Втягивающее реле стартера ремонт своими руками: Ремонт втягивающего реле стартера своими руками

Содержание

Ремонт втягивающего реле стартера своими руками

Диагностика и ремонт21 апреля 2019

Содержание

  • 1 Особенности устройства втягивающего реле
  • 2 Признаки и причины выхода из строя реле
  • 3 Какой вид реле подлежит ремонту?
  • 4 Как проверить втягивающее реле стартера?
  • 5 Как провести ремонт реле своими руками?

Запуск двигателя автомобиля происходит посредством работы втягивающего реле. Благодаря ему специальный маховик присоединяется к двигателю, запускает его, затем возвращается на место. Неисправность этой детали может привести к тому, что мотор не заведётся.

Особенности устройства втягивающего реле

Для того чтобы самостоятельно починить любую деталь в автомобиле, надо понимать, как она устроена. Это даст представление о том, какие элементы есть внутри, как они работают, и соответственно, как к ним добраться для ремонта.

Втягивающее реле – это капсула, внутри которой установлен электрический магнит, возвратная пружина и стержень. Магнит состоит из двух обмоток: втягивающего сердечника, и удерживающей его в определённом положении обмотки. Именно их работа двигает и фиксирует сердечник внутри механизма.

Как только происходит поворот ключа при заводе двигателя, от аккумулятора происходит подача электричества на обмотки, которые выполняют функцию втягивания. Вследствие этого, вокруг сердечника появляется электромагнитное поле, которое приводит его в движение. Одновременно сжимается возвратная пружина, которая потом вернёт его в исходное положение. Совместно с этими движениями происходит присоединение противоположного конца детали к маховику. За счёт этого, шестерёнка, соединённая с бендиксом, соединяется с маховиком и передаёт ему движение.

В результате всех этих манипуляций происходит старт двигателя. После чего механизм отключает внутри себя электрический ток, и возвращает все свои детали в исходное положение.

Только сердечник остаётся в исходном положении благодаря одной из обмоток.

Справка. Существуют реле только с одной обмоткой, обладающей функцией втягивания. Но такие детали не распространены из-за того, что потребляют много электричества, и как следствие, быстрее сажают аккумулятор.

Признаки и причины выхода из строя реле

Если реле сломалось, то об этом расскажут следующие признаки:

  • при попытке завести двигатель ключом, он не запускается, или заводится только после двух-трёх попыток;
  • после запуска двигателя раздаётся жужжание. Это значит, что стартер вращается на повышенных оборотах, хотя уже не должен.

Если наблюдается хотя бы один из этих признаков, то это повод насторожиться. Реле может скоро сломаться. Причин, по которым это происходит несколько:

  • одна из обмоток, или обе сразу обгорели или оборвались;
  • деформация возвратной пружины внутри механизма;
  • внутри детали произошло короткое замыкание на одной из обмоток;
  • уменьшилась площадь поверхности контактных пластин, или они полностью сгорели.

Понимая причины по которым реле выходит из строя, ремонт займёт меньше времени, т.к. сразу понятно где искать неисправность.

Какой вид реле подлежит ремонту?

В автомобиле может быть установлен один из двух типов реле: разборное и неразборное. Если в машине второй тип реле, то починить его своими руками не всегда получится.

Неразборное реле можно починить только в том случае, если пригорели контактные пластины. В случае если испортилась одна из обмоток или в них произошло короткое замыкание, то починить его уже не удастся – только замена детали.

Важно! В случае самостоятельного ремонта, при изъятии реле, рекомендуется пометить клеммы, для того чтобы не перепутать их при установке механизма на место. Также не лишним будет зачистить и обезжирить контакты на реле и стартере.

Как проверить втягивающее реле стартера?

При проверке реле, в первую очередь нужно посмотреть: не нарушена ли проводка, соединяющая его со стартером. Делается это просто: смотрим визуально и ищем места разрывов. Затем, пробуем завести двигатель, если произошёл звук срабатывания – с проводами всё в порядке.

Бывают случаи, что при повороте ключа раздаётся щелчок, но отсутствует вращение стартера – значит подгорели контактные пластины. Проверить это можно подав напряжение на двигатель автомобиля, минуя реле. В этом случае клеммы реле отсоединяются от замка. Затем отвёрткой надо замкнуть клеммы, расположенные на батарее и на стартере. Если началось вращение, то неполадки во втягивающем устройстве.

Есть еще способ провести проверку стартера. Делается это следующим образом:

  1. Контакты реле соединяются короткими проводами с «плюсом» и «минусом» аккумулятора.
  2. Конец провода «минус» к аккумулятору не присоединяется. Он кладётся на контакт. Если в этот момент раздался щелчок, значит деталь работает исправно, если нет, значит деталь неисправна.

Как провести ремонт реле своими руками?

Для самостоятельного ремонта понадобится следующее:

  • плоская отвёртка;
  • паяльник;
  • олово;
  • канифоль.

Начинать разборку реле нужно с извлечения сердечника. Затем откручиваются два винта. Они держат крышку, под которой расположены контакты катушек.

Внимание! Ни в коем случае нельзя дёргать крышку. Если это сделать, то оборвутся провода, которые соединены с контактами. Сперва их нужно отсоединить с помощью паяльника. Чтобы получить доступ к контактным пластинам, достаточно отсоединить один провод.

После того как провода отсоединены, нужно открутить ещё два винта, и извлечь пластины, которые ими удерживались. Если на них появился нагар, то он счищается с помощью шлифовальной шкурки. Ею также необходимо обработать и места креплений в самой детали. Это можно сделать и отвёрткой, если шкуркой туда не добраться. По завершении всех этих действий деталь собирается обратно.

Этот алгоритм применяет как для неразборных, так и для разборных деталей. Разница заключается в необходимости дополнительно вывинтить длинные болты, чтобы получить доступ к внутренностям детали.

Само по себе реле стартера не является сложным механизмом. При этом его поломка не позволит завести двигатель автомобиля, и как следствие использовать его. Способы его проверки и ремонта не являются сложными процедурами, требующими специального образования и навыков. Главное при его ремонте и проверке, чтобы всё необходимое было под рукой.

В случае, если в автомобиле установлено неразборное реле, рекомендуется не тратить время на попытки его реанимировать, а сразу заказать через интернет, или купить на рынке новую деталь. Так можно сэкономить, в первую очередь, время. Это связано с тем, что даже если его удастся отремонтировать, оно прослужит меньше новой детали, и всё равно придётся его менять. Лучше это сделать сразу.

Как самостоятельно отремонтировать втягивающее реле стартера

Если появляются проблемы с запуском двигателя, это может быть вызвано неправильной работой стартера. Поскольку во время работы он подвергается высоким нагрузкам, то быстро может выйти из строя.

Конструкция стартера

В современных автомобилях используются электрические стартеры, приводимые в движение двигателем постоянного тока, питаемым от аккумулятора. При запуске двигателя, задача стартера — придать коленчатому валу соответствующую частоту вращения.

Автомобильный стартер состоит из трех основных частей:

  • двигатель постоянного тока;
  • реле заднего хода;
  • зубчатая передача.

Электродвигатели работают с электромагнитами или современными постоянными магнитами, которые компактные и надежные. В схему такого стартера обязательно дополнительно вводится специальный редуктор, который способствует увеличению крутящего момента.

Редуктор состоит из 3 шестеренок, которые вращаются вокруг центральной шестерни.

В конструкцию электродвигателя входят:

  • ротор;
  • вращающаяся часть;
  • статор;
  • неподвижная часть.

Ротор обычно приводят в действие скользящие пружинные контакты, которые называют щетки. Необходимо помнить, что стартер потребляет от аккумулятора большое количество электроэнергии за очень короткий промежуток времени. Поэтому для правильной работы стартера требуется хороший мощный аккумулятор. Неправильная работа стартера может привести к частичной разрядке или даже к повреждению аккумулятора.

Схема тягового реле стартера

Электромагнитный переключатель отвечает за качественное соединение стартера с аккумулятором. Обычно рабочее управляющее напряжение подается от ключа зажигания или соответствующего контроллера в автомобиле.

Из-за очень высоких пусковых токов все компоненты этой сильноточной цепи должны быть тщательно спроектированы, заизолированы и обязательно должны быть в хорошем рабочем состоянии. Поломка любого из элементов запуска приводит к быстрому снижению мощности, развиваемой стартером. Это происходит из-за дополнительного падения напряжения.

Реле имеет два неподвижных контакта и подвижный контакт (перемычку). Подвижный контакт перемещается выдвижным стержнем (штифтом). В пускателях, выпускаемых в настоящее время, электромагнитный переключатель часто является элементом механической конструкции, относящейся к так называемой системе смещения или бендиксу.

Устройство стартерного втягивающего реле

Стартерное реле является электромагнитом, выполняющим две функции:

  • подводит шестерни бендикса к зубцам маховика;
  • возвращает в исходное положение.
Реле состоит из двух обмоток: втягивающей и удерживающей, а также имеет систему подключения к стартеру, сердечник с возвратной пружиной.

Принцип работы стартера и втягивающего реле

При повороте ключа зажигания, внутри механизма авто происходят следующие действия:

  • напряжение подается на стартерную обмотку реле;
  • вокруг создается электромагнитное поле;
  • из-за магнита начинает перемещаться сердечник;
  • сжимается возвратная пружина;
  • противоположный конец вилки перемещается к маховику;
  • шестерня, соединенная с бендиксом, выдвигается для сцепления с маховиком;
  • замыкаются контакты схемы включения стартера;

  • отключается втягивающая обмотка;
  • сердечник фиксируется удерживающей обмоткой.

После отключения замка зажигания, напряжение не подается и якорь возвращается в первоначальное положение, а вилка и бендикс выходят из сцепления с маховиком.

Признаки неисправного втягивающего реле

Проблемы системы пуска можно разделить на две основные группы: электрические и механические.

Среди признаков неисправности можно назвать следующие:

  • нет никакой реакции стартера после поворота ключа зажигания;
  • слышен металлический шум, хотя стартер стоит на месте и не крутит;
  • работающий стартер не проворачивает коленчатый вал;
  • слишком низкая скорость работающего стартера;
  • шумный стартер, когда слышно дребезжание, но реле не вращается;
  • стартер вообще не выключается.

При любых признаках неисправности, необходимо сразу снять и отремонтировать стартер.

Как снять втягивающее реле

Чтобы демонтировать реле, необходимо приготовить отвертку с плоским концом, олово и канифоль, а также паяльник.

Пошаговая разборка реле:

  • аккуратно вытаскиваем сердечник;
  • не спеша отпаиваем контакты;
  • отверткой с плоским концом откручиваем два болта верхней крышки;
  • откручиваем верхние болты, удерживающие пятаки, чтобы достать их.
Обязательно нужно тщательно очистить пятаки наждачной бумагой от копоти и нагара. Не забываем зачистить места крепления пятаков от грязи и копоти, чтобы ничего не попало внутрь стартерного устройства.

Сборку делаем в обратном порядке.

Проверка втягивающего стартерного реле

Техническое состояние системы запуска можно проверить прямо сидя в автомобиле, при попытках запуска двигателя, а также после демонтажа устройства, описанного выше. Первый метод обычно предварительный и используется для оценки поломки. Проверка включает несколько несложных шагов:

  • внешний визуальный осмотр;
  • проверку правильности работы стартера;
  • тестирование целостности пусковой цепи;
  • измерение уровня напряжения питания стартера и уровня падения напряжения.

Второй метод проводится на лабораторном стенде и позволяет более тщательно проверить отдельные элементы пускового устройства.

Последующие методы диагностики зависят от симптоматики поломки. Может возникнуть необходимость проверить состояние щеток, коммутатора стартера или короткого замыкания на обмотках. Но прежде всего обязательно нужно проверить качество изоляции всех проводов, которые подключаются к стартеру и аккумулятору.

В случае необходимости проведения более детальной диагностики, может потребоваться измерение сопротивления обмоток переключателя, состояния возвратной пружины сердечника электромагнита, а также возможность свободного перемещения сердечника внутри каркаса с катушкой.

Как проверить втягивающее стартерное реле

Загрязненные закрытые контакты стартера обязательно будут блокировать подачу напряжения к обмоткам, а якорь в связи с магнитным полем не будет запускаться. Он может возвращается в исходное положение только за счет удерживающей пружины на конце катушки электропитания. Bendex в этот момент не будет взаимодействовать с маховиком.

Визуальный осмотр неисправного стартерного реле обычно показывает перегоревшие провода или залипшие контакты. В этом случае нужно хорошо заизолировать провода и обжечь обмотки катушки. Часто водителям приходится акцентировать внимание на таких тревожных симптомах, после которых может потребоваться диагностика и ремонт втягивающего реле стартерного устройства.

Симптомы неисправного реле стартера

При повороте ключа на стартере может быть щелчок, но двигатель не будет работать.

Хорошо слышно, что устройство работает на холостом ходу, когда ключ включен, но двигатель молчит и не подает признаков жизни. Для того, чтобы сделать ремонт реле, придется полностью разобрать этот элемент на отдельные детали. Однако есть модели, у которых неразборное внутреннее устройство. Такие стартеры придется полностью менять на новый исправный механизм.

Все действия, такие как демонтаж или хотя бы проверка пускового реле, должны начинаться с отключения питания от аккумулятора автомобиля. Несоблюдение этого правила может привести к короткому замыканию и повреждению всей проводки автомобиля.

Ремонт реле своими руками

Можно сделать ремонт втягивающего реле полностью самостоятельно, но нужно уметь его правильно разбирать. Если поломка касается зачистки пятаков или контактов, то такую работу может сделать каждый автовладелец. Если же закоротила обмотка, те реле ремонту не подлежит, его придется полностью менять на новый механизм.

Как разобрать втягивающее реле стартера?

Прежде чем разбирать реле стартера, его необходимо извлечь из моторного отсека. Знание устройства всегда помогает разобраться в недостатках механизма, поэтому обязательно нужно знать принцип работы втягивающего устройства.

Катушка получает напряжение от автомобильного аккумулятора. Из-за этого создается магнитное поле, которое взаимодействует с якорем, когда он вращается и натягивает пружину. Благодаря взаимодействию с Bendex, последний входит в зацепление с маховиком коленчатого вала.

Перед тем, как открывать корпус, необходимо предварительно очистить сажу и грязь с поверхности, чтобы она не попала внутрь электрического устройства.

Затем необходимо немного ослабить гайку щеточного узла и отсоединить контакты от болта. Теперь можно ослабить стяжку, прижимающюю блок к массе. Далее достаем реле из под капота и выполняем постепенную внутреннюю и внешнюю очистку.

3ачистка контактов пластин и замена отдельных деталей

Открутите крышку на конце и откройте внутреннее содержимое. Протрите сгоревший или сломанный сердечник и замените на новый. Сборка производится в обратном порядке, и деталь устанавливается на свое место под капотом. Если все собрано правильно, двигатель должен запуститься с первого раза.

Даже малейшую неисправность в системе запуска нельзя игнорировать, так как ее следствием может стать невозможность завести автомобиль. Также стоит учитывать, что мелкие проблемы со стартером в весенне-летний период могут обостриться с приходом более сильных заморозков.

Автосервис «СтартерЕКБ» специализируется в Екатеринбурге на ремонте стартеров для иномарок более 10 лет. Здесь можно посмотреть cхему проезда и контакты.

🧑‍🔧 Как проверить соленоид стартера

Проверка втягивающего реле иногда позволяет точно узнать, почему стартер не работает или плохо крутит. В большинстве случаев этот блок не подлежит ремонту. Но и спешить с его сменой без полной диагностики тоже не стоит. Возможно, втягивающее реле работает исправно, а стартер барахлит не по своей вине. Цель данной статьи рассказать простыми словами о функциях, устройстве, принципе работы и основных неисправностях узла, а также их признаках и способах проверки.

Функции втягивающего устройства стартера


Несмотря на кажущуюся простоту, электромагнитное реле стартера выполняет гораздо больше одной функции. Соответственно, при выходе из строя хотя бы частично детали, выходит из строя вся система запуска двигателя. Функционал втягивающего реле частично понятен из самого названия. Выдвижной

означает, что куда-то что-то тянет. Реле — средство коммутации (подключения) цепи питания электрооборудования автомобиля.

Автомобильный стартер

Если посмотреть на общее устройство стартера, то можно увидеть, что подтягивает втягивающее реле. Его подвижный шток соединен через рычаг с муфтой свободного хода на валу стартера. Обгонная муфта выполнена в одном блоке с ведущей шестерней. При втягивании втягивающим штока обгонная муфта с шестерней перемещается вперед, за счет чего входит в зацепление с маховиком двигателя. В таком положении узел остается до тех пор, пока водитель не отпустит ключ зажигания после успешного (или нет) запуска двигателя.

Следующей функцией втягивающего реле является отсоединение ведущей шестерни от маховика, когда двигатель уже работает. Это делается силой пружины. Как ретрактор втягивается, обсуждается ниже. Обгонная муфта необходима для того, чтобы отсоединить его от вала стартера еще до того, как ведущая шестерня будет отключена.

Между втягиванием и втягиванием реле втягивания выполняет промежуточную функцию. Он заключается в надежной фиксации ведущей шестерни в зацеплении с маховиком. Если этого не сделать, то шестерня вернется в исходное положение раньше, чем положено, и двигатель не успеет запуститься. За эту функцию отвечает удерживающая обмотка электромагнитного реле, о которой пойдет речь ниже.

Ну и последние две важные функции втягивающего реле это переключение «плюса» аккумулятора со стартером и обратное размыкание контакта. Коммутация происходит одновременно с зацеплением ведущей шестерни с маховиком двигателя. В результате якорь стартера начинает своевременно вращаться, крутящий момент передается на коленчатый вал, и двигатель запускается. При отпускании ключа зажигания питание «плюс» аккумулятора отключается от стартера тем же втягивающим реле.

Итого получается, что такое простое устройство как втягивающее реле имеет 5 функций:

  1. Втягивание . Шестерня привода стартера находится в зацеплении с маховиком двигателя.
  2. Удержание . Шестерня надежно зафиксирована в зацеплении с маховиком.
  3. Обратный ход . Передача отключается после запуска двигателя.
  4. Переключение . На стартер подается пусковой ток от аккумуляторной батареи.
  5. Выключение . Питание стартера отключено.

Втягивающее реле выполняет все эти функции благодаря простому, но в то же время гениальному устройству.

Устройство и принцип работы втягивающего реле


Втягивающее устройство

Перед проверкой втягивающего реле просто необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с его внутренним устройством. Разбирать его, конечно же, не придется, так как узел считается неразборным. Однако проверка без понимания устройства и принципа работы может привести к печальным последствиям. В том числе, неумелыми действиями можно запросто спалить изначально работающее втягивающее реле.

Условно его внутреннюю начинку можно разделить на три части:

  1. Механический привод . Состоит из двух акций. Один из них съемный (1). Второй находится внутри (10) и приводится в движение обмотками. Пружина 11 нужна для того, чтобы вернуть шестерню привода стартера в исходное положение после запуска двигателя.
  2. Обмотки . Их всего два. Втягивание (2) и удерживание (3). При прохождении электрического тока по обмотке в районе стержня создается мощное магнитное поле. При работе втягивающей обмотки стержень 1 перемещается, а втягивающее втягивается. При зацеплении шестерни с маховиком она фиксируется за счет работы удерживающей обмотки 3.
  3. Коммутационный узел . При втягивании втягивающего шток 1 через пружину толкает шток 10, благодаря чему контактные пластины 9 соединяют контакты 6 между собой. Один из этих контактов подключается к «плюсу» аккумуляторной батареи, а второй подключается к стартеру. Так запитывается стартер («минус» идёт с земли). При отпускании ключа зажигания удерживающая обмотка обесточивается, стержень 10 возвращается под действием пружины 7, и переключение прекращается.

Дополнительно стоит рассмотреть, как работает блок коммутации втягивающего реле и его обмотки. На приведенной ниже диаграмме показано, как и где течет ток. Когда водитель поворачивает ключ зажигания, и втягивающая, и удерживающая обмотки успевают сработать одновременно. Однако после переключения «плюса» аккумулятора стартером втягивающая обмотка перестает работать, так как силовой «плюс» через контакт реле подключается к управляющему «плюсу». Удерживающая обмотка продолжает работать до тех пор, пока водитель не отпустит ключ зажигания.

Схема подключения электромагнитного реле

На реальном втягивающем устройстве точка соединения между втягивающим и удерживающим обмотками видна снаружи устройства. Это металлическая перемычка, соединяющая один из силовых контактов с управляющим. Именно к этому силовому контакту подключается «плюс» с аккумулятора. Отсюда следует, что свободный от перемычки силовой контакт идет непосредственно на пускатель. Иногда знание этой особенности позволяет не перепутать провода при установке и подключении стартера после проверки.

Вот и все. Именно так работает ретрактор. Теперь давайте посмотрим, как он отказывается работать, и какие признаки указывают на то, какой узел неисправен.

Признаки неисправности втягивающего реле


Втягивающее реле стартера — общий вид

Для наглядности и простоты восприятия все распространенные (и не очень) неисправности втягивающего реле с признаками и причинами собраны в таблице ниже. Непосредственно способ проверки втягивающего реле стартера описан чуть ниже.

 

Взлом

Знак

Открытая обмотка

Не происходит втягивания штока и соединения ведущей шестерни с маховиком, а блок коммутации не работает — стартер молчит

Удерживающий обрыв обмотки

Слышны щелкающие звуки — эта шестерня входит в зацепление с маховиком, но не фиксируется, а возвращается обратно под действием пружины

Межвитковая цепь втягивающей обмотки

Проявляется в том, что втягивающему не хватает мощности для подключения стартера к двигателю, но очень скоро из-за перегрева обмотка уходит в обычный разрыв

Межвитковая цепь удерживающей обмотки

Стартер щелкает, но не крутит, жутко греется втягивающее реле, позже обмотка уходит в разрыв из-за перегрева

Плавление или окисление коммутационного узла

Из-за оплавления контактных пластин увеличивается сопротивление силовой цепи, стартер туго крутится, или вообще не работает

Коммутационный узел застрял

Стартер продолжает работать после отпускания ключа зажигания

Засорение или износ рабочего штока

Из-за пыли, грязи, засохшей смазки — силы намотки не хватает для перемещения штока, соответственно стартер не крутит двигатель

Ретрактор замораживающий

При повороте ключа зажигания резко падает напряжение бортовой сети, но ничего не происходит — шток втягивающего заклинило льдом (в т. ч. вода могла попасть и замерзнуть в приводном механизме)

Плохие контакты

Проявляется по-разному — стартер может работать, но туго, или вообще не работает

 

Наконец переходим к тому, как проверить электромагнитное реле стартера.

Проверка втягивающего реле


Проверка втягивающего реле стартера мультиметром

Пойдем от простого к сложному. Это нужно делать всегда, чтобы избежать, по возможности, лишних манипуляций. Тем более, что проверка втягивающего реле процедура далеко не безобидная, и по неопытности или халатности можно запросто сделать хуже, чем было. Не исключены даже травмы. Поэтому неисправности, описанные в таблице выше, будем рассматривать с конца.

Проверка контактов втягивающего реле


Электрические контакты втягивающего реле стартера

Проверка втягивающего реле на наличие плохих контактов осуществляется даже без снятия узла с машины. Для этого нужно всего лишь открутить три гайки с обратной стороны втягивающего, снять провода управления и питания, посмотреть их, очистить от окислов, грязи, ржавчины и тд. Если с самим втягивающим все в порядке, а контакты были плохие, то этого уже может быть достаточно, чтобы оживить или взбодрить стартер. По возможности перед обратной сборкой желательно обработать очищенные контакты специальным составом для защиты от коррозии.

Проверка втягивающего реле на зависание


Здесь тоже все очень просто, и разбирать ничего не нужно. Проблема по понятным причинам проявляется исключительно зимой. Понять, что втягиватель (или сам стартер) отказывается работать из-за замерзания, можно по характеру и времени неисправности. Как правило, если в узел попадает влага, то все продолжает нормально работать. Втягивающее реле зависает и заедает обычно утром, то есть после длительного простоя автомобиля.

Здесь нечего исправлять. Нужно просто прогреть ретрактор, направив на него струю горячего воздуха в течение 5-10 минут. Делается это с помощью строительного или бытового фена. Также согреть агрегат помогает обычный комнатный обогреватель с вентилятором. Несмотря на простоту этой проблемы, в дальнейшем следует подумать о том, как попала влага в стартер или втягивающее. Возможно, испортилась прокладка, ослаб какой-то болт или механически поврежден корпус. На некоторых автомобилях стартер вообще расположен внизу двигателя, и вода может попасть в него после каждой поездки по мокрой дороге.

Проверка втягивающего реле на предмет засорения и механического износа


Здесь без демонтажа стартера не обойтись. При этом сам стартер не всегда нужно разбирать. Часто в таких случаях достаточно снять только втягивающее реле. Далее из него вынимается стержень с пружиной. Детали проверяются на загрязнение, коррозию или механический износ. Грязь и коррозию можно легко удалить, но в случае явного износа или поломки втягивающее реле придется полностью заменить.

Проверка втягивающей обмотки


Обмотки внутри соленоида стартера

Для этой проверки соленоида требуется только мультиметр. В сборе придется снимать со стартера.

Диагностика выполняется в следующей последовательности:

  1. Включить мультиметр в прозвоночном режиме.
  2. Один щуп прибора присоединить к управляющему контакту втягивающего реле (обычно он плоский, в сборе к нему подходит тонкий провод).
  3. Подключите второй щуп к силовому контакту с помощью перемычки.
  4. Если прибор запищал или показал какое-то мизерное сопротивление — не разомкнута втягивающая обмотка .
  5. Если мультиметр молчит или ничего не показывает, втягивающая обмотка разомкнута .

Напомним, что при такой неисправности ведущая шестерня не может войти в зацепление с маховиком, а блок коммутации не включается. Соответственно стартер не подает признаков жизни. В таких случаях ничего не исправить. Втягивающее реле с оборванной обмоткой подлежит только замене.

Проверка удерживающей обмотки


Целью данной проверки электромагнитного реле является определение обрыва удерживающей обмотки, либо исключение такой неисправности. Для диагностики опять же потребуется только мультиметр.

Алгоритм проверки следующий:

  1. Включить мультиметр в режим прозвонки.
  2. Подсоедините один щуп к управляющему контакту электромагнитного реле (плоский тонкий контакт).
  3. Подсоедините второй щуп к корпусу электромагнитного реле. Установите хороший контакт в этой области.
  4. Если мультиметр запищал или показал некоторое сопротивление, удерживающая обмотка цела .
  5. Если прибор молчит и ничего не показывает на дисплее, обрыв удерживающей обмотки .

Что касается проверки этой обмотки, то это еще не все.

Проверка на прочность втягивающей и удерживающей обмоток


Силовая проверка втягивающего реле стартера

Как вы помните из вышеизложенного, удерживающая обмотка называется так потому, что она должна удерживать ведущую шестерню стартера в зацеплении с маховиком. Кроме того, при этом в коммутационном узле обеспечивается надежный контакт. Если обмотка сгорела, то создаваемое ею магнитное поле будет очень слабым . Соответственно, втягивающему не хватит силы удерживать механизм в рабочем положении требуемый период времени.

Втягивающая обмотка должна быть отработана таким образом, чтобы напряженность магнитного поля была достаточной для уверенного перемещения рабочего штока и введения шестерни привода стартера в зацепление с маховиком двигателя. Если в обмотке есть межвитковое замыкание, то сработает. Но недостаточно эффективно. Выяснение этой самой силы втягивания и будет второй целью данного этапа проверки втягивающего реле стартера.

Для выполнения описанной ниже процедуры вам потребуются:

  1. Заряженный автомобильный аккумулятор (можно временно снять с автомобиля).
  2. Три толстых провода.
  3. Саморез.
  4. Кусок медной проволоки.
  5. Деревянная поверхность.

Внимание! Следующие шаги должны быть выполнены без промедления. Перед проверкой многократно перечитайте алгоритм и прокрутите в голове все шаги. Внимательно проверьте, все ли правильно вы подключили, и еще раз прокрутите в уме последовательность действий. Если ошибиться на этом этапе, зевнуть, замешкаться, то можно пораниться, испортить работающее втягивающее реле или устроить эпичный фейерверк с искрами.

Алгоритм:

  1. Вкрутите саморез в деревянную основу.
  2. Закрепите якорь (стержень) электромагнитного реле к саморезу с помощью проволоки.
  3. Подсоедините «плюс» аккумулятора толстым проводом к силовому контакту реле без перемычки.
  4. Вторым проводом отдельно подключить «плюс» аккумуляторной батареи к управляющему контакту.
  5. Втягивающее реле упереть в саморез так, чтобы якорь не преодолевал сопротивление пружины, а немного входил внутрь.
  6. Подключить «минус» аккумулятора к силовому контакту с помощью перемычки.
  7. Если якорь втягивается внутрь с небольшим усилием — Межвитковое замыкание в втягивающей обмотке .
  8. Когда реле сработает, попробуйте оттянуть втягивающее назад умеренным усилием руки.
  9. Если не удалось вытянуть втягивающее, удерживающая обмотка работает .
  10. Если арматура легко вышла из своего посадочного места и осталась висеть на саморезе, неисправна удерживающая обмотка (даже если обрыва нет, в ней может быть межвитковое замыкание).
  11. На всю проверку отведите не более 3 секунд, затем обесточьте собранную цепь, отсоединив минусовую клемму.
  12. Если с первого раза ничего не удалось понять, не спешите снова подавать питание на схему. Подождите 10 минут, пока катушки соленоида не остынут после нагрузки.

Как упоминалось ранее, втягивающее реле не подлежит ремонту. Поэтому, если на одном из этапов вы обнаружите обрыв или межвитковое замыкание, деталь подлежит замене.

Проверка узла коммутации


Блок коммутации втягивающего стартера

Последним этапом является проверка втягивающего реле на наличие неисправностей блока коммутации питания. Напомним, что может быть как плохой контакт, так и его отсутствие в нужный момент, а то и вовсе залипание. Задача теста определить, поступает ли пусковой ток на стартер в момент срабатывания электромагнитного реле.

Алгоритм такой:

  1. Включить мультиметр в режим прозвонки.
  2. Подключить один щуп к любому силовому контакту электромагнитного реле.
  3. Подключите второй датчик ко второму из двух контактов питания.
  4. Закрепите щупы, чтобы освободить обе руки для дальнейших манипуляций (свяжите их проволокой или зажмите крокодилами).
  5. Если мультиметр уже пищал в этом положении, узел переключения залип .
  6. Установите якорь (или шток) втягивающего реле на законное место и с силой утопите его до упора.
  7. Писк мультиметра в этот момент свидетельствует о том, что узел коммутации исправен .
  8. Если устройство молчит, сломался коммутационный узел (нет контакта, подгорели пластины).
  9. Если мультиметр не запищал, а показал на дисплее большое сопротивление, плохой контакт в узле коммутации (нагар, окись, накипь).

По сути чинить в случае чего нечего. Электромагнитное реле является неразборной деталью. Тем не менее, некоторые модели все-таки с помощью молотка, отвертки и ласковых слов можно частично разобрать. Если есть ровные руки, то можно и контакты почистить, и аккуратно все собрать обратно в исходное состояние.

ВИДЕО: проверка стартера и соленоида


Краткое описание


Для полной проверки электромагнитного реле стартера его необходимо полностью снять. Кроме того, вам понадобится простой мультиметр, заряженный аккумулятор, провода, саморез и четкое понимание происходящего. Без уверенности в том, что вы делаете, крайне не рекомендуется рисковать при проверке мощности электромагнитного реле. Ограничьтесь прозвонкой мультиметром и простой чисткой узла. Если есть уверенность, можно проверить втягивающее реле на 100%, а также выявить абсолютно любую его возможную поломку.

Втягивающее реле щелкает, но стартер не работает: разбираемся в проблеме

Стартер — один из механизмов системы зажигания двигателя, без которого запуск будет невозможен. Как и любое другое устройство, этот узел имеет характерные неисправности, с которыми сталкиваются многие автолюбители. Что делать, если стартер не крутит, а катушка втягивающего щелкает, расскажем в этой статье.

Почему щелкает реле стартера и электромагнитное реле?


Стартер — это электрическое устройство, представляющее собой, по существу, электродвигатель, предназначенный для кратковременных нагрузок. В целом работа множества различных устройств сопровождается характерными звуками. Что касается пускового узла, то в данном случае это щелчок, который является первым признаком работоспособности механизма. Но иногда щелчок может сработать, но стартер не может нормально запустить двигатель – эта проблема известна многим нашим соотечественникам.

Во всех реле используется электромагнитный метод соединения контактов. При подаче напряжения в систему клеммы, закрепленные на гибких или подвижных зажимах, притягиваются друг к другу. При этом они получают заряды противоположных полюсов. По мере ускорения поверхности клемм эти элементы начинают хлопать друг о друга, именно в этот момент на пускателе слышен характерный щелчок.

Более опытные автомобилисты смогут легко понять по этому щелчку, может ли реле механизма втягиваться и соответственно работать в штатном режиме или нет. Для обеспечения бесперебойной работы силового агрегата и его пуска в любое время года важно, чтобы все компоненты системы зажигания были исправны.

Если посмотреть на пусковую систему со стороны, то в цепи пуска двигателя используются следующие устройства и элементы:

  • аккумуляторная батарея;
  • замок зажигания;
  • реле механизма;
  • непосредственно сам стартер.

В случае возникновения проблем с запуском силового агрегата не нужно сразу винить в этом стартер. Проблема может заключаться в разряженном аккумуляторе, поэтому обычно, сталкиваясь с подобной проблемой, автолюбители в первую очередь проверяют уровень заряда аккумулятора. В некоторых случаях причиной неисправности может быть обрыв провода массы между силовым агрегатом и кузовом автомобиля. Для проверки необходимо продиагностировать соединение кабеля массы с кузовом и при необходимости закрепить его надежнее. Гораздо реже это может быть окисление провода, в этом случае нужно просто зачистить контакт.

Способ устранения неисправности

Все намного проще, если при попытке запуска силового агрегата система подает признаки жизни.

Как было сказано выше, основной причиной невозможности запуска ДВС является разряженный аккумулятор, но если проблема не в нем, то причина может быть:

  • плохой контакт или повреждение электрической цепи;
  • выход из строя замка зажигания или неисправности в контактной группе;
  • выход из строя пускового устройства;
  • выход из строя втягивающего реле.

Как видите, вариантов несколько. Для того, чтобы как можно быстрее разобраться в поломке, нужно в первую очередь понять, что проверяется. Поскольку на практике обычно причина кроется именно в аккумуляторе, необходимо провести диагностику его заряда и при необходимости подзарядить аккумулятор. Иногда бывает так, что даже после зарядки батарея не может нормально работать. Подробнее о причинах и способах решения проблемы с плохой зарядкой можно узнать из вот этого (автор видео AUTO CUT).

Если проблема кроется в узле стартера, то его потребуется разобрать и разобрать для устранения неисправности. Быстро не получится, на это уйдет какое-то время. Конечно, всегда можно поменять механизм, но не каждый автолюбитель готов платить за такое удовольствие, не разобравшись в проблеме. Чтобы понять, как работает устройство, ознакомьтесь с этим.

Итак, как поступать в таких случаях:

  1. Для начала вам необходимо демонтировать механизм с вашего автомобиля, для этого воспользуйтесь сервисной книжкой. Процедура демонтажа зависит от модели машины, поэтому описывать ее не будем. После того, как устройство демонтировано, можно приступать к его проверке.
  2. Для диагностики нужен аккумулятор, надо только убедиться, что он исправен.
  3. Масса от аккумулятора подключается к корпусу стартера, а плюс необходимо подключать к втулке после реле.
  4. Если после выполнения данных действий механизм стал работать, то это свидетельствует о выходе из строя втягивающего реле. Если узел никак не реагирует на ваши действия, то, скорее всего, вам придется дополнительно его разбирать и искать причину.
  5. Втягивающее реле само по себе является конструктивным элементом, так же как и щетки, постоянно функционирующим. Поэтому неудивительно, что эти компоненты периодически выходят из строя.

Заключение

Если выявить неисправность в домашних условиях не удалось, возможно имеет смысл отправить стартер на диагностику к специалистам. Если вы уверены, что проблема именно в нем, но времени на поиск причины и ремонт узла у вас нет, механизм всегда можно поменять.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *