Причины неисправности турбины дизельного двигателя – Основные признаки неисправности турбины двигателя авто и 3 причины выхода из строя турбокомпрессора.

Содержание

Как проверить турбину на дизельном двигателе

Необходимость проверить турбину дизельного двигателя своими руками может возникнуть по ряду причин. Выполнение диагностики турбокомпрессора на СТО зачастую потребует определенных финансовых затрат, так как специалисты в большинстве случаев подключают диагностическое оборудование, снимают турбину с двигателя для проверки.

Чтобы выявить неисправности самостоятельно без снятия турбины, можно воспользоваться несколькими способами диагностики. На проблемы с турбокомпрессором могут указывать следующие прямые или косвенные признаки, которые проявляются в процессе работы силового агрегата:

  • появление черного, сизого или синеватого дыма выхлопа;
  • дизель шумно работает в разных режимах под нагрузкой;
  • повышается температура, мотор склонен перегреваться;
  • возрастает расход горючего и моторного масла;
  • двигатель теряет мощность, падает тяга и динамика;

В самом начале стоит отдельно отметить, что подобные симптомы могут возникать не только по причине неисправностей турбины, но данный элемент также находится в списке.

Читайте в этой статье

На начальном этапе диагностики следует проверить уровень и качество дизельного моторного масла. Также необходимо исключить возможное попадание сторонних предметов в турбокомпрессор.

Далее приступаем к анализу цвета выхлопных газов. Падение мощности и черный цвет выхлопа дизеля говорит о переобогащении смеси. Это может указывать на недостаточное количество подаваемого в цилиндры воздуха по причине неисправностей во впуске. Тяга дизельного мотора может также пропадать в результате утечек на выпуске.

Для проверки мотор необходимо завести и оценить звуки в процессе работы турбокомпрессора. Турбина не должна свистеть или скрипеть, не должно быть звука прорывающегося воздуха через соединения. Нужно проверить состояние и герметичность соединений патрубков, по которым осуществляется подача воздуха. Любые неплотности или повреждения недопустимы. Также обязательно проверяется состояние воздушного фильтра, так как загрязнение и снижение его пропускной способности приведет к недостаточной подаче воздуха в цилиндры.

Турбину нужно дополнительно проверять на износ. Для диагностики ротор турбины потребуется провернуть вокруг своей оси. Присутствие небольшого люфта вполне допустимо. В том случае, если ротор касается корпуса, турбине необходим ремонт.

Если дизель дымит белым или сизым выхлопом, тогда это указывает на попадание масла в цилиндры двигателя и его сгорание в рабочей камере. Подобная неисправность может возникать как по причине неисправностей турбокомпрессора, так и других узлов ДВС. Также на проблему указывает большой расход масла (около литра на 1 тыс. пройденных км.)

В этом случае необходимо снова вернуться к проверке воздушного фильтра и ротора турбины. Загрязненный фильтр пропускает малое количество воздуха, что приводит к сильной разнице давлений между корпусом турбины и картриджем с подшипниками. Из этого картриджа масло начинает вытекать в корпус компрессора. Если неисправностей не выявлено, тогда нужно приступить к осмотру сливного маслопровода на наличие загибов, трещин и других дефектов.

Еще одной причиной роста давления может служить активное попадание газов из камеры сгорания в картер двигателя, что препятствует нормальному сливу масла из турбины. Данная неисправность может быть связана с проблемами в работе системы вентиляции картерных газов, дизель начинает сапунить. На моторе с исправной турбиной во впускном и выпускном коллекторе не должно быть признаков обильного попадания масла.

Снова проводим анализ состояния турбины на осевой люфт. Если с компрессором все в норме, тогда причины наличия масла в турбине заключаются именно в повышении давления в картере двигателя. Дополнительно возможно присутствие пробки в сливном маслопроводе.

В случае шумной работы дизеля нужно проверить трубопроводы, через которые воздух подается под давлением, а также ротор турбокомпрессора. Ротор турбины во время прокрутки не должен касаться стенок. Повышенного внимания заслуживает состояние крыльчатки турбины. Любые зазубрины или признаки повреждений крыльчатки требуют немедленного ремонта компрессора. При обнаружении заметных дефектов ротора турбину необходимо снимать для детальной диагностики.

Люфта во время осевого смещения вала турбины не должно быть заметно, так как допустимый люфт составляет 0,05 мм и его не почувствуешь. Смещение вала в радиальном направлении допускает присутствие микролюфта ( допустимое значение около 1мм.), который немного ощущается. Если при оценке состояния турбины замечены сильные отклонения от данных требований и показателей, тогда компрессор можно считать сильно изношенным или неисправным.

Проверка турбонагнетателя на заведенном двигателе

Проверять турбину на наддув следует так:

  • пригласите помощника;
  • запустите двигатель;
  • определите патрубок, который соединяет впускной коллектор и турбокомпрессор;
  • пережмите указанный патрубок рукой;
  • помощник должен погазовать несколько секунд;

Если компрессор работает, тогда патрубок должен будет ощутимо раздуваться. При отсутствии производительности турбины этого не произойдет. Дополнительно следует оценить общее состояние патрубков, а также исключить возможность трещин и других дефектов впускного и выпускного коллектора дизельного двигателя.

Читайте также

  • Ресурс турбины дизельного двигателя

    От чего зависит срок службы турбонагнетателя дизельного ДВС. Особенности и рекомендации касательно эксплуатации и ремонта турбин с изменяемой геометрией.

как определить скорую необходимость замены детали |

Я, субъект персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152 «О персональных данных» предоставляю ООО «Мега групп» (далее — Оператор), расположенному по адресу 115191, г. Москва, Духовской переулок, дом 17, стр. 15, согласие на обработку персональных данных, указанных мной в форме веб-чата и/или в форме заказа обратного звонка на сайте в сети «Интернет», владельцем которого является Оператор.

Состав предоставляемых мной персональных данных является следующим: ФИО, адрес электронной почты и номер телефона.
Целями обработки моих персональных данных являются: обеспечение обмена короткими текстовыми сообщениями в режиме онлайн-диалога и обеспечение функционирования обратного звонка.
Согласие предоставляется на совершение следующих действий (операций) с указанными в настоящем согласии персональными данными: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение, осуществляемых как с использованием средств автоматизации (автоматизированная обработка), так и без использования таких средств (неавтоматизированная обработка).

Я понимаю и соглашаюсь с тем, что предоставление Оператору какой-либо информации о себе, не являющейся контактной и не относящейся к целям настоящего согласия, а равно предоставление информации, относящейся к государственной, банковской и/или коммерческой тайне, информации о расовой и/или национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни запрещено.
В случае принятия мной решения о предоставлении Оператору какой-либо информации (каких-либо данных), я обязуюсь предоставлять исключительно достоверную и актуальную информацию и не вправе вводить Оператора в заблуждение в отношении своей личности, сообщать ложную или недостоверную информацию о себе.
Я понимаю и соглашаюсь с тем, что Оператор не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых мной, и не имеет возможности оценивать мою дееспособность и исходит из того, что я предоставляю достоверные персональные данные и поддерживаю такие данные в актуальном состоянии.
Согласие действует по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.

Причины поломки турбины: 5 распространенных неисправностей

Основные причины поломки турбины

Почему турбокомпрессор сломался? Частый вопрос, после — «Где найти хороший ремонт турбин в Днепре?» Поэтому мы решили сделать подробную инструкцию: Причины поломки турбины.

Надеемся, что данная статья поможет автовладельцам избежать неприятностей с авто, когда нужно срочно ехать. А также подскажет, как продлить срок службы турбины и ДВС.

Причины поломки турбины: 5 распространенных неисправностей

 

  1. Загрязненное масло – частый случай Слой смазки защищает контактирующие элементы турбоагрегата от трения и быстрого износа. Грязь служит более быстрым износом трущиеся детали. Увеличивается риск перегрева агрегата. Густое масло превращается в нагар в маслоподводных каналах, в подшипниках, на крыльчатке. Сажа и отложения грязи утяжеляют детали, замедляют их работу, турбина «закисает». В ТК с изменяемой геометрией может заклинить механизм. Турбокомпрессор быстро изнашивается, снижается герметичность агрегата, пропадает тяга. Посторонние объекты (крупные и мелкие частицы металлагерметик и т.д.) царапают поверхности элементов турбины, повреждают вал, стачивают подшипники, а также приводят к стиранию уплотнителя.

    Когда возникают проблемы с маслом:

    • Поврежден, сильно загрязнен или установлен некачественный масляный фильтр.
    • Используется низкосортное масло.
    • В смазку попала пыль, инородные предметы.
    • Сломался клапан в масляном фильтре.
  2. Недостаточное смазывание – вторая причина Недостаток масла приводит к сильному трению внутренних элементов турбины, плохому охлаждению всей системы. В этом случае перегрев – первый признак поломки турбины. Из-за масляного голодания ломаются подшипники, деформируется ротор, закоксовываются уплотнительные кольца турбокомпресора.. Причины:
    • перегрев турбины при работе в экстремальных условиях;
    • заводской дефект, загрязнение или разрыв масляного патрубка;
    • неисправность масляного насоса;
    • плохое заполнение системы смазки нового ТК;
    • длительный простой автомобиля и неправильный запуск авто после перерыва в эксплуатации.
  3. Повреждение посторонними предметами Пыль и грязь, металлические частицы, камешки и песок, куски фильтра или клапана – посторонние предметы. Попадают внутрь турбокомпрессора во время эксплуатации, кустарного ремонта, из-за поломок деталей двигателя и др. Из строя выходят холодные/горячие лопасти (сбиваются и гнутся края), деформируется и лопается ротор, заклинивает турбину.
  4. Предельные режимы эксплуатации ускоряют износ ТК Ресурс турбины быстро уменьшается, если она работает в экстремальных условиях:

     

    • сбои в компьютерной системе автомобиля → увеличение оборотов двигателя сверх допустимых – разбалансировка, люфт оси и др.;
    • остановка двигателя без работы на холостом ходу → перегрев турбины, образование сажи;
    • чрезмерное загрязнение фильтров и масла → механические повреждения вала, подшипников, уплотнителя, корпуса.
  5. Применение герметика для уплотнения соединения Некоторые автовладельцы пытаются самостоятельно заделать неплотные соединения в системах подачи и выхлопа. Используют для этого неподходящие герметики. Как результат – уменьшается диаметр патрубка или герметик нагревается, пересыхает и рассыпается на куски, засоряет турбину. Не делайте так. Правильный вариант: видите любые признаки поломки турбины на дизеле или бензине – поезжайте на диагностику к специалистам.

Что должно насторожить водителя в неисправной турбины

Распространенные симптомы поломки турбины:

  • Любые звуки, не характерные для исправной работы турбины (свист, писк, визг, скрежет, шелест, стук, шипение, пшикание).
  • Снижается тяга ДВС, ухудшается динамика.
  • Двигатель набирает обороты дольше, чем обычно. Работает нестабильно на холостом ходу.
  • Чрезмерный расход масла.
  • Запах горелого масла.
  • Дымный выхлоп белого, серого, черного цвета.

Как не допустить поломки турбины?

    • Правильно и регулярно обслуживайте двигатель.
    • Следите за давлением масла.
    • Не допускайте попадания посторонних предметов в систему турбонаддува.
    • Не экономьте на воздушном и масляном фильтрах.
    • Вовремя меняйте масло, покупайте качественный продукт.
    • Уровень масла в системе двигателя должен быть на указанной отметке.
    • Помните, что оптимальная температура подшипников и оси меньше 90°С.
    • Прогревайте двигатель перед поездкой в холодное время года и дайте ему поработать некоторое время на холостом ходу после остановки.
    • Вовремя устраняйте неисправности.
    • Доверяйте ремонт турбин специалистам.

     

    Где можно отремонтировать турбину?

    В сервисе Turbo Magic выполняют ремонт турбокомпрессоров быстро и недорого. Многолетний опыт и современное оборудование позволяют нам сделать базовый ремонт ТК за 4 часа. Качественно, точно, честно. Подробности ремонта фиксируем документально, выдаем гарантию на турбину – 1 год. К нам можно доехать из любой точки Киева.

     

     

     Вернутся к списку «Статьи и новости»

    Причины выхода из строя турбины

    У Вас сломалась турбина. Что делать?

    В первую очередь необходимо выяснить и устранить причину выхода её из строя. Турбокомпрессор достаточно надежный агрегат и рассчитан на весь срок эксплуатации двигателя. Однако во время своей работы он тесно связан и зависим от исправности практически всех систем автомобиля. Безотказная работа турбины возможна только при полной исправности всех систем двигателя и его своевременном техническом обслуживании. Работая в тяжелых условия, до 300 000 об/мин и 900°C, турбина нуждается в безупречной работе системы смазки, системы охлаждения, топливной системы, выхлопной системы, системы вентиляции картерных газов, системы управления работой двигателя и т.д. И самое главное — это сам двигатель. Если двигатель парит, то турбина течет, даже если она новая и самая оригинальная. И заменой турбины, двигатель не починишь.

    Для определения причины поломки турбокомпрессора его необходимо разобрать, сделать дефектацию. Опытный специалист по ремонту турбин, с вероятностью 90%, определит причину выхода турбины из строя и даст рекомендации, на что необходимо обратить внимание при установке новой турбины. Если поменять турбину ничего не делая, или сделать не всё, что рекомендуют, то вероятность её быстрого выхода из строя равна 99%.

    Сами по себе детали турбокомпрессора не выходят из строя. Производители заверяют, что процент брака практически сведен к нулю. Вал сам по себе не ломается и лопатки сами по себе не отваливаются. Повреждения вызваны определенными причинами.

    Рассмотрим основные, наиболее часто встречаемые, причины мешающие турбокомпрессору нормально работать.

    — Грязное масло.
    Любое масло, применяемое в двигателе внутреннего сгорания, имеет определённый срок службы. В процессе работы, масло загрязняется сажей образованной при сгорании топлива и самого масла, а также продуктами износа двигателя. Масляный фильтр не всегда фильтрует масло. При засорении масляного фильтра или при запуске двигателя в холодный период года, срабатывает редукционный клапан, и масло идёт мимо фильтра, прямо из поддона в систему смазки двигателя и турбокомпрессора. Если двигатель может кратковременно «пережить» грязное масло, у него обороты в среднем до 5 000 об.мин, и зазоры в деталях больше, то для турбины это «смерть». Рабочие обороты вала турбокомпрессора 80 000 – 150 000 об/мин. (на некоторых моделях и 250 000 – 300 000 об/мин.) а зазоры измеряются в микронах. При таких условиях работы, вал и подшипники турбины испытывают очень большие нагрузки, и любая твердая частица в масле образует царапины на них. Вращаться с высокими скоростям, валу турбины позволяет «масленый клин» образованный между валом и подшипником. Вал «плавает» в масле. Если масло будет чистым и качественным, то пара вал-подшипник будут работать очень долго. Образование царапин приведет к увеличению зазора между валом турбины и подшипниками, ослаблению «масленого клина» и как следствие появления «сухого трения» и интенсивного износа. Очень важную роль играет качество моторного масла. Для турбированных двигателей применяются специальные сорта масел, которые способны выдерживать более высокие температурные и механические нагрузки. При высоких температурах, а температура в коллекторе турбины достигает 900°C, некачественное масло начинает сворачиваться и коксоваться образуя нагар и густую смолянистую массу, обычно черного цвета. Это сокращает срок службы турбокомпрессора. Менять масло в двигателе мы рекомендуем не реже 10 000 км пробега. Не надо ездить на масле 30 000 км. Мы живем не в Германии. Наше топливо хуже и масло загрязняется быстрее.

    — Недостаточное количество проходимого через турбину масла.

    В турбокомпрессоре с неохлаждаемым корпусом масло выполняет еще одну очень важную функцию – оно отводит тепло от подшипников и вала турбины, прежде всего, со стороны выхлопного коллектора. При уменьшении проходимости масла через турбокомпрессор температура внутри корпуса резко увеличивается, масло начинает сворачиваться и коксоваться как в корпусе турбины, так и в трубках подачи и слива масла. Причиной этому может быть низкий уровень масла в двигателе, неисправность масляного насоса или редукционного клапана, закоксованность или деформация трубок подачи и слива масла. Важную роль играет и качество самого масла. Необходимо применять масла специально предназначенные для использования в турбированных двигателях.


    — Попадание посторонних предметов в область всасывания.

    Очень часто выход турбины из строя связан с попаданием твёрдых предметов в компрессорное колесо. Пыль, мелкий песок, насекомые и т.д. изнашивают лопатки компрессорного колеса постепенно, порой незаметно для хозяина автомобиля. Лопатки шлифуются этой пылью и стачиваются. Турбина теряет производительность. При попадании более крупных предметов как камни с дороги, окалина из системы рециркуляции выхлопных газов и клапана EGR, сгустки масла из системы вентиляции картерных газов, не удалённые гайки и фрагменты старой турбины из невычищенных патрубков, тряпки забытые при установке, вызывают более значительные повреждения компрессорного колеса. Возникает дисбаланс. Турбина начинает «выть» или разрушается. Надо не забывать, что турбина работает как хороший пылесос и поэтому необходимо обеспечить всасывание только воздуха через воздушный фильтр, а не посторонних предметов. При установке новой турбины необходимо устранить все негерметичные соединения в системе всасывания, заменить порванные патрубки, вычистить систему вентиляции картерных газов и систему рециркуляции отработанных газов.



    — Попадание посторонних предметов в область турбинного колеса

    Лопатки турбинного колеса повреждаются окалиной из выпускного коллектора, отколовшимися фрагментами свеч накала, клапанов и сёдел, прогоревшими поршнями и прокладкой головки блока. Очень часто при установке турбины используют герметики вместо прокладок. После затвердения, вылезшие за края, кусочки герметика откалываются. Вылетая вместе с выхлопными газами эти предметы бомбардируют турбинное колесо и разрушают его. Также, противодавлением, как это ни странно, в турбину засасываются частицы разрушившегося катализатора. При неправильном смесеобразовании и засорении катализатора увеличивается температура в выпускном коллекторе, лопатки вала турбины оплавляются, а на коллекторе появляются трещины. Любое изменение положения и формы лопаток приводит к дисбалансу ротора и разрушению турбокомпрессора.


    — Засорение выхлопной системы.

    Очень важную роль, в безотказной работе турбины, играет проходимость выхлопной системы. Борясь за экологию, на современных автомобилях устанавливаются различные системы (катализаторы и DPF/FAP фильтра) уменьшающие вредность выхлопных газов. При засорении катализатора площадь выхлопной системы уменьшается, газам трудно выходить наружу и они создают осевые нагрузки на вал турбокомпрессора. Опорный подшипник интенсивно изнашивается, появляется осевой люфт вала турбины. Смещаясь по оси, вал и колесо начинают цеплять стенки горячей и холодной улиток, возникает дисбаланс и турбина разрушается. Возможно и «скручивание» вала турбины обратными вихревыми потоками выхлопных газов. Катализаторы и DPF/FAP фильтра подлежат замене каждые 180—200 тыс.км.


    — Превышение допустимой частоты вращения вала турбокомпрессора.

    Превышение допустимой частоты вращения ротора турбокомпрессора или «перекручивание» турбины возникает при перенаддуве(передуве) . Передув происходит из-за неисправности клапана регулировки(сброса) давления, заклинивании лопаток геометрии, ЧИП тюнинге, неправильном смесеобразовании и т.д. При «перекручивании» турбины возникают повышенные нагрузки на вал и опорные подшипники. Это приводит к вытеснению масла из зоны трения, перегреву и повышенному износу последних. Вал при передуве обычно ломает по опасному сечению.

    БАНЕР ТУРБИНЫ 1,5на1,5.jpg

    Новости гаи, дтп, штрафы пдд, ГИБДД, Экзамен ПДД онлайн. Техосмотр

    Если турбина свистит: Самые распространенные неисправности автомобильных турбин.

    Начало 21 века можно смело назвать эрой турбокомпрессоров в автопромышленности. В настоящий момент большинство современных двигателей стали оснащаться турбинами, когда как еще 10-15 лет назад, турбомоторы были большой редкостью.

     

    Смотрите также: Автомобильные турбокомпрессоры: Все самые важные факты

     

    Почему же автопроизводители сделали турбокомпрессоры популярными в автопромышленности? Какие преимущества дает турбина современным силовым агрегатам? Надежны ли современные турбированные двигатели?

     

    Но главный вопрос, который интересует многих, связан с их ремонтом и восстановлением. И так давайте ответим на все вопросы, которые интересуют автолюбителей, а также узнаем о функции современных турбокомпрессоров, о самых частых причинах неисправности и их ремонте. 

    Как гласит американская поговорка «Ничто не заменит рабочий объем». Речь идет о двигателе внутреннего сгорания. С самого начала истории автопромышленности стало ясно, что для того чтобы увеличить мощность автомобиля, нужно увеличить объем силового агрегата. Долгое время инженеры и конструкторы не могли придумать, как уменьшить объем моторов, не снижая мощность. Ведь законы физики невозможно изменить.

     

    Но с появлением турбокомпрессоров стало ясно, что законы физики не являются преградой для постепенного увеличения мощности при уменьшении рабочего объема силовых агрегатов. В итоге, начиная с 2000-х годов, в автопромышленности стали набирать популярность турбины, которые позволили существенно увеличить экономичность транспортных средств, добиться увеличения мощности, а также уменьшить объем моторов. 

     

    Сегодня современные технологии позволяют автопроизводителям с 1,6 литрового четырехцилиндрового мотора выдавать до 270 л.с. (например Peugeot RCZ-R). 

    В итоге турбокомпрессоры позволили многим производителям автомобилей использовать вместо восьмицилиндровых моторов, шестицилиндровые силовые агрегаты без потери мощности. А в некоторых случаях многие шестицилиндровые двигатели стали даже мощнее своих восьмицилиндровых атмосферных аналогов.

     

    Также в настоящий момент наблюдается тенденция по уменьшению количества цилиндров шестицилиндровых моторов. На рынке уже не мало машин, у которых вместо шестицилиндровых двигателей появились 4-х цилиндровые, с той же мощностью, но гораздо экономичней. В том числе недавно стали появляться и трехцилиндровые моторы, которые пришли на замену четырехцилиндровым.

     

    Функция турбокомпрессора

    Турбокомпрессоры, также имеют другое название — турбины. Как правило, большинство автомобильных турбин используют энергию выхлопных газов в двигателе. То есть турбина раскручивается за счет давления выхлопных газов. За счет этого турбина нагнетает в двигатель дополнительную порцию кислорода, благодаря чему и повышается производительность автомобиля. Вот почему говорят — «двигатель с турбонаддувом». 

     

    По сути, конструкция турбокомпрессора состоит из двух отдельных турбин (улитки в отдельных корпусах). Одна часть турбины содержит колесо турбины (крыльчатка). Внутри второй части турбины (витка улитки) находится колесо компрессора (крыльчатка). Обе части улиток соединены друг с другом единым валом турбокомпрессора. Турбинное колесо находится в выхлопной системе двигателя — на выпускном коллекторе. 

     

    Давление горячих отходящих газов из выхлопной системы приводит турбину в движение (начинает вращаться колесо турбины) в очень быстрое движение. Например, турбина может раскручиваться до 300 000 оборотов в минуту. 

    Так как обе части улиток турбокомпрессора соединены единым валом, от вращения колеса турбины начинает с той же скоростью вращаться колесо компрессора турбины, которое соединено с впускной системой двигателя.

     

    При вращении колеса компрессора турбина засасывает дополнительный свежий воздух, который затем сжимается в корпусе компрессора и поступает под давлением в цилиндры двигателя.

     

    При сжатии воздуха происходит нагрев турбины.

     

    Для того чтобы избежать перегрева инженеры придумали систему охлаждения турбокомпрессора, которая позволяет отводить часть тепла, генерируемого в процессе сжатия воздуха.

     

    В итоге, понижая температуру воздуха проходящего через турбины, система позволяет охладить непосредственно наддуваемый воздух, поступаемый в камеру сгорания двигателя. Это повышает эффективность и производительность силового агрегата. 

     

    Контроль давления наддува

    Для того чтобы давление наддува воздуха в турбине не достигло критического уровня при увеличении скорости автомобиля (чем быстрее движется машина, тем больше выхлопных газов в двигателе и соответственно быстрее крутится турбина) турбокомпрессор постоянно находится под контролем вакуумной системы, которая регулирует его оптимальную работу. 

     

    В противном случае турбину и компоненты двигателя ждет перегрузка.

     

    Обычно регулирование работы турбины происходит с помощью перепускного клапана, который установлен со стороны, где в турбокомпрессор поступают выхлопные газы.

     

    Как вы уже поняли, клапан регулирует количество, поступаемых в турбину, выхлопных газов.

     

    Соответственно, если турбина будет крутиться слишком быстро, то клапан уменьшит поступление выхлопных газов на колесо турбины, за счет стравливания лишнего давления выхлопных газов поступающих в турбину. Так как колесо турбины связано с колесом компрессора турбины единым валом, скорость вращения турбокомпрессора уменьшится. В результате уменьшится наддув воздуха. 

     

    Когда и как открыть клапан управляется с помощью вакуумного устройства. Это устройство состоит мембраны и пружины. 

     

    Чем больше давление наддува воздуха, тем больше мощность

    Многие тюнеры турбированных автомобилей часто стремятся к увеличению максимального наддува для достижения увеличения производительности силового агрегата. Для того чтобы достичь этого устанавливается перепускной клапан, который открывается только при очень высоком давлении. 

    До 90-х годов тюнеры использовали паровые клапаны, которые позволяли увеличить преднагрузку. Этот вид клапанов относится к механическим компонентам.

    В современных автомобилях пропускная способность выхлопных газов регулируется электромагнитными клапанами. В итоге, чтобы настроить работу перепускного клапана достаточно сделать электронный чип-тюнинг. Также в настоящий момент стало популярно для тюнинга мощности двигателя, помимо чип-тюнинга, использовать модифицированные электромагнитные клапана, которые работают при полной мощности турбины, заданное короткое время. То есть, для защиты турбины от перегрева и износа двигателя, максимальная мощность работы турбины происходит строго заданное время, без ущерба компонентам турбокомпрессора и камере сгорания. 

     

    Турбины с изменяемой геометрией (ТИГ)

    Также существуют турбокомпрессоры с изменяемой геометрией. Чаще всего такие турбины можно встретить на дизельных двигателях. Турбина с изменяемой геометрией оснащена вместо перепускного клапана, специальными направляющими лопатками, которые контролируют поток выхлопных газов поступающих в турбокомпрессор.

     

    Обычно такие турбины обозначаются аббревиатурой «VIG» (рус.:ТИГ — Турбина с изменяемой геометрией). 

     

    Направляющие лопатки управляются точно также как и обычные перепускные клапана турбин, с помощью вакуумной системы. 

     

    Когда лопатки турбины дизельного мотора закрыты, поток выхлопных газов проходит мимо турбокомпрессора. Соответственно турбина не работает. 

     

    Например, при низком или среднем диапазоне работы двигателя, лопатки турбины открыты на минимальный уровень, так как на низких оборотах мотора, как правило, не требуется мощности. Но, как только водитель утопит педаль в пол, лопатки открывают свободный доступ выхлопным газам в турбину, и в двигатель начинает поступать кислород под давлением, что мгновенно отражается на увеличении мощности. 

     

    К сожалению, система «VIG» чувствительна к высоким температурам. Поэтому, как правило, турбины с изменяемой геометрией используются преимущественно на дизельных моторах, где температура выхлопных газов значительно ниже. 

     

    И только компания Porsche использует турбины «VIG» на бензиновых моторах (модели: 911 Turbo и 718 Boxster / Cayman S).

    Для этого инженеры компании Porsche устанавливают турбокомпрессоры, компоненты которой сделаны из дорогих высокопрочных материалов, которые устойчивы к экстремальным температурам. Но в случае большой серии выпуска установка подобных турбин экономически не целесообразна. Вот почему, как правило, такие турбины либо устанавливаются только на дизельные силовые агрегаты, либо на бензиновые автомобили ограниченной серии, которые стоят больших денег.

     

    Самые частые причины поломки турбины

    Самой частой причиной выхода из строя турбины является повреждение внутренних компонентов турбокомпрессора из-за недостаточной их смазки маслом или полным его отсутствием. 

     

    Как мы уже сказали, большинство автомобильных турбин оснащены рабочим валом, которые при вращении испытывает немаленькие неравномерные нагрузки из-за постоянного изменения давления выхлопных газов. Опорная поверхность вала, который соединяет колесо турбины с колесом компрессора, смазываются маслом для уменьшения трения вращающихся компонентов турбины. Благодаря масленой смазке, компоненты турбины имеют долгий срок службы.  

     

    Если подача масла в турбокомпрессор ухудшается, на несущей поверхности вала турбины образуются канавки (выработка). В результате вал турбокомпрессора может сломаться. 

     

    По каким же причинам турбина может недостаточно смазываться?

    Чаще всего нехватка смазки в турбокомпрессоре связана с плохим качеством топлива, засорением масленой системы автомобиля, из-за наличия в масле топлива, из-за забитого масленого фильтра или же из-за забитых масленых каналов в двигателе. 

     

    Также быстрый выход из строя турбины может быть связан с «горячей парковкой» автомобиля.

    Например, если владелец машины после продолжительной езды на полном газе, припарковавшись, сразу заглушит двигатель, то существует риск быстрого износа компонентов турбокомпрессора.

     

    Дело в том, при длительной работе двигателя на больших оборотах турбина может стать очень горячей (до 1000 С° по Цельсию). И если, припарковав машину, заглушить двигатель, то подача охлаждающей жидкости и масла в двигателе резко прерывается. В итоге прекращается охлаждение двигателя и соответственно турбокомпрессора.

     

    В этом случае тепло, скопившиеся в турбине, может сжечь остатки масла, которое закупорит масленые каналы, что приведет к тому, что подача масла для смазки турбины в будущем будет недостаточной. В итоге, как мы указали выше, турбина начнет испытывать нехватку масла. В результате в короткий срок в турбокомпрессоре ускорится выработка (износ) его внутренних компонентов.

     

    Другим важным фактором износа турбины является образование углерода в масле двигателя в процессе эксплуатации машины. Углерод, как правило, может собираться в турбине в виде отложений. Это со временем приводит к тепловым проблемам, к дисбалансу работы турбины и т.п.

     

    Именно поэтому любая автомобильная турбина нуждается в регулярном обслуживании. Например, в очистке. Для этого необходимо использовать специальный очиститель-спрей, который продается в автомагазинах.

     

    Большинство турбин можно очистить без их демонтажа с машины. В том числе очиститель турбины также помогает удалять не только отложения углерода, но и ряд других веществ, которые могут образовываться на внутренних компонентах турбокомпрессора.  

     

    Повреждение турбины из-за грязного сажевого фильтра

    Так как турбина в автомобиле работает за счет выхлопных газов, то конечно частой причиной ее выхода из строя становятся проблемы в системе выпуска выхлопных газов.

     

    Особенно уязвимыми являются дизельные двигатели, которые оснащены сажевым фильтром. Например, если забит сажевый фильтр, то это может увеличить давление выхлопных газов поступающих в турбину. В результате вал турбокомпрессора получает сверхнагрузку, что в итоге может привести к свисту турбокомпрессора. Этот необычный звук, как правило, говорит о том, что вал турбины поврежден.

     

    Правда свист в некоторых турбинах также может возникнуть на ранних этапах нехватки масла в турбине. 

    Но в любом случае, если в вашей машине вы начали слышать свист турбины, необходимо, как можно скорее, провести ее диагностику, для того чтобы вовремя предотвратить более серьёзные повреждения. 

     

    Насколько быстро забивается сажевый фильтр?

    Все конечно зависит от стиля вашей езды, условий эксплуатации автомобиля и от качества дизельного топлива. Например, если вы используете дизельный автомобиль преимущественно в городе, то сажевый фильтр может быстро выйти из строя из-за недостаточной температуры выхлопных газов.

     

    Также не рекомендуется эксплуатировать дизельные автомобили в тихом режиме. Поэтому время от времени владельцы дизельных машин должны использовать машину на больших оборотах, чтобы прожечь выхлопную систему для удаления образовавшейся сажи. 

     

    Смотрите также: Все что нужно знать при использовании AdBlue в машине

     

    Еще один опасный для турбины фактор, это любая неисправность системы выпуска отработавших газов, которая уменьшает поток выхлопных газов, поступающих в турбокомпрессор. Например, при повреждении выхлопных труб или износа прокладок выхлопной системы турбина начнет работать не эффективно, что в короткий срок может привести к выходу ее из строя. Поэтому любые неисправности выхлопной системы в автомобилях с турбированными моторами должны быть устранены в короткий срок. 

     

    Повреждения турбин, вызванные инородными телами

    Другой известной причиной повреждения турбокомпрессоров является попадание в них инородных тел через воздухозаборник автомобиля. Из-за огромной скорости вращения элементов турбины даже мельчайшие частицы могут причинить ее внутренним компонентам значительный ущерб. 

     

    Для автомобилей с большим пробегом колеса компрессора турбины (крыльчатки) изнашиваются равномерно. В результате со временем мощность автомобиля снижается по мере износа колес турбины. Это происходит в связи с тем, что в двигатель начинает поступать, по мере старения компонентов турбины, гораздо меньше кислорода. Но подобное равномерное старение турбокомпрессора, идеальное стечение обстоятельств.

     

    Чаще всего турбина выходит из строя неожиданно и не по причине окончания срока службы внутренних компонентов. Например, из-за сломанных лопастей колес турбины. В результате поломки хотя бы одной лопасти на колесе турбины происходит потеря баланса вращения. В итоге вал и его подшипники могут получить серьезное повреждение.

     

    На заключительном этапе износа турбокомпрессора, старые вращающиеся колеса начинают шлифовать корпус турбины. В результате турбокомпрессор начинает уничтожать сам себя. 

     

    Легко ли диагностировать повреждение лопастей турбины?

    В случае если вы подозреваете износ компонентов турбины, для начала вы должны провести диагностику колес турбокомпрессора. Например, визуально осмотреть состояние колеса компрессора турбины вы можете достаточно легко. Для этого вам необходимо отсоединить от турбины модуль подачи воздуха. В результате вы сможете внимательно рассмотреть износ лопастей компрессора. 

     

    Но для того чтобы сделать диагностику колеса турбины со стороны выпускной системы двигателя. Для этого вам придется полностью снимать турбокомпрессор с двигателя и полностью его разобрать. 

     

    Правда чаще всего повреждается колесо компрессора, куда поступает воздух с улицы. Повреждение колеса со стороны выхлопной системы может произойти только при попадании в турбину посторонних предметов из двигателя.

     

    Например, в случае обрыва ремня ГРМ (в случае, когда клапана двигателя встретились с поршнями) в результате чего двигатель вышел из строя. В этом случае после некачественной очистки двигателя от стружки и других компонентов разрушения, запуск мотора может привести к повреждению турбины. 

     

    Признаки неисправностей турбокомпрессора
    Симптом: Проявления: Что необходимо сделать:
    Свист турбонагнетателя

    При увеличении скорости слышен свист турбины. Возможно, поврежден вал турбины. Свист вызван из-за металлического трения.

    Замена турбокомпрессора / Ремонт
    Синий дым

    Утечка масла в турбокомпрессоре. Возможно на валу есть сколы (износ). Масло попадает в выхлопную систему. 

     

    Замена турбокомпрессора / Ремонт
    Увеличился расход топлива Повреждение подшипников турбокомпрессора. Линия подачи масла в турбину неисправна или забита. Проверьте маслопроводы турбокомпрессора и при необходимости замените их
    Черный дым

    Возможно, турбине не хватает воздуха для подачи в двигатель. В результате в камере сгорания неправильная смесь топлива и кислорода. В итоге в процессе сгорания топлива образовывается черный дым. Скорее всего, в автомобиле есть утечка, поступаемого в двигатель, воздуха. 

    Проверьте шланги и соединение системы всасывания воздуха. Также проверьте линию подачи сжатого воздуха на герметичность и при необходимости замените поврежденный компонент. 
    Потеря мощности I Недостаток постоянной мощности. Компрессор может быть поврежден. Например, из-за сломанных лопастей колес, турбина больше не может подавать достаточное количество воздуха в цилиндры. Необходимы новые колеса компрессора колеса. Также необходимо защитить систему подачи воздуха в турбину от попадания инородных вещей. 
    Потери мощности II Блок VTG загрязнен. В итоге работа лопаток турбины с изменяемой геометрией не эффективна. Например, из-за загрязнения лопаток может не хватать давления выхлопных газов.  Разобрать турбину и очистить лопатки, от образования сажи.
    Чрезмерное давление наддува Неисправен клапан регулирования давления наддува. Неисправность вакуумного блока регулировки работы клапана. Замена вакуумного блока, очистка или замена клапана выхлопных газов
    Шум от турбокомпрессора Обратное давление в выхлопной системе слишком высокое. Повреждение колеса компрессора или колеса турбины. Утечка выхлопных газов.  Проверьте выхлопную систему на наличие повреждений. Проверьте компрессор турбины на повреждения. Устраните неисправность с помощью ремонта турбокомпрессора.

     

    В большинстве случаев автомобильные турбины подлежат ремонту

    Если вы столкнулись с потерей мощности, свистящими шумами турбины, ростом потребления топлива или дымом, то, как правило, если ваша машина оснащена турбиной, скорее всего, существует проблема. Турбина неисправна. В этом случае автомобиль нужно как можно скорее отвезти на диагностику в специализированную мастерскую. 

     

    Помните, что ни в коем случае не стоит затягивать поездку в автосервис для диагностики турбины. В противном случае вы рискуете потерять в будущем большие деньги, поскольку турбокомпрессор может не подлежать после поломки восстановительному ремонту. В итоге вам придется покупать новую турбину, которая стоит огромных денег. 

     

    Кроме того, каждый владелец турбированной машины должен знать, что сломанные части турбины могут также привести к повреждению самого двигателя. В том числе при выходе турбины из строя также может пострадать еще один дорогостоящий компонент автомобиля — катализатор.

     

    Смотрите также: Как заменить свечи зажигания без лишних хлопот

     

    К счастью многие проблемы, связанные с работой турбины, могут быть устранены обычным ремонтом. Однако не все автомастерские осмелятся проводить подобные работы. Во многих сервисах в случае даже небольших проблем с турбиной часто советуют купить новую. 

     

    Тем не менее, помните, что большинство видов ремонтов турбокомпрессоров значительно продлевают ее срок службы. Поэтому поломка турбины не всегда означает, что пришло время покупать новый турбокомпрессор.

     

    Но не всегда ремонт турбины оправдан. Все зависит от типа и вида неисправности. Например, часто в турбокомпрессорах выходят из строя несколько важных компонентов, в результате чего ремонт (переборка) турбины будет не целесообразен, поскольку дешевле будет приобрести новый турбокомпрессор.

    Пример повреждения втулок из-за износа

    Можно ли купить б/у турбину с гарантией

    На Российском рынке также доступны для приобретения восстановленные подержанные турбокомпрессоры. В отличие от новых, их стоимость значительно дешевле. Причем большинство подобных перебранных б/у турбин продаются с гарантией. Правда гарантия дается на небольшой срок. Тем не менее, для владельцев турбированных автомобилей это хороший способ сэкономить на покупке турбины.

     

    Обычно процесс покупки подержанной восстановленной турбины заключается в простом обмене с доплатой. Обычно вы отдаете свою сломанную турбину, доплачивая за восстановленную, определенную сумму. В итоге, заплатив гораздо меньше денег за турбину, вы получаете хоть и не новый, но вполне рабочий турбокомпрессор. 

    ➫ Потеря мощности дизельной турбины: виды неисправностей

    Снижение мощности дизельных турбин

    Корректно работающая турбина дизельного двигателя обеспечивает ему прирост полезной мощности без увеличения объема цилиндров. Если этот узел сломан, мотор работает хуже. Чтобы своевременно устранить неисправность важно знать, какие факторы указывают на вероятные неисправности. В таком случае можно будет быстро устранить причину поломки, избежать дорогостоящего капремонта, вернуть машине былую прыть.

    Характерные причины потери мощности дизельных турбин

    Когда автомобиль начал потреблять слишком много топлива, во время движения наблюдается нехарактерный шум, осуществляется выброс черного, белого дыма из выхлопной трубы, самое время выполнить техническую проверку турбины дизеля. Ниже будут рассмотрены основные первопричины, которые приводят к поломкам этих агрегатов. При выявлении первых нехарактерных особенностей их работы важно обратиться в специализированный сервис.

    Конструкционные особенности

    Дизеля комплектуются турбинами с изменяющейся геометрией (ТИГ, английский вариант VNT). Вместо традиционных перепускных клапанов используется крыльчатка, перенаправляющая потоки отработанных газов. Принцип работы клапанов и направляющей крыльчатки одинаков, для их управления используется вакуумная система. VNT-турбина не работает, когда направляющие лопасти закрыты, а отработанные газы не идут через компрессор.

    На турбокомпрессор с изменяемой геометрией плохо воздействуют высокие температуры. Поэтому их используют только с дизельными моторами, где температура выхлопа существенно ниже, нежели у бензиновых. Есть только две бензиновые модели автомобилей Porsche, использующими эти агрегаты – 718 Boxter, 911 Turbo.

    Эксплуатационный ресурс

    VNT – это очень надежный узел, который редко выходит из строя. Если своевременно выполнять обслуживание автомобиля, использовать качественное топливо, вовремя менять масло, придерживаться эксплуатационных рекомендаций, они прослужат длительный безремонтный период.

    Правильное обращение с двигателем позволит безпроблемно эксплуатировать турбокомпрессор около 200 тыс. километров пробега. Небрежное обращение с техникой может привести к тому, что агрегат прослужит всего лишь 50-80 тыс. километров пробега.

    Причины поломок, вероятные неисправности

    Функционирование турбокомпрессора может нарушиться из-за загрязненного фильтра, недостатка смазки. Рассмотрим детально ключевые факторы, провоцирующие поломки.

    1. Недостаточное смазывание. Оно может существенно сократить срок службы узла. Причиной этому станет плохое топливо, закупоренные масляные магистрали, грязный фильтр, загрязнения масляной системы.
    2. «Горячая парковка». Автомобили с турбокомпрессорами «не любят», когда после продолжительной поездки, их сразу глушат. Следует дать мотору немного поработать на холостом ходу.
    3. Углерод в масле мотора. Если масло двигателя будет насыщено углеродом, он начнет накапливаться в виде отложений в компрессоре. Это приведет к дисбалансу в его работе и последующему выходу из строя.
    4. Некорректная работа выхлопа. Если в системе выхлопа произойдет закупоривание сажевого фильтра, давление выхлопных газов вырастет. Вследствие этого, газы, поступающие в компрессор, будут с большей силой воздействовать на его вал, которому сложно справляться с возросшими нагрузками. В этом случае появляется характерный свист.
    5. Инородные частицы. Они могут попасть через воздухозаборники. В этом случае возникают механические повреждения лопастей, что нарушает баланс их вращения, способствуя преждевременному износу подшипников и вала.

    Признаки потребности ремонта

    Рассмотрим основные факторы, указывающие на потребность обслуживания и ремонта турбины с изменяемой геометрией.

    • Свист турбонагнетателя – высокая вероятность повреждения ротора турбины, который следует отремонтировать.
    • Белый дым – свидетельствует о протекании масла. Возможно, на валу есть большая выработка, что приводит к попаданию смазки в выхлопную систему.
    • Увеличенный расход топлива – в этом случае возможно засорение магистрали подачи смазки или износ подшипников.
    • Черный дым – эго появление свидетельствует о неправильной пропорции топливной смеси, в которой не хватает воздуха. Возможно, проблема связана с утечкой воздуха из воздуховода, направляющего его в двигатель.
    • Недостаток мощности – это может быть связано с повреждениями компрессора. При дефекте лопастей они не могут обеспечивать закачивание нужного объема воздуха в цилиндры.

    При выявлении перечисленных признаков следует исключить поездки на длинные дистанции и как можно раньше посетить ремонтную мастерскую, чтобы устранить возникшую проблему.

    Как проверить турбину дизельного двигателя

    Турбированные двигателя появились сравнительно недавно, однако их эволюция настолько стремительна, что они потихоньку вытесняют своих «собратьев», лишенных этой полезной и популярной системы под названием турбонаддув.

    К сожалению, больше мощности — не значит меньше проблем, я бы сказал, наоборот. Современные турбомоторы хоть и доведены до совершенства, все же имеют массу недостатков и также уязвимы как и простые «атмосферники». В этой статье я расскажу о том, что такое турбодвигатель, о наиболее распространенных «болячках» турбированных моторов, а также о том как распознать и диагностировать неисправность двигателя с турбонаддувом.

    Для начала несколько слов о том, что такое турбина и как она работает

    Практически у всех турбированных двигателей одинаковый принцип. Первые турбокомпрессоры устанавливали исключительно на большегрузные авто, а также на гоночные авто еще в начале прошлого века. Как вы понимаете, тогда вес и конструкция турбин оставляли желать лучшего, чего не скажешь о современных экземплярах. Турбокомпрессоры нового поколения компактны и просты в установке, а их эффективность в разы выше их предшественников. Но, как и все в этом мире, в один прекрасный день турбокомпрессор начинает «барахлить», двигатель теряет былую мощность и производительность, в итоге у вас появляется новая «головная боль».

    Практические все турбины имеют улиткообразную форму корпуса. Воздушные каналы корпуса сужаются на выходе, что способствует увеличению давления и скорости вращения. По воздушным каналам движутся отработанные газы, которые поступают из выпускного коллектора. Двигаясь по каналам они набирают большую скорость и воздействуют на лепестки, которые вращаясь под давлением выхлопных газов, раскручивают ротор. Ротор, вращаясь раскручивает крыльчатку турбонаддува, которая закачивает воздух и подает его в камеру сгорания под высоким давлением. А как вы знаете из школьного курса физики, чем больше воздуха, тем крепче будет горение.

    Из-за высокого давления, которое создается при нагнетании воздуха, турбина нуждается в охлаждении, роль радиатора для турбины выполняет интеркулер. Турбина использует систему смазки двигателя, которая подается по специальному контуру. Масло, кроме смазки осуществляет охлаждение турбины.

     

    Теперь когда мы разобрались с тем, что такое турбина и как она устроена, предлагаю рассмотреть основные признаки неисправности турбокомпрессора.

    Признаки неисправной турбины:

    • Плохая тяга, ухудшение динамики;
    • Двигатель долго набирает обороты;
    • Голубоватый или сизый дым из выхлопной;
    • Появление характерного запаха горелого масла;
    • Перерасход масла;
    • Свист или другой шум из-под капота;
    • Плавающие холостые обороты.

    Как проверить турбину дизельного двигателя?

    Проверка выполняется с использованием спецоборудования, в первую очередь проверяется датчик давления воздуха, который подается в коллектор, поскольку очень часто причина кроется именно в нем. Проверка турбины, как правило, выполняется на СТО. К специальному разъему подключают прибор диагностики и производят считывание информации о работе датчика.

    Второе место требующее особого внимания в случае поломки турбины — выход из турбокомпрессора. К этому выходу подключают специальный прибор оснащенный манометром после чего снимают замеры. По результатам измерения делается заключение о состоянии турбины.

    Как проверить турбину на дизельном двигателе в домашних условиях?

    Если у вас нет времени или желания ехать в сервисный центр для диагностики турбокомпрессора, можно попробовать произвести самостоятельную проверку турбины.

    1. Первым делом необходимо произвести визуальный осмотр. Обратите внимание на цвет дыма, он не должен быть голубым, черным или сизым. Если из выхлопной идет белый дым, можно предположить, что забились воздушные каналы или сливной маслопровод. В таком случае двигатель начнет «есть» масло. Черный дым или копоть могут свидетельствовать об утечке в системе подачи воздуха. Дым сизого цвета может свидетельствовать об утечке масла в турбине, скорее всего оно проникает в камеру(ы) сгорания двигателя. Чтобы проверить так ли это снимите воздушный фильтр и проверьте, нет ли на его поверхности масла.
    1. Вторым пунктом проводится проверка турбированного двигателя после предварительного прогрева. Для этой проверки потребуется помощник. Найдите патрубок, ведущий от турбины к впускному коллектору двигателя, затем рукой попытайтесь пережать его. Помощник в это время должен резко нажать на «газ» и подержать педаль в таком положении около 3-х сек. После этого он также резко должен отпустить педаль. Вы тем временем, держась за патрубок, должны ощутить, как он начинает раздуваться от большого воздушного давления. Сделайте несколько таких циклов, резко то нажимая, то отпуская педаль газа. В случае если патрубок не раздувается — с турбиной проблемы, если наоборот — турбина, скорее всего, полностью исправна.
    1. Внимательно осмотрите сам турбокомпрессор, на нем не должно быть следов масла, копоти или подтеканий. Отключите патрубок, который соединяет впускной коллектор и турбину, проверьте, нет ли в нем следов масла, он должен быть полностью сухим. Если вы обнаружили масляные следы, скорее всего турбина «умерла».

    KoGa

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *