Горит машина – Машина в огне. Что делать, если ваш автомобиль загорелся | Практические советы | Авто

Машина в огне. Что делать, если ваш автомобиль загорелся | Практические советы | Авто

Больше половины случаев возгорания автомобиля происходит по техническим причинам — из-за неправильной эксплуатации или установки дополнительного оборудования. Причём вероятность пожара зависит не от того, новая машина или старая, а от её состояния и обслуживания. 14 % пожаров происходит из-за неосторожного обращения с огнём, чаще всего — из-за курения.

С поджогами (а они составляют около пятой части от всех случаев возгорания) бороться можно только глобально: хранить авто на закрытой стоянке, стараться не заводить врагов. К сожалению, если машину подожгли, да ещё с применением зажигательных материалов, то потушить её, скорее всего, смогут только профессионалы.

Что горит

В автомобиле есть чему гореть. В первую очередь это топливо и масло, недаром их называют горюче-смазочными материалами. Загореться может проводка под капотом, обшивка в салоне и что-то легковоспламеняющееся в багажнике. Источником огня чаще всего бывают искры от неисправной электрики или повреждённой проводки, разгерметизация топливной, тормозной, охлаждающей систем с попаданием жидкостей на двигатель или элементы выхлопной системы. А носителем пламени становятся предметы, оказавшиеся рядом с сильно разогретыми агрегатами. Зимой это чаще всего «утеплитель» из картона или ткани, в межсезонье — скопившиеся листья, поздней весной — тополиный пух. Нужно быть аккуратным при движении по пересечённой местности летом, когда трава набивается под днищем автомобиля и может загореться от контакта с выхлопной системой. Та же ситуация может возникнуть у буксующих кроссоверов и внедорожников из-за перегревшейся муфты.

Шанс спасти автомобиль, если он загорелся по технической причине, есть, если вовремя обнаружить возгорание. Запах бензина или горелой резины в салоне, появление дыма из-под капота — всё это факторы, предшествующие возгоранию. При пожаре чаще всего страдает проводка, поэтому начинают барахлить различные датчики, высвечивая предупреждения на панели приборов или отказываясь работать. Даже если не видно явных признаков огня, лучше отсоединить одну из клемм аккумулятора, чтобы убрать напряжение из элетропроводки и, возможно, остановить процесс возгорания.

Фото: flickr.com / Patrick Strang

Поведение при возгорании

Итак, что нужно делать, если вы обнаружили признаки возгорания:

  1. Не паниковать.
  2. Остановиться и заглушить двигатель автомобиля.
  3. Выйти из машины и высадить пассажиров, удостоверившись, что они отошли на безопасное расстояние (не менее 10 метров). Их же можно попросить вызвать пожарных и МЧС или сделать это самостоятельно.
  4. Если возгорание небольшое и пока происходит в стадии тления — попытайтесь потушить огонь самостоятельно, используя огнетушитель, накрывая очаг изолирующим материалом, чтобы ограничить доступ кислорода. Для этого можно использовать плотную одежду.
  5. Если пожар начался в моторном отсеке и непонятно, какой он силы, лучше не отрывать капот и позвонить в МЧС. При попытке потушить огонь НЕЛЬЗЯ поднимать крышку капота, открывая доступ свежему воздуху. Приподнимите крышку и направьте струю огнетушителя в предполагаемую область возгорания. Лучше это делать вдвоём: один человек поднимает крышку, второй с приготовленным заранее огнетушителем тушит.
  6. Если пожар начался в салоне, не открывайте окна и двери без необходимости. От недостатка кислорода пламя может затухнуть и перейти в стадию тления.
  7. Не пытайтесь потушить большой огонь самостоятельно.
  8. При невозможности ликвидировать возгорание нужно отойти от машины на безопасное расстояние (не менее 10 метров), так как может взорваться топливный бак. В радиусе опасной зоны не должно быть людей.

Возгорание автомобиля — всегда неожиданность для его владельца. Самостоятельно выяснить, что стало его причиной, реально лишь в редких случаях (например, если загорелась обивка салона от упавшего окурка). Для получения выплат по страховке или при вероятности выставления претензий к сервису или производителю нужен акт о пожаре, который выдаётся начальником пожарного караула. Если есть подозрение на поджог, то нужно привлекать полицию. В случае возбуждения уголовного дела пожарно-техническая экспертиза будет проведена бесплатно.

Фото: www.globallookpress.com

Профилактика

Убирайте лишние предметы из подкапотного пространства.

Следите за тем, чтобы топливная и масляная системы были герметичны. Характерные радужные пятна на месте стоянки могут послужить сигналом для обращения в сервис.

Канистры с топливом должны быть зафиксированы в багажнике.

Аккумулятор должен быть плотно закреплён на своём месте, чтобы при сильных колебаниях не возникало искр.

Если машина долгое время простояла без движения, то нужно проверить целостность проводки и герметичность систем.

Стирайте с кузова попавшее на него топливо или легковоспламеняюющиеся жидкости. Не используйте такие жидкости при оттирании трудновыводимых пятен.

Не перевозите в салоне легковоспламеняющиеся жидкости рядом с розетками или разъёмами для подключения электроники.

Существуют системы автономного пожаротушения, которые устанавливаются под капот, и при высокой температуре огнетушитель срабатывает самостоятельно.

Важно!

В автомобиле должен быть исправный огнетушитель. И это не просто аксессуар, необходимый для прохождения техосмотра, а реальный способ уменьшить ущерб и даже спасти чью-то жизнь. Чем меньше огнетушитель (по весу и объёму), тем меньшую площадь им можно обработать, а чем он дешевле, тем больше вероятность его отказа во время ЧП.

10 основных причин возгорания автомобиля

Возгорание автомобиля — одна из самых опасных ситуаций. Материалы, из которых сделаны современные серийные машины, плохо противостоят огню, автомобиль может полностью сгореть за несколько минут. Ситуация, когда у автомобильного пожара есть лишь одна причина возникновения, встречается достаточно редко. В большинстве случаев, при более глубоком анализе происшествия, выявляется группа виновников: человеческий фактор, механические и химические причины. Их слаженная работа и создает невероятно опасную ситуацию. Один аспект дополняет другой, тем самым увеличивая потери от пожара.

В любом случае, если автомобиль уже загорелся, не так важна причина. Люди не задумываются над тем, перегрелся ли двигатель или была ли пролита легковоспламеняющаяся жидкость до тех пор, пока речь не зайдет о возмещении убытков страховыми агентствами. Но, если принять во внимание основные факторы, способные стать причинами возгорания, катастрофы можно избежать. По статистике, есть десять наиболее вероятных сценариев возгорания и сейчас мы о них расскажем.

10. Недостатки конструкции Виновником в данном случае можно назвать производителя автомобиля. Как правило, данный изъян не вызывает пожар сам по себе, но упущения в самой конструкции могут создать все условия для возгорания. Когда они выявляются, производители отзывают свой продукт с рынка. Несколько лет назад компания «Ford Motor Co.» была вынуждена забрать у водителей свои автомобили, топливный бак которых имел серьезную неисправность, способную вызвать возгорание. Стоит заметить, что каждый крупный производитель автомобилей хотя бы раз за историю существования был вынужден отзывать свой продукт на доработку.

9. Некачественное техобслуживание Человеческий фактор в данном случае также не послужит прямой причиной возгорания, но опять же создаст благоприятные условия для возникновения огня. Быть ленивым и поджечь автомобиль при помощи бензина и спички — не одно и то же, но, в конце концов, может привести к одинаковому итогу. Небрежное обслуживание машины может стать косвенной причиной возгорания, если вы не обращаете внимания на сломанные детали или дефекты в проводах. Например, плохая прокладка двигателя может способствовать протечке легковоспламеняющейся жидкости, а изношенные провода помогут ей загореться.

8. Авария В зависимости от зоны повреждения автомобильная авария может спровоцировать возгорание. Большинство машин сконструированы таким образом, чтобы металл принимал на себя всю силу удара, защищая важные внутренние детали. Но не всегда этой защиты достаточно. При сильном ударе высока вероятность утечки жидкости, выделения тепла и возникновения задымления, что в совокупности создает идеальные условия для возгорания. Именно поэтому даже в том случае, когда видимых признаков возникновения огня не наблюдается, но произошла достаточно серьезная авария, необходимо как можно скорее покинуть автомобиль.

7. Поджог У этой достаточно распространенной разновидности преступных деяний может быть масса мотивов: попытка скрыть кражу или иное преступление, обыкновенный вандализм, страховое мошенничество и так далее. Как правило, для поджога в качестве катализатора используется некая легковоспламеняющаяся жидкость, по следам от которой позже и устанавливается причина возгорания.

6. Гибридные и электрические аккумуляторы Вскоре после того, как Tesla Model S получил неофициальный титул «самого безопасного автомобиля в мире», один из экземпляров производителя подвергся возгоранию. На большой скорости кусок мусора повредил аккумулятор, и он воспламенился, как и любая другая батарея в аналогичной ситуации. В большинстве случаев, когда речь идет о батарее, пожар происходит по причине утечки охлаждающей жидкости и ее взаимодействия с поврежденным аккумулятором.

5. Перегрев каталитических конвертеров-нейтрализаторов Этот фактор зачастую упускается из виду, но его влияние на безопасность водителя достаточно велико. Одна из самых горячих частей автомобиля — выхлопная система. Каталитический конвертер-нейтрализатор — ее часть. Это устройство предназначено для снижения токсичности отработавших газов. Оно подвергается перегреву, потому что зачастую ему необходимо сжечь больше загрязняющих веществ, чем это предназначено конструкцией. Если двигатель работает неэффективно, например, из-за изношенных свечей, в выхлопную систему попадает больше дополнительного материала, чем обычно. Вследствие этого температура устройства может превысить свою норму (от 648.9 до 871.1 градусов по Цельсию) на 300-400%, что станет причиной воспламенения изоляции салона.

4. Перегрев двигателя Этот фактор является отличным примером того, как одна проблема может стать причиной еще большей. Двигатель автомобиля вряд ли способен разогреться до такой температуры, что сможет попросту загореться самостоятельно. Наиболее вероятный сценарий таков: перегрев мотора скажется на температуре масла или охлаждающей жидкости, которые под действием этого станут выдавливаться из своих зон циркуляции и попадать на горячие детали, что, в свою очередь, с высокой вероятностью приведет к пожару.

3. Воспламенение пролитой жидкости У любого автомобиля под капотом находится ряд горючих и особо опасных жидкостей: бензин или дизельное топливо, моторное масло, трансмиссионная жидкость, жидкость усилителя рулевого управления, тормозная жидкость, охлаждающая двигатель жидкость. Все они циркулируют в заведенной машине и имеют хорошие шансы загореться, как только один из шлангов или резервуаров подвергнется внешнему воздействию. Сами по себе они представляют опасность только при возникновении какой-либо сторонней угрозы. Следует учитывать, что хотя в большинстве случаев при повреждении и воспламенении жидкостей пожар может начаться в моторном отсеке, где сосредоточено наибольшее их количество, топливные и тормозные жидкости перемещаются по всему автомобилю.

2. Неисправности электрической системы Этот фактор занимает второе место в списке самых распространенных причин автомобильных пожаров. Устройство любых аккумуляторов, не только тех, о которых шла речь в пункте, посвященному электрокарам и гибридным автомобилям, достаточно сложное. Они могут выделять взрывоопасный газ в моторном отсеке, а замыкание в проводке может его воспламенить. Опасности электрической системы не ограничены районом, находящимся под капотом, но могут вызвать возгорание в любом участке автомобиля.

1. Утечка топлива Утечки в топливной системе являются самыми распространенными виновниками возгорания. Они могут возникнуть из-за внешнего вмешательства или сами по себе, что особенно опасно. Что еще хуже, бензин способен загореться от искры при температуре в 7,2°С. Но, в конце концов, в этом и заключается принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Тем не менее, при температуре 257,2° С бензин самовоспламенится, и это превратится в неуправляемый процесс. Чтобы избежать возгорания следует учитывать все вышеназванные факторы и срочно искать утечку, если вы вдруг почувствуете запах бензина в салоне.

Пожар: Что делать, если машина загорелась?

По данным статистки транспортные средства в России горят довольно часто, за год сгорает примерно тридцать тысяч авто! Сюда входят самые различные причины: в основном технические, так же вследствие неосторожного обращения с огнём и поджогов.

Так совсем недавно мужчина спалил чужую машину, лишь за то, что водитель облил его водой из лужи. Злоумышленник купил канистру с бензином, выследил где обидчик ставит свой транспорт и поджог его. После чего был пойман и вероятно будет отбывать наказание! Вообще не так много и нужно в наше нервное время, чтобы довести человека до крайности. Это ещё один пример того, что на дороге нужно вести себя по-человечески и стараться не заводить врагов. Кстати поджоги это 1/5 всех случаев и потушить их крайне сложно, особенно, если для этой подлой цели применяются различные горючие смеси.

Профилактика возгораний в автомобиле!

1. Проверьте и уберите все посторонние предметы из-под капота. Не забывайте легко воспламеняющиеся предметы: ветошь, тряпки и прочее.

2. Регулярно проводите проверку на герметичность топливной и масляной систем. Если на вашей стоянке под авто можно заметить масляные пятна и радужные разводы, это явный повод для поездки в сервис.

3. Проверьте исправность огнетушителя. Выбирайте качественные огнетушители, большой огнетушитель способен совладать с большей площадью возгорания и спасти вашу или чью-то еще жизнь.

4. Проверьте багажник, закреплены ли канистры с топливом? Если нет — закрепите как следует.

5. Проверьте надёжность крепления аккумулятора.

6. Простоявшую длительное время машину, следует проверить на исправность проводки, и герметичность основных систем.

7. При мытье машины и выведении сложных пятен, не применяйте легковоспламеняющиеся жидкости. Также не стоит возить подобные вещи в салоне или багажнике.

8. По возможности не лишним будет установка в ваш автомобиль системы для автономного пожаротушения(да, есть и такие системы), которые устанавливаются под капот и срабатывают автоматически при экстремальном повышении температуры.

Как вести себя, если произошло возгорание?

Автотранспорт горит довольно неплохо. Здесь есть чему попылать: топливо, масло, обшивка салона, проводка, посторонние предметы, способные легко загореться (например, листья под капотом, попавшие на раскалённые элементы) и т.д.

Определить что произошло или происходит возгорание можно по характерным признакам. При неисправности проводки обычно выходят из строя или ведут себя некорректно различные датчики. То и дело отображаются всякие предупреждения на панели или напротив потухают, прекращая свою работу. По запаху тоже можно сделать вывод: пахнет бензином, горелой резиной, дымом. Визуальное наблюдение огня и дыма является вернейшим признаком зачинающегося пожара. При этом точную причину возгорания порой способен определить лишь специалист!

Запомните:

1. Главное не поддаваться страху, не впадайте в панику!

2. Если вы находитесь в дороге, съезжайте на обочину и тормозите, заглушите двигатель.

3. Покиньте авто. Проследите чтобы все находящиеся внутри машины вышли наружу и отошли на безопасное расстояние, равное десяти метрам.

4. Вызовите МЧС позвонив по номеру 112. Звоните лично или поручите это кому-то конкретному. Крик в толпу «кто-нибудь позвоните в пожарную» может привести к тому, что каждый зевака решит, что кто-то уже набирает номер ближайшей пожарной части и ему звонить незачем.

5. Небольшое возгорание или же находящееся на стадии тления, следует попытаться потушить самостоятельно. Применяя огнетушитель, и перекрывая доступ воздуха для огня, накрыв его изолирующим материалом (подойдёт плотная одежда, лучше предварительно смоченная водой).

6. Если что-то горит в моторном отсеке и не понятно какой силы пламя. Не следует открывать капот настежь, чтобы посмотреть что там происходит, ведь при открывании капота вы обеспечите мощный приток воздуха и огонь разгорится сильнее. Можно вообще не открывать и дождаться помощи МЧС на безопасном расстоянии. При попытке самостоятельного тушения возгорания под капотом, нужно приподнять крышку капота (а не открывать его полностью), при этом держа наготове огнетушитель, и просунув его в образовавшуюся щель направить струю огнетушителя в сторону предполагаемого очага возгорания. В этом процессе лучше прибегнуть к чьей-нибудь помощи. Кто-то тушит, кто-то приподнял и держит крышку капота, кто-то подаёт огнетушитель. Помните, что давать указания нужно конкретным людям. Просьба: «Эй, кто-нибудь подержите капот» может внести сумятицу, когда помогать ринутся несколько очевидцев пожара, или может никто и не откликнуться.

7. Если горит салон автомобиля, не открывайте окна и двери без особой нужды. При недостаточном количестве воздуха пламя может утихнуть и перейти в тление. Однако, следует помнить, что не стоит находиться внутри горящего автомобиля(«особая нужда»). Так же не стоит пытаться тушить самостоятельно, достаточно хорошо разгоревшиеся пламя, большой огонь.

8. Если ликвидировать огонь невозможно отойдите минимум на 10 метров от авто, не забывайте о том, что возможен взрыв топливного бака. В зоне поражения не должны находится и другие люди, позаботьтесь об этом.

© ВЫЖИВАЙ.РУ

Post Views: 4 770

почему каждый день горят машины?

В Беларуси почти каждый день горят автомобили — хетчбэки и кроссоверы, старые и только сошедшие с конвейера, во время движения и на парковках. Причины? Сразу после ЧП чаще всего говорят о «коротком замыкании». Но что это значит — не выдержала перегрузку электросеть автомобиля, повреждена изоляция электропроводки или вообще произошел поджог? За ответами на эти вопросы мы отправились в Научно-практический центр Минского городского управления МЧС, в котором занимаются исследованием и экспертизой причин возгораний (в том числе автомобилей).

В Минске около 40% возгораний приходится именно на транспортные средства. Почему машины вспыхивают так часто? «В автомобиле постоянно присутствуют три необходимых условия для возгорания: горючая среда (топливо, масло, таковыми считаются даже антифриз и изоляция проводки), источник зажигания (искра, нагретая поверхность и т. д.) и кислород, — говорит помощник начальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский. — Убрать хотя бы один фактор, и пожар не произойдет».

Но ведь происходят! По данным МЧС, автомобиль выгорает в среднем за 5—10 минут, комбайн в поле — за 3—5 минут (вот почему во время уборки там постоянно дежурят пожарные).

Сколько раз на Auto Onliner размещались фотографии с места происшествий. Типичная картина: обгоревший кузов машины, рядом валяются использованные огнетушители, как правило небольшого объема. Часто автомобили после повреждения огнем восстановлению не подлежат. Волнующий вопрос: кому предъявлять счет — сотруднику СТО, автопроизводителю? Или пенять нужно только на себя? Установить истину могут только эксперты — по каждому факту (если ущерб превысил 10 б. в.) в МЧС проводится проверка.

— Одни наши коллеги тушат пожары, другие занимаются сбором доказательной базы, а мы устанавливаем, что именно произошло, какова причина пожара и кто предполагаемый виновник, — рассказывает заместитель начальника Научно-практического центра Минского городского управления МЧС Павел Каштанов. — Зачем это нужно? К нам часто обращаются сотрудники страховых компаний, автотехнические специалисты, владельцы сгоревших машин, которым нужны профессиональные экспертные заключения. Cкажем, для оснований выплаты компенсации или аргументации своей позиции в суде. В то же время мы не делаем категоричных выводов. Квалифицировать чьи-то действия — компетенция следователей РУВД, сотрудников прокуратуры. Например, наши специалисты часто используют формулировку «занесенный источник открытого огня». А была ли это детская шалость, неосторожное обращение с огнем при курении или умышленный поджог — решать сотрудникам следственных органов.

Возможно, кто-то обращал внимание: когда машина уже потушена, автоцистерны и автомобили быстрого реагирования уехали, на месте возгорания появляется инспектор Государственного пожарного надзора МЧС. В руках у него чемоданчик с нехитрым набором: фотоаппарат, перчатки, кисточка, несколько колб для забора образцов, респиратор, карандаши, ручка, блокнот. Он осматривает поврежденное имущество, делает фотоснимки, собирает улики, так сказать доказательную базу. Потом уже исследованием этих материалов займутся сотрудники Научно-практического центра МЧС.

Их работа — по сути и есть полноценное расследование. Они изучают улики в специальной лаборатории, анализируют обстоятельства, при необходимости повторно осматривают поврежденный автомобиль. Кстати, обычно из горевшей машины изымают части проводки — если обнаружены следы ее аварийной работы. Ни двигатель, ни элементы кузова, конечно, никто не забирает.

— Вот видите — здесь произошло шарообразное оплавление медного электрического проводника, что весьма характерно для короткого замыкания, — показывает элемент проводки Павел Анатольевич. — Возможно, отсюда и начался пожар.

Для удобства исследования проводку помещают в эпоксидную смолу и после ее отвердения шлифуют, чтобы был виден срез.

Затем анализируют повреждения с помощью металлографического микроскопа. При необходимости делают увеличенные фотоснимки.

Но иногда даже проводки не остается (только расплавленная медь). Что тогда делать?

— В любом случае принимаются во внимание все обстоятельства: в частности, показания очевидцев, самого владельца автомобиля, — замечает Павел Каштанов. — Имеет значение, когда произошло возгорание. Например, если машина до этого долго стояла на парковке (не менее 5—6 часов), значит неисправность топливной системы, скорее всего, надо исключить. Кроме того, исследуется не только сам автомобиль, но и место происшествия. Когда есть подозрение, что совершен поджог, берем пробы грунта, проводим замеры с помощью газоанализатора. Иногда находим бутылки с горючей жидкостью в нескольких сотнях метров от места происшествия! Словом, по крупицам восстанавливаем хронологию ЧП и его причины.

Но каковы же основные причины возгорания автомобилей? Давайте рассмотрим подробнее.

Самое уязвимое место в машине, по словам сотрудников центра, — электропроводка. Она может «коротнуть» в любой момент (ведь часть проводки всегда находится под постоянным напряжением). Эксперты подчеркивают: всегда есть предпосылки для аварийной работы электросети, которые часто скрыты от глаз. В основном называют три основные причины таких возгораний.

Повреждение электропроводки

— Самый типичный пример — это скрытые последствия ДТП, — говорит Павел Каштанов. — Произошла авария, в результате которой оказался зажат провод. После ремонта машина ездила полгода-год, а потом вспыхнула. Что случилось? Все это время провод постоянно нагревался, в конце концов произошла деформация изоляции, «вырвавшаяся» наружу искра подожгла изоляцию проводника, скопившуюся в полостях автомобиля пыль или любое горючее вещество (масло, бензин и т. д.). Вот так случилось возгорание. Это лишь один из возможных сценариев. Проводку может повредить и камешек, попавший под капот, и неквалифицированный сотрудник СТО. Такие случаи тоже были.

К тому же нужно всегда помнить об износе: с годами под воздействием агрессивной среды и большого перепада температур изоляция может прохудиться, потрескаться. Именно поэтому машины старше десяти лет — в группе риска.

Как предупредить? Это довольно сложно, особенно если речь идет о старом автомобиле. Заменить всю проводку, как и продиагностировать, после аварии невозможно, но в зоне удара проверить целостность проводов реально, считают эксперты. Важно также при покупке подержанной машины уделить большое внимание ее диагностике. Ну и очевидный совет — обращаться только на проверенные СТО, где работают квалифицированные мастера.

Перегрузка бортовой электросети

Еще одна причина возгорания — подключение к электросети автомобиля дополнительной нагрузки, на которую она не рассчитана. Это влечет за собой опасное повышение силы тока. «Некоторые умельцы «запитывают» к сети освещения машины мощные сабвуферы. В результате сила тока на определенном участке проводника возрастает и он начинает нагреваться. Но проводка на это не рассчитана. Это и есть перегрузка: в «слабом» месте проводки возникает повышенный нагрев проводника с последующим коротким замыканием, которое приводит к возгоранию автомобиля», — рассказали об одной из типичных ошибок сотрудники Научно-практического центра.

Как предупредить? «При установке дополнительного электрооборудования использовать для этого отдельные провода с нужным сечением, при этом не забывая про предохранители», — советуют специалисты.

Большое переходное сопротивление контактов электропроводки

Сложнее всего предугадать возгорание из-за большого переходного сопротивления проводки. «Обычно это проявляется в контактном соединении — штекере, разъеме и т. д., — говорят сотрудники МЧС. — Во время эксплуатации автомобиля эти места могут окисляться: например, зимой, когда песок и соль попадают на узлы и агрегаты машины. Сопротивление увеличивается, и предохранители не срабатывают. Затем происходит нагревание и искрение проводки. Как уже говорилось выше, отложения пыли могут вспыхнуть как порох и огонь охватит автомобиль в считанные секунды».

В 2008 году в Минске сгорели четыре довольно новые машины одной и той же модели европейского производителя. «В процессе разбирательства выяснилось, что у этих автомобилей был конструктивный недостаток разъемного соединения блока ABS, который постоянно находился под напряжением и привел к возникновению большого переходного сопротивления и последующему возгоранию, — привел пример Павел Каштанов. — Как оказалось, в скандинавских странах произошел массовый отзыв именно этих автомобилей. Насколько я знаю, в нашем случае этого не произошло».

Как предупредить? «Продиагностировать всю электропроводку практически невозможно. Вероятность предотвратить такие возгорания минимальная», — считает Павел Анатольевич. Впрочем, кто-то советует очищать контактные соединения хотя бы после зимы, но добраться до некоторых просто невозможно.

Далее рассмотрим другие распространенные причины возгорания машин.

Разгерметизация топливной системы

— К этому приводят срыв хомута, ослабление соединений, поломка двигателя, повреждения топливопроводов, — перечисляют специалисты МЧС. — В нишах и полостях автомобиля образовываются легковоспламеняющиеся газы в высокой концентрации. Достаточно просто включить поворотник, свет фар или нажать на педаль тормоза, чтобы возник пожар. Был случай возле Кургана Славы, когда после заклинивания двигателя частично сгорел BMW M6. Во время движения на большой скорости поршнем пробило картер, масло попало на горячую поверхность и произошло возгорание.

Как предупредить? «Разгерметизация топливной системы происходит не одномоментно, и это можно заметить, — обращает внимание Павел Каштанов. — Периодически заглядывать под капот ведь не сложно — смотреть, нет ли подтеканий, целы ли патрубки. Это вопросы обслуживания и эксплуатации машины. Уровень масла ведь автомобилисты постоянно проверяют».

Некорректная установка и неправильная эксплуатация газового оборудования

Специалисты центра привели такой пример: в Минске сгорели два автомобиля — Subaru Forester и Lexus RX 300. Когда стали разбираться, выяснилось, что их владельцы, эксплуатировавшие газовое оборудование, которое было установлено в одной и той же компании, приехали на заправку, заправились, отъехали 200 метров и тут ЧП!

— Оказалось, установщики не предусмотрели вентиляционное отверстие в днище машин, — объяснили эксперты Научно-практического центра МЧС. — Газ скопился в полостях и нишах автомобиля. Опять-таки обычное включение поворотника привело к тому, что в электросети машины появилась искра. Автомобили сгорели. Оба водителя получили сильнейшие ожоги.

По словам специалистов, при правильной установке и эксплуатации газовое оборудование полностью безопасно. Однако есть правила, которые требуют периодически проходить обслуживание на сертифицированном сервисе. Многие забывают об этом. Что может произойти? Самое опасное — нарушится целостность системы.

Как предупредить? «Ну тут все просто — обращаться в надежные компании и проверять герметичность системы после каждых 10 тысяч километров пробега. При этом самостоятельный ремонт категорически запрещен: обычный автолюбитель не знает, как правильно отсоединить патрубок, стравить газ, — советует Павел Каштанов. — Кроме того, владельцам таких автомобилей нужно помнить об обслуживании всей топливной системы (в том числе бензиновой «части»), а не только газового оборудования».

Поджоги

Около 40% возгораний машин — это поджоги, причем в каждом третьем случае горят брошенные автомобили. Обычно туда забираются бомжи, которые ненароком и устраивают пожар. Иногда причиной таких ЧП становится шалость детей. Несколько месяцев назад мы сообщали о возгорании Dodge в Минске, который подожгли из желания… угодить будущему начальнику.

— Есть еще одна проблема. В последнее время участились случаи мошенничеств. Горят дорогие автомобили, которые застрахованы по системе «Автокаско», — замечает Павел Анатольевич. — Мотив очевиден, но порой доказать, кто совершил поджог, практически невозможно. Хотя почти всегда есть косвенные признаки.

Как предупредить? Еще один очевидный совет: оставлять машины на охраняемой стоянке или хотя бы в зоне видимости камер видеонаблюдения (это должно отпугнуть поджигателей).

Трение колеса

Это специфическая проблема, характерная скорее для большегрузов. Хотя иногда по этой причине загораются и легковые автомобили. «Подвеска проседает, и колесо начинает тереться об арку или защиту, — рассказывают сотрудники МЧС. — Материалы, расположенные рядом (например, резина колеса или полимерные материалы арки), подвергаются высокому температурному воздействию и воспламеняются».

Как предупредить? Водителям фур рекомендуют проверять работу пневмоподвески, а владельцам легковых автомобилей — устанавливать колеса того радиуса, который указан в техпаспорте. «Дело в том, что некоторые автолюбители ставят колеса большего радиуса, и это приводит к трению и последующему возгоранию», — замечает Павел Каштанов.

Другие причины

Случаются совершенно нелепые возгорания. Например, как-то вспыхнула Audi на ул. Жуковского. Как оказалось, кто-то запустил петарду и она попала аккурат между лобовым стеклом и капотом. Машина получила серьезные повреждения. Загорались также автомобили от окурков сигарет. «Кстати, салон поджечь не так-то просто, — замечает Павел Анатольевич, — там используются специальные материалы. От окурков обычно вспыхивает бумага, одежда, другие вещи, находившиеся в салоне». А вот возгораний машин после удара молнии пока не фиксировалось.

* * *

Предусмотреть все возможные ситуации, которые приводят к возгоранию автомобиля, кажется невозможно. Но что делать, если машина уже горит? Сотрудники МЧС рекомендуют, во-первых, сразу заглушить мотор, во-вторых, позвонить на спецлинию 101, а в-третьих, попробовать потушить огонь самостоятельно, соблюдая при этом некоторые правила безопасности. «Важно ограничить доступ кислорода, не пожалейте куртку — набросьте на очаг возгорания, — советует помощник начальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский. — Если горит моторный отсек — немного приоткройте (только не полностью!) капот и направьте туда раструб огнетушителя».

Кстати, сами сотрудники МЧС возят в своих личных автомобилях огнетушители объемом 5—10 литров. Они рекомендуют выбирать углекислотные, поскольку порошковые могут серьезно повредить работающий двигатель. Кроме того, нельзя забывать о необходимости их периодически заправлять.

Почему горят машины — Лайфхак

Лет пять назад в России случилось крайне резонансное событие. У некой, скажем так, девушки сгорела совершенно новая Honda Civic. Причиной возгорания, как выяснила экспертиза, стало гнездо прикуривателя, которое владелица, по обыкновению, использовала как розетку, подключая в него то ли навигатор, то ли регистратор… Суть, в общем-то, заключалась не в том, что это был за прибор, а в самом факте подключения.

В возмещении ущерба японцы погорелице, насколько я знаю, отказали, объяснив свою позицию тем, что это де было именно гнездо прикуривателя, предназначенное для периодического пользования именно этим девайсом, но не для постоянного подключения неких сторонних гаджетов. Мол, использование гнезда в качестве розетки – нарушение правил эксплуатации тс, а коль те были нарушены, в пожаре виновна сама владелица… Прекрасная отмазка, не правда ли? Мы больше чем уверены, что если бы у нее выгорела половина машины из-за использования прикуривателя, в Honda нашли бы иную причину. Но, так или иначе, факт остается фактом – от пожара не застрахованы даже совершенно новые авто.

Причиной пожара в автомобиле далеко не всегда является какой-либо брак или возраст.

Мало того, причины бывают совершенно разными. Известна масса случаев, когда машины загорались из-за плохо затянутого бензопровода или лопнувшей трубки. Из-за плохих уплотнителей, из-под которых сочился бензин, из-за дававших течь бракованных топливных баков… Скажем больше, в жизни, порой, случаются и вовсе фантастические ситуации. Но только на первый взгляд. На самом деле в них нет ничего сверхъестественного, даже несмотря на то, что они никак не связаны ни с возрастом авто, ни с состоянием его проводки, или агрегатов, ни с «косяками», допущенными при сборке. Они достаточно редки, но водителю все равно нужно быть к этому готовым. Особенно, в том случае, когда «овощному» времяпрепровождению он предпочитает регулярные автомобильные вылазки на природу.

как действовать безопасно и с умом

Три-пять минут — в среднем столько времени требуется пламени, чтобы охватить весь автомобиль, объяснили мне сотрудники МЧС. Вот главные причины того, что твоя машина внезапно превращается в яркий и запоминающийся аттракцион для окружающих. 

1. Короткое замыкание

Самая распространенная причина пожаров в авто официально формулируется так: «Нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования». Попросту — короткое замыкание. Причем напрасно ты думаешь, что горят лишь старые рыдваны. Отнюдь! Вспыхнуть может и совершенно новая тачка, если во время сборки механики накосячили с монтажом электрооборудования. Если речь о подержанном экземпляре, причиной могут стать последствия самостоятельного ремонта авто или починки на кустарных СТО: плохие контакты, несоответствие сечения проводника нагрузке, увеличение этой самой нагрузки сверх паспортной и т. п. Или же воспламенение происходит в результате тюнинга, установки мощного оборудования, которое не было предусмотрено производителем. Магнитолы, усилки, сабвуферы — все это требует расчетов и квалифицированной установки, не говоря уж о форсировании ходовых качеств авто. И, разумеется, нередки случаи, когда машину собирают из двух половинок, по ходу дела пережимают где-то провод, так что в итоге он только и ждет удобного момента, чтобы отомстить.

2. Поджог

Случай не в пример более редкий. Но и такое бывает — занял ты соседскую парковку, а сосед оказался решительным мужчиной со спичками и канистрой бензина.

3. Механическое разрушение узлов и деталей

Разрыв топливного шланга, трение подшипника о пластиковую защиту — все это до добра не доведет, поэтому не экономь на тщательной диагностике всех узлов и элементов во время ТО.

Всегда держи в автомобиле

Если ты не был готов к подобной ситуации заранее, ничего не попишешь — придется позвонить пожарным и ждать. Но, как говорилось выше, через 3–5 минут твоя тачка будет полыхать целиком, а пожарные пока еще не научились телепортироваться. Тебе еще повезет, если после обработки из брандспойта тебе достанутся целыми хотя бы фары, которые ты сможешь продать на авито и залить горькой свое горе. Поэтому лучше понадеяться на себя и запастись заранее всем необходимым. Вот что спасатели рекомендуют держать в автомобиле на всякий пожарный случай.

Огнетушитель

Лучше не покупай пол-литровую пукалку в супермаркете — она годится только для отмазки на техосмотре. Выбери 2–5-литровый углекислотный или порошковый огнетушитель — в опасной ситуации не придется жалеть об этой покупке.

Устройство для снятия проводов с аккумулятора

Посмотри, чем можно быстро снять клемму, чтобы прекратить воздействие тока. При КЗ часто даже выключение зажигания не решает проблему обесточивания.

Плотные х/б перчатки — они уберегут от ожогов

Синтетику не бери — расплавится прямо на руках. Перчатки и съемное устройство примотай скотчем к огнетушителю и положи в легкодоступное место. Изучи инструкцию по использованию огнетушителя и срок перезарядки — все это написано на его корпусе. Первое повтори про себя, второе запиши красной ручкой, например, в автодокументах. Если огнетушитель не перезаряжать и не проверять время от времени, никто не даст гарантии, что он сработает, когда это будет нужно.

Действуй

Теперь ты готов! Приступаем к огненным процедурам. Отбросим историю с поджогом — допустим, твой автомобиль загорелся или ты почуял запах горелой проводки.

  1. Максимально быстро останови авто, если ты в движении. Тормози прямо в полосе, если не дают перестроиться, — дорога каждая секунда.
  2. Открой капот рычагом из салона, но не поднимай его, если увидишь пламя или густой дым, — так ты спровоцируешь приток кислорода.
  3. Доставай огнетушитель, надевай перчатки, приготовь инструмент для снятия клемм.
  4. Сбей пламя, направив раструб огнетушителя в образовавшуюся щель между капотом и радиаторной решеткой.
  5. Сбив пламя, открой капот полностью. Потуши пламя окончательно. Сними клемму для предотвращения повторного возгорания.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *