Пдд передача управления транспортным средством лицу не имеющему прав: Размер штрафа за передачу управления автомобилем лицу, лишенному права управления этим транспортным средством

Содержание

Об ответственности за передачу т\с лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Часть 1

Главная

Блоги адвокатов

Об ответственности за передачу т\с лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Часть 1

адвокат ,
26 марта 2014

Управление транспортным средством в состоянии опьянения является одним из самых серьезных, если вообще не самым серьезным, нарушений правил дорожного движения. Эта проблема постоянно находится в поле зрения СМИ, законодателей, практиков и ученых. Однако еще одной серьезной проблемой в этой области является точное и единообразное применение законодательства. Как свидетельствует судебная практика, здесь тоже еще далеко не все гладко.

Указом Президента Республики Беларусь от 25.11.2010 № 611 были внесены изменения и дополнения в Правила дорожного движения, утвержденные Указом Главы государства от  28. 11.2005 № 551 (далее — ПДД). Пункт 11 ПДД тогда был изложен в следующей редакции: «11.

Владельцу транспортного средства либо лицу, имеющему право на управление транспортным средством, запрещается передавать управление транспортным средством другому лицу:11.1. не имеющему при себе водительского удостоверения;11.2. не убедившись, что лицо, которому передается управление транспортным средством, не находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ». Однако в настоящей статье речь пойдет о практике применения п. 11 ПДД в редакции 2009 г. в контексте конкретного беспрецедентного дела об административном правонарушении, так как изложенная здесь информация актуальна и по сей день.

Фабула дела Одним из районных судов Минской области было рассмотрено дело об административном правонарушении по обвинению мастера производственного обучения вождению механическим транспортным средством (далее — мастер ПО) одной из автошкол г.

Минска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.18.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Он обвинялся в нарушении п. 11 ПДД, то есть в передаче управления транспортным средством во время обучения вождению (учебной езды) курсанту этой автошколы, находящемуся в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств. Краткие обстоятельства дела были таковы. Весной 2009 г. на одной из улиц г. Минска работниками ГАИ был остановлен легковой автомобиль, который являлся специальным механическим транспортным средством, а именно легковым автомобилем, переоборудованным для целей обучения физических лиц управлению механическим транспортным средством. В остановленном учебном автомобиле находились:

—                   на водительском месте — курсант автошколы гражданин А.

—                   на месте, справа от водительского (оно именуется мастерским местом) — мастер производственного обучения вождению гражданин Б.

Последний находился при исполнении своих служебных обязанностей. Он выполнял свою основную трудовую функцию — во время осуществления учебной езды обучал курсанта автошколы гражданина А. управлению механическим транспортным средством. В результате медицинского освидетельствования было установлено, что курсант автошколы находился в состоянии наркотического опьянения, вызванного употреблением определенных медицинских препаратов. В отношении мастера ПО был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.18.16 КоАП. В процессе защиты мастера ПО, которую осуществлял адвокат Минской областной коллегии адвокатов (далее — МОКА) Латышев С.В., выявилось, что в законодательстве:

—        отсутствует правовое понятие «передача управления транспортным средством»;

—        недостаточно четко определен правовой статус курсанта автошколы во время учебной езды; —        отсутствуют нормы законодательства, обязывающие курсантов автошкол проходить медицинские осмотры перед допуском их к обучению вождению в период учебной езды;

—        отсутствуют нормы законодательства, которые возлагали бы на мастеров производственного обучения вождению автошкол обязанность проводить медицинский осмотр курсантов на предмет нахождения последних в состоянии алкогольного или наркотического опьянения перед допуском их к обучению вождению в период учебной езды. Совокупность вышеназванных обстоятельств и привела к ошибочному, по мнению защиты, составлению протокола об административном правонарушении и началу административного процесса в отношении мастера производственного обучения вождению.

Что такое «передача управления транспортным средством»?

Проанализировав объективную сторону состава правонарушения по вышеуказанному делу, мы обращаем внимание на следующие обстоятельства. Пункт 11 ПДД в редакции 2009 г. гласил: «Владельцу транспортного средства либо лицу, имеющему право на управление транспортным средством, запрещается передавать управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции, а также лицу, не имеющему при себе водительского удостоверение».

В то же время согласно п. 2.8 ПДД водитель — это физическое лицо, управляющее транспортным средством, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством). Этой же нормой установлено, что к водителю приравниваются лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством) и при этом находящееся в нем, а также всадник, погонщик скота.

Как видим, этим определением законодательисключает из числа водителей лиц, обучающихся управлению транспортным средством. Исходя из вышеизложенного и материалов дела, возникает основной вопрос предмета доказывания по этому делу: имела ли место передача управления учебным автомобилем?

Ведь без уяснения понятия о том, что такое «передача управления механическим транспортным средством», невозможно всестороннее, полное и правильное исследование объективной стороны правонарушения.

Вместе с тем ни в Международной Венской конвенции «О дорожном движении», ни в ПДД близлежащих государств (Российская Федерация, Украина) определения данного понятия мы не найдем. Упоминание о передаче транспортного средства есть в статье Головко В.В, Иванова О.А «К вопросу об административной ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения». Вот что указывается в данной статье: «Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, означает, что такая передача осуществляется добровольно и водителю заведомо известно (или он должен предполагать), что человек, которому он передает управление, находится в состоянии опьянения».

Но данное мнение по поводу передачи управления транспортным средством представляется недостаточным. Российские авторы сделали упор на форму вины, оставив без внимания саму сущность понятия «передача управления транспортным средством», то есть сущность объективной стороны правонарушения. В ходе судебного заседания, орган, ведущий административный процесс, в лице инспектора ДПС, который привлекался в качестве свидетеля, не смог сказать ничего внятного по поводу определения данного понятия.

Авторы настоящей статьи предлагают следующее определение: передача управления транспортным средством — это такое развитие событий, действие, во время которого одно физическое лицо, управляющее конкретным механическим транспортным средством (водитель), осознанно полностью утрачивает контроль (возможность воздействия) на органы управления этого транспортного средства, при этом осознанно допуская к воздействию на органы управления этого же транспортного средства другое физическое лицо, которое получив таковую возможность, реально ее реализует, приводит транспортное средство в движение, становясь лицом, управляющим этим транспортным средством (водителем), без контроля на органы управления этого же транспортного средства со стороны первого физического лица.

Законодатель четко определил понятие «водитель» — это физическое лицо, управляющее транспортным средством и, наоборот, физическое лицо, управляющее транспортным средством, — это водитель. Как было отмечено выше, законодатель исключил из числа водителей лиц, обучающихся управлению транспортным средством, указав, что функция водителя возложена на лиц, обучающих вождению и находящихся непосредственно на месте мастера ПО рядом с водительским сидением.

В случае учебной езды на специально оборудованном автомобиле находящиеся на мастерском месте в автомобиле лица, обучающие управлению механическим транспортным средством, никогда осознанно полностью не утрачивают контроль (возможность воздействия) на органы управления этого транспортного средства, воздействуя на эти органы управления через дублирующую ножную систему управления сцеплением и рабочим тормозом. При этом находящийся рядом курсант автошколы во время учебной езды может обучаться воздействию на органы управления учебного транспортного средства только под контролем лица, обучающего управлению механическим транспортным средством.

Без вины виноватый

Итак, в момент остановки учебного автомобиля инспектором ДПС на водительском сидении был курсант А. , который обучался управлению транспортным средством под руководством мастера ПО, лица, обучающего управлению транспортным средством, который в свою очередь полностью не утрачивал контроль над органами управления транспортным средством. Все это, по нашему мнению, свидетельствует об отсутствии факта передачи управления транспортным средством.Но возникает естественный вопрос: если отсутствует факт передачи управления транспортным средством со стороны мастера ПО курсанту автошколы, то как, какими терминами и понятиями, охарактеризовать правоотношения (взаимоотношения) между курсантом и автошколой в период осуществления учебной езды? ПДД и Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее — Закон о дорожном движении) дают ответ на этот вопрос:

автошкола согласно программе обучения, на каком-то определенном законодательством этапе, допускает курсанта к обучению практическому вождению механическим транспортным средством, а не передает последнему управление механическим транспортным средством.

В качестве лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, курсант становится лицом, допущенным к участию в дорожном движении. При анализе субъективной стороны правонарушения, автор настоящей статьи пришел к следующим выводам. Итак, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.18.16 КоАП, предусматривает совершение противоправного деяния с прямым умыслом. В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 3.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления. Согласно ст. 3.4 КоАП форма вины при совершении административного правонарушения, не связанного с наступлением вредных последствий, устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию. Поскольку данный состав не связан с наступлением вредных последствий, то мастер производственного обучения вождению должен был осознавать противоправность деяния, определенного КоАП, а именно передачи управления механическим транспортным средством другому лицу, которое, при этом, находилось в состоянии наркотического опьянения, вызванного употреблением определенных медицинских препаратов.

Но поскольку, по нашему мнению, факт передачи управления механическим транспортным средством другому лицу (от мастера курсанту) в настоящем деле об административном правонарушении не был установлен, то можно констатировать, что и осознавать противоправность того, чего не было, мастер ПО никак не мог. Подчеркнем, что никак не мог и не должен был мастер производственного обучения вождению сознавать и то, что курсант автошколы находился в состоянии наркотического опьянения, вызванного употреблением определенных медицинских препаратов. Во-первых, на мастеров производственного обучения вождению автошкол не возложена обязанность проводить медицинский осмотр курсанта на предмет нахождения последнего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения при допуске последнего к обучению практическому вождению механическим транспортным средством. Во-вторых, выводы о состоянии алкогольного или наркотического опьянения на чисто визуальных наблюдениях, не подтвержденные выводами медицинского заключения никогда не могут быть достоверными и правомерными. Наконец, в-третьих, как показал в суде мастер ПО, курсант был вполне адекватен, никаких признаков алкогольного или наркотического опьянения у него не наблюдалось (ни запаха, ничего другого). Данное обстоятельство подтвердили в суде и другие свидетели. Таким образом, мастер и практически не мог даже подозревать о том состояниикурсанта автошколы, в котором тот находился. Ведь даже допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля врач-нарколог, который проводил медицинское освидетельствование курсанта автошколы А., показал, что визуально определить состояние наркотического опьянения у человека зачастую не под силу и опытному врачу-наркологу. Все вышесказанное свидетельствовало об отсутствии вины мастера ПОв том деянии, в котором он был обвинен.

Результат:судом была принята во внимание позиция защиты, и административный процесс по делу в отношении мастера был прекращен.

К практике применения п. 11 ПДД в ныне действующей редакции мы вернемся в следующей части статьи.  

(Окончание следует)

Павел Латышев — стажер адвоката

Сергей Латышев — адвокат

Адвокат в Минске по ДТП, ст.18.15 КоАП, 317 УК. Юридическая помощь адвоката по уголовным, административным, гражданским делам в Республике Беларусь

Блог

Возврат к списку


Ответы на Билеты ПДД по теме «Общие обязанности водителей и пассажиров»

Пройти тест

Вопрос 1
Может ли владелец мотоцикла с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 см(3), и максимальной мощностью, не превышающей 11 квт, передавать управление этим транспортным средством в своем присутствии другому лицу, имея страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на бумажном носителе или в виде электронного документа либо его копии на бумажном носителе?

  • 1. Может при наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «A» или подкатегории «А1».
  • 2. Может при наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством подкатегории «B1».
  • 3. Может при наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «М».
  • 4. Может во всех перечисленных случаях.


В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (п. 7 ст. 25) владелец мотоцикла с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 см(3), и максимальной мощностью, не превышающей 11 квт, имея соответствующий страховой полис, может передавать управление в своем присутствии другому лицу, которое имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории «А» или подкатегории «А1» (п. 2.1.1 и п. 2.7).

Вопрос 2
Какие действия при дорожно-транспортном происшествии должны немедленно осуществить водители, причастные к нему?

  • 1. Освободить проезжую часть.
  • 2. Остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  • 3. Сообщить о случившемся в полицию.


При ДТП водители, причастные к нему, обязаны немедленно остановить (не трогать с места) ТС, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, а также не перемещать предметы, имеющие отношение к ДТП (п. 2.5).

Вопрос 3
Какое удостоверение достаточно иметь водителю, управляющему легковым автомобилем с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг?

  • 1. На право управления транспортным средством подкатегории «B1».
  • 2. На право управления транспортным средством категории «В».
  • 3. На право управления транспортным средством категории «BE».


В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (п. 1 ст. 25) для управления легковым автомобилем с прицепом, имеющим разрешенную максимальную массу, не превышающую 750 кг, достаточно иметь водительское удостоверение на право управления ТС категории «В» (п. 2.1.1).

Вопрос 4
В каких случаях владелец легкового автомобиля может передавать управление этим транспортным средством в своем присутствии другому лицу, имея страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на бумажном носителе или в виде электронного документа либо его копии на бумажном носителе?

  • 1. При наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством подкатегории «В1».
  • 2. При наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «B».
  • 3. В обоих перечисленных случаях.


В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (п. 1 ст. 25) владелец легкового автомобиля, имея соответствующий страховой полис, может передать управление в своем присутствии другому лицу, которое имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории «В» (п. 2.1.1 и п. 2.7).

Вопрос 5
Что означает термин «Ограниченная видимость»?

  • 1. Видимость водителем дороги, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или другими объектами.
  • 2. Видимость водителем дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада, а также в сумерки.
  • 3. Видимость водителем дороги менее 150 м в ночное время.
  • 4. Видимость водителем дороги во всех перечисленных случаях.


Под термином «Ограниченная видимость» понимается видимость дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями, или иными объектами, в том числе ТС (п. 1.2).

Вопрос 6
Какой неподвижный объект, не позволяющий продолжить движение по полосе, не относится к понятию «Препятствие»?

  • 1. Дефект проезжей части.
  • 2. Посторонний предмет.
  • 3. Неисправное или поврежденное транспортное средство.
  • 4. Транспортное средство, остановившееся на этой полосе из-за образования затора.


Из перечисленных понятий к термину «Препятствие» не относится ТС, остановившееся из-за образовавшегося затора (п. 1.2).

Вопрос 7
При наличии каких условий в случаях вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия водитель обязан быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала?

  • 1. Если это произошло вне населенных пунктов.
  • 2. Если это произошло в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости.
  • 3. Если водитель находится на проезжей части или обочине.
  • 4. При наличии всех перечисленных условий.


В случае вынужденной остановки ТС или ДТП вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине водитель обязан быть одетым в куртку, жилет или жилетнакидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа (п. 2.3.4).

Вопрос 8
Разрешается ли водителю пользоваться телефоном во время движения?

  • 1. Разрешается.
  • 2. Разрешается только при использовании технического устройства, позволяющего вести переговоры без использования рук.
  • 3. Разрешается только при движении со скоростью менее 20 км/ч.
  • 4. Запрещается.


Во время движения водитель может пользоваться телефоном независимо от скорости движения ТС, но только при наличии технического устройства, позволяющего вести переговоры без использования рук (п. 2.7).

Вопрос 9
Если в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) вред причинен только имуществу, то, предварительно зафиксировав положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к ДТП, повреждения транспортных средств, водитель, причастный к ДТП:

  • 1. Обязан освободить проезжую часть.
  • 2. Обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие.
  • 3. Имеет право по своему усмотрению освободить проезжую часть.


В соответствии с п. 2.61 ПДД водители, причастные к ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, могут оформить документы о ДТП с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений ТС не вызывают разногласий участников ДТП, а положение ТС по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения ТС предварительно зафиксированы, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи.

Вопрос 10
Обязан ли водитель предоставлять транспортное средство медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни?

  • 1. Обязан.
  • 2. Обязан только при движении в попутном направлении.
  • 3. Не обязан.


Водитель обязан независимо от направления своего движения предоставлять ТС медицинским и фармацевтическим работникам для транспортировки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни (п. 2.3.3).

Вопрос 11
По требованию каких лиц водители обязаны проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения?

  • 1. Всех регулировщиков.
  • 2. Должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
  • 3. Любых сотрудников полиции.


Водитель обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (п. 2.3.2). В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России к таким лицам относятся сотрудники Госавтоинспекции.

Вопрос 12
К категории «В» относятся автомобили:

  • 1. С разрешенной максимальной массой не более 2,5 т и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8.
  • 2. С разрешенной максимальной массой не более 3,5 т и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8.
  • 3. С разрешенной максимальной массой не более 3,5 т и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 16.


В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (п. 1 ст. 25) к категории «В» относятся автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8.

Вопрос 13
В каком виде предусмотрено представление для проверки страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности?

  • 1. На бумажном носителе.
  • 2. В виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
  • 3. В любом из перечисленных видов.


Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом п. 7(2) статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе (п. 2.1.11.).

Вопрос 14
По требованию каких лиц необходимо передавать для проверки водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и представлять для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на бумажном носителе или в виде электронного документа либо его копии на бумажном носителе?

  • 1. Сотрудника полиции.
  • 2. Сотрудника Военной автомобильной инспекции.
  • 3. Любого регулировщика.
  • 4. Всех перечисленных лиц.


Водитель обязан передавать для проверки названные документы только по требованию сотрудника полиции (п. 2.1.1).

Передача управления ТС лицу в состоянии опьянения-что грозит?

Что грозит водителю по статье «передача управления ТС лицу в состоянии опьянения» (ч.2 ст.18.15 КоАП 2021 г.)

 

Павел ЛАТЫШЕВ, юрист

Управление транспортным средством в состоянии опьянения является одним из самых серьезных, если вообще не самым серьезным, нарушений правил дорожного движения. Эта проблема постоянно находится в поле зрения СМИ, законодателей, практиков и ученых. Однако еще одной серьезной проблемой в этой области является точное и единообразное применение законодательства. Как свидетельствует судебная практика, здесь тоже еще далеко не все гладко.
Указом Президента Республики Беларусь от 25.11.2010 № 611 были внесены изменения и дополнения в Правила дорожного движения, утвержденные Указом Главы государства от  28.11.2005 № 551 (далее — ПДД). Пункт 11 ПДД тогда был изложен в следующей редакции:
«11. Владельцу транспортного средства либо лицу, имеющему право на управление транспортным средством, запрещается передавать управление транспортным средством другому лицу:
11.1. не имеющему при себе водительского удостоверения;
11.2. не убедившись, что лицо, которому передается управление транспортным средством, не находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ».
Однако в настоящей статье речь пойдет о практике применения п. 11 ПДД в редакции 2009 г. в контексте конкретного беспрецедентного дела об административном правонарушении по статье «передача управления тс лицу в состоянии опьянения», так как изложенная здесь информация актуальна и по сей день.
 

Фабула дела по статье 18.16 (ч.2 ст.18.15) КоАП
 
Одним из районных судов Минской области было рассмотрено дело об административном правонарушении по обвинению мастера производственного обучения вождению механическим транспортным средством (далее — мастер ПО) одной из автошкол г. Минска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.18.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Он обвинялся в нарушении п. 11 ПДД, то есть в передаче управления транспортным средством во время обучения вождению (учебной езды) курсанту этой автошколы, находящемуся в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств.
Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в алкогольном или наркотическом опьянении влечет ответственность по ч.1 ст.18.16 КоАП и наказывается штрафом в размере от 50 до 100 базовых величин с лишением водительских прав сроком на 3 года.
С 01 марта 2021 года вводиться в действие новый КоАП Республики Беларусь. Меняется не только нумерация статьи (была 18.16 КоАП – стала 18.15 КоАП), но также в разы усиливается ответственность за данное правонарушение. Более подробно в соответствующем видео:
Но вернемся к делу о якобы передаче управления транспортным средством лицу в состоянии опьянения. Вот краткие обстоятельства дела:
Весной 2009 г. на одной из улиц г. Минска работниками ГАИ был остановлен легковой автомобиль, который являлся специальным механическим транспортным средством, а именно легковым автомобилем, переоборудованным для целей обучения физических лиц управлению механическим транспортным средством. В остановленном учебном автомобиле находились:
—                   на водительском месте — курсант автошколы гражданин А.
—                   на месте, справа от водительского (оно именуется мастерским местом) — мастер производственного обучения вождению гражданин Б.
Последний находился при исполнении своих служебных обязанностей. Он выполнял свою основную трудовую функцию — во время осуществления учебной езды обучал курсанта автошколы гражданина А. управлению механическим транспортным средством. В результате медицинского освидетельствования было установлено, что курсант автошколы находился в состоянии наркотического опьянения, вызванного употреблением определенных медицинских препаратов. В отношении мастера ПО был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.18.16 КоАП.
В процессе защиты мастера ПО, которую осуществлял адвокат Минской областной коллегии адвокатов (далее — МОКА) Латышев С.В., выявилось, что в законодательстве:
—        отсутствует правовое понятие «передача управления транспортным средством»;
—        недостаточно четко определен правовой статус курсанта автошколы во время учебной езды;
—        отсутствуют нормы законодательства, обязывающие курсантов автошкол проходить медицинские осмотры перед допуском их к обучению вождению в период учебной езды;
—        отсутствуют нормы законодательства, которые возлагали бы на мастеров производственного обучения вождению автошкол обязанность проводить медицинский осмотр курсантов на предмет нахождения последних в состоянии алкогольного или наркотического опьянения перед допуском их к обучению вождению в период учебной езды.
Совокупность вышеназванных обстоятельств и привела к ошибочному, по мнению защиты, составлению протокола об административном правонарушении и началу административного процесса в отношении мастера производственного обучения вождению.
 

Что такое «передача управления транспортным средством»?
 
Проанализировав объективную сторону состава правонарушения по вышеуказанному делу, автор статьи обращает внимание на следующие обстоятельства.
Пункт 11 ПДД в редакции 2009 г. гласил: «Владельцу транспортного средства либо лицу, имеющему право на управление транспортным средством, запрещается передавать управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции, а также лицу, не имеющему при себе водительского удостоверение».
В то же время согласно п. 2.8 ПДД водитель — это физическое лицо, управляющее транспортным средством, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством). Этой же нормой установлено, что к водителю приравниваются лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством) и при этом находящееся в нем, а также всадник, погонщик скота. Как видим, этим определением законодатель исключает из числа водителей лиц, обучающихся управлению транспортным средством.
Исходя из вышеизложенного и материалов дела, возникает основной вопрос предмета доказывания по этому делу: имела ли место передача управления учебным автомобилем? Ведь без уяснения понятия о том, что такое «передача управления механическим транспортным средством», невозможно всестороннее, полное и правильное исследование объективной стороны правонарушения.
Вместе с тем ни в Международной Венской конвенции «О дорожном движении», ни в ПДД близлежащих государств (Российская Федерация, Украина) определения понятия «передача управления транспортным средством» мы не найдем. Упоминание о передаче транспортного средства есть в статье Головко В.В, Иванова О.А «К вопросу об административной ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения». Вот что указывается в данной статье: «Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, означает, что такая передача осуществляется добровольно и водителю заведомо известно (или он должен предполагать), что человек, которому он передает управление, находится в состоянии опьянения». Но данное мнение по поводу передачи управления транспортным средством представляется недостаточным. Российские авторы сделали упор на форму вины, оставив без внимания саму сущность понятия «передача управления транспортным средством», то есть сущность объективной стороны правонарушения.
В ходе судебного заседания, орган, ведущий административный процесс, в лице инспектора ДПС, который привлекался в качестве свидетеля, не смог сказать ничего внятного по поводу определения понятия «передача управления ТС».
Автор настоящей статьи предлагает следующее определение: передача управления транспортным средством — это такое развитие событий, действие, во время которого одно физическое лицо, управляющее конкретным механическим транспортным средством (водитель), осознанно полностью утрачивает контроль (возможность воздействия) на органы управления этого транспортного средства, при этом осознанно допуская к воздействию на органы управления этого же транспортного средства другое физическое лицо, которое получив таковую возможность, реально ее реализует, приводит транспортное средство в движение, становясь лицом, управляющим этим транспортным средством (водителем), без контроля на органы управления этого же транспортного средства со стороны первого физического лица.
Законодатель четко определил понятие «водитель» — это физическое лицо, управляющее транспортным средством и, наоборот, физическое лицо, управляющее транспортным средством, — это водитель. Как было отмечено выше, законодатель исключил из числа водителей лиц, обучающихся управлению транспортным средством, указав, что функция водителя возложена на лиц, обучающих вождению и находящихся непосредственно на месте мастера ПО рядом с водительским сидением.
В случае учебной езды на специально оборудованном автомобиле находящиеся на мастерском месте в автомобиле лица, обучающие управлению механическим транспортным средством, никогда осознанно полностью не утрачивают контроль (возможность воздействия) на органы управления этого транспортного средства, воздействуя на эти органы управления через дублирующую ножную систему управления сцеплением и рабочим тормозом. При этом находящийся рядом курсант автошколы во время учебной езды может обучаться воздействию на органы управления учебного транспортного средства только под контролем лица, обучающего управлению механическим транспортным средством.
 

Без вины виноватый по статье 18.16 (18.15) КоАП о якобы передаче управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения
 
Итак, в момент остановки учебного автомобиля инспектором ДПС на водительском сидении был курсант А., который обучался управлению транспортным средством под руководством мастера ПО, лица, обучающего управлению транспортным средством, который в свою очередь полностью не утрачивал контроль над органами управления транспортным средством. Все это, по нашему мнению, свидетельствует об отсутствии факта передачи управления транспортным средством. Но возникает естественный вопрос: если отсутствует факт передачи управления транспортным средством со стороны мастера ПО курсанту автошколы, то как, какими терминами и понятиями, охарактеризовать правоотношения (взаимоотношения) между курсантом и автошколой в период осуществления учебной езды? ПДД и Закон Республики Беларусь от 05. 01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее — Закон о дорожном движении) дают ответ на этот вопрос: автошкола согласно программе обучения, на каком-то определенном законодательством этапе, допускает курсанта к обучению практическому вождению механическим транспортным средством, а не передает последнему управление механическим транспортным средством.
В качестве лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, курсант становится лицом, допущенным к участию в дорожном движении.
При анализе субъективной стороны правонарушения «передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения», автор настоящей статьи пришел к следующим выводам.
Итак, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.18.16 КоАП, предусматривает совершение противоправного деяния с прямым умыслом. В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 3.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления.
Согласно ст. 3.4 КоАП форма вины при совершении административного правонарушения, не связанного с наступлением вредных последствий, устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию. Поскольку данный состав не связан с наступлением вредных последствий, то мастер производственного обучения вождению должен был осознавать противоправность деяния, определенного КоАП, а именно передачи управления механическим транспортным средством другому лицу, которое, при этом, находилось в состоянии наркотического опьянения, вызванного употреблением определенных медицинских препаратов.
Но поскольку, по нашему мнению, факт передачи управления механическим транспортным средством другому лицу (от мастера курсанту) в настоящем деле об административном правонарушении не был установлен, то можно констатировать, что и осознавать противоправность того, чего не было, мастер ПО никак не мог.
Подчеркнем, что никак не мог и не должен был мастер производственного обучения вождению сознавать и то, что курсант автошколы находился в состоянии наркотического опьянения, вызванного употреблением определенных медицинских препаратов. Во-первых, на мастеров производственного обучения вождению автошкол не возложена обязанность проводить медицинский осмотр курсанта на предмет нахождения последнего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения при допуске последнего к обучению практическому вождению механическим транспортным средством. Во-вторых, выводы о состоянии алкогольного или наркотического опьянения на чисто визуальных наблюдениях, не подтвержденные выводами медицинского заключения никогда не могут быть достоверными и правомерными. Наконец, в-третьих, как показал в суде мастер ПО, курсант был вполне адекватен, никаких признаков алкогольного или наркотического опьянения у него не наблюдалось (ни запаха, ничего другого). Данное обстоятельство подтвердили в суде и другие свидетели. Таким образом, мастер и практически не мог даже подозревать о том состоянии курсанта автошколы, в котором тот находился. Ведь даже допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля врач-нарколог, который проводил медицинское освидетельствование курсанта автошколы А. , показал, что визуально определить состояние наркотического опьянения у человека зачастую не под силу и опытному врачу-наркологу.
Все вышесказанное свидетельствовало об отсутствии вины мастера ПО в том деянии, в котором он был обвинен. В результате судом была принята во внимание позиция защиты, и административный процесс по делу в отношении мастера был прекращен.
 

Выводы и предложения
 
Несмотря на то, что приведенная выше судебная история закончилась для мастера ПО благополучно, автор настоящей статьи считает, что данное конкретное дело свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства по следующим вопросам.
В частности, по нашему мнению, следовало бы, во-первых, четко определить правовой статус курсанта автошколы. На сегодняшний день, исходя из п. 2.8 ПДД можно утверждать, что законодатель исключил из числа водителей лиц, обучающихся управлению механическим транспортным средством, при этом указав, что водителем в случае учебной езды на специально оборудованном автомобиле является лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством и при этом находящееся в нем. То есть лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством и при этом находящееся в нем, является по указанию законодателя и лицом, управляющим учебным транспортным средством через дублирующую ножную систему управления сцеплением и рабочим тормозом. А вот Закон о дорожном движении (ст. 3) говорит о том, что лицо, обучающееся вождению, является участником дорожного движения.
На сегодняшний день законодатель не делит курсантов автошкол по признаку находящихся и не находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и нигде не определяет, что трезвые курсанты автошкол в случае учебной езды на специально оборудованном автомобиле являются лицами, обучающимися управлению механическим транспортным средством, а курсанты автошкол, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в случае учебной езды на специально оборудованном автомобиле являются водителями, то есть им было передано управление транспортным средством.
Курсанты автошкол по определению законодателя в случае учебной езды на специально оборудованном автомобиле, при наличии на мастерском месте в автомобиле лица, обучающего управлению механическим транспортным средством, независимо от своего состояния (трезвое или нетрезвое) всегда являются лицами, обучающимися управлению механическим транспортным средством (а не водителями, то есть лицами, управляющими транспортным средством), и только в этом качестве допускаются к участию в дорожном движении и являются участниками дорожного движения.
В связи с изложенным представляется необходимым уточнение ряда позиций ПДД, которые, на наш взгляд, не согласуются с п. 2.8 ПДД. Возьмем, например, п. 89.4 ПДД, в котором содержится следующая норма:
«Вне населенных пунктов разрешается движение со скоростью:
механическим транспортным средствам, управляемым водителями с водительским стажем до двух лет, а также при обучении управлению механическим транспортным средством, когда транспортным средством управляет обучаемый управлению, — не более 70 км/ч»;
Слова «…когда транспортным средством управляет обучаемый управлению…» не согласованы с п. 2.8 ПДД. Курсант не является водителем, а, следовательно, не управляет транспортным средством.
Такого же согласования с п. 2.8 ПДД требует и абзац 3 п. 9.5 ПДД.
Также исходя из п. 2.8 ПДД представляется необходимым введение в КоАП специальной статьи, предусматривающей административную ответственность для курсантов автошкол, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения во время обучения вождению в период учебной езды.
 К практике применения п. 11 ПДД в ныне действующей редакции мы вернемся в следующем номере.

 

(Окончание следует)

Читайте также:

Общие вопросы по освидетельствованию

Прохождение освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или как не попасть в неприятную ситуацию

Еще раз к вопросу о порядке освидетельствования на предмет выявления состояния алкогольного опьянения

Протокол измерения при освидетельствовании на алкоголь – что это?

Законность и правомерность использования прибора Алкотест 203 в определенные периоды времени

Освидетельствование на алкоголь: что мог бы сделать понятой и почему он это не делает

Административная ответственность за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения: от практики к теории (Часть 1)

 

Управление транспортным средством в состоянии опьянения

Протокол освидетельствования против справки: есть ли шансы?

Протокол освидетельствования против справки: ШАНСЫ ЕСТЬ!

Цена победы по статье «пьянка за рулем» — год жизни и 220 страниц жалоб и ходатайств

Толкал автомобиль – привлекли к ответственности за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения

Без вины виноватый или управление транспортным средством по требованию инспектора ГАИ

Освидетельствование по-дзержински: без протокола, понятых и лицензии у больницы

Правоприменение по-белыничски. Часть 2. Мифический ПИКоАП

Лишают прав по «пьяной статье»? Закон должен соблюдаться

 

Отказ от прохождения освидетельствования

Отказ водителя от прохождения освидетельствования на алкоголь: случай из практики

Как себя вести, если вас подозревают в опьянении: история читательницы, которая поздно спохватилась

 

Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Буксировку кузова без двигателя ГАИ квалифицировала как “передачу права управления”

Об ответственности за неправомерную передачу транспортного средства другому лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения

 

Практика по статье 317-1 УК Республики Беларусь

Рецидивист — и этим все сказано? Автомобилист, дважды пойманный за «пьянку», утверждает, что третий раз его оговорили

 

Видео по вопросам прохождения процедуры освидетельствования

https://advokat-latyshev. by/GAI/

Делавэр Код онлайн

Автомобили

ГЛАВА 41. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Подглава III. Движение по правой стороне проезжей части; Обгон и обгон и др.

§ 4114. Движение по правой стороне проезжей части; исключения.

(a) На всех проезжей части достаточной ширины транспортное средство должно двигаться по правой половине проезжей части, за исключением следующего:

(1) При обгоне и обгоне другого транспортного средства, следующего в том же направлении, в соответствии с правилами такого движения;

(2) При наличии препятствия, вынуждающего двигаться влево от центра шоссе; при условии, что любое лицо, делающее это, должно уступить право проезда всем транспортным средствам, движущимся в правильном направлении по свободному участку шоссе на таком расстоянии, которое представляет непосредственную опасность;

(3) На проезжей части, разделенной на 3 полосы, обозначенные для движения в соответствии с действующими на ней правилами; или

(4) На проезжей части, обозначенной и обозначенной для одностороннего движения.

(b) На всех дорогах любое транспортное средство, движущееся со скоростью ниже нормальной скорости движения в то время, в месте и при существующих условиях, должно двигаться по правой полосе, тогда доступной для движения, или как можно ближе к правый бордюр или край проезжей части, за исключением случаев обгона и обгона другого транспортного средства, следующего в том же направлении, или подготовки к повороту налево на перекрестке или на частной дороге или подъездной дорожке.

(c) На любой проезжей части, имеющей 4 или более полос для движущегося транспорта и обеспечивающей двустороннее движение, ни одно транспортное средство не должно двигаться влево от осевой линии проезжей части, за исключением случаев, когда это разрешено знаками или разметкой, обозначающими определенные полосы движения с левой стороны от центра проезжей части для использования транспортными средствами, которым не разрешено использовать такие полосы иным образом, или за исключением случаев, разрешенных в соответствии с настоящим разделом. Этот подраздел не должен толковаться как запрещающий пересечение центральной линии при повороте налево в переулок, частную дорогу, подъездную дорожку или шоссе или из них.

21 Дел. С. 1953 г., § 4114; 53 Дел. Законы, c. 160, § 1; 60 Дел. Законы, c. 701, § 15;


§ 4115. Попутные транспортные средства, следующие в противоположных направлениях.

Водители транспортных средств, следующих во встречных направлениях, должны обгонять друг друга справа, а на проезжей части шириной не более 1 полосы движения в каждом направлении каждый водитель должен уступать другому не менее половины основного проезжей части от проезжей части как можно ближе.

21 Дел. С. 1953 г., § 4115; 54 Дел. Законы, c. 160, § 1;


§ 4116. Обгон автомобиля или велосипеда слева.

Следующие правила регулируют обгон и обгон транспортных средств и велосипедов, следующих в одном направлении, с учетом ограничений, исключений и специальных правил, изложенных ниже:

в том же направлении, и если слева имеется полоса движения, идущая в том же направлении, водитель обгоняющего транспортного средства должен, уступив право преимущественного проезда и двигаясь с осторожностью, полностью перестроиться на полосу движения слева перед обгоном.

(2) На проезжей части, имеющей только 1 полосу движения, идущую в заданном направлении, и если эта полоса движения слишком узкая, чтобы обгоняющее транспортное средство могло безопасно двигаться бок о бок в пределах полосы движения с обгоняемым транспортным средством или велосипедом, водитель обгоняющего транспортного средства, перед обгоном, должен полностью перестроиться на полосу движения слева. Водитель обгоняющего транспортного средства должен совершать это движение только в том случае, если оно может быть выполнено с соблюдением ограничений, описанных в §§ 4118–4120 настоящего раздела.

(3) На проезжей части, имеющей только одну полосу движения, идущую в заданном направлении, и где обе полосы движения достаточно широки, чтобы обгоняющее транспортное средство могло безопасно двигаться бок о бок в пределах полосы движения с обгоняемым транспортным средством или велосипедом, и где обгоняемое транспортное средство или велосипед также находится в правой части полосы движения, оставляя достаточно места для безопасного обгона в пределах полосы движения, водитель обгоняющего транспортного средства должен:

a. Снижайте скорость при обгоне, чтобы уменьшить разницу скоростей между обгоняющим транспортным средством и обгоняемым транспортным средством или велосипедом;

б. Пройти слева от обгоняемого транспортного средства или велосипеда на разумном и благоразумном расстоянии, которое в любом случае не должно быть менее 3 футов; и

в. Возвращайтесь в нормальное положение на полосе движения только после того, как вы благополучно освободитесь от обгоняемого автомобиля или велосипеда.

(4) За исключением случаев, когда обгон и обгон справа разрешены, водитель обгоняемого транспортного средства или водитель обгоняемого велосипеда по звуковому сигналу уступает дорогу обгоняющему транспортному средству и не увеличивает скорость транспортное средство или велосипед до полного обгона обгоняющего транспортного средства.

(5) Лицо, которое нарушает этот раздел, двигаясь ниже установленного ограничения скорости по левой полосе многополосной дороги, когда это препятствует прохождению 1 или более транспортных средств, за исключением случаев, когда такое лицо совершает разрешенный левый поворот или в противном случае законный выезд с дороги налево, подлежит наказанию в соответствии с § 4205 настоящего раздела.

21 Дел. С. 1953, г. § 4116; 54 Дел. Законы, c. 160, § 1; 70 Дел. Законы, c. 186, § 1; 78 Дел. Законы, c. 150, § 1; 78 Дел. Законы, c. 395, § 1; 81 Дел. Законы, c. 196, § 1;


§ 4117. При обгоне справа разрешен.

(a) Водитель транспортного средства может обгонять и обгонять справа другое транспортное средство только при условии, что такое движение безопасно. Ни в коем случае, за исключением случаев, разрешенных в подпунктах (c) и (d) настоящего раздела, такое движение не должно осуществляться путем выезда за пределы проезжей части, основной проезжей части или обычной движущейся полосы движения автомагистрали.

(b) Обгон и обгон справа, за исключением случаев, разрешенных настоящим Законом, являются незаконными:

(1) Когда обгоняемое транспортное средство поворачивает или собирается повернуть налево;

(2) На любой проезжей части, официально обозначенной более чем на 1 полосу движения в 1 направлении;

(3) На любой проезжей части, движение по которой ограничено одним направлением движения и ширина проезжей части достаточна для двух и более полос движения транспортных средств.

(c) Когда обгоняемое транспортное средство поворачивает или собирается повернуть налево, приближающееся сзади транспортное средство может, при необходимости, пройти справа, используя обочину.

(d) Когда обгоняющее транспортное средство является транспортным средством, уполномоченным Департаментом транспорта Делавэра, или транспортным средством экстренной помощи, как определено в § 4106 (e) этого раздела, реагируя на чрезвычайную ситуацию, обгоняющее транспортное средство может объехать справа, используя обочину если необходимо.

21 Дел. С. 1953, г. § 4117; 54 Дел. Законы, c. 160, § 1; 60 Дел. Законы, c. 701, § 16; 81 Дел. Законы, c. 182, § 1;


§ 4118. Ограничения на обгон слева.

Ни одно транспортное средство не должно выезжать на левую сторону от центра проезжей части при обгоне и обгоне другого транспортного средства, движущегося в том же направлении, за исключением случаев, когда такая левая сторона хорошо видна и свободна от встречного транспорта на достаточном расстоянии впереди, чтобы разрешить такой обгон и обгон должен производиться полностью, не мешая безопасной эксплуатации любого транспортного средства, приближающегося со встречного направления. В любом случае обгоняющее транспортное средство должно вернуться на разрешенную полосу движения как можно скорее.

21 Дел. С. 1953 г., § 4118; 54 Дел. Законы, c. 160, § 1; 60 Дел. Законы, c. 701, § 17;


§ 4119. Дополнительные ограничения на движение слева от центра проезжей части.

(a) Ни одно транспортное средство не должно двигаться по левой стороне проезжей части при следующих условиях:

(1) При приближении или на повороте или на гребне дороги, где обзор водителю ограничен в таких условиях. дистанцию, создающую опасность в случае приближения другого транспортного средства с противоположного направления;

(2) При приближении на расстояние менее 100 футов или пересечении любого перекрестка или железнодорожного переезда, если иное не указано официальными устройствами управления движением;

(3) Когда обзор затруднен при приближении на расстояние менее 100 футов к любому мосту, виадуку или туннелю.

(b) Вышеуказанные ограничения не распространяются на проезжую часть с односторонним движением, а также при условиях, описанных в § 4114 (a) (2) этой главы, а также на водителя транспортного средства, поворачивающего налево в переулок или из него. , частная дорога, дорога или шоссе.

21 Дел. С. 1953 г., § 4119; 54 Дел. Законы, c. 160, § 1; 60 Дел. Законы, c. 701, § 18;


§ 4120. Запретные зоны; исключения.

(a) Департамент транспорта уполномочен определять те участки любой автомагистрали, где обгон, обгон или движение слева от проезжей части будет особенно опасным, и может с помощью соответствующих знаков или разметки на проезжей части указывать начало и конец такие зоны и когда такие знаки или маркировка установлены и хорошо видны обычно наблюдательному лицу, каждый водитель транспортного средства должен подчиняться их указаниям.

(b) Если установлены знаки или разметка, определяющие запретную зону, ни один водитель не должен ни в коем случае двигаться по левой стороне проезжей части в пределах такой запретной зоны или по левой стороне любой полосы дорожного покрытия, спроектированной такую ​​запретную зону обозначить на всем ее протяжении; за исключением следующего:

(1) Когда это разумно необходимо, чтобы избежать припаркованных транспортных средств, пешеходов, животных, препятствий на поверхности или других препятствий на проезжей части и когда существует только 1 полоса движения, идущая в заданном направлении, но при этом соблюдаются ограничения, описанные в § § 4118 и 4119этого титула;

(2) При разумной необходимости обгонять транспортное средство или велосипед, движущиеся со скоростью ниже нормальной скорости движения в то время, в месте и при существующих на тот момент условиях, и когда существует только 1 полоса движения, идущая в заданном направлении, но при этом повинующаяся ограничения, описанные в §§ 4118 и 4119 настоящего раздела; или

(3) При повороте налево в переулок, частную дорогу, подъездную дорожку или шоссе или из них.

21 Дел. С. 1953, г. § 4120; 54 Дел. Законы, c. 160, § 1; 57 Дел. Законы, c. 670, § 13А; 60 Дел. Законы, c. 701, §§ 19, 20; 81 Дел. Законы, c. 196, § 1;


§ 4121. Дороги с односторонним движением и поворотные островки.

(a) На проезжей части, где устройства управления дорожным движением устанавливают одностороннее движение, транспортное средство должно двигаться только в указанном направлении. Такое обозначение может быть в любое время или в такое время, которое должно указываться устройствами управления движением.

(b) Транспортное средство, объезжающее островок с вращающимся движением, должно двигаться только справа от такого острова.

(c) Водитель, собирающийся въехать на поворотный островок безопасности, должен уступить дорогу любым транспортным средствам, проходящим вокруг него.

21 Дел. С. 1953, г. § 4121; 54 Дел. Законы, c. 160, § 1; 57 Дел. Законы, c. 670, § 13А; 60 Дел. Законы, c. 701, § 21;


§ 4122. Движение по проезжей части, предназначенной для движения.

Всякий раз, когда какая-либо проезжая часть разделена на 2 или более четко обозначенных полосы движения, применяются следующие правила в дополнение ко всем другим, не противоречащим настоящему документу:

(1) Транспортное средство должно двигаться, насколько это практически возможно, полностью в пределах одной полосы движения. и не должен смещаться с такой полосы до тех пор, пока водитель не убедится в том, что такое движение может быть осуществлено безопасно.

(2) На проезжей части, которая разделена на 3 полосы для двустороннего движения, транспортное средство не должно двигаться по центральной полосе, за исключением случаев обгона и обгона другого транспортного средства, когда проезжая часть хорошо видна и такая средняя полоса свободна от встречный транспорт на безопасном расстоянии, или при подготовке к левому повороту, или там, где такая центральная полоса в данный момент выделена устройствами управления движением исключительно для движения транспорта в направлении движения транспортного средства.

(3) Могут быть установлены устройства управления дорожным движением, направляющие указанный транспорт на выделенную полосу или обозначающие эти полосы для использования транспортом, движущимся в определенном направлении, независимо от центра проезжей части, и водители транспортных средств должны подчиняться указаниям. каждого такого устройства управления движением.

(4) На участках проезжей части могут быть установлены устройства управления движением, запрещающие перестроение, и водители транспортных средств должны подчиняться указаниям каждого такого устройства.

21 Дел. С. 1953 г., § 4122; 54 Дел. Законы, c. 160, § 1; 60 Дел. Законы, c. 701, § 22;


§ 4123. Слишком близкое следование.

(a) Водитель транспортного средства не должен следовать за другим транспортным средством ближе, чем это разумно и разумно, с должным учетом скорости таких транспортных средств, интенсивности движения и состояния шоссе.

(b) Водитель любого грузовика или транспортного средства, буксирующего другое транспортное средство при движении по проезжей части за пределами делового или жилого района, и которое следует за другим транспортным средством, должен, когда позволяют условия, оставить достаточно места, но не менее 300 футов, с тем чтобы обгоняющее транспортное средство могло безопасно войти и занять это пространство, за исключением того, что это не должно препятствовать автомобилю, тянущему другое транспортное средство, обгонять и обгонять любое транспортное средство или состав транспортных средств. Тот, кто нарушает этот подраздел, должен быть оштрафован за первое нарушение на сумму не менее 28,75 долларов США и не более 75 долларов США. За каждое последующее аналогичное правонарушение в течение 2 лет на лицо налагается штраф в размере не менее 57,50 долларов США и не более 9 долларов США.5.

(c) Транспортные средства, движущиеся по любой дороге за пределами делового или жилого района в составе каравана или кортежа, независимо от того, буксируют ли они другие транспортные средства, должны эксплуатироваться таким образом, чтобы между каждым таким транспортным средством или составом транспортных средств оставалось достаточное расстояние. чтобы любое другое транспортное средство могло беспрепятственно въезжать в это пространство и занимать его. Это положение не распространяется на похоронные процессии.

21 Дел. С. 1953, г. § 4123; 54 Дел. Законы, c. 160, § 1; 60 Дел. Законы, c. 701, § 23; 62 Дел. Законы, c. 140, § 1; 68 Дел. Законы, c. 9, § 24; 78 Дел. Законы, c. 208, §§ 1-3;


§ 4124. Езда по разделенным дорогам.

Всякий раз, когда какая-либо автомагистраль разделена на 2 или более дорог промежуточным пространством, физическим барьером или четко обозначенным разделительным участком, сконструированным таким образом, чтобы препятствовать движению транспортных средств, каждое транспортное средство должно двигаться только по правосторонней дороге, если не указано или разрешено использовать другую дорогу официальными устройствами управления дорожным движением или сотрудниками полиции. Ни одно транспортное средство не должно двигаться над, поперек или внутри любого такого разделительного пространства, барьера или секции, кроме как через отверстие в таком физическом барьере или разделительной секции или пространстве, или на перекрестке или перекрестке, как это установлено, если только это не разрешено государственным органом. Водитель транспортного средства может повернуть налево через разделительную полосу с твердым покрытием, если только это не запрещено официальным устройством управления дорожным движением.

21 Дел. С. 1953 г., § 4124; 54 Дел. Законы, c. 160, § 1; 56 Дел. Законы, c. 313; 79 Дел. Законы, c. 258, § 1;


§ 4125. Съезд с проезжей части тихоходным транспортным средством.

На 2-х полосной дороге, где движение небезопасно из-за движения в противоположном направлении или других условий, медленно движущееся транспортное средство, за которым выстроились в линию 5 или более транспортных средств, должно свернуть с проезжей части в месте, достаточном для существует безопасная развязка, чтобы позволить следующим транспортным средствам проехать. Как используется в этом разделе, медленно движущееся транспортное средство — это транспортное средство, которое движется со скоростью, меньшей, чем нормальный поток движения в определенное время и в определенном месте.

60 Дел. Законы, c. 701, § 24;


Законы, регулирующие право проезда | Руководство для водителей в Грузии | eDriverManuals

Правила дорожного движения необходимы для предотвращения аварий, определяя упорядоченное движение транспортных средств, пешеходов и других пользователей дорог общего пользования. Помните, что правила дорожного движения существуют для вашей безопасности; несоблюдение их может привести к авариям, которые могут серьезно травмировать или убить вас или других людей. Чтобы подчиняться законам, вы должны сначала знать и понимать их.

Право проезда — это фраза, используемая для описания того, кто имеет законные полномочия для выезда на проезжую часть, смены полосы движения в пределах проезжей части, поворота с проезжей части, проезда через перекресток или совершения любого другого движения, связанного с дорожным движением. Закон Джорджии устанавливает преимущественное право проезда во всех ситуациях. Водители транспортных средств (включая велосипедистов) и пешеходы всегда должны понимать правила, касающиеся преимущественного проезда, и помнить, что право преимущественного проезда нужно предоставлять, а не брать. Могут быть случаи, когда вы, как водитель или пешеход, имеете законное право преимущественного проезда над другим лицом, даже если другое лицо не осознает этого и не соблюдает правила дорожного движения. В таких случаях следует уступить дорогу, чтобы предотвратить аварию.

Ниже приводится список наиболее распространенных ситуаций, в которых в реальной жизни возникают вопросы о праве проезда:

  • При движении по проезжей части, пересекающейся с другой проезжей частью, если перед вами стоит знак «Стоп», а другого транспорта нет, вы можете продолжить движение только после остановки и уступки права проезда любому другому транспортному средству или пешеходу либо в перекрестке или так близко к перекрестку, чтобы было опасно проезжать через перекресток;
  • На перекрестках, где отсутствуют знаки «стоп», «уступи дорогу» или другие сигналы светофора, при одновременном подъезде к перекрестку двух транспортных средств водитель транспортного средства слева должен уступить место водителю транспортного средства справа;
  • На перекрестке с четырехсторонним движением, где все водители стоят перед знаками остановки, все водители должны уступать дорогу пешеходам; в противном случае транспортные средства должны проезжать через перекресток в порядке «первым прибыл, первым проехал». Если два транспортных средства подъезжают к перекрестку примерно в одно и то же время, уступайте дорогу любому транспортному средству справа от вас.
    • Важно помнить:
      • Принимайте свою очередь, когда придет время, если это безопасно; не задерживать трафик без необходимости;
      • Если другой водитель попытается занять вашу очередь, даже если у вас есть преимущественное право проезда, пропустите другого водителя. Это может предотвратить дорожно-транспортное происшествие;
      • Осторожность, вежливость и здравый смысл должны управлять вашими действиями.
  • При повороте налево на перекрестке, в переулок или подъездную дорогу уступайте дорогу всем транспортным средствам, движущимся в противоположном направлении;
  • При приближении к знаку «уступи дорогу» снизьте скорость до безопасной и будьте готовы остановиться. При необходимости остановитесь и продолжайте движение только тогда, когда это безопасно;
  • Когда проезжая часть, по которой вы едете, сливается с другим транспортным потоком без остановки, отрегулируйте скорость и положение автомобиля, чтобы вы могли безопасно выехать на новую полосу. Если движение с другой дороги сливается с проезжей частью, по которой вы едете, по возможности безопасно перестраивайтесь в сторону от сливающегося движения. Если невозможно перестроиться в сторону от сливающихся транспортных средств, отрегулируйте скорость и положение автомобиля, чтобы обеспечить безопасное слияние транспортных средств;
  • На перекрестках со светофорами подождите, пока перекресток освободится от движения или приближается транспорт, прежде чем въезжать. Не продолжайте «только потому, что» вам дан зеленый свет;
  • Если вы собираетесь выехать или пересечь шоссе из переулка, частной дороги или шоссе, вы должны остановиться и уступить дорогу всем другим пешеходам и транспортным средствам, уже движущимся по проезжей части или тротуару, на который вы въезжаете или переходите;
  • Если автомобили экстренных служб используют свои аварийные огни (синие или красные) и сирены, безопасно маневрируйте своим автомобилем с их пути. Вы должны снизить скорость своего автомобиля и переехать на обочину дороги или, если это невозможно, как можно дальше вправо от проезжей части или полосы движения и остановиться. Вы всегда должны соблюдать осторожность, чтобы не подвергать опасности других автомобилистов, велосипедистов или пешеходов. Не устанавливайте свой автомобиль так, чтобы он блокировал перекресток или иным образом мешал машине скорой помощи совершить необходимый поворот;
  • Уступка всем транспортным средствам и рабочим по ремонту дорог в строительной зоне;
  • Если это не запрещает вывешенный на перекрестке знак, разрешается «поворот направо на красный свет» на перекрестке, контролируемом светофором. Вы можете продолжать движение только после полной остановки, уступая дорогу всем транспортным средствам и пешеходам и решив, что можете безопасно завершить поворот;
  • Если это не запрещает знак, вывешенный на этом перекрестке, разрешается «поворот налево на красный» с левой полосы улицы с односторонним движением на улицу с односторонним движением, движение по которой движется слева от водителя. Вы можете продолжать движение только после полной остановки, уступая дорогу всему движению и останавливаясь для пешеходов, и решив, что можете безопасно завершить поворот;
  • Когда школьный автобус готовится к остановке для посадки или высадки детей, водитель автобуса включает мигающие желтые огни. Когда эти мигающие желтые огни активированы, все водители, приближающиеся к школьному автобусу, должны снизить скорость и быть готовыми остановиться. Все водители должны уделять особое внимание детям, которые могут идти по проезжей части или переходить ее. После того, как мигающие огни стали красными, а знаки остановки выдвинулись со стороны автобуса, любое транспортное средство не может проезжать мимо остановившегося школьного автобуса, пока он загружает или высаживает пассажиров. На шоссе, разделенном разделительной полосой, автомобили, едущие на противоположной стороне от остановившегося школьного автобуса, не обязаны останавливаться, однако водители должны внимательно следить за детьми, идущими по проезжей части или пересекающими ее.
© 2022 eDriverManuals — издательство J.F. Griffin Publishing. Посетите www.jfgriffin.com для рекламных возможностей.

Ключи к безопасному вождению (для подростков)

Будучи осторожным водителем, вы можете избежать аварий и снизить риск за рулем.

Если вы ездили по дорогам, то знаете, что не все водят хорошо — но большинство людей так думают. Некоторые водители агрессивно ускоряются. Другие уходят в другую полосу, потому что не обращают внимания. Водители могут следовать слишком близко, совершать резкие повороты, не сигнализируя, или входить в движение и выезжать из него.

Агрессивные водители представляют собой известные дорожные опасности, являющиеся причиной одной трети всех дорожно-транспортных происшествий. Но невнимательное или рассеянное вождение становится все более серьезной проблемой, поскольку люди «многозадачны», разговаривая по телефону, отправляя текстовые сообщения или проверяя сообщения, принимая пищу или даже смотря телевизор во время вождения.

Вы не можете контролировать действия других водителей. Но обновление навыков безопасного вождения может помочь вам избежать опасностей, связанных с плохим вождением других людей.

Навыки, которые позволят вам контролировать ситуацию

Прежде чем сесть за руль этой двухтонной рамы из стекла и стали, вот несколько советов, которые помогут вам сохранять контроль:

Сосредоточьтесь. Вождение — это прежде всего мыслительная задача, и вам есть о чем подумать, когда вы за рулем: дорожные условия, ваша скорость и положение, соблюдение правил дорожного движения, знаки, сигналы, дорожная разметка, следование направлениям, осведомленность машин вокруг вас, глядя в зеркала — список можно продолжить. Сосредоточенность на вождении — и только на вождении — имеет решающее значение для безопасного вождения.

Отвлекающие факторы, такие как разговор по телефону или прием пищи, мешают водителю видеть потенциальные проблемы и правильно реагировать на них. Виноваты не только подростки-водители: люди, которые какое-то время водили за рулем, могут стать слишком самоуверенными в своих водительских способностях и позволить своим навыкам вождения стать неряшливыми. Все водители должны напоминать себе, что нужно сохранять концентрацию.

Будьте начеку. Бдительность (не сонная и не в состоянии алкогольного опьянения) позволяет быстро реагировать на потенциальные проблемы — например, когда водитель впереди идущего автомобиля резко тормозит в последнюю минуту. Очевидно, что алкоголь или наркотики (включая лекарства, отпускаемые по рецепту и без рецепта) влияют на время реакции и суждение водителя. Вождение в сонном состоянии имеет тот же эффект и является одной из основных причин аварий. Так что отдохните перед поездкой.

Следите за другим парнем. Часть сохранения контроля заключается в том, чтобы знать о других водителях и участниках дорожного движения вокруг вас (и о том, что они могут внезапно сделать), поэтому вы с меньшей вероятностью будете застигнуты врасплох. Например, если автомобиль мчится мимо вас по шоссе, но между автомобилем и медленно движущимся по той же полосе грузовиком не так много места, вполне вероятно, что водитель попытается выехать на вашу полосу прямо перед вами. . Предвидя действия другого водителя и внося соответствующие коррективы, вы снижаете свой риск.

стр. 2

Восемь секретов супервождения

Когда вы ведете себя уверенно, вы знаете и готовы ко всему, что может случиться. Вы осторожны, но готовы действовать и не отдавать свою судьбу в руки других водителей. По данным Министерства транспорта США, 90% всех аварий происходит по вине водителей.

Соблюдение этих советов по безопасному вождению поможет снизить риск за рулем:

  1. Прежде всего думайте о безопасности. Если вы сами избегаете агрессивного и невнимательного поведения за рулем, у вас будет больше шансов справиться с плохим вождением других людей. Оставьте достаточно места между вами и впереди идущей машиной. Всегда запирайте двери и пристегивайтесь ремнем безопасности, чтобы не вылететь из машины в случае аварии.
  2. Следите за своим окружением будьте внимательны. Чаще проверяйте свои зеркала и сканируйте условия на 20–30 секунд раньше вас. Держите глаза в движении. Если транспортное средство демонстрирует признаки агрессивного вождения, притормозите или остановитесь, чтобы избежать его. Если водитель ведет машину настолько опасно, что вас это беспокоит, постарайтесь съехать с проезжей части, повернув направо или выбрав следующий съезд, если это безопасно. Также следите за пешеходами, велосипедистами и домашними животными на дороге.
  3. Не зависеть от других драйверов. Будь внимателен к другим, но береги себя. Не думайте, что другой водитель собирается уйти с дороги или позволит вам слиться. Предполагайте, что водители будут проезжать на красный свет или знаки остановки, и будьте готовы реагировать. Планируйте свои действия, предвидя наихудший сценарий.
  4. Следуйте правилу от 3 до 4 секунд. Поскольку наибольшая вероятность столкновения находится перед вами, использование правила 3-4 секунд поможет вам установить и поддерживать безопасную дистанцию ​​следования и даст вам достаточно времени, чтобы при необходимости затормозить до полной остановки. Но это правило работает только при обычном движении и хороших погодных условиях. В плохую погоду увеличивайте дистанцию ​​следования на дополнительную секунду для каждого условия, такого как дождь, туман, вождение в ночное время или следование за большим грузовиком или мотоциклом.
  5. Сбавь скорость. Указанные ограничения скорости относятся к идеальным условиям. Вы несете ответственность за то, чтобы ваша скорость соответствовала условиям. Кроме того, более высокие скорости значительно усложняют управление автомобилем, если что-то пойдет не так. Чтобы сохранить контроль над своим транспортным средством, вы должны контролировать свою скорость.
  6. Найдите путь к отступлению.  Лучший способ избежать потенциальной опасности во всех дорожных ситуациях — расположить автомобиль так, чтобы у вас было больше шансов увидеть и быть увиденным. Наличие альтернативного пути передвижения также имеет важное значение, поэтому всегда оставляйте себе место, куда можно переместить свой автомобиль, если ваш непосредственный путь путешествия внезапно заблокирован.
  7. Отдельные риски. При столкновении с несколькими рисками лучше управлять ими по одному. Ваша цель — не сталкиваться со слишком большим количеством рисков одновременно.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *