступательное движение поршня во вращательное движение коленвала.

Задание 5 . для соединения поршня с коленвалом.

Задание 6 . обеспечивает соединение поршня с коленвалом

Задание 7 .маховик служит для уменьшения неравномерности работы двигателя, обеспечение пуска двигателя, плавному троганию автомобиля с места.

Задание 8 . фланец; коренные шейки; щеки.

Задание 9 .распределительный вал; механизм привода распределительного вала клапанного механизма.

Задание 10 .для открытия и закрытие клапанов.

Задание 11. от кулачков распределительного вала к штангам.

Тема 3. Система охлаждения.

Контрольная работа

Вариант 1.

Задание 1. Дайте определение, вставив пропущенные термины:

Система охлаждения служит для поддержания ………. режима двигателя за счет регулируемого отвода …….от деталей.

Задание 2. Что произойдет, если двигатель перегреется?

Рабочая программа «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

 

Рабочая программа

по дисциплине МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

по программе базовой подготовки

специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

квалификация выпускника техник

форма обучения очная

 

1.1. Область применения программы

 

Программа (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорту.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

1.2. Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения МДК

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:

иметь практический опыт:

разработки и сборки агрегатов и узлов автомобиля;

технического контроля эксплуатируемого транспорта;

осуществления технического обслуживания и ремонта.

уметь:

разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;

осуществлять технический контроль автотранспорта;

оценивать эффективность производственной деятельности;

осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач;

анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке.

знать:

устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта;

базовые схемы включения элементов электрооборудования;

свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов;

правила оформления технической и отчетной документации;

правила оформления технической и отчетной документации;

квалификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта;

методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;

основные положения действующей нормативной документации;

основы организации деятельности предприятия и управление им;

правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы

МДК 01.02:

всего –720 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 720 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 480 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 240 часов;

лабораторно-практических – 92 часа;

учебной практики – 288 часов.

2. результаты освоения МДК 01.02

Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.

Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорту.

ПК 2.

Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

ПК 3.

Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать как индивидуально, так и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственность за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий

в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

3. СТРУКТУРА и содержание МДК 01.02

3.1. Тематический план

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1-1.3

Раздел 1. Техническое обслуживание автомобилей

        

ПК 1.1-1.3

Раздел 2. Автомобильные эксплуатационные материалы

        

ПК 1.1-1.3

Раздел 3. Диагностирование технических средств автомобилей

        

ПК 1.1-1.3

Раздел 4. Ремонт автомобилей

        
 

Производственная практика, (по профилю специальности), часов

(если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

Учебная практика…..

   

Всего:

        

3.2. Содержание обучения по МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Наименование разделов междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

Объем часов

Уровень освоения

 

Раздел 1.

   

МДК 01. 02. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

480

 
 

Введение

2

 

Тема 1.1. Основы технического обслуживания и ремонта подвижного состава

Содержание

10

 

1

Надежность и долговечность автомобиля

4

 

2

Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

2

3

Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта

2

4

Основы диагностирования технического состояния автомобилей

2

Тема 1.2. Технологическое и

диагностическое оборудование для технического

обслуживания и текущего ремонта автомобилей

Содержание

12

 

1.

Общие сведения о технологическом и диагностическом оборудовании, приспособлениях и инструменте.

2

2.

Оборудование для уборочных, моечных и очистных работ.

2

3.

Осмотровое и подъемно-транспортное оборудование.

2

4.

Оборудование для смазочно-заправочных работ.

2

5.

Оборудование, приспособления и инструмент для разборочно-сборочных работ.

2

6.

Диагностическое оборудование

 

Тема 1.3. Технология технического обслуживания и ре­монта подвижного состава автомобильного транспорта

Содержание

116

1.

Ежедневное техническое обслуживание автомобилей

2

2.

Диагностирование двигателя в целом

4

3.

Техническое обслуживание и текущий ремонт кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

10

4.

Техническое обслуживание и текущий ремонт систем охлаждения и смазки.

10

5.

Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания карбюраторных двигателей.

10

6.

Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания дизельных двигателей.

14

7.

Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания двигателей, работающих на газовом топливе.

4

8.

Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования.

18

9.

Техническое обслуживание и текущий ремонт трансмиссии.

10

10.

Техническое обслуживание и текущий ремонт ходовой части и автомобильных шин.

16

11.

Техническое обслуживание и текущий ремонт механизмов управления.

18

12.

Техническое обслуживание и текущий ремонт кузовов, кабин и платформ.

2.

13.

Диагностирование автомобилей на постах общей и поэлементной диагностики.

2.

Лабораторные работы

44

1.

Диагностирование двигателя по встроенным приборам.

2

2.

Техническое обслуживание и текущий ремонт кривошипно-шатунного механизма.

2

3.

Техническое обслуживание и текущий ремонт механизма газораспределения.

2

4.

Техническое обслуживание и текущий ремонт системы охлаждения.

2

5.

Техническое обслуживание и текущий ремонт системы смазки двигателя.

2

6.

Техническое обслуживание и текущий ремонт приборов системы питания снятых с двигателя

2

7.

Техническое обслуживание и текущий ремонт приборов очистки и подачи топлива, воздуха и выпуска отработавших газов.

2

8.

Определение и устранение неисправностей в системе питания карбюраторного двигателя. Регулировка карбюратора.

2

9.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт приборов очистки и подачи топлива, системы питания дизельного двигателя.

2

10.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт приборов очистки воздуха, системы питания дизельного двигателя.

2

11.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт форсунок, АМОВТ ТНВД.

2

12.

Определение и устранение неисправностей системы питания дизельного двигателя.

2

 

13.

Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания двигателей от газобаллонных установок.

2

 

14.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт приборов системы электроснабжения.

2

15.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт приборов системы зажигания.

2

16.

Диагностика приборов электрооборудования с использованием тестера.

2

17.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт приборов электропуска двигателя.

2

18.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт приборов звуковой и световой сигнализации, дополнительного оборудования и приборов освещения.

2

19.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт сцепления.

2

20.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт коробки передач, карданной передачи и ведущих мостов.

2

21.

Диагностирование и установка углов регулировка углов установки колес, углов установки шкворней осей поворота.

2

22.

Проверка и регулировка зазоров в шкворнях, шаровых опорах и в подшипниках ступиц колес, техническое обслуживание ходовой части.

2

23.

Вулканизация камер. Текущий ремонт покрышек.

2

24.

Монтаж и демонтаж пневматических шин. Балансировка колес.

2

25.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт рулевого управления.

2

26.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт гидроусилителей рулевого управления.

2

27.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт тормозных систем с гидравлическим приводом и стояночного тормоза.

2

28.

Диагностика, техническое обслуживание и текущий ремонт тормозных систем с пневмоприводом.

2

29.

Общая диагностика автомобилей.

2

30.

Поэлементная диагностика автомобилей.

2

Тема 1.4. Организация хранения и учета подвижного состава и производственных запасов.

Содержание

6

1.

Хранение подвижного состава автомобильного транспорта.

4

2.

Хранение, учет производственных запасов и пути снижения затрат материальных и топливно-энергетических ресурсов.

2

Тема 1.5. Организация и управление производством технического обслуживания и текущего ремонта.

Содержание

16

1.

Классификация автотранспортных предприятий

2

2.

Общая характеристика технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава.

2

3.

Организация труда ремонтных рабочих.

2

4.

Организация технического обслуживания автомобилей.

4

5.

Организация текущего ремонта автомобилей.

4

6.

Организация контроля качества технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей

2

Тема 1.6. Автоматизированные системы управления в организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобильного транспорта

.Содержание

24

1.

Формы и методы организации и управления производством

8

2.

Автоматизированные системы управления в организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей

8

3.

Анализ и моделирование производственного процесса технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей

4

4.

Автоматизированное рабочее место работников технической службы автотранспортного предприятия.

4

Лабораторные работы

10

31

Составление сменно-суточного задания ремонтной бригады.

2

32

Составление плана отчета диспетчера ЦУП.

2

33

Составление сменно-суточного задания для участка подготовки производства

2

34

Расчет производственной программы технического обслуживания и текущего ремонта на ЭВМ с применением моделирующих программ.

2

35

Разбор и решение задач типа: АРМ техника по подвижном

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Для бесперебойной работы автомобиля на протяжении всего периода эксплуатации каждому автовладельцу следует время от времени проводить комплекс определенных работ, относящихся по характеру и назначению к двум группам:

— работы, направленные на поддержание узлов рабочих механизмов и агрегатов в рабочем состоянии на протяжении длительного периода эксплуатации;

— работы, направленные на установление механизмов, узлов и агрегатов машин.

Поэтому техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в первом случае является профилактическим, а во втором – восстановительным.

В нашей стране работает предупредительно-плановая система обязательного ТО и ремонта автомобиля. Смысл его заключается в том, чтобы обслуживание и ремонт автомобилей осуществляли и по плану, и по потребности.

ТО (техническое обслуживание) автомобиля – электротехнические и регулировочные, заправочные, смазочные, крепежные, контрольно-диагностические, уборочно-моечные, а также многие другие виды работ, которые зачастую выполняются без снятия с автомобиля отдельных механизмов, узлов и разборки агрегатов. Однако если при техобслуживании остается под вопросом полная исправность отдельно взятых узлов, то их снимают с автомобиля и проверяют на специализированных стендах и приборах.

Периодичность технического обслуживания напрямую зависит от перечня и трудоемкости ремонта автомашины и ее агрегатов. ТО автомобилей разделяют на несколько видов: сезонное, первое и второе, а также ежедневное техобслуживание.

Действующими законодательными актами техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и его агрегатов предусматривается двух видов – капитальный, выполняемый на спецпредприятиях, и текущий, который выполняемый на автотранспортных предприятиях.

В каждый из видов ТО входят строго установленные операции (работы), которые должны обязательно проводиться. Эти операции делятся на исполнительскую и контрольную составные части.

Исполнительская часть зачастую выполняется по потребности, а контрольная часть работ, которую еще часто называют диагностической, является обязательной. Это помогает значительно уменьшить как трудовые, так и материальные растраты на техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Диагностика — часть технологического процесса текущего ремонта и техобслуживания автомобилей, которая обеспечивает получение общей картины о состоянии машины.

Ежедневное техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (если он необходим) должно выполняться каждый день по возвращению автомобиля с рабочей линии. В него входят:

— контрольно-смотровые работы по всем основным системам и механизмам, которые отвечают за безопасное движение, а также осветительным приборам, кабине и кузову;

— моечно-уборочные и обтирочно-сушильные операции, а также дозаправка машины охлаждающей жидкостью, сжатым воздухом, маслом и, конечно же, топливом.

Мойку автомобиля осуществляют по требованию.

Текущий ремонт выполняют на станциях техобслуживания и на автотранспортных предприятиях. Он заключается в устранении мелких неисправностей, а также отказов машины.

При текущем ремонте замена агрегатов на автомобиле происходит тогда, когда время ремонта агрегата больше периода, необходимого для его замены.

Капитальный же ремонт автомобиля либо агрегата предполагает полную разборку на детали и узлы, которые пробуют ремонтировать, а при необходимости заменяют. После чего агрегаты собирают, испытывают и отправляют на сборку.

За весь срок эксплуатации полнокомплектный автомобиль зачастую проходит один капитальный ремонт.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *