Как сделать своими руками сход развал: Как самому отрегулировать сход-развал в дома?
Как сделать развал-схождение своими руками — Сход-Развал Гид
Геометрия подвески автомобиля подразумевает установку колес под определенными углами. Это позволяет снизить износ шин, дает устойчивость при движении. Процедура регулировки положения колес называется развал-схождение. Произвести ее можно на большинстве современных СТО. Однако не всегда имеется возможность попасть к мастеру или просто есть желание самостоятельно выполнить данный ремонт. Сделать развал-схождение своими руками не трудно, достаточно иметь минимум инструментов и времени. Самостоятельное обслуживание своего железного коня под силу каждому автолюбителю.
Штанген-циркуль
Почему углы «уходят»?
Перед тем, как перейти к регулировки развала-схождения своими руками, полезно будет знать, почему значение углов может измениться. Изменения происходит из-за:
- Замены элементов подвески. Плановая или вынужденная смена стоек, тяг;
- Деформации резины сайлентблоков. Происходит из воздействия окружающей среды, дорожного покрытия;
- Механического воздействия или повреждение диска.
- Смены покрышек. «Переобувание» на сезонную резину идентичного размера также вносит коррективы;
- Изменения дорожного просвета. Из-за качества дорог, процедура популярна среди автолюбителей.
Следует помнить, что перед тем, как делать развал-схождение своими руками, необходимо проверить работоспособность всех элементов, связанных с передними колесами. Если имеется люфт или иные неисправности, то проводить регулировку нецелесообразно. Рекомендуется проводить плановый осмотр один раз в полгода, при смене сезона. Развал-схождение важный параметр, который напрямую влияет на безопасность движения.
Какой инструмент понадобится?
Подручные инструменты
Чтобы провести корректную процедуру развала-схождения своими руками, понадобится место с ровной поверхностью. Желательно присутствие смотровой ямы, но можно и обойтись обычным домкратом. Из инструментов понадобится:
- Мел;
- Обычная линейка;
- Веревка с металлическим предметом в качестве отвеса;
- Стандартный набор ключей. Шестигранники, накидные;
- Телескопическая линейка.
Данный набор не включает дорогостоящих специальных приспособлений. Все инструменты можно найти на рынке в свободном доступе. В качестве рабочего места подойдет эстакада. Однако стоит помнить, что на СТО манипуляции производятся на цифровом оборудовании, что дает большую точность при вычислениях.
Измеряем и корректируем развал
Развал схождение — плюс минус
Для начала необходимо установить автомобиль на ровную поверхность и выставить руль на прямолинейное движение. Понадобится дополнительное место для перемещения машины. Дальнейший алгоритм корректировки развала своими руками выглядит следующим образом:
- Мелом наносятся риски на резине. Одна в верхней точке, другая в нижней;
- Над колесом закрепляется веревка с утяжелением таким образом, чтобы она совпадала с метками;
- Замеряется отрезок от веревки до обода диска сверху и снизу;
- Автомобиль смещается вперед, чтобы риски передвинулись на 90 градусов;
- Наносятся еще риски сверху и снизу;
- Вновь производятся аналогичные замеры;
- Далее машина прокатывается вперед, чтобы первые деления сместились на 180 градусов;
- Производятся замеры.
Полученные результаты не должны значительно отличаться друг от друга. Допустимая норма отклонения для заднеприводного автомобиля – 3 мм, для переднеприводного – 1 мм. Если допустимое отклонение превышено, то необходима корректировка развала.
Изменение угла производится за счет эксцентрикового болта. Чтобы получить к нему доступ, необходимо снять колесо. В зависимости от положительной или отрицательной разницы, а также ее размера, определяется направление и количество оборотов. После манипуляций с болтом, обязательно делаются повторные замеры.
Автомобилям для городского движения выставляется легкий отрицательный развал. При таком показателе машина лучше управляется в поворотах.
Замер и выставление схождения
Способ сделать развал-схождение самостоятельно
Для измерений понадобится телескопическая линейка и ровная поверхность. Колеса устанавливаются параллельно друг другу. Дальнейший алгоритм регулировки схождения своими руками выглядит следующим образом:
- Мелом наносятся риски с внутренней стороны колеса возле обода диска;
- Линейка закрепляется между колесами таким образом, чтобы она не задевала деталей и узлов подвески;
- Машина прокатывается вперед, телескопическая линейка продвигается назад. Следует следить за закреплением измерительного инструмента;
- Шкала линейки отобразит разницу расстояния.
Допустимое расхождение значений – 1 мм. При превышении требуется корректировка схождения. Производится при помощи регулировки длины рулевых тяг. Если разница измерений носит отрицательный характер, то крепление тяги уменьшается. Если показатель положительный, то длина тяги увеличивается.
После проведенных манипуляций, замеры повторяются. Схождение корректируется до допустимых значений. Если расхождения больше, то процедура повторяется.
Поделиться с друзьями:
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Запинить
Развал-схождение своими руками: регулировка с пошаговой инструкцией
Правильное развал-схождение или сход-развал — залог того, что ваш автомобиль будет прекрасно слушаться вас на дороге практически в любых условиях. Но начинающий автолюбитель, скорее всего, не знает, что же это за параметр такой, который еще и нужно правильно отрегулировать. В статье ниже мы дадим ответ на этот вопрос, а заодно выясним, почему же все-таки развал-схождение нарушается, по каким признакам определить, что пора заехать в сервис на его регулировку. А заодно разберемся, как выполнить развал-схождение своими руками, без помощи сторонних специалистов.
Содержание
- Развал-схождение: что это
- Зачем нужна регулировка
- Когда следует делать развал-схождение
- Самостоятельная регулировка развала
- Диагностика
- Инструменты и материалы
- Инструкция
- Видео — Теория развал-схождения колес
- Линейка для регулировки схода-развала
- Пошаговая инструкция
- Важные моменты
- Что лучше — ручная или компьютерная регулировка?
- Видео — Развал-схождение дедовским способом
Развал-схождение: что это
Что же скрывается за этим словосочетанием, которое нередко слышишь в среде автомобилистов? Итак, немного теории. Развал-схождение или сход-развал — это определенные углы постановки каждого колеса автомобиля. Их определяют и устанавливают еще во время изготовления машины на заводе, причем не просто так, а в зависимости от конструктивных особенностей авто и после проведения определенных испытаний. Эти углы важно обязательно выдерживать именно в строго определенном положении, которое рекомендует производитель: управляемость авто и его поведение на дороге зависит во многом от этого параметра, а значит, от этого зависит и ваша безопасность.
Что такое развал-схождениеПочему эти углы называются «развал-схождение»? Все легко объяснимо и предельно просто: у автомобильного колеса не один, а два угла, указывающих на его положение в пространстве.
- Развал — определенный угол, который формируется между плоскостью самого колеса и вертикальной осью. Если он установлен правильно, то шина идеально стыкуется с дорожным полотном, и машина будет превосходно «держать дорогу». Измеряется это значение в самых обычных градусах. Бывает положительным и отрицательным.
- Схождение, которое также бывает как отрицательным, так и положительным, — угол, который находится между плоскостью вращения каждого колеса и направлением движения машины. Правильно установленный угол данного параметра позволит снизить износ резины и позволит добиться максимальной устойчивости авто во время даже самых лихих поворотов. Измеряется данный параметр и в привычных нам миллиметрах, и в не менее привычных градусах.
Если вы обращали внимание, то у некоторых машин колеса не всегда стоят строго перпендикулярно дороге. Кажется, что схождение и развал сделаны не так, как нужно. Но прежде чем осуждать мастера, присмотритесь: что за машина перед вами. У ТС с так называемым задним приводом показатель схождения положительный — колеса несколько повернуты друг к другу. А авто с приводом передним обладают отрицательными показателями значения этого угла.
Углы наклона колесПоясняем. Если между условно обозначенными задними точками колес промежуток больше, чем между передними, и кажется, что колеса в паре вывернуты «внутрь», то схождение положительное. А если они как будто «смотрят» в стороны, то оно будет называться отрицательным.
Отрицательное значение развалаОтрицательное значение развала — это когда верхняя часть любого из колес наклонена к центральной части авто. Это оптимальный вариант для тех, кто любит большие скорости и много ездит по извилистым, кольцевым дорогам. Положительный развал — наоборот, то есть верх колеса отклонен от авто. Оптимальный вариант для тех, кому нужно много маневрировать и полностью контролировать управляемость железного коня.
Что такое угол кастераНа заметку! И еще есть такое понятие как кастер. Это тоже угол, но другой, показывает значение продольного наклона оси поворота. Но его устанавливают на производстве и больше этот угол не меняется. Исключение — ДТП и полный перебор подвески. Только тогда в сервисе могут обратить на него внимание.
Зачем нужна регулировка
По всему, что выше сказано, догадаться не трудно, что одна из причин, почему все-таки стоит следить за правильностью сход-развала — ваша же безопасность. Авто, имеющее правильные углы постановки колес, маневренное и послушное, хорошо держит дорогу, его не заносит, он чутко и — главное — правильно реагирует на движения руля.
Для чего нужна регулировка развала колесТакже правильно выставленный угол схождения и развала позволит вам немного экономить на резине и расходниках, так как дольше сохраняет их в нормальном состоянии, позволит избавиться от быстрого износа, убережет детали подвески от разрушения. И протектор покрышек, и подшипники в ступицах, и всякие резиночки-детальки — все скажут «спасибо» за хороший развал.
Объемная регулировка развалаЧитайте также: Замена рулевых наконечников
Когда следует делать развал-схождение
Регулировать углы нужно не так часто, как кажется на первый взгляд. Но хотя бы единственный раз за весь год использования авто стоит уделить внимание этой процедуре при условии, что машина постоянно, но спокойно эксплуатируется на хороших городских дорогах. Если вы лихачите или живете там, где дороги заставляют проронить скупую слезу только при взгляде на них, то развал стоит делать почаще. Особенно — после суровой зимы, в весенний период, когда везде «оттаивают» ямы.
В каких случаях нужен развал-схождениеТакже проверка и дальнейшая регулировка (при необходимости) развал-схождения обязательно проводятся при некоторых ремонтных работах по улучшению состояния подвески, а также элементов рулевого управления. Все это приводит к изменению углов колес. Однозначно следует сделать регулировку углов после ДТП, сильного бокового удара по колесу. Кстати, интересно, но на углы не всегда влияет замена таких деталей и элементов как втулок стабилизатора, амортизатора, самих стабилизатора и амортизатора в сборе, ступичных подшипников. Но если вы меняли рулевые тяги или наконечники, пружины, рулевую колонку, проставки, сайлентблоки или маятник рулевого управления, то визит в сервис обязателен.
Когда нужно делать развал-схождениеПризнаки, которые покажут, что пора ехать в сервис, это:
- смена траектории движения авто при езде по прямой;
- быстрый износ покрышки с одной из сторон, стирание протекторов;
- увеличение расхода топлива;
- быстрый износ элементов подвески.
На заметку! Автомобилисты отмечают, что первые звоночки о нарушении углов сход-развала появляются обычно каждые 10-15 тысяч километров пробега.
Самостоятельная регулировка развала
Отрегулировать углы сход-развала не так просто, как кажется. Это достаточно серьезное нарушение в конструкции автомобиля. Но все же выполнить эту процедуру можно и самим. Разберемся, как это делается.
Диагностика
Прежде чем что-то регулировать, стоит провести диагностику. Для этого достаточно взять обычный штангенциркуль или рулетку, отвес и маркер.
Штангенциркуль для измерения угла развала- Поставьте авто в гараж на ровную поверхность.
- Поднимите на подъемнике или домкрате.
- Сидя в автомобиле, проверните поочередно до упора каждую пару колес в одну и другую сторону, используя руль. Затем выставьте руль ровно, чтобы колеса встали прямо.
- Утяжелите автомобиль. Для этого можно поместить в салон и багажник мешки со щебенкой.
- Затем нажимайте по очереди на крылья капота, багажник, но обязательно делайте нажимы в прыжке, чтобы увеличить уровень воздействия. Эта несколько комичная процедура позволит стабилизировать всю систему подвески.
- Затем возьмите отвес и поместите его на перед капота так, чтобы его нить свисала вдоль колеса вниз.
- Возьмите маркер и отметьте прямо на шине место, где проходит нить.
- Вычислите промежутки между линией маркера и верхнего и нижнего краев покрышки.
- Затем продвиньте авто немного вперед так, чтобы колеса прокрутились на 180 градусов. Выполните те же самые действия.
Теперь сравните полученные результаты. Если разница между ними будет более 3 мм, то важно как можно скорее отрегулировать углы развала и схождения.
Инструменты и материалы
На самом деле, несмотря на всю сложность и кропотливость выравнивания углов, для выполнения этой работы не нужно большого количества инструментов. Список достаточно короткий: это домкрат, ключи рожковые, накидные, колесные.
Инструмент для регулировки развала-схожденияСовет! Перед началом регулировки сход-развала обязательно проверьте исправность всей рулевой системы. Если с ней что-то не в порядке, то регулировкой заниматься бесполезно.
Инструкция
Если у вас есть место, время и все необходимые инструменты, то вы можете сами выполнить регулировку углов. И лучше делать ее сразу после диагностики, которую мы провели ранее, если машина в этом нуждается. Кратко расскажем о порядке действий во время регулировки сход-развала.
Развал-схождение своими руками- Сначала снимите с подвески колесо, а затем при помощи ключа ослабьте немного крепеж амортизатора, чтобы он опустился к поворотному кулаку.
- Затем сдвиньте этот кулак в любую сторону. Данный процесс поможет поменять угол до нужного значения.
- Натяните проволоку от ступицы переднего до ступицы заднего колеса. Применяя ее, сверьте угол наклона колес.
- Далее регулируйте схождение. Сначала ослабьте затянутые гайки на так называемых рулевых тягах.
- Затем выставьте идеально ровно руль и зафиксируйте его при помощи хомутов и жерди.
- После клещами-коброй удерживайте муфту тяги и аккуратно поворачивайте ее. Так вы измените длину тяги до того момента, пока руль не начнет сопротивляться вашим движениям. Кстати, следите и за расстоянием между нитью отвеса и шиной. Как только зазор исчезнет, то это будет означать, что схождение выставлено так, как должно быть. Совместное схождение пары должно быть 2 мм.
Видео — Теория развал-схождения колес
Вот так выполняется регулировка угла с помощью инструмента. После окончания работ обязательно затяните все соединения.
Затягивание всех соединений после регулировки угла схожденияЛинейка для регулировки схода-развала
Диагностировать состояние сход-развала можно, используя особую линейку. Ее можно купить или сделать самостоятельно. Показания, полученные во время диагностики, записывайте. Не запутаться в них поможет таблица, приведенная ниже.
Таблица. Устройство регулировочной линейки.
Элемент линейки, фото | Описание |
---|---|
Овальная трубка | Это трубка, имеющая специальный наконечник с одной стороны и шкалу для измерений — с другой. |
Передние штоки | В конструкции есть специальные штоки, предназначенные для настройки линейки для разных моделей авто. |
Другой конец линейки | Эта часть должна оставаться неподвижной. |
Штырь с прорезью | Он находится на другом конце трубки. Штырь предотвращает соскальзывание линейки с колеса. |
Подвижный штырь | Он расположен на другой стороне линейки. |
Подобная конструкция отлично себя зарекомендовала при выполнении развала-схождения на разных моделях автомобиля и разных годов выпуска.
Самодельная линейка для регулировки схода-развалаПошаговая инструкция
С помощью линейки нужно измерить расстояние между двумя точками колес, а затем продвинуть машину вперед, что прокрутить колеса на 180 градусов. Далее снова измеряется расстояние между точками колес. Разницу между первым и вторым показателем и нужно оценивать.
Регулировка схода-развалаТо есть пошагово этот процесс выглядит примерно так:
Шаг 1. Делаем отметки на поверхности резины по двум сторонам.
Отметки на поверхности шиныШаг 2. Измеряем промежуток между этими метками: нужно выполнить замеры как спереди, так и сзади.
Измерение промежутка между меткамиШаг 3. Вычисляем разницу и уже после этого выравниваем колеса под необходимые параметры.
Выравнивание колеса под нужные параметрыВажно! Всегда помните о поправке на резьбу в половину миллиметра.
Важные моменты
После регулировки прокатитесь на машине по ровной дороге. Если авто тянет в сторону, то можете попробовать поменять колесные пары — перекинуть перед на зад, и наоборот. Если после этого машину тянет, но уже в противоположную сторону, то проблема заключается не в неправильном развале, а в покрышках, требующих замены.
Схождение колес своими рукамиКогда будете устанавливать параметры рулевой тяги, то считайте, сколько вы сделаете оборотов. В случае ошибки вы будете знать, как вернуть предыдущее положение схождения.
Что лучше — ручная или компьютерная регулировка?
Этот вопрос беспокоит каждого начинающего автомобилиста, а уж сколько споров в гаражах и сервисов на эту тему ведется — не счесть! Посоветовавшись с экспертами, отвечаем на него. Итак, намного лучше и точнее регулировка вручную. Дело в том, что стенд даст возможность получить идеальный вариант только в том, случае, если он идеально отрегулирован и настроен сам. А сделать это не так-то просто. Таким образом регулировка развала-схождения руками будет быстрее, эффективнее и надежнее, чем компьютерная.
Компьютерная или ручная регулировка схода-развалаОднако если вы не хотите делать это самостоятельно, то важно найти хорошего специалиста в этой области с большим опытом и хорошими рекомендациями.
Видео — Развал-схождение дедовским способом
Развал-схождение — важный параметр, значением которого уж точно не стоит пренебрегать. Поэтому уделите его регулировке достаточно внимания. А лучше всего изучите и освойте сами процесс регулирования углов.
Подробная инструкция по намеренному обмороку
Возможно, вы захотите имитировать бессознательное состояние, чтобы играть или разыгрывать кого-то. Обычно слишком быстрое вставание из положения лежа или сидя может вызвать головокружение, которое является реакцией сенсорной системы на кратковременное снижение притока крови к мозгу. Это ощущение головокружения можно вызвать довольно легко, но оно опасно, так как может привести к рвоте и тошноте, а в некоторых случаях и к смерти. Поэтому, пытаясь заставить себя потерять сознание, убедитесь, что вы научились делать это безопасно.
Как заставить себя потерять сознание
Следующие методы могут помочь вам потерять сознание без вреда для себя.
1. Выжигайте свой кислород
Гипервентиляция или быстрое глубокое дыхание, сидя на земле. Продолжайте делать это около минуты, а затем встаньте. Обязательно останавливайте дыхание, когда встаете. После этого начните сжигать кислород, вращаясь по кругу или бегая. Через некоторое время вы почувствуете головокружение и начнете терять зрение, прежде чем в конце концов упадете. Используя этот метод, вы можете потерять сознание от нескольких секунд до почти минуты.
2. Задержите дыхание
Вы можете лишить мозг кислорода, задержав дыхание. Это создаст дефицит кислорода в организме, заставив мозг перейти в «кризисный режим». Вы можете вызвать у себя головокружение и легкое головокружение на некоторое время, если сможете задержать дыхание на несколько минут.
3. Дышите на большой палец
Как заставить себя потерять сознание? Поместите голову между коленями стоя и глубоко дышите в течение полминуты. Затем встаньте, не переводя дыхание, вставьте большой палец в рот и начните дышать в него. Не выпускайте воздух, дыша на большой палец. Продолжайте делать это, пока не потеряете сознание.
4. Перестаньте есть
Вы можете вызвать обморок, если не будете есть. Больные диабетом могут начать чувствовать головокружение, если они принимают слишком много инсулина или перестают соблюдать диету.
5. Попробуйте вдохнуть дым
У вас может сильно закружиться голова, если вы вдохнете значительное количество сигаретного дыма в легкие и задержите его там на несколько секунд. Тем не менее, курение вредно для здоровья, что делает этот метод опасным, чтобы заставить себя потерять сознание.
6. Прекращение использования лекарств от артериального давления
Пациенты с артериальным давлением могут вызвать обморок, прекратив прием лекарств от артериального давления. Но это может быть опасно и навредить вашему здоровью, поэтому мы этого не рекомендуем.
Как притвориться, что потерял сознание
Если вы хотите узнать, как заставить себя потерять сознание, не потеряв при этом сознания, попробуйте следующий метод.
1. Действуйте
Вы можете притвориться, что потеряли сознание, изображая обычные симптомы обморока. Начните с замедления движений, держась за голову и жалуясь на головокружение. Затем поморгайте некоторое время, прежде чем сказать, что чувствуете слабость.
2. Выберите место.
Притворяясь, что испытываете симптомы обморока, переместитесь в место, которое вы считаете безопасным для падения. Действуйте так, как будто вы чувствуете слабость, и сядьте на стул, если вы планируете потерять сознание в сидячем положении.
3. Безопасное падение
Убедитесь, что вы безопасно падаете, притворяясь, что потеряли сознание. Если вы стоите, то пусть ваши колени коснутся пола перед туловищем. Если вы сидите, то упадите со стула и попытайтесь приземлиться на заднюю часть бедра.
4. Полежите некоторое время неподвижно
Оставайтесь на земле в неподвижной, но свободной позе некоторое время. Держите конечности расслабленными, и если кто-то попытается поднять вашу руку, не сопротивляйтесь. Даже если они уронят вашу руку, пусть она упадет на землю естественно.
5. Постепенно станьте сознанием
Медленно откройте глаза и глубоко вдохните. Притворитесь, что вы не помните, как потеряли сознание, и скажите, что вы чувствовали себя так, как будто кто-то погасил свет. Попробуйте встать, но не полностью самостоятельно. Попросите кого-нибудь подтянуть вас.
Обеспечение безопасности при потере сознания
Даже если вы знаете, как безопасно потерять сознание, это все равно может привести к серьезным травмам, поскольку вы можете потерять равновесие и упасть. Поэтому лучше позаботиться о своей безопасности, прежде чем потерять сознание.
1. Сообщить другим
Потерять сознание может быть опасно. Так что, прежде чем пытаться заставить себя потерять сознание, вам лучше сообщить кому-то о своем доверии. Скажите им, что у вас кружится голова и что они должны отвести вас в безопасное место. Они также могут заботиться о вас, когда вы находитесь без сознания.
2. Обеспечьте безопасность при падении
Если вы теряете сознание из положения стоя и рядом нет никого, кто мог бы вас поймать, найдите стену и попытайтесь соскользнуть по ней во время падения. Падение представляет собой серьезную опасность, связанную с обмороком, поскольку вы можете пораниться, если упадете на твердый или острый предмет.
Спросите нас: Безопасно ли терять сознание? |
В: Я был на пижамной вечеринке, и мои друзья показывали мне, как упасть в обморок. Они сказали, что ты теряешь сознание и делаешь странные вещи. я хотел сделать это с ними, но я не знал, было ли это безопасно. Это опасный?
A: Когда твои друзья на вечеринке упали в обморок, это было потенциально опасны. Любой метод, используемый для того, чтобы заставить кого-то потерять сознание, может имеют серьезные побочные эффекты, так что давайте немного поговорим об этом.
Обморок, известный в медицине как обморок, может быть вызван много вещей. Иногда обморок также связан с изменением положения быстро, например, лежа, а затем внезапно вставая. Ты можешь чувствовать головокружение и иногда терять сознание (обморок). Это называется ортостатическим или постуральным обмороком.
По сути, кто-то теряет сознание, когда поступает недостаточно кислорода. через кровь в мозг. Внезапное падение в крови давление, а затем частота сердечных сокращений падает с кровеносными сосудами не способны достаточно быстро реагировать на потребность организма в кислороде. затем человек может чувствовать слабость, тошноту, бледность, тепло, головокружение, затуманенное зрение или даже двоение в глазах, учащенное дыхание или неспособность слышать, что говорят окружающие.
Время отключения обычно составляет всего несколько секунд, но вы можете чувствовать усталость от нескольких минут до нескольких часов. Возможные побочные эффекты и риски из-за обморока вариабельны. Недостаток кислорода и крови в головного мозга может привести к возможности инсульта с невозможностью говорить правильно или вообще или неспособность двигать руками и ноги на короткий период или навсегда. Сердце также уязвимы для нерегулярных ударов и ритмов, а также остановки полностью. Важно помнить, что существует серьезное возможность падения и удара головой с тяжелым поражением головного мозга повреждение или другая возможность переломов или кровотечения.
Если вы когда-нибудь будете с кем-то, кто потерял сознание, вот несколько важных вещи, которые нужно знать, если они не приходят в сознание в течение нескольких секунды.
-Проверьте, дышат ли они
-Проверьте пульс на шее на сонной артерии, чтобы убедиться, их сердце бьется.
-Если есть какие-либо сомнения, зовите на помощь и звоните по номеру 911
-Если вы знакомы с СЛР, следуйте протоколу
Если кто-то чувствует, что может потерять сознание, попросите его сесть и наклониться вниз головой между коленями, чтобы дать крови добраться до мозга.