Схема импульсного зарядного устройства для акб 12в – Как сделать зарядное устройство для 12В свинцово-кислотных аккумуляторов из компьютерного БП ATX.

ИМПУЛЬСНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АККУМУЛЯТОРА АВТО

   В настоящее время, при построении мощных автомобильных зарядных устройств с токами до 10 ампер и более, мало кто использует обычные трансформаторы, да и достать их проблематично, не говоря уже о том, что пару кило меди обмоток будут стоить пару десятков долларов. В то же время практически у каждого есть готовый 12-ти вольтовый импульсный блок питания AT или ATX. Их мы и приспособим для создания самодельного зарядного к авто. Изучим схему устройства, клик по картинке для увеличения размера.

Схема переделки БП в импульсное зарядное

   Зарядка сделана на основе стандартного компьютерного блока питания. Схема не содержит цепей запуска блока, цеплять к зарядке дежурное питание не имеет смысла, а подпитка ключей только сильнее разогревает их, соответственно без АКБ работать не будет. 

ИМПУЛЬСНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АККУМУЛЯТОРА 12в

   Налаживание зарядки довольно простое: не включая в сеть надо стать осциллографом на Б-Э любого ключа, к выходу зарядки подключить регулируемый БП, дальше выставить примерно 14,4-14,8 вольт, и подстроечным резистором R31 добиться прекращения генерации. Далее включить зарядное устройство в сеть, подключить нагрузку и подбором шунта выставить требуемый максимальный зарядный ток.

ИМПУЛЬСНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АККУМУЛЯТОРА авто

   Печатка прилагается, она находится в архиве на форуме. Зарядку можно дополнить цифровым вольтамперметром, собранном, к примеру, по такой схеме:

Схема цифрового ампервольтметра для ЗУ

ИМПУЛЬСНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АККУМУЛЯТОРА авто

Плата для схемы цифрового ампервольтметра для ЗУ

   Выбор между вольтами и током осуществляется нажатием одной единственной кнопки. Печатная плата и прошивка там же на форуме, в архиве.

Пайка цифрового ампервольтметра для ЗУ

цифрового ампервольтметра для зарядного

   Если нет возможности собрать или купить блок цифровой индикации напряжения и тока — ставьте любой подходящий стрелочный вольтметр на напряжение 20 вольт и амперметр на 10 ампер. Сборка, испытания и фото прибора — nickolay78.

   Форум по импульсным ЗУ

   Обсудить статью ИМПУЛЬСНОЕ ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ АККУМУЛЯТОРА АВТО


Как сделать зарядное устройство для 12В свинцово-кислотных аккумуляторов из компьютерного БП ATX.

Как сделать зарядное устройство для 12В свинцово-кислотных аккумуляторов из компьютерного БП ATX.

 

Скопилось у меня много компьютерных БП, отремонтированных в качестве тренировки этого процесса, но для современных компьютеров уже слабоватых. Что с ними делать?

Решил несколько переделать в ЗУ для зарядки 12В автомобильных аккумуляторов.

 

 

Итак: начали.

Первым мне подвернулся под руку Linkworld LPT2-20. У этого зверька оказался ШИМ на м/с Linkworld LPG-899. Посмотрел даташит, схему БП и понял – элементарно!

Что оказалось просто шикарно – она питается от 5VSB, т.е наши переделки никак не повлияют на режим её работы. Ноги 1,2,3 используются для контроля выходных напряжений 3,3В, 5В и 12В соответственно в пределах допустимых отклонений. 4-я нога тоже является входом защиты и используется для защиты от отклонений -5В, -12В. Нам все эти защиты не просто не нужны, а даже мешают. Поэтому их надо отключить.

 

По пунктам:

 

  1. Перерезать дорожку идущую от канала 5В к 2-й ноге м/с и её обвязке и соединить её с +5VSB.

  2. выпаять всю обвязку 1-й и 3-й ноги м/с.
  3. выпаять детали через которые 4-я нога была связана с -5В и -12В, остальные трогать НЕ НАДО.
  4. выпаять детали делителя на 16-й ноге (все резисторы которые к ней подходят)
  5. Если будете оставлять канал 5В (зачем может пригодиться скажу далее), замените нагрузочный резистор на выходе этого канала с 10Ом на 15Ом аналогичного размера (мощности). Ибо после переделки там будет уже 6В и ему станет слишком жарко J
  6. Теперь можно демонтировать все детали каналов 3,3В -5В и -12В, а также и 5В если вы его решите не оставлять.
  7. Также выпаять все провода выходящие из БП кроме 3-х черных и 3-х желтых.

 

Стадия разрушения на этом окончена, пора переходить к созиданию.

 

  1. Согласно схеме на Рис.1 смонтировать делитель для 1-й и 3-й ноги м/с из резисторов R1, R3 и R2. Я это сделал в свободных дырках оставшихся от удаленных деталей. Теперь защита будет «довольна» и не будет нам мешать. Вот так это выглядело на этом этапе:

  2. Замкнуть 9-ю ногу м/с на землю или сделать это через выключатель если сетевого нет или вам его недостаточно. Это действие обеспечивает запуск БП (а теперь, без 5 минут, зарядного), PS-ON — так сказать.

  3. Далее (на схеме не обозначено), но очень рекомендую нагрузить канал 12В хотя бы на 0,5А. Чем угодно – лампочкой, резисторами или и тем и другим одновременно. Это нужно для адекватной работы БП на холостом ходу (хотя слабенькие БП, типа этого, могут обойтись штатным нагрузочным резистором).
  4. Теперь восстанавливаем делитель на 16-й ноге (R4, R6 и R12 по схеме).
  5. Включаем БП (лучше через лампочку на 60-100Вт вместо предохранителя) и меряем напряжение в бывшем 12В канале. Если необходимо подбираем резистор R12 до получения 14,35-14,4В (ну или ещё большего если вам покажется мало, хотя я считаю именно это значение наиболее правильным). Кроме того, можно установить регулятор. Делается это так: сначала подбором R6 добиваемся 13,5-14В на выходе, затем последовательно с ним ставим переменный резистор на 10кОм. Он обеспечит вам регулировку выходного напряжения от 13,5-14 до 14,9-15,4В. Этого диапазона должно хватить для аккумулятора в любом состоянии.

 

По большому счету ЗУ у нас уже готово, но в нем нет ограничения зарядного тока (хотя защита от КЗ работает). Для того чтобы ЗУ не давало на аккумулятор столько «сколько влезет» – добавляем цепь на VT1, R5, C1, R8, R9, R10. Как она работает? Очень просто. Пока падение напряжения на R8 подаваемое на базу VT1 через делитель R9, R10 не превышает порог открывания транзистора – он закрыт и не влияет на работу устройства. А вот когда он начинает открываться, то к делителю на R4, R6, R12 добавляется ветка из R5 и транзистора VT1, меняя тем самым его параметры. Это приводит к падению напряжения на выходе устройства и, как следствие, к падению зарядного тока. При указанных номиналах, ограничение начинает работать примерно с 5А,

плавно понижая выходное напряжение с ростом тока нагрузки. Настоятельно рекомендую эту цепь не выбрасывать из схемы, иначе, при сильно разряженном аккумуляторе ток может быть настолько большим, что сработает штатная защита, или вылетят силовые транзисторы, или шоттки. И зарядить свой аккумулятор вы не сможете, хотя сообразительные автолюбители догадаются на первом этапе включить автомобильную лампу между ЗУ и аккумулятором чтобы ограничить зарядный ток.

VT2, R11, R7 и HL1 занимается «интуитивной» индикацией тока заряда. Чем ярче горит HL1 – тем больше ток. Можно не собирать, если нет желания. Транзистор VT2 – должен быть обязательно германиевый, потому что падение напряжения на переходе Б-Э у него значительно меньше, чем у кремниевого. А значит, и открываться он будет раньше чем VT1.

Цепь из F1 и VD1, VD2 обеспечивает простейшую защиту от переполюсовки. Очень рекомендую сделать её или собрать другую на реле или чём-нибудь ещё. Вариантов в сети можно найти много.

А теперь о том, зачем нужно оставить канал 5В. Для вентилятора 14,4В многовато, особенно с учетом того что при такой нагрузке БП не греется вообще, ну кроме сборки выпрямителя, она немного греется. Поэтому, мы подключаем его к бывшему каналу 5В (сейчас там — около 6В), и он тихо и нешумно выполняет свою работу. Естественно, с питанием вентилятора есть варианты: стабилизатор, резистор и т.п. В дальнейшем некоторые из них мы увидим.

Всю схему я свободно смонтировал на освобожденном от ненужных деталей месте, не делая никаких плат, с минимумом дополнительных соединений. Выглядело это всё после сборки так:

 

В итоге, что мы имеем?

 

Получилось ЗУ с ограничением максимального зарядного тока (достигается уменьшением подаваемого на аккумулятор напряжения при превышении порога в 5А) и стабилизированным максимальным напряжением на уровне 14,4В, что соответствует напряжению в бортовой сети автомобиля. Поэтому, его можно смело использовать,

не отключая аккумулятор от бортовой электроники. Это зарядное устройство можно смело оставлять без присмотра на ночь, батарея никогда не перегреется. К тому же оно почти бесшумное и очень лёгкое.

Если вам максимального тока в 5-7А маловато (ваш аккумулятор бывает часто сильно разряжен), можно легко увеличить его до 7-10А, заменив резистор R8 на 0,1Ом 5Вт. Во втором БП с более мощной сборкой по 12В именно так я и сделал:

 

 

Следующим подопытным у нас будет БП Sparkman SM-250W реализованный на широко известном и горячо любимом ШИМ TL494 (КА7500).

Переделка такого БП ещё проще, чем на LPG-899, так как в ШИМ TL494 нет никаких встроенных защит по напряжениям каналов, зато есть второй компаратор ошибки, который зачастую свободен (как и в данном случае). Схема оказалась практически один к одному со схемой PowerMaster. Её я и взял за основу:

 

План действий:

  1. Выпаиваем всё, что обведено или зачеркнуто на схеме Рис.3 розовым, и все провода. Должно получиться примерно так:

  2. Резистор R42 (по схеме, у вас может оказаться другим номером, так что будьте внимательны) заменяем на 10-11кОм. Включаем БП (желательно через лампу на 60-100Вт, на всякий случай) и меряем напряжение на выходе. Обратите внимание: БП должен запуститься сам, замыкать 4-ю ногу ШИМ на землю НЕ НАДО. Если вы это сделаете, то отключите защиту по току и при КЗ на выходе сможете наблюдать вылет силовых транзисторов и других элементов блока питания. Если напряжение не 14,35-14,45В, то подбором резисторов R44, R45 добиваетесь чтоб оно было в указанном диапазоне. Если этого недостаточно можно не сильно изменить и R42.

    В принципе на этом можете и закончить. Нет? Ааа…, вам нужно ограничение максимального зарядного тока как в варианте 1? Тогда продолжим.

    Изображен только фрагмен изменений в обвязке ШИМ. Это не значит что всё остальное вокруг него надо выпаять.
  3. В ШИМ TL494 имеется два встроенных усилителя ошибки, в данной схеме один из них не использовался, его мы и задействуем для ограничения максимального зарядного тока. Отключаем 15-ю ногу ШИМ от 13-й и 14-й, а16-ю ногу от земли. Можете дорожки перерезать, можете просто их отдельно выпаять, как вам нравится короче. Затем монтируем цепь из R5, C1, R7, R8, R9, R6 по схеме на Рис.4. При указанных номиналах БП больше 5А давать отказывается. При достижении порога, как и в первом случае, начинает падать выходное напряжение. Правда, есть и отличия, в данном варианте падение будет гораздо более резким. Фактически больше заданного тока, он не даст ни при каких обстоятельствах, напряжение упадет хоть до 0 (ну или почти). В то время, как в первом варианте, при достижении заданного порога напряжение снижается более плавно и не станет менее 2,5-3В даже если управляющий транзистор КТ361 откроется совсем. Но, вернемся к данной схеме. В режиме ограничения максимального тока возможно появление сверчков, убиваются подбором R5 и С1. Роль шунта (резистор R6 на схеме) на 0,005Ом у меня выполнял кусок медной проволоки длиной 2,5см, из телефонного кабеля. Изменение порога ограничения максимального тока достигается изменением номинала резистора R9 или R6. И предвосхищая вопрос: «зачем нужен R7?». Отвечу: «Не помню» J, очевидно что при разработке различных вариантов во время проектирования он был нужен в каком то из них. Но потом схема изменилась и теперь он, судя по всему, не играет никакой роли и вместо него можно ставить перемычку. Вот результат работы, испытание заряда реального аккумулятора от UPS, 12В 7А/ч.  

       Напряжение 14,4В ток 0,44А. Пусть вас цифры тока не удивляют, он разряжен был не сильно.
  4. Вентилятор, как и в предыдущем случае, к бывшему каналу 5В. На провода крокодилы, землю платы заизолировать от корпуса. Защита от переполюсовки — аналогична. От КЗ щупов прекрасно защищает оставшаяся нетронутой штатная защита. Проверено неоднократно.

 

Это был, пожалуй, самый экономичный вариант. Выпаянных деталей у вас останется гораздо больше чем затраченных J. Особенно если учесть что сборка SBL1040CT была извлечена из канала 5В, а туда были впаяны диоды, в свою очередь добытые, с канала -5В. Все затраты состояли из крокодилов, светодиода и предохранителя. Ну, можно ещё ножки приделать для красоты и удобства.

Вот плата в полном сборе:

Если вас пугают манипуляции с 15 и 16-й ногами ШИМ, подбор шунта с сопротивлением в 0,005Ом, устранение возможных сверчков, можно переделать БП на TL494 и несколько другим способом.

 

Итак: наша следующая «жертва» — БП Sparkman SM-300W. Схема абсолютно аналогична варианту 2, но имеет на борту более мощную выпрямительную сборку по 12В каналу, более солидные радиаторы. Значит — с него мы возьмем больше, например 10А.

Этот вариант однозначен для тех схем, где ноги 15 и 16 ШИМ уже задействованы и вы не хотите разбираться – зачем и как это можно переделать. И вполне пригоден для остальных случаев.

Повторим в точности пункты 1 и 2 из второго варианта.

Канал 5В, в данном случае, я демонтировал полностью.

Далее собираем схему по Рис.5.

Чтобы не пугать вентилятор напряжением в 14,4В — собран узел на VT2, R9, VD3, HL1. Он не позволяет превышать напряжение на вентиляторе более чем 12-13В. Ток через VT2 небольшой, нагрев транзистора тоже, можно обойтись без радиатора.

С принципом действия защиты от переполюсовки и схемы ограничителя зарядного тока и вы уже знакомы, но вот место его подключения здесь — иное.

Управляющий сигнал с VT1 через R4 заведен на 4-ю ногу KA7500B (аналог TL494). На схеме не отображено, но там должен был остаться от оригинальной схемы резистор в 10кОм с 4-й ноги на землю, его трогать не надо.

Действует это ограничение так. При небольших токах нагрузки транзистор VT1 закрыт и на работу схемы никак не влияет. На 4-й ноге напряжение отсутствует, так как она посажена на землю через резистор. А вот когда ток нагрузки растет, падение напряжения на R6 и R7 соответственно тоже растет, транзистор VT1 начинает открываться и совместно с R4 и резистором на землю они образуют делитель напряжения. Напряжение на 4-й ноге возрастает, а так как потенциал на этой ноге, согласно описанию TL494, непосредственно влияет на максимальное время открытия силовых транзисторов, то ток в нагрузке уже не растет. При указанных номиналах порог ограничения составил 9,5-10А. Основное отличие от ограничения в варианте 1, несмотря на внешнюю похожесть, резкая характеристика ограничения, т.е. при достижении порога срабатывания, напряжение на выходе спадает быстро.

Вот этот вариант в готовом виде:

 

Кстати, эти зарядки можно использовать и в качестве источника питания для автомагнитолы, переноски на 12В и других автомобильных устройств. Напряжение стабилизировано, максимальный ток ограничен, спалить что-нибудь будет не так то просто.

 

Вот готовая продукция:

 

Переделка БП под зарядное по такой методике – дело одного вечера, но для себя любимого времени не жалко?

 

Тогда позвольте представить:

 

За основу взято БП Linkworld LW2-300W на ШИМ WT7514L (аналог уже знакомой нам по первому варианту LPG-899).

Ну что ж: демонтаж ненужных нам элементов осуществляем согласно варианту 1, с той лишь разницей, что канал 5В тоже демонтируем – он нам не пригодится.

Здесь схема будет более сложной, вариант с монтажом без изготовления печатной платы в данном случае – не вариант. Хотя и полностью от него мы отказываться не будем. Вот приготовленная частично плата управления и сама жертва эксперимента ещё не отремонтированная:

А вот она уже после ремонта и демонтажа лишних элементов, а на втором фото с новыми элементами и на третьем её обратная сторона с уже проклеенными прокладками изоляции платы от корпуса.

То, что обведено на схеме рис.6 зеленой линией – собрано на отдельной плате, остальное было собрано на освободившемся от лишних деталей месте.

 

Для начала попробую рассказать: чем это зарядное отличается от предыдущих устройств, а уж потом расскажу какие детали, за что отвечают.

  • Включение зарядного происходит только при подключении к нему источника ЭДС (в данном случае аккумулятора), вилка при этом должна быть включена в сеть заблаговременно J.
  • Если по каким-либо причинам напряжение на выходе превысит 17В или окажется менее 9В – ЗУ отключается.
  • Максимальный ток заряда регулируется переменным резистором от 4 до 12А, что соответствует рекомендуемым токам заряда аккумуляторов от 35А/ч до 110А/ч.
  • Напряжение заряда регулируется автоматически 14,6/13,9В, либо 15,2/13,9В в зависимости от выбранного пользователем режима.
  • Напряжение питания вентилятора регулируется автоматически в зависимости от тока заряда в диапазоне 6-12В.
  • При КЗ или переполюсовке срабатывает электронный самовосстанавливающийся предохранитель на 24А, схема которого, с незначительными изменениями, была заимствована из разработки почетного кота победителя конкурса 2010г Simurga. Скорость в микросекундах не мерил (нечем), но штатная защита БП дернуться не успевает – он гораздо быстрее, т.е. БП продолжает работать как ни в чём не бывало, только вспыхивает красный светодиод срабатывания предохранителя. Искр, при замыкании щупов практически не видно, даже при переполюсовке. Так что очень рекомендую, на мой взгляд эта защита лучшая, по крайней мере из тех что я видел (хотя и немного капризная на ложные срабатывания в частности, возможно придётся посидеть с подбором номиналов резисторов).

Теперь, кто за что отвечает:

  • R1, C1, VD1 – источник опорного напряжения для компараторов 1, 2 и 3.
  • R3, VT1 – цепь автозапуска БП при подключении аккумулятора.
  • R2, R4, R5, R6, R7 – делитель опорных уровней для компараторов.
  • R10, R9, R15 – цепь делителя защиты от перенапряжения на выходе о которой я упоминал.
  • VT2 и VT4 с окружающими элементами – электронный предохранитель и токовый датчик.
  • Компаратор OP4 и VT3 с резисторами обвязки – регулятор оборотов вентилятора, информация о токе в нагрузке, как видите, поступает от токового датчика R25, R26.
  • И наконец, самое важное — компараторы с 1-го по 3-й обеспечивают автоматическое управление процессом заряда. Если аккумулятор достаточно сильно разряжен и хорошо «кушает» ток, ЗУ ведет заряд в режиме ограничения максимального тока установленного резистором R2 и равном 0,1С (за это отвечает компаратор ОР1). При этом, по мере заряда аккумулятора, напряжение на выходе зарядного будет расти и при достижении порога 14,6 (15,2), ток начнет уменьшаться. Вступает в работу компаратор ОР2. Когда ток заряда упадет до 0,02-0,03С (где С емкость аккумулятора а А/ч), ЗУ перейдет на режим дозаряда напряжением 13,9В. Компаратор OP3 используется исключительно для индикации, и никакого влияния на работу схемы регулировки не оказывает. Резистор R2 не просто меняет порог максимального тока заряда, но и меняет все уровни контроля режима заряда. На самом деле, с его помощью выбирается емкость заряжаемого аккумулятора от 35А/ч до 110А/ч, а ограничение тока это «побочный» эффект. Минимальное время заряда будет при правильном его положении, для 55А/ч примерно посередине. Вы спросите: «почему?», да потому что если, к примеру, при зарядке 55А/ч аккумулятора поставить регулятор в положение 110А/ч – это вызовет слишком ранний переход к стадии дозаряда пониженным напряжением. При токе 2-3А, вместо 1-1,5А, как задумывалось разработчиком, т.е. мной. А при выставлении 35А/ч будет мал начальный ток заряда, всего 3,5А вместо положенных 5,5-6А. Так что если вы не планируете постоянно ходить смотреть и крутить ручку регулировки, то выставляйте как положено, так будет не только правильнее, но и быстрее.
  • Выключатель SA1 в замкнутом состоянии переводит ЗУ в режим «Турбо/Зима». Напряжение второй стадии заряда повышается до 15,2В, третья остается без существенных изменений. Рекомендуется для заряда при минусовых температурах аккумулятора, плохом его состоянии или при недостатке времени для стандартной процедуры заряда, частое использование летом при исправном аккумуляторе не рекомендуется, потому что может отрицательно сказаться на сроке его службы.
  • Светодиоды, помогают ориентироваться, на какой стадии находится процесс заряда. HL1 – загорается при достижении максимально допустимого тока заряда. HL2 – основной режим заряда. HL3 – переход в режим дозаряда. HL4 – показывает что заряд фактически окончен и аккумулятор потребляет менее 0,01С (на старых или не очень качественных аккумуляторах до этого момента может и не дойти, поэтому ждать очень долго не стоит). Фактически аккумулятор уже хорошо заряжен после зажигания HL3. HL5 – загорается при срабатывании электронного предохранителя. Чтобы вернуть предохранитель в исходное состояние, достаточно кратковременно отключить нагрузку на щупах.

Что касается наладки. Не подключая плату управления или не запаивая в неё резистор R16 подбором R17 добиться напряжения 14,55-14,65В на выходе. Затем подобрать R16 таким, чтобы в режиме дозаряда (без нагрузки) напряжение падало до 13,8-13,9В.

Вот фото устройства в собранном виде без корпуса и в корпусе:

Вот собственно и всё. Зарядка была испытана на разных аккумуляторах, адекватно заряжает и автомобильный, и от UPS (хотя все мои зарядки заряжают любые на 12В нормально, потому что напряжение стабилизировано J). Но это побыстрее и ничего не боится, ни КЗ, ни переполюсовки. Правда, в отличие от предыдущих, в качестве БП использовать не получится (очень оно стремится управлять процессом и не хочет включаться при отсутствии напряжения на входе). Зато, его можно использовать в качестве зарядного для аккумуляторов резервного питания, вообще не отключая никогда. Заряжать будет в зависимости от степени разряда автоматически, а из-за малого напряжения в режиме дозаряда существенного вреда аккумулятору не принесет даже при постоянном включении. При работе, когда аккумулятор уже почти заряжен, возможен переход зарядного в импульсный режим заряда. Т.е. ток зарядки колеблется от 0 до 2А с интервалом от 1 до 6 секунд. Сначала, хотел было устранить это явление, но, почитав литературу – понял, что это даже хорошо. Электролит лучше перемешивается, и даже иногда способствует восстановлению потерянной емкости. Поэтому решил оставить так как есть.

 

 

Ну вот, попалось что-то новенькое. На этот раз LPK2-30 с ШИМ на SG6105. Такого «зверя» мне для переделки раньше мне ещё не попадалось. Но я вспомнил многочисленные вопросы на форуме и жалобы пользователей на проблемы по переделке блоков на этой м/с. И принял решение, хоть зарядка мне больше и не нужна, нужно победить эту м/с из спортивного интереса и на радость людям. А заодно и опробовать на практике, возникшую в моей голове идею оригинального способа индикации режима заряда.

Вот он, собственной персоной:

Начал, как обычно, с изучения описания. Обнаружил, что она похожа на LPG-899, но есть и некоторые отличия. Наличие 2-х встроенных TL431 на борту, вещь конечно интересная, но…  для нас — несущественная. А вот отличия в цепи контроля напряжения 12В, и появление входа для контроля отрицательных напряжений, несколько усложняет нашу задачу, но в разумных пределах.

В результате раздумий и непродолжительных плясок с бубном (куда уж без них) возник вот такой проект:

 

Вот фото этого блока уже переделанного на один канал 14,4В, пока без платы индикации и управления. На втором его обратная сторона:

 

А это внутренности блока в сборе и внешний вид:

 

Обратите внимание, что основная плата была развернута на 180 градусов, от своего первоначального расположения, для того чтобы радиаторы не мешали монтажу элементов передней панели.

В целом это немного упрощённый вариант 4. Разница заключается в следующем:

  • В качестве источника для формирования «обманных» напряжений на входах контроля было взято 15В с питания транзисторов раскачки. Оно в комплекте с R2-R4 делает всё необходимое. И R26 для входа контроля отрицательных напряжений.
  • Источником опорного напряжения для уровней компаратора было взято напряжение дежурки, оно же питание SG6105. Ибо, большая точность, в данном случае, нам не нужна.
  • Регулировка оборотов вентилятора тоже была упрощена.

А вот индикация была немного модернизирована (для разнообразия и оригинальности). Решил сделать по принципу мобильного телефона: банка наполняющаяся содержимым. Для этого я взял двухсегментный светодиодный индикатор с общим анодом (схеме верить не надо – не нашёл в библиотеке подходящего элемента, а рисовать было лень L), и подключил как показано на схеме. Получилось немного не так как задумывал, вместо того чтобы средние полоски «g» при режиме ограничения тока заряда гасли, вышло, что они — мерцают. В остальном — всё нормально.

Индикация выглядит так:

 

На первом фото режим заряда стабильным напряжением 14,7В, на втором – блок в режиме ограничения тока. Когда ток станет достаточно низким, у индикатора загорятся верхние сегменты, и напряжение на выходе зарядного упадёт до 13,9В. Это можно увидеть на фото приведённом немного выше.

Так как напряжение на последней стадии всего 13,9В можно спокойно дозаряжать аккумулятор сколь угодно долго, вреда ему это не принесёт, потому что генератор автомобиля обычно даёт большее напряжение.

Естественно, в этом варианте можно использовать и плату управления из варианта 4. Обвязку GS6105 только нужно сделать так, как здесь.

Да, чуть не забыл. Резистор R30 устанавливать именно так — совсем не обязательно. Просто, у меня никак не выходило подобрать номинал впараллель к R5 или R22 чтобы получить на выходе нужное напряжение. Вот и вывернулся таким… нетрадиционным образом. Можно просто подобрать номиналы R5 или R22, как я делал в других вариантах.

 

Как видите, при правильном подходе, почти любой БП АТХ можно переделать в то, что вам нужно. Если будут новые модели БП и нужда в зарядках, то возможно будет и продолжение.

Кота от всего сердца поздравляю с юбиелеем! В его честь, кроме статьи, ещё был заведён новый жилец — очаровательная серая киска Маркиза.

 

Зарядные устройства — полный список схем и документации на QRZ.RU

1Alinco EDC-64 Ni-Cd battery charger958721.03.2009
2MH-C9000 WizardOne360779626.10.2013
3UT12B Детектор напряжения342347926.10.2013
4Автоматическая подзарядка аккумуляторов.3090316.06.2003
5Автоматическая подзарядка аккумуляторов. 1722226.03.2006
6Автоматическая приставка к зарядному устройству для авто аккумулятора 126316.11.2016
7Автоматическое зарядно-пусковое устройство для автомобильного аккумулятора 137916.11.2016
8Автоматическое зарядное и восстанавливающее устройство (0-10А) 179716.11.2016
9Автоматическое зарядное устройство 98816.11.2016
10Автоматическое зарядное устройство + режим десульфатации для аккумулятора 139816.11.2016
11Автоматическое зарядное устройство для кислотных аккумуляторов 118616.11.2016
12Автоматическое зарядное устройство на микросхеме К561ЛЕ5 109716.11.2016
13Автоматическое зарядное устройство с бестрансформаторным питанием 108616.11.2016
14Автоматическое импульсное зарядное устройство для аккумуляторов 12В 124816.11.2016
15Автоматическое малогабаритное универсальное зарядное устройство для 6 и 12 вольтовых аккумуляторов5381517.09.2005
16Автоматическое устройство длязарядки аккумуляторов. 1826117.09.2002
17Бестрансформаторное зарядное устройство для аккумулятора 102416.11.2016
18Бестрансформаторный блок питания большой мощности для любительского передатчика 94816.11.2016
19Бестрансформаторный блок питания на полевом транзисторе (BUZ47A) 91816.11.2016
20Бестрансформаторный блок питания с регулируемым выходным напряжением 92016.11.2016
21Бестрансформаторный стабилизированный источник питания на КР142ЕН8 88016.11.2016
22Блок питания 0-12В/300мА 85616.11.2016
23Блок питания 1-29В/2А (КТ908) 95716.11.2016
24Блок питания 12В 6А (КТ827) 107716.11.2016
25Блок питания 60В 100мА 46216.11.2016
26Блок питания Senao-5681044121311.07.2016
27Блок питания Senao-8681116128711.07.2016
28Блок питания автомобильной радиостанции (13.8В, ЗА ) 23016.11.2016
29Блок питания для аналоговых и цифровых микросхем 17816.11.2016
30Блок питания для ионизатора (Люстра Чижевского) 22716.11.2016
31Блок питания для персонального компьютера «РАДИО 86 РК» 18216.11.2016
32Блок питания для телевизора 250В 25316.11.2016
33Блок питания на ТВК-110 ЛМ 5-25В/1А 19616.11.2016
34Блок питания с автоматическим зарядным устройством на компараторе 20416.11.2016
35Блок питания с гасящим конденсатором 19516.11.2016
36Блок питания СИ-БИ радиостанции (142ЕН8, КТ819) 23416.11.2016
37Блок питания Ступенька 5 — 9 — 12В на ток 1A 17916.11.2016
38Блок питания усилителя ЗЧ (18В, 12В) 15516.11.2016
39ВСА-5К, ВСА-111К2561862014.03.2010
40Выпрямители для получения двуполярного напряжения 3В, 5В, 12В, 15В и других 27116.11.2016
41Выпрямитель для питания конструкций на радиолампах (9В, 120В, 6,3В) 15616.11.2016
42Выпрямитель с малым уровнем пульсаций 21316.11.2016
43Высококачественный блок питания на транзисторах (0-12В) 35916.11.2016
44Высокоэффективное зарядное устройство для аккумуляторов 30916.11.2016
45Высокоэффективное зарядное устройство для батарей2150122.11.2004
46Два бестрансформаторных блока питания 20516.11.2016
47Двуполярный источник питания 12В/0,5А (К142ЕН1Г,КТ805) 17416.11.2016
48Двуполярный источник питания для УНЧ на TDA2030, TDA2040 (18В) 22916.11.2016
49Зарядка аккумуляторов с помощью солнечных батарей4677003.02.2003
50Зарядно-пусковое уст-во «Импульс ЗП-02»6741830014.08.2009
51Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3180100211.03.2017
52Зарядно-пусковое устройство-автомат для автомобильного аккумулятора 12В 50416.11.2016
53Зарядно-разрядное устройство для аккумуляторов емкостью до 55Ач 31016.11.2016
54Зарядное устройство91851512.07.2007
55Зарядное устройство для Ni-Cd аккумуляторов 27316.11.2016
56Зарядное устройство «КЕДР-АВТО»72101005.10.2009
57Зарядное устройство HAMA TA03C397338007.10.2016
58Зарядное устройство \»Квант\»411287722.10.2008
59Зарядное устройство \»Рассвет-2\»11791523.12.2009
60Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора3028421.04.2006
61Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора 30916.11.2016
62Зарядное устройство для аккумулятором с током заряда 300 мА 18516.11.2016
63Зарядное устройство для никель-кадмиевых аккумуляторов (0,5 -1А/ч) 21516.11.2016
64Зарядное устройство для никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторов3953504.05.2009
65Зарядное устройство для фонарей ФОС-1451008703.12.2006
66Зарядное устройство до 5 А.311363910.02.2009
67Зарядное устройство на основе импульсного инвертора (К1114ЕУ4, КТ886) 22116.11.2016
68Зарядное устройство с таймером для Ni-Cd аккумуляторов 16316.11.2016
69Зарядное устройство с температурной компенсацией 21916.11.2016
70Зарядное устройство шуруповёрта P.I.T.466145114.07.2016
71Звуковой индикатор разряда 12V аккумулятора1396715.10.2002
72Измеритель заряда для автомобильного аккумулятора 25516.11.2016
73Импульсные источники питания на микросхемах и транзисторах 30116.11.2016
74Импульсные источники питания, теория и простые схемы 36516.11.2016
75Импульсный блок питания 5В 0,2А 27316.11.2016
76Импульсный блок питания на транзисторах и таймер на КР512ПС10 (12В-1,2А) 14616.11.2016
77Импульсный блок питания УМЗЧ мощностью 800Вт (ЛА7, ЛА8, ТМ2, КП707В2) 26516.11.2016
78Импульсный блок питания УНЧ 4х30В 200Вт 25216.11.2016
79Импульсный источник питания (5В 6А) 15216.11.2016
80Импульсный источник питания на 40 Вт 20116.11.2016
81Импульсный источник питания на микросхеме КР1033ЕУ10 (27В, 3А) 13216.11.2016
82Импульсный источник питания с полумостовым преобразователем (КР1156ЕУ2) 20216.11.2016
83Импульсный источник питания УМЗЧ (60В) 17316.11.2016
84Импульсный сетевой блок питания 9В 3А (КТ839) 18116.11.2016
85Импульсный сетевой блок питания УМЗЧ 2х25В, 20В, 10В 14616.11.2016
86Индикатор ёмкости батарей 22216.11.2016
87Интеллектуальное зарядное устройство1494942422.09.2008
88Источник питания 14В 12А (завод «Фотон», Ташкент)132172211.07.2016
89Источник питания для автомобильного трансивера 13В 20А 24016.11.2016
90Источник питания для гибридного (лампы, транзисторы) трансивера 17516.11.2016
91Источник питания для детских электрофицированных игрушек 12В 16416.11.2016
92Источник питания для измерительного прибора на микросхемах 16116.11.2016
93Источник питания для измерительных приборов 17916.11.2016
94Источник питания для компьютера 20616.11.2016
95Источник питания для логических микросхем (5В) 17816.11.2016
96Источник питания для трехвольтовых аудиоплейеров 16716.11.2016
97Источник питания для часов на БИС 16916.11.2016
98Источник питания на базе импульсного компьютерного БП (5-15В, 1-10А) 27516.11.2016
99Источник питания повышенной мощности 12В 20А (142ЕН5+транзисторы) 26416.11.2016
100Источник питания повышенной мощности 14 В, 100 Ватт 22516.11.2016
101Источник питания с плавным изменением полярности +/- 12В 18516.11.2016
102Источник питания со стабилизацией на UL7523 (3В) 17916.11.2016
103Источники питания для варикапа 19016.11.2016
104Квазирезонансные преобразователи с высоким КПД 23216.11.2016
105Кедр-М781500518.11.2007
106Комбинированный блок питания 0-215В/0-12В/0,5А 21816.11.2016
107Комбинированный лабораторный блок питания 4-12V/1.5A (К140УД6,КП901) 24616.11.2016
108Конденсаторно-стабилитронный выпрямитель 22616.11.2016
109Лабораторный блок питания для рабочего места (3-18В 4А) 21816.11.2016
110Лабораторный блок питания с регулируемым напряжением от 5 до 100В (0,2А) 24916.11.2016
111Лабораторный источник питания на микросхеме LM324 (0-30 В, 1 А) 21016.11.2016
112Малогабаритное универсальное зарядное устройство для аккумуляторов 21416.11.2016
113Маломощный источник питания (9В, 70мА) 16316.11.2016
114Маломощный конденсаторный выпрямитель с ШИМ стабилизатором 20216.11.2016
115Маломощный регулируемый двуполярный источник питания (LM317, LM337) 13916.11.2016
116Маломощный сетевой блок питания (9В) 21616.11.2016
117Маломощный сетевой источник питания — выпрямитель на 9В 15316.11.2016
118Миниатюрный импульсный блок питания 5…12 В 22716.11.2016
119Миниатюрный импульсный сетевой блок питания 5В 0,5А 20916.11.2016
120Миниатюрный сетевой блок питания (5В, 200мА) 13016.11.2016
121Мощный блок питания для усилителя НЧ (27В/3А) 20516.11.2016
122Мощный блок питания на напряжение 5-35В и ток 5A-30A и более (LM338, 741) 43516.11.2016
123Мощный импульсный блок питания для УНЧ (2х50В, 12В) 20816.11.2016
124Мощный источник питания на составных транзисторах 0-15В 20А (КТ947, КТ827) 31016.11.2016
125Мощный лабораторный источник питания 0-25В, 7А 29616.11.2016
126Мощный электронный сетевой трансформатор для магнитолы и радиостанции на 12В 22916.11.2016
127Обзор схем восстановления заряда у батареек 23816.11.2016
128Однополярный источник питания УНЧ (40В) 15716.11.2016
129Питание будильника 1,5В от сети 220В 21816.11.2016
130Питание микроконтролерных устройств от сети 220В 20616.11.2016
131Питание микроконтроллеров от сети 220В через трансформатор 15016.11.2016
132Питание микроконтроллеров от телефонной линии 18316.11.2016
133Питание низковольтной радиоаппаратуры от сети 16716.11.2016
134Поддержание аккумуляторов в рабочем состоянии800304.10.2002
135Подключение таймера к зарядному устройству аварийного аккумулятора 17216.11.2016
136Прецизионное зарядное устройство для аккумуляторов 20816.11.2016
137Прибор для измерения параметров аккумуляторов. 925210.06.2002
138Приставка-контроллер к зарядному устройству аккумулятора 12В 25916.11.2016
139Приставка-регулятор к зарядному устройству аккумулятора 26216.11.2016
140Простейшие пусковые устройства 12В для авто на основе ЛАТРа 38316.11.2016
141Простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (ток 1,5А) 29716.11.2016
142Простое зарядное устройство для аккумуляторов (до 55Ач) 24116.11.2016
143Простое зарядное устройство для аккумуляторов и батарей 22216.11.2016
144Простое малогабаритное автоматическое зарядное устройство для пальчиковых аккумуляторов3235627.06.2006
145Простой блок питания 5В/0,5А (КТ807) 24916.11.2016
146Простой двуполярный источник питания (14-20В, 2А) 16616.11.2016
147Простой импульсный блок питания мощностью 15Вт 18916.11.2016
148Простой импульсный блок питания на ИМС 24016.11.2016
149Простой импульсный источник питания 5В 4А 21116.11.2016
150Пятивольтовый блок питания с ШИ стабилизатором 19616.11.2016
151Регулируемый блок питания на ОУ LM324 (0-30В, 2А) 28616.11.2016
152Регулируемый двуполярный источник питания из однополярного 20016.11.2016
153Регулируемый импульсный стабилизатор напряжения с ограничением по току (2-25В, 0-5А) 27916.11.2016
154Регулируемый источник питания на LM317T (1-37В 1,5А) 22516.11.2016
155Регулируемый источник питания на ток до 1 А (К142ЕН12А) 21716.11.2016
156Регулируемый стабилизатор тока 16В/7А (140УД1, КУ202) 21416.11.2016
157Регуляторы заряда аккумуляторов от солнечных батарей 20216.11.2016
158Самодельное пусковое устройство130178825.06.2017
159Самодельный лабораторный источник питания с регулировкой 0-20В 22816.11.2016
160Сетевая «Крона» 9В/25мА 19716.11.2016
161Симметричный динистор в бестрансформаторном блоке питания 21516.11.2016
162Солнечное зарядное устройство13235132416.04.2014
163Стабилизатор напряжения сети СПН-400 \»Рубин\»237528.06.2012
164Стабилизатор тока для зарядки батареи 6В (142ЕН5А) 19816.11.2016
165Стабилизированный блок питания 3-12В/0,25А (142ЕН12А) 21216.11.2016
166Стабилизированный источник питания с автоматической защитой от коротких замыканий 17416.11.2016
167Стабилизированный лабораторный источник питания (0-27В, 500мА) 21116.11.2016
168Схема автоматического зарядного устройства (на LM555) 21516.11.2016
169Схема автоматического зарядного устройства для сотовых телефонов 39916.11.2016
170Схема блока питания и зарядного устройства для iPod4206922.03.2012
171Схема блока питания с напряжением 12В и током 6А 22716.11.2016
172Схема высоковольтного преобразователя (вход 12В, вых — 700В) 19716.11.2016
173Схема зарядно-разрядного устройства с током 5А (КУ208, КТ315) 26516.11.2016
174Схема зарядного устройства для Li-Ion и Ni-Cd аккумуляторов 35116.11.2016
175Схема зарядного устройства для аккумулятора от GSM-телефона (LM317) 14016.11.2016
176Схема зарядного устройства для батарей 22916.11.2016
177Схема зарядного устройства с повышающим преобразователем 18016.11.2016
178Схема измерителя выходного сопротивления батарей 20616.11.2016
179Схема импульсного стабилизатора для зарядки телефона 20916.11.2016
180Схема источника питания 12В, с током в нагрузке до 10 А 27116.11.2016
181Схема контроллера заряда батарей 17416.11.2016
182Схема непрерывного подзаряда батарей 20216.11.2016
183Схема простого зарядного устройства на диодах 18816.11.2016
184Схема стабилизированного источника питания 40В, 1.2А 20416.11.2016
185Схема умного зарядного устройства для Ni-Cd аккумуляторов (MAX713) 21116.11.2016
186Схема универсального лабораторного источника питания 21416.11.2016
187Схема устройства для подзаряда батарей 9416.11.2016
188Схемы бестрансформаторного сетевого питания микроконтроллеров 21216.11.2016
189Схемы бестрансформаторных зарядных устройств 20716.11.2016
190Схемы нетрадиционных источников питания для микроконтроллеров 21916.11.2016
191Схемы питания микроконтроллеров от разъёмов COM, USB, PS/2 (5-9В) 24816.11.2016
192Схемы питания микроконтроллеров от солнечных элементов 22816.11.2016
193Схемы подзарядки маломощных аккумуляторных батарей для питания МК 22616.11.2016
194Схемы простых выпрямителей для зарядки аккумуляторов 27716.11.2016
195Таймер-индикатор разрядки батареи 18816.11.2016
196Тиристорное зарядное устройство на КУ202Е 29316.11.2016
197Универсальное зарядное устройство для маломощных аккумуляторов 20816.11.2016
198Универсальный блок питания с несколькими напряжениями 20416.11.2016
199Устройство автоматической подзарядки аккумулятора1067030.10.2005
200Устройство для автоматической тренировки аккумуляторов 12В, 40-100Ач 27616.11.2016
201Устройство для заряда и формирования аккумуляторных батарей 6-12В, 85Ач 28216.11.2016
202Устройство для поддержания заряда батареи 6СТ-9 21316.11.2016
203Устройство для хранения никель-кадмиевых аккумуляторов 18516.11.2016
204Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-12-4,51341517719.04.2006
205Устройство контроля заряда и разряда аккумулятора 12В 26916.11.2016
206Экономичный импульсный блок питания 2×25В 3,5А 23616.11.2016
207Экономичный источник питания с малой разницей входного и выходного напряжения 5В 1А 19316.11.2016
208Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов (НКА) при повышенных разрядных токах603106.10.2002
209Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов при повышенных разрядных токах 292010.06.2002
210Электронный стабилизатор тока для зарядки аккумуляторных батарей 28816.11.2016

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *